Рабочая программа педагога по литературе в 7 "Б" классе на 2012-2013 учебный год.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы под редакцией В. Я Коровиной. Авторы программы - В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, В.П. Полухина и др.
Учебник Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 – ух частях. (Автор и составитель В. Я. Коровина и другие) – М. ; Просвещение, 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_liter_planirovanie.docx | 45.73 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Дата по плану | Тема урока | Материал учебника | Вид урока. Основные виды деятельности | Формы контроля | Домашнее задание | |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.Анкетирование. | Стр. 3-6 | Беседа. | Тестирование | Сообщения, читать былины | ||
Устное народное творчество (6 ч.) | |||||||
2 | Предания как поэтическая биография народа.. | Стр. 7-10 | Лекция. Эвристическая беседа. | Стр. 7-10 чтение , пересказ. | |||
3-4 | Былина. Понятие о былине.«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда. | Стр. 11-23 | Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств. Выр.чтение. | «Илья Муромец и Соловей разбойник» (прочитать) | |||
5 в/ч | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. | Урок внеклассного чтения. Эвристическая беседа. | Стр. 24-35 (прочитать) | ||||
6 в/ч | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | Стр. 24-35 | Урок внеклассного чтения. Беседа по видеосюжету | Тестирование. | |||
7К | Аудиторное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | Урок контроля Развитие творческих способностей | Повторить стр.7-23 | ||||
Древнерусская литература (6 часов) | |||||||
8 | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. | Стр. 53-54 | Рассказ учителя. Эвристическая беседа. | «Поучение младшему брату». | Выучить определение поучения. Отрывок наизусть. | ||
9 | Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». | Стр. 50-52 | Работа над выразительным чтением. | прочитать стр. 54-63 | |||
10 | «Повесть о Петре и ФевронииМуромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | Стр. 54-63 | Комментированное чтение Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу. | Подготовиться к пересказу эпизодов Рассказ о Февронии | |||
11 | Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | Стр. 54-63 | Эвристическая беседа. Составление плана характеристики | Рассказ по плану. | Подготовиться отвечать на контрольные вопросы стр. 63 | ||
12К | Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература» | Урок контроля | Сообщения о Ломоносове и Державине | ||||
Русская литература 18 века (3 часа) | |||||||
13 | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». | Стр. 64-66 | Лекция. Практикум анализа стихотворения. | Отзыв на стихотворение | |||
14 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) | Стр. 67-68 | Обучение устному рассказу и выразительному чтению. | Выучить отрывок из оды наизусть | |||
15 | Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». | Стр. 68-71 | Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением. | Выразительное чтение наизусть | прочитать поэму Пушкина «Полтава» | ||
Творчество А. С. Пушкина (9ч) | |||||||
16 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Р/к. Пушкин и Кавказ. Интерес Пушкина к истории. | Стр. 72-76 | Лекция | Выучить лекцию | |||
17 | «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII. | Анализ изобразительных средств. | Выучить отрывок наизусть | ||||
18 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы. | Стр. 77-80 | Рассказ учителя. Эвристическая беседа. | Выучить вступление к поэме наизусть. | |||
19-20 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. | Стр. 80-87 | Лекция. Беседа по иллюстрациям. Практикум. Работа над выразительным чтением. | Выучить отрывок из стихотворения. Выучить определение и особенности баллады. | |||
21 | Смысл сопоставление Олега и волхва. | Стр. 80-87 | Эвристическая беседа. | Выразительное чтение наизусть | Выучить определение и особенности баллады. | ||
22 | А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена вЧудовом монастыре. | Стр. 87-97 | Эвристическая беседа. | Стр. 96-97 (вопросы) | |||
23. | А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести. | Эвристическая беседа | ответы на вопросы | ||||
24 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского». Развитие понятия о повести. | Эвристическая беседа | Дом.соч. « История в произведениях А.С. Пушкина» | ||||
Творчество М. Ю. Лермонтова (9 часов) | |||||||
25 | М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Р/к . Лермонтов на Кавказе. Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | Стр. 114-136 | Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу. | Рассказ «Пир Ивана Грозного» | |||
26 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | Стр. 114-136 | Эвристическая беседа | Рассказ «Кулачный бой на Москва-реке» | |||
27 | Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора. | Стр. 114-136 | Практикум. | «Кулачный бой на Москва-реке» | «Князь Серебряный» | ||
28 | Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы. | Стр. 114-136 | Практикум | ответы на проблемные вопросы | |||
29 | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. | Стр. 139 | Практикум анализа стихотворения. | Выучить стихотворение | |||
30 | М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». | Стр. 138-139 | Практикум анализ стихотворения. | Анализ стихотворения | |||
31 | Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» | Стр. 139 | Отработка выразительного чтения. | Выразительное чтение наизусть | Черновик сочинения | ||
32Р | Р/рАудиторное сочинение «Какая картина возникает в вашем изображении при чтении одного из лермонтовских стихотворений» | Развитие речи. | Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать) | ||||
Творчество Н. В. Гоголя (6ч+1) | |||||||
33 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | Стр. 141-144 | Эвристическая беседа | Рассказ «Жизнь на Сечи» | |||
34 | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. | Стр. 162-175 | Эвристическая беседа. Составление плана характеристики | рассказ об Остапе и Андрии | рассказ об Остапе и Андрии | ||
35 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | Стр. 175-185 | Эвристическая беседа. | Биография Тараса | |||
36 | Трагедия Тараса Бульбы | Стр. 185-210 | Диспут | Биография Тараса | Ответы на проблемные вопросы | ||
37 | Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. | Стр. 210-211 | Слово учителя. Эвристическая беседа. | Миниатюра | |||
38 | Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя». | Стр. 210-211 | Урок развития речи. | Подготовиться к тестированию | |||
39 | Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя. | Урок контроля | Стр. 214-223 (прочитать) | ||||
Творчество И. С. Тургенева (5 часов) | |||||||
40 | И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». | Стр. 212-214 | Рассказ учителя. | Выучить лекцию | |||
41 | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | Стр. 214-223 | Просмотр фрагмента фильма и обсуждение | Тестирование | Отзыв на видеосюжет | ||
42 | Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | Стр. 214-223 | Практикум анализа эпизода. | прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»; «Бежин луг» | |||
43 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. | Стр. 224-226 | Эвристическая беседа | Отзыв на стихотворение в прозе | Выучить стихотворение «Русский язык» | ||
44 | Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» | Стр. 224 | Обучение выразительному чтению | Выразительное чтение наизусть | Стр. 227-245 (прочитать) | ||
Творчество Н. А. Некрасова (3 часа) | |||||||
45 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. | Стр. 227-245 | Рассказ учителя. | Стр. 244-245 (вопросы) | |||
46 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | Стр. 227-245 | Практикум анализа эпизода | Устный рассказ о героине с цитированием | |||
47 | Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Стр. 245-250 | Эвристическая беседа. Составление плана. | Устный рассказ о героине | стр. 261-274 (прочитать) | ||
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (4 часа) | |||||||
48 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | Стр. 261-274 | Эвристическая беседа | художественный пересказ эпизодов | |||
49 | Смысл противопоставления генералов и мужика. | Стр. 274-276 | Эвристическая беседа | Художественный пересказ эпизодов | Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» | ||
50 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | Эвристическая беседа; пересказ эпизодов | Подготовиться к контрольному тестированию | ||||
51 | Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина | Урок контроля | Стр. 276-295 (прочитать) | ||||
Творчество писателей 2-ой половины 19 века (7 часов) | |||||||
52-53 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести | Стр. 276-295 | Эвристическая беседа. | Пересказ эпизодов от 1-ого лица | Устный рассказ о героях | ||
54 | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. | Стр. 276-295 | Беседа, обучение устному рассказу. | Устный рассказ о героях | Бунин «Цифры» | ||
55 | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Эвристическая беседа | Бунин «Лапти» | ||||
56 | И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. | Эвристическая беседа | Стр. 297-304 (прочитать, вопросы) Дом. соч по рассказу «Лапти» | ||||
57 | А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. | Стр. 297-304 | Эвристическая беседа | Горький «Детство» (прочитать) | |||
58 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». | Стр. 297-304 | Практикум | Инсценировка рассказов | |||
59-60 | Р/рСтихи русских поэтов 19 века о родной природе | Стр. 312-316 | Урок-концерт. | Выразительное чтение наизусть | Горький «Детство» | ||
Творчество А. М. Горького (5 ч) | |||||||
61 | М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Стр. 19-83 | Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов. | Подготовиться к рассказу «Дед Каширин» | |||
62-63 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни» | Стр. 19-83 | Составление плана характеристики | Рассказ «Дед Каширин» | Подготовиться к художественному пересказу | ||
64 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» | Стр. 19-83 | Беседа с элементами пересказа | Художественный пересказ | Рассказ по плану. Выбрать понравившийся эпизод. | ||
65 | Р/р Обучение анализу эпизода повести. | ||||||
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | Стр. 84-88 | Урок внеклассного чтения. | Рассказ по плану | Выучить отрывок | |||
Творчество писателей первой половины 20 века | |||||||
66 | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | Стр. 100-109 | Анализ художественной формы стихотворения. | Выучить отрывок из стихотворения | |||
67 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». | Стр. 110-111 | Эвристическая беседа. | Выразительное чтение наизусть | Отзыв на стихотворение | ||
68 | Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | Стр. 89-99 | Эвристическая беседа | Платонов «Юшка» (прочитать) | |||
69 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. | Стр. 113-123 | Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы. | Платонов «В прекрасном и яростном мире» | |||
70 | А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». | Стр. 123-138 | Урок внеклассного чтения. | Тестирование | Подготовиться к сочинению | ||
71-72Р | Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Урок развития речи | |||||
73-74 | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…» | Стр. 139-143 | Практикум | Интервью с поэтом-участником ВОв | |||
75 | Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. | Проектная деятельность | Выучить стихотворение о войне на выбор | ||||
76-77 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова | Стр. 150-158 | Урок-концерт | Выразительное чтение стихотворения наизусть | Абрамов «О чём плачут лошади» | ||
78 | Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». | Стр. 159-167 | Эвристическая беседа | Ответы на проблемные вопросы | |||
79 | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе. | Рассказ учителя. Беседа | Выучить теоретический материал | ||||
80 | Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | Стр. 168-176 | Эвристическая беседа | Фронтальный опрос | Носов «Живое пламя» (прочитать) | ||
81 | Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | Стр. 176-179 | Урок развития речи | ||||
82 | Герои рассказа и их поступки. | Стр. 180-198 | Ответы на проблемные вопросы | Выучить стихотворение на выбор | |||
83 | Р/рАудиторное соч. – отзыв по рассказу «Живое пламя» | ||||||
84-85 | «Тихая моя родина…».Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. | Стр. 212-220 | Урок-концерт | Выразительное чтение стихотворения наизусть | Готовиться к уроку-композиции | ||
86 | Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | Стр. 144-149 | Практикум анализа лирического произведения | Выучить стихотворение | |||
87-88 | Ю.П. Казаков . Слово о писателе. «Тихое утро» | Эвристическая беседа | пересказ | ||||
89-90 | Д.С. Лихачев «Земля родная ». Главы из книги. | Эвристическая беседа | Чтение пересказ | ||||
91 | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | Стр. 205-211 | Эвристическая беседа | Выразительное чтение наизусть | Подготовиться к уроку-композиции | ||
92 | Песни на слова русских поэтов 20 века | Стр. 220-227 | Урок внеклассного чтения | Сообщения | Сообщения; рассказ о стихах | ||
93 | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | Стр. 225-227 | Практикум. Слово учителя. | Сообщения | |||
Зарубежная литература (9 часов) | |||||||
94 | Р. Бернс «Честная бедность». | Стр. 228-232 | Эвристическая беседа. Слово учителя. | Устное выступление | Миниатюра «Каким я себе представляю поэта» | ||
95 | Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | Стр. 233-234 | Анализ поэтических интонаций. | Сообщения; иллюстрации | |||
96-97 | Японские хокку. Особенности жанра. | Стр. 235-240 | Анализ хокку. | Написание отзыва. Сочинение хокку. | О. Генри «Дары волхвов» (прочитать) | ||
98 | О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. | Стр. 241-248 | Семинар | Брэдбери «Каникулы» (прочитать) | |||
99 | Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». | Стр. 249-262 | Урок внеклассного чтения | ||||
100 | Д. Олдридж «Отец и сын» | Урок внеклассного чтения | Список для летнего чтения | ||||
101-102 | Подведение итогов. Рекомендации на лето. |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы под редакцией В. Я Коровиной. Авторы программы - В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, В.П. Полухина и др.
Учебник Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 – ух частях. (Автор и составитель В. Я. Коровина и другие) – М. ; Просвещение, 2010
На изучение курса литературы в 7 классе отводится 103 часов (3 часа в неделю).
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы и ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений теоретико – литературных понятий;
Овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в 7 классе способствует решению следующих задач:
Обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
Формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений;
Совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, комментирование, характеристика литературного героя,;
итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, к кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода
Требования к знаниям и умениям, формированию компетенций по литературе за курс 7 класса
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения ( начальные представления); герой- повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлении); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления ); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь :
видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонации в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
аргументировать оценку героев событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
написать басню, былину, письмо или дневник литературно героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре 8 класса на 2012-2013 учебный год
Предлагается рабочая программа по алгебре по УМК А.Г. Мордковича для учащихся 8 классов на 2012-2013 учебный год....
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 6 класс...
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 5 класс
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» на 2012-2013 учебный год, 5 класс...
Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освое...
Рабочая программа по факультативу"Бумажная фантазия" на 2012-2013 учебный год
Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарны...
Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» (2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)
Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества»(2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)...
рабочая программа по русскому языку 5 класс 2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа была составлена на основе учебника и программы под ред. Ладыженской...