Районное обобщение опыта педагогической работы "Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности" 2020 год
учебно-методический материал по истории (8, 9, 10 класс)
Данный материал отражает приёмы работы с использованием архивных источников. В качестве последних были взяты копии документов Кольчугинского архива из фондов артели инвалидов им. Воровского за период 1939-1954 гг. Были показаны возможности анализа статических данных, текстов из периодических изданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
районный мастер-класс в рамках обобщения опыта | 40.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6»
Методическая разработка
Современные приёмы работы с архивными источниками
на уроках истории и во внеурочной деятельности
(8-10 класс)
Автор: Антонова Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
Кольчугино – 2020
Пояснительная записка
Современный подход к образованию делает упор на самостоятельную работу учащихся, развитие умений и навыков взамен накапливанию знаний, а также на выработку собственной аргументированной точки зрения. В связи с этим целесообразно сместить акценты с традиционного, объяснительно-репродуктивного, обучения, при котором исторический источник рассматривается как вспомогательное средство при работе с учебником, на предметную деятельность - самостоятельное добывание фактов из текста источника
Работа с историческим источником является одним из эффективных и интересных способов организации внеурочной деятельности. Данный вид работы позволяет не только сформировать у детей умение критически переработать информацию, но и приобщить их к познанию истории через практику, на настоящем материале, который к тому же основан на событиях родного края. Ещё в 19 веке профессор Стасюлевич М.М. высказал идею, что непосредственное знакомство учащихся с источниками имеет гораздо большее значение, чем работа по учебнику, поэтому он предложил вести занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками. С помощью источника реализуется принцип наглядности – внешний вид документа способствует погружению в эпоху. Также активизируется процесс мышления и воображения: чтение, анализ, извлечение необходимой информации, рассуждение, оценивание - всё это является важнейшим элементом реализации деятельностного подхода.
Интересную методику работы с источниками предлагает Н.И. Дорожкина, автор книги «Современный урок истории. 5-11 классы».
Во-первых, к источникам предъявляются определённые требования:
- Соответствие целям и задачам занятия
- Отражение событий эпохи
- Мотивация учащихся через систему вопросов и заданий
- Доступность для восприятия
Во-вторых, в каждой возрастной группе учащихся методика занятий должна соответствовать их учебно-познавательным умениям: в 5-6 классах источники повествовательного характера и вопросы к ним элементарны: выписать понятия, выделить главную идею; в 7-8 классах задания требуют большей самостоятельности – заполнение таблиц, составление плана, формулирование своих вопросов к тексту; в 9-11 классах вводится критическая оценка документа, анализ аргументации автора, выявление причинно-следственных связей и логических суждений, чтение контекста.
Главная цель учителя - помочь ученику сориентироваться в тексте источника и понять заложенную информацию.
Работа с источниками включает базовые условные этапы:
- Атрибуция документа:
А) автор
Б) дата создания документа
В) локализация событий, отражённых в тексте
- Анализ документа:
А) интересующие факты
Б) выводы
В) позиция автора
3. Сравнение групп документов:
А) противоречия в предлагаемых документах
Б) объяснение противоречий
В) новые сведения об изучаемых событиях
Г) соотнесение текста документа с учебником
4. Личное отношение к документу.
О.Н. Хохлова предложила выделить следующие этапы работы с источником:
1. Работа с отдельными терминами и понятиями, встречающимися в источнике, самостоятельное составление их определений.
2. Умение отвечать на поставленные к источнику вопросы различных типов и уровней сложности.
3. Самостоятельная формулировка учащимся вопросов по содержанию документа.
4. Показ на основе вопросов информативных возможностей источника.
Стрелова О.Ю. предложила еще более развернутую схему анализа исторических документов, в основе которой лежит многоуровневый подход. К вопросам первого уровня она относит вопросы, которые помогают установить вид документа, личность автора, время, место и обстоятельства его создания (условно этот уровень можно назвать «паспортизацией документа»). Вопросы второго уровня направлены на логический анализ содержания документа и работают с информацией, лежащей на поверхности текста, охватывают факты, описанные автором. Вопросы третьего уровня направлены на критический анализ источника: учащиеся пытаются определить его достоверность и мотивы манипуляции автора историческими фактами. Вопросы четвертого уровня выводят на аксиологический анализ документа. Они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок социальных слоев, политических организаций, отдельных исторических деятелей или автора документа. Вопросы пятого уровня ориентированы на праксиологический анализ источника: проясняют его ценность в изучении конкретной темы или проблемы. Порядок работы по данной схеме следующий:
1. Пишется название документа и время его создания, ставится проблема;
2. К документу формулируются вопросы;
3. Даются ответы на поставленные вопросы;
4. Выявляется причина(ы), приведшая к появлению данного документа;
5. Определяются ближайшие последствия события, затронутого в источнике;
6. Определяются его перспективные, отдаленные последствия.
На творческом уровне учащийся должен научиться давать оценку историческому источнику и вписать его в общий массив документов по теме исследования: определять уровень его достоверности и объективности, объяснять позицию автора источника, аргументировать свою точку зрения. На этом уровне предлагается охарактеризовать источник по следующему плану:
1. Репрезентативность и полнота источника (насколько в нем отражены наиболее значимые исторические факты);
2. Цели создания документа;
3. Позиция автора (-ов): личная, политическая, социальная;
4. Достоверность источника (насколько точно в нем отражены исторические факты и явления);
5. Точность информации, представленной в документе (т.е. степень отражения деталей в нем).
В процессе изучения исторических источников формируется опыт, который, по мнению американского педагога Дж. Дьюи, связан с выполнением действий, запускающих цепную реакцию мыслительной активности. Вследствие этого у учащегося появится желание к дальнейшему самообразованию, формированию определенного свойства характера, дающего ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям.
Технологическая карта занятия
1. тема занятия - «Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности»
2. данное занятие проводится в курсе «История России» в разделе «История советского государства» (урок в старшем звене – 10 класс), в рамках внеурочной деятельности по краеведению среди учащихся 8-11 классов. Играет важную роль в изучении регионального компонента на основе изучения местного архивного материала;
3. занятие целесообразно проводить среди учащихся 8-11 классов, у которых уже сформированы базовые знания истории России, основные навыки и умения работы с текстовыми материалами и Интернет-ресурсами; а также взаимодействовать в группе;
4. пропедевтика формирования и развития навыков работы с историческими источниками, умение анализировать, сравнивать, делать выводы осуществлялось в рамках использования технологии критического мышления, компьютерных технологий с 5-го класса;
5. список используемой литературы:
Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы
Дьюи Дж. Studbooks.net/1933556/pedagogika/osnovnye_pedagogicheskie_idei_dzhona_duui
Озеров А.Г. История и методика краеведения. – М. ООО «Юный краевед», 2015. – С. 110
6.копии документов «Архива Кольчугинского района»- Годовые отчёты о деятельности артели инвалидов им. Воровского за 1939, 1941-1942, 1947 гг.
7. копии публикаций из архива редакции газеты «Голос кольчугинца» за 1954 год, статьи «Агенты».
6. оборудование: ПК, слайды, калькуляторы, учебные принадлежности.
ФИО: Антонова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания.
2019-2020 учебный год.
Тип занятия: открытие нового знания, заседание экспертного совета
Форма организации образовательного процесса: практическое исследование исторических источников.
Форма организации деятельности учащихся: групповая работа – «Заседание экспертного совета».
Цель занятия: развитие и совершенствование навыков работы с историческими источниками в группе
Задачи занятия:
Образовательные – изучение, обобщение и систематизация знаний об истории родного края в советский период на примере изучения артельного движения в г. Кольчугино.
Развивающие – совершенствование опыта работы с историческими источниками через использование конкретно-исторического метода, ретроспективного, сравнительно-математического методов.
Воспитательные – воспитание чувства патриотизма и уважения к истории малой Родине
Универсальные учебные действия:
Личностные:
-формирование исторического и социального образа родного края;
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к краеведению, ориентации на содержательные моменты практической исследовательской работы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Предметные:
- формирование научного типа мышления, умение объективно анализировать информацию;
- преобразование и применение нового знания о родном крае;
Метапредметные:
познавательные:
-развитие устной и письменной речи;
-умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
регулятивные:
-принимать и сохранять задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
коммуникативные:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Этапы занятия | Врем. | Содержание | Действия педагога | Действия уч-ся | Формы и методы | Материалы и оборудование | Диагн. задания |
Орг. момент | 1 мин | приветствие | Предлагает учащимся разделиться на 4 группы и занять свои места | Уч-ся делятся на 4 группы | Фронтальная беседа | 4 парты, учебные принадлежности | |
Подготовка к активной познавател. деятельнос. | 1 мин. | Определение мест для 4 групп уч-ся | Помогает в распределении групп | Уч-ся занимают свои места | Фронтальная беседа | Учебные принадлежности | |
Установка познавательной задачи | 2 мин. | Вводная беседа и постановка проблемы Группы получают блок документов, план работы, вопросы: | Вопрос: Кто знает это здание? Что это и где находится? Вопрос: что такое архив? Я не случайно показала фотографию архива, сегодня его фонды нам пригодятся в работе. В архиве мы можем получить не только необходимую нам справку, но и ценную информацию об истории Кольчугинского района. Например, в Кольчугине работали разные артели. Материалы о них оригинальны, интересны, не изучены. Сегодня все вы – участники экспертного учёного совета. Ваша задача – проанализировать предоставленные документы и выбрать как можно больше полезной информации об артели. | Ожидаемый ответ: Это здание архива на ул. 50 лет СССР Ожидаемый ответ: архив – это хранилище документов. В группах выбирают руководителя | Фронтальная беседа | Проектор Слайд с фото архива Кольчугинского района. Копии архивных документов Бланки ответов калькулятор интернет | Показ слайда Приложение 1 |
Усвоение новых знаний | 15 мин | Работа с документами: анализ, сопоставление, поиск ответов, выдвижение гипотез | Сотрудничает в процессе Помогает и направляет | Анализируют источники Записывают результаты в бланки ответов | Исследование Анализ Синтез Сравнение Дедуктивный и индуктивные методы | Копии архивных документов Бланки ответов Калькулятор интернет | *ссылка 1 под таблицей |
Проверка понимания | 15 мин | Отчёт руководителей групп | Помогает и направляет, задаёт необходимые вопросы | Заслушивают отчёты групп Делают выводы | Индивидуальная беседа Монолог руководителей групп | ||
Закрепление знаний | 3 мин | Общие выводы | Завершение занятия Таким образом, на примере артели инвалидов мы узнали о деятельности организации, её составе, выпускаемой продукции, выявили проблемы артели, попытались выяснить их причины, увидели вклад работников артели в общее дело в годы ВОВ, сделали вывод, что история нашего города является неотъемлемой частью истории всей страны, испытали чувство глубоко уважения к труду и жизни земляков. | Сбор материалов | Монологическая речь учителя |
*ссылка 1
Задания для 1-й группы:
- выберите всю возможную информацию из источника (возможно использование Интернет-ресурсов):
1) выпишите название документа;
2) какова цель создания документа?
3) что такое артель? ВСЕКООПИНСОЮЗ?
4) адреса организации, год создания, сфера деятельности;
5) предположите, почему артель называлась в память о Воровском, свяжите эту информацию с годом создания организации;
6) укажите на карте города условные обозначения помещений;
7) достоверны ли сведения в документе?
8) сведения документа могут быть полезными в изучении истории родного края?
Задания для 2-й группы:
- проанализируйте документы и сделайте выводы о социальной структуре работающих в артели кольчугинцев (возможно использование Интернет-ресурсов):
1) выпишите название документа;
2) какова цель создания документа?
3) что такое артель? ВСЕКООПИНСОЮЗ?
4) все ли работающие были членами артели?
5) кто такие наёмные, и какую функцию они выполняли?
6) каким было соотношение инвалидов и здоровых работающих в артели?
7) какие ещё категории работников учтены в документах?
8) достоверны ли сведения в документе?
9) сведения документа могут быть полезными в изучении истории родного края?
Задания для 3-й группы:
- проанализируйте документы и выясните (возможно использование Интернет-ресурсов):
1) выпишите название документа;
2) какова цель создания документа?
3) что такое артель?
4) как артель помогала фронту?
5) какие изделия производились в артели и для каких целей?
6) на какие работы привлекались артельщики?
Задание для 4-й группы: - проанализируйте источники:
- выпишите название документов;
- установите даты документов
3) какова цель создания документа?
4) что такое артель?
5) выявите характер проблем артели;
6) какова позиция автора?
7) на основе статей предположите, почему руководство артели не решало проблему своевременно?
8) какие дополнительные сведения о жизни советских людей можно получить из статей?
Предположения | ??? |
Выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с историческими источниками на уроках истории 10 класс
Задания типа С1-С3 в формате ЕГЭ...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"
В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории. Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...
Работа с историческими источниками на уроках истории
В работе представлен теоретический и практический материал по работе с историческими источниками на уроках истории. Разработанные памятки, инструкции, тексты исторических источников помог...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.
Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...
Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"
Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....