Обобщение опыта педагогической работы учителя-словесника
методическая разработка по литературе по теме
Вот уже 20 лет я преподаю русский язык и литературу, но не утратила живого интереса к своей профессии, потому что убеждена « Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле».
За годы работы мною накоплен большой педагогический опыт, который прежде всего базируется на творческом содружестве учителя и ученика, а в свете последних преобразований школьной системы образования и проекта «Новая школа» я еще раз убедилась, что выбранная мною методическая тема «Развитие творческих способностей учащихся через игровые технологии и элементы театрального искусства» актуальна как никогда.
Принципиальными положениями, повлиявшими на данный выбор темы, в качестве основополагающей в течение 5 лет работы, стали направления модернизации школы, одним из которых является раскрытие творческого потенциала учащегося.
По моему глубокому убеждению, именно литература – учебный предмет, понимаемый как духовный и мировоззренческий, призван формировать не только систему взглядов на мир и общество, но и воспитывать личность как субъекта национальной культуры, как гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_pedagogicheskoy_raboty.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта работы учителя высшей категории ГОУ СОШ № 352 с углубленным изучением немецкого языка Смирновой М. А.
Вот уже 20 лет я преподаю русский язык и литературу, но не утратила живого интереса к своей профессии, потому что убеждена « Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле».
За годы работы мною накоплен большой педагогический опыт, который прежде всего базируется на творческом содружестве учителя и ученика, а в свете последних преобразований школьной системы образования и проекта «Новая школа» я еще раз убедилась, что выбранная мною методическая тема «Развитие творческих способностей учащихся через игровые технологии и элементы театрального искусства» актуальна как никогда.
Принципиальными положениями, повлиявшими на данный выбор темы, в качестве основополагающей в течение 5 лет работы, стали направления модернизации школы, одним из которых является раскрытие творческого потенциала учащегося.
По моему глубокому убеждению, именно литература – учебный предмет, понимаемый как духовный и мировоззренческий, призван формировать не только систему взглядов на мир и общество, но и воспитывать личность как субъекта национальной культуры, как гражданина.
Исходя из вышесказанного, считаю, педагог не может руководствоваться только каким-то одним жизненным кредо, выражающим его личностную позицию, поэтому для себя определила несколько педагогических принципов:
- Учи, твори, воспитывай
- Твори, развивай, достигай
- Уча – учись сам!
- Через литературу – к душе!
Ведущей педагогической идеей ставлю для себя максимальное развитие ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, культурного, умственного и физического совершенствования.
Основные концептуальные положения конкретизируются в следующих тезисах:
- Уважение мнения ребенка
- Индивидуальный подход к каждому
- Мотивированность обучения
- Проблемность обучения
- Сотрудничество и сотворчество
Методическая педагогическая позиция.
Использование игровых технологий в учебной деятельности не ново, но я стараюсь сочетать традиционные формы обучения с инновационными технологиями (использование компьютерного потенциала, театрального искусства, межпредметных связей).
Для инновационной деятельности учителя сейчас созданы все условия: огромная теоретическая книжная база (В своей работе я использую серию книг «Нестандартные уроки», «Уроки литературы и сценарии литературно-музыкальных композиций» М. В. Амфилохиевой, «Творческое содружество учителя и ученика» Т. Резцовой и др.), возможность поделиться опытом через Интернет и участием в Фестивале педагогических достижений «Открытый урок». В 2010 году в газете «Первое сентября» была напечатана моя статья «Разработка литературных сценариев. Кафе «Поэзия сердец» ».
Свои методические наработки я использую во всей педагогической системе: на уроках (урок-концерт, урок-ролевая игра, урок инсценирования, интегрированный урок), во внеурочной работе по литературе (литературные гостиные, спектакли, предметные недели), в организации самостоятельной внеурочной деятельности учащихся по развитию познавательной компетентности (походы в театр, написание сценариев, разработка интерактивных экскурсий).
Функционально-операционная база.
При подготовке и разработке уроков я учитываю, что в процессе игры высвобождаются творческие возможности как ученика, так и учителя. Творческое столкновение и содружество учителя и ученика – идеальная модель школы, поэтому технологии реализации раскрытия творческого потенциала учащихся многообразны:
- Словесные разминки
Провожу на каждом уроке русского языка, начиная с 5 класса, вначале сама, затем это делают ученики с учетом изучаемой темы.
Например, по теме «Лексика» - к слову «дорога» подобрать синонимы, антонимы, указать лексическое значение. По теме «Морфемика» - отгадать задуманное слово по аналогии:
Приставка как в слове «соединить»
Корень как в «трудиться» = сотрудница
Суффикс как в «ученица»
Окончание как в «страница»
Данные задания развивают креативное мышление учащихся, прививают интерес к русскому языку и культуре.
Игровые технологии являются как элементами урока,так и основой целого урока-игры.
В старших классах на уроках литературы использую викторины по творчеству известных писателей и поэтов, определить которых можно по подсказкам в поисковых системах «Google» и «Yandex».
Уроки по систематизации знаний по теме часть провожу в форме игры по станциям «В стране невыученных уроков», «В государстве Числяндия», «В мире фразеологизмов».
Очень нравятся учащимся задания эвристического типа: Придумайте развязку истории, продолжите стихотворение и т.д.
Особое внимание я уделяю написанию творческих работ, требующих интерпретирования художественного текста:
5 класс – Написать письмо от имени Жилина к матери по рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник».
6 класс – Представьте несколько страничек из дневника М. К Троекуровой по повести А. С. Пушкина «Дубровский».
7 класс – Напишите Наставления для первоклассников.
10 класс – Письма А. Базарова к отцу и т.п.
- Французские мастерские письма
Элементы «творческого письма» применяю на уроках русского языка «Что имя может рассказать о человеке», «Один из дней», «Одно из абстрактных понятий» и т.п.
- Систематизация знаний путем создания презентаций и таблиц
Широко использую технологии создания презентаций в старшей школе как по литературе, так и по русскому языку, что дает возможность ученикам увидеть многомерную картину жизни в динамике, во множественных взаимосвязях, стимулирует к поиску самостоятельной информации, ее систематизации, рождает интерес к культуре страны.
Презентации учащиеся использую потом на своих уроках: «Серебряный век русской культуры», «Художественная культура первой половины XIX века», «Голоса из прошлого. Лирика 40 годов ХХ века» и т.д.
- Разработка уроков с элементами театрального искусства
Театральная культура является неотъемлемой частью уроков литературы, т.к. программой предусмотрено знакомство учащихся с одним из родов литературы – драмой. Изучение на уроках драматических произведений открывает огромные возможности для раскрытия творческих способностей учащихся: они могут попробовать себя в роли актеров, декораторов, костюмеров, режиссеров, литературных критиков.
Мною разработана система уроков – инсценировок, где соавторами наравне с учителем являются и учащиеся:
5 класс – «По дорогам сказок»
6 класс – «Эта новая старая басня»
8 класс – «Чему смеетесь, над собой смеетесь!» Н. Гоголь «Ревизор»
9 класс – «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Д. Фонвизин «Недоросль»
10 класс – «Я искала любви и не нашла» А. Островский
11 класс – «Лики поэзии Серебряного века»
Приобрести навыки в теории литературы помогают учащимся такие виды работы, как прием стилизации под какое-либо литературное направление (стихи, письма), создание пародий (пародии на художественного героя или все произведение).
В 9 классе у учащихся должны быть сформированы знания по литературным направлениям ХIХ века (классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм). Я предлагаю задания для групп написать оду, сентиментальную повесть, балладу, очерк, героем, которого станет персонаж русской народной песни «Жил – был у бабушки серенький козлик». Данное задание всегда вызывает живой интерес у школьников, рождает творческий поиск, помогает раскрыть скрытые таланты.
Используя элементы театрального искусства на уроках, я подталкиваю учащихся к продолжению сотрудничества и во внеурочное время.
Внеурочная педагогическая деятельность.
В течение 10 лет кафедра филологии в нашей школе проводит месяц литературы и русского языка в феврале. Стало доброй традицией проводить литературно-музыкальные композиции в литературной гостиной для старшеклассников. Салонное искусство в России берет свое начало в ХVIII веке, познакомить учащихся с тем, как проходили вечера в разные эпохи – вот цель литературных гостиных.
Сценарии я составляю каждый раз на основании творческих способностей конкретного контингента учащихся: способных детей в области вокала, декламации, классического танца выявляю заранее. Каждый из участников может быть соавтором, проявить свои таланты, интерпретировать литературный текст.
Вот тематика последних литературных гостиных:
- Рождественская сказка
- Великосветский Петербург (по произведениям Н. Гоголя и В. Маяковского).
- «Страсти по Шекспиру» (Венок сонетов)
- Арт-кафе «Серебряный грот»
- «Пока в России Пушкин длится…» (Последние месяцы жизни поэта)
- Маски поэзии Серебряного века.
- «Поединок роковой» (Лирика Ф. Тютчева и А. Фета)
- Любовь – она бывает разная. (Поэты ХХ века в любви)
- Кафе «Поэзия сердец» (Любовная лирика поэтов ХIX и ХХ веков)
- Бег времени в расставаниях и встречах ХХ века.
Чтобы учащиеся могли играть как настоящие актеры, провожу с ними мастер-классы, учу основам актерского мастерства, разбираем мизансцены и движения персонажей на сцене.
У нас был совместный опыт игры с профессиональными актерами из Академического Александринского театра: В первом действии выступали учащиеся, во втором артисты. Заседание литературной гостиной было посвящено творчеству Б. Пастернака и М. Цветаевой.
Состоялся и интересный опыт проведения урока в литературном музее – в Народном музее А. А. Ахматовой, где учащиеся познакомились с поэмой «Реквием».
Научно-исследовательская работа.
В силу того, что наша школа имеет статус учебного заведения с углубленным изучением немецкого языка, конференции, семинары, круглые столы посвящены взаимодействию культур России и Германии.
Учащиеся готовят литературные переводы на русском языке известных произведений немецких писателей и поэтов, знакомятся с современной литературой, что находит отражение в исследовательских работах:
«Сравнение немецких и русских пословиц»
«Фольклорные мотивы в лирике Гете и Лермонтова»
Мои ученики неоднократно становились победителями и лауреатами районной конференции «Новые имена», а работы Морозовой Д. и Антоновой Д. были оценены дипломами 1 степени на городской научно-практической конференции.
Информационно-рефлексивная база. Результативность опыта.
Используя игровые технологии, приобщая учащихся к театральному искусству я стараюсь максимально раскрыть творческие способности каждого ребенка, что приносит ощутимые результаты: каждый год выпускники выбирают вузы, связанные с филологией и театром. Многие из тех, кто поступил в технические вузы, продолжают заниматься любимым делом: играют в КВН, записывают диски, продолжают писать стихи и рассказы, размещают их в Интернете.
Учащиеся показывают стабильно высокие результаты в ЕГЭ по русскому языку и литературе в 2010 году – 68% по русскому языку и 49,5% по литературе. Качество знаний учащихся по литературе за последний год возросло с 85% до 91%.
«Филология – это служба понимания», так считает критик С. Аверинцев. Я хочу научить сегодняшних и будущих школьников этому пониманию, привить им интерес к литературе и языку, помочь адаптироваться в самостоятельной взрослой жизни, поэтому в перспективе хочу разработать курс театрального искусства в школе, создать виртуальную игру «Вхождение в мир», совершенствоваться в компьютерной грамотности.
Творчество – это процесс бесконечный, и какой гранью оно обернется завтра – покажет время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагогической работы
Описание презентации по теме:"Обобщение опыта педагогической работы"...
Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»
Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...
Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)
Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....
Пресс-конференция на уроке литературы. (Из опыта работы учителя-словесника.)
Одной из форм информационного общения является пресс-конференция. В наш информационный век, где огромную роль играют СМИ, важно дать ребятам почувствовать интерес к факту, добытому, научно и дост...
Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)
В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. Инструментом качес...
Районное обобщение опыта педагогической работы "Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности" 2020 год
Данный материал отражает приёмы работы с использованием архивных источников. В качестве последних были взяты копии документов Кольчугинского архива из фондов артели инвалидов им. Воровского за период ...
Обобщение опыта педагогической работы
Обобщение собственного педагогического опыта...