"Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова" урок литературы в 8классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Данилова Ольга Николаевна
Литературно-музыкальная композиция "Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова". На уроке звучат стихи поэта,романсы "Горные вершины","Выхожу один я на дорогу",дополнительные сведения из жизни поэта на Кавказе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kavkaz_v_zhizni_m.yu_.lermontova.zip16.23 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

                      Ольшанская  средняя общеобразовательная  школа №7

               

    Литература 8 класс

Автор: Данилова Ольга Николаевна,

            учитель русского языка и литературы.

347775

Ростовская область,

Целинский район,

с. Ольшанка,

ул. Новостроевская, дом 8

телефон(271)9-48-33

                                                             2014г.

Цели урока:

Познакомить учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова,

дать представление о теме Кавказа в творчестве поэта,

проанализировать лирическое произведение «Кавказ».

Словарная работа: престол, отторгнуть.

Оборудование: компьютерное сопровождение, музыкальное  сопровождение к уроку,

                           сборник стихов поэта.

Содержание урока:

1.Лекция учителя.

2.Литературно-музыкальная композиция «Кавказ в судьбе Лермонтова» (ком. слайды)

3.Романс  на стихи М.Ю.Лермонтова (музыкальное сопровождение).

4.Чтение и анализ стихотворения  Лермонтова «Кавказ» и миниатюры «Синие горы Кавказа»

5. Подведение итогов урока.

                               Ход  урока.

  1.Лекция учителя:

М.Ю.Лермонтов был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, в сражении и в петербургской гостиной. Его творчество богато и разнообразно: народно-поэтическая стилизация в «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», монолог старого солдата в «Бородине»,горький пафос «Туч»и торжественность»Паруса».Ещё при жизни поэт выступил с таким сборником «безмерная строгость к себе позволила Лермонтову включить в сборник только лучшие свои произведения,и они были гениальны,»-пишет И.Андроников.

Отдельным этапом в жизни и творчестве Лермонтова стали встречи с Кавказом.

Кавказ для Лермонтова — это символ вольной, неукротимой, самобытной природы: это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.

Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.

2.Литературно-музыкальная композиция «Кавказ в судьбе Лермонтова»

(готовится к уроку заранее)

1)  Учитель  выразительно  читает стихотворения Лермонтова «Горные вершины».

2)  Чтец 1.  (СЛАЙД 1)                                                                .

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю стих небрежный <...>

Еще ребенком робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

 Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников аллы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы;

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был товарищ их воздушный.

3)  Чтец 2.

О первой встрече с Кавказом Лермонтов расскажет сам. «Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины, К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но ее образ и теперь хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни о чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!.. Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице: я плакал потихоньку без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату. <...> [белокурые волосы, голубые глаза, быстрые; непринужденность - нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны... И так рано! В 10 лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум! иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! Но чаще – плакать.» (слайд 2)

4) Чтец 3.                                       

С тех пор прошло тяжелых много лет,

И вновь меня меж скал своих ты встретил.

Как некогда ребенку, твой привет

Изгнаннику был радостен и светел,

Он пролил в грудь мою забвенье бед

 И   дружески на дружный зов ответил.

5)  Чтец 4.

 Ссылка на Кавказ под пули горцев последовала за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами — «престолами природы.

6) Чтец 1.

М.Ю.Лермонтов. Из письма.

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов,

растущих в скромном палисаднике. ( слайд3-8)

Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На  запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подпишется Машук,  как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее; внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная нить снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... (слайд 9) 

Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..

7) Чтец 2.

Однако благие пятигорские впечатления вскоре заслонили картины войны...

Валерик (Отрывок)

...Что нужды? здешние полки

Народ испытанный... «В штыки,

Дружнее!» - раздалось за нами.

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры впереди...

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть.с коня...

«Ура!» — и смолкло. «Вон кинжалы,

В приклады!» - и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть...

(И зной и битвы утомили

Меня), но мутная волна

Выла тепла, была красна.

8) Чтец 3.

Из донесения командованию;

«В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников 10 октября; когда раненый юнкер Дорохов был вынесен из фронта, я поручил его начальству команду, из охотников состоящую. Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам хищников и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. 12 октября на фуражировке за Шали, пользуясь плоскостью местоположения, бросился с горстью людей на превосходящего числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков и поражал неоднократно собственною рукою хищников. 15 октября он с командой первый прошел шалинский лес, обращая на себя все усилия хищников, покушавшихся препятствовать нашему движению, и занял позицию в расстоянии ружейного выстрела от опушки. Пру переправе через Аргун он действовал отлично против хищников и, пользуясь выстрелами наших орудий, внезапно кинулся на партию неприятеля, которая тотчас же ускакала в ближайший лес, оставив в руках наших два тела. Ракович».

 Чтец4. Судьба хранила М.Ю. Лермонтова от нелепой пули. Бабушке же удалось тем временем выхлопотать для него отпуск. Но вскоре за первой ссылкой последовала вторая.

В последний раз, покидая петербургский свет, Лермонтов, кажется, был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыться, пусть не излечат, но притупят душевную боль. Но именно Кавказским горам суждено было стать безмолвными свидетелями трагедии.

Вспоминает А.И. Васильчиков, секундант М.Ю. Лермонтова.

«Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, <...> темная, громовая туча поднималась из-за соседней  горы Бештау.(слайд 10)

Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали: «Сходитесь!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте <...>

Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома поли печную память новопреставленному рабу Михаилу.»  (слайд11-13)

9)Звучит романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

Какие новые грани личности М.Ю. Лермонтова раскрылись для вас в данном биографическом материале?

Докажите, что каждая встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной, требовала наивысшего напряжения душевных сил.

III. Чтение стихотворения «Кавказ» учителем или специально подготовленным учеником.

Задание. Опираясь на литературоведческий комментарий (учебник, с. 147-148), выделите биографическую основу стихотворения «Кавказ».

Нежный лиризм чувств  воспоминаний героя переплетается в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных слов и форм.

Задание.

Найдите эти слова и объясните их лексическое значение. («Глас* — голос, «воспомня» — вспоминая, «летах* — годах, «отторгнуть* — отделить, отнять насильственным путем.) (слайд14)

С чем сравнивает Лермонтов Кавказ? (Со «сладкой песней отчизны*.)

Подберите к слову «сладкий* синонимы, объясняющие его значение в данной строке.

Сладкий1 — сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.(Ожегов С. И. словарь русского языка)(слайд15)

М.Ю. Лермонтов любил вечер.

Как вы думаете, почему вечер, упоминаемый в стихотворении, поэт назвал «розовым»? Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету? (Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца.)

Задание. Определите стихотворный размер в данном тексте. (1-4 строчки - четырехстопный амфибрахий, 5-я строка каждой строфы - двустопный амфибрахий.) Какого эффекта добивается поэт чередованием коротких и длинных строк? (Эффекта неровного дыхания как следствия волнения.)

Какую композиционную роль выполняет в стихотворении строчка «Люблю я Кавказ»? (Она создает рефрен, связывающий различные лирические темы главной, единой мыслью.) (слайд 16)

 Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.

11. Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа»

Понятие о ритмической прозе формируется в процессе беседы. Что такое ритм? (Равномерное чередование чего-нибудь (звуков, пауз, ударения.)

Когда мы чаще всего встречаемся с ритмическим построением? (Когда изучаем поэзию. Поэтический ритм образует различные размеры стихосложения: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.)

А возможно ли подобное чередование сильных и слабых слогов в прозе?

Задание. Проанализируйте ритмический рисунок данной миниатюры. Определите стихотворный размер. (Дактиль.)

Такая особым образом организованная проза называется ритмической. Подобная организация текста, подчинение его единому ритму позволяет добиться эффекта необычайной взволнованности, усилить лирическое начало произведения.

Миниатюра Лермонтова позволяет представить картину от неба до земли. Вверху мы видим одичалые хребты, небо, облака, громовые тучи, снега и далекие льдины утесов, восходящее солнце. Внизу — темноты, пещеры, на гладком холме — одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, речка, неизвестный путь над пропастью, нежданный выстрел.

Верх и низ — два полюса. Каково отношение поэта к этим пространственным полюсам? В чем оно выражается?

Определите по толковому словарю значение слова «престол». Почему поэт называет кавказские горы «престолами природы»?

Престол: 1) То же, что трон. 2) Высокий стол, стоящий посередине церковного алтаря, за которым совершается богослужение.1

Престолы природы - метафора, подчеркивающая царскую сущность и божественную мощь природы в восприятии M.IO. Лермонтова.

 (слайды17-20)

Известно, что Лермонтов был великолепным художником:

1.Автопортрет.

2.Крестовая гора (картина Лермонтова)

3.Горячие воды.

4.Фрагмент экспозиции «Лермонтов в изобразительном искусстве».

5.На Кавказе поставлен памятник М.Ю.Лермонтову .Скульптор А.М.Опекушин 1889г.

Домашнее задание:

1.  Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ».

2.  Письменно ответить на вопрос: Какие темы, образы, чувства объединяют стихотворение «Кавказ» с ритмической прозой Лермонтова.

                         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта

Разработка урока по теме "М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта" включает в себя материал по биографии, воспоминания современников, идейно-тематический анализ стихов, выявлени...

Презентация к уроку литературы "Синие горы Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Презентация к уроку литературы "Синие горы Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова"...

Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)

Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......

План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».

План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

Презентация к уроку "Синие горы Кавказа, приветствую вас"

В данной презентации расказывается об особом отношении М.Ю. Лермонтова к Кавказу.Эта работа помогает раскрыть особые чувства поэта к Кавказу в разные периоды его жизни....

М. Ю. Лермонтов «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

Познакомить учащихся  с одним из основных этапов жизненного и творческого пути поэта (кавказский период)....