Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)
статья по русскому языку (9, 11 класс) на тему

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качества образования в современной школе являются ОГЭ и ЕГЭ по предметам. В связи с этим  важным направлением работы учителя-предметника  является подготовка учащихся к Государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Подготовка к экзамену по русскому языку и литературе  требует системного подхода. Успех обеспечивается такой системной работой, которая будет начинаться  со среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podgotovka_k_ekzamenam.docx63.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сивцева Саргылана Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №17 г.Якутска

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качества образования в современной школе являются ОГЭ и ЕГЭ по предметам. В связи с этим  важным направлением работы учителя-предметника  является подготовка учащихся к Государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Подготовка к экзамену по русскому языку и литературе  требует системного подхода. Успех обеспечивается такой системной работой, которая будет начинаться  со среднего звена.

Ежегодно мои ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Итоги ОГЭ  по русскому языку в в 9 классе

Учебный год

Предмет

класс

успеваемость

качество

Ср балл

2013-14

Русский язык

100%

92%

31

2014-15

Русский язык

100%

96,5%

34,4

100%

80%

33,2

Литература

100%

50%

14,5

Итоги ЕГЭ  по русскому языку в в 9 классе

Учебный год

Предмет

класс

успеваемость

качество

Ср балл

2014/15

Русский язык

11а

100

82

70,9

Литература

11а

100

50

60

2015/16

Русский язык

11в

100

100

72

2016/17

Русский язык

11а

100

96,6

78

11г

100

100

72

Литература

11а

100

98

68

Рейтинг результатов ЕГЭ  по русскому языку

Учебный год

ФИ ученика

Количество баллов

2008/09

Слепцова Лина

100

Прокопенко Алена

96

2009/10

Будикина Маша

84

2010/11

Еремеева Маша

79

Яковлева Оля

79

2011/12

Матвеева Даша

95

Аммосова Вероника

90

Сивцева Аня

90

2014/15

Никифорова Мария

98

2015/16

Сорова Сайаана

93

2016/17

Андреев Василий

93

Данилова Алена

93

Новгородова Валентина

91

Яковлев Максим

96

Оконешникова Настя

91

Сергеева Уруйдаана

91

Система работы   по подготовке к ГИА представлена в такой схеме:

                                                                                                                           

Работа с учащимися

  • Знакомство учащихся с целями и объектами контроля.
  • Изучение учащимися контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку: Кодификатора элементов содержания спецификации.
  • Чёткое представление учащимися структуры экзаменационной работы, опираясь на  демонстрационный вариант КИМ.
  • Ознакомление учащихся с критериями оценки части С.
  • Ознакомление с правилами заполнения бланков(не разовое)
  • Ведение листа учета ошибок.
  • Индивидуальная беседа с учащимися, требующими “особого” подхода

Работа с родителями

  • Ознакомление родителей с целями и объектами контроля.
  • Ознакомление родителей с контрольно измерительными материалами  ЕГЭ по русскому языку
  • Ознакомление родителей со структурой экзаменационной работы, опираясь на  демонстрационный вариант КИМ.
  • Ежечетверной отчет с итогами пробных, срезовых работ в формате ЕГЭ с поэлементным анализом
  • Индивидуальные беседы с родителями по “проблемным” разделам ЕГЭ.
  • Проведение совместных с учащимися родительских собраний.
  • Помощь родителей в приобретении пособий для подготовки к ЕГЭ, ГИА.

 Методическая работа    

  • Изучение методической литературы, создание программ для работы с учащимися;
  • Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ЕГЭ – тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде;
  • Использование этого материала в работе по подготовке к ЕГЭ.
  • Прохождение курсов повышения по подготовке к ЕГЭ.
  • Включение в контекст урока  заданий, сформулированных в заданиях ЕГЭ, ОГЭ.
  • Использование проблемных вопросов, сформулированных в части С в качестве промежуточных и итоговых письменных работ. Обучение полноформатному письменному высказыванию.
  • Обязательное освоение минимума определенных стандартом образования и входящих в содержание ЕГЭ теоретических понятий и  отработка приёмов применения этих знаний .
  • Эффективное использование в обучении русскому языку на разных образовательных ступенях тестовой технологии  

Самообразование

  • Тщательное изучение аналитических отчетов ФИПИ о результатах экзамена. Это позволит обозначить сложные моменты и следовать рекомендациям по подготовке к ЕГЭ.
  • Составление поэлементного анализа итогов ОГЭ,  ЕГЭ учащихся класса для выявления проблемных разделов( см Приложение)
  • Составление на основе имеющейся литературы, материалов собственного продукта для подготовки к ЕГЭ .

Только комплексный, системный подход в подготовке учащихся к ЕГЭ  решат задачу повышения качества образования на основе сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности и усиления коммуникативной направленности преподавания; осуществляет изучение языка как системы; снижает уровень тревожности учащихся при подготовке к итоговой аттестации; выявляет возможность мониторинга уровня обученности каждого учащегося;  создает условия для совершенствования системы контроля и оценки знаний.  

Приложение.

Поэлементный анализ выполнения заданий ОГЭ по русскому языку в 9 а классе за 2014/15 учебный год.

1.Тестовая часть( количество не справившихся с заданием)

Работу выполняло 29 учащихся

Уровень сложности задания: Б-базовый

№ задания

Проверяемы элементы содержания экзаменационной работы

Количество неправильных ответов

% неправильных ответов

2

Текст как речевое произведение.

 Смысловая и композиционная целостность текста.

 Анализ текста.

1

3

3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности.

12

41

4

Правописание приставок. Слитное, дефисное,раздельное написание.

3

10

5

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н и НН).

Правописание Н иНН в различных частях речи.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

7

24

6

Лексика и фразеология.Синонимы.

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождениею и употреблению.

4

13

7

Словосочетание.

10

34

8

Предложение.

Грамматическая(предикативная) основа предложения.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

2

6

9

Осложненное простое предложение.

12

41

10

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

4

13

11

Синтаксический анализ сложного предложения.

2

6

12

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном  предложениях.

3

10

13

Синтаксический анализ сложного предложения.

3

10

14

Сложные предложения с разными видами связи между частями.

8

27

Элементы содержания, вызвавшие сложности у учащихся

№ задания

Проверяемы элементы содержания экзаменационной работы

Количество неправильных ответов

% неправильных ответов

Класс, в котором изучается тема

3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности.

12

41

5-9

5

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н и НН).

Правописание Н иНН в различных частях речи.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

7

24

6-7

7

Словосочетание.

10

34

8

9

Осложненное простое предложение.

12

41

8

14

Сложные предложения с разными видами связи между частями.

8

27

9

2. Сжатое иложение

Работу выполняло 29 учащихся

Уровень сложности задания: Б-базовый

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

Грамматические нормы(морфологические нормы).

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

Лексические нормы.

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

Орфограмма.

Максимальное кол-во баллов

Критерии оценивания сжатого изложения

Количество полученных баллов

ИК1

2

Содержание изложения

2б-26 учащихся

1б-3 ученика

ИК2

3

Сжатие исходного текста

3б-25 учеников

2б-4 ученика

ИК3

2

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2б-28 учащихся

1б-1 ученик

Итого

7

3.Сочинение-рассуждение.

Работу выполняло 29 учащихся

Уровень сложности задания: В-высокий

15.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

15.2 Сочинение-рассуждение на понимание смысла финала текста, на понимание смысла предложения или фрагмента из текста.

15.3 Сочинение-рассуждение на понимание значения слова.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

Грамматические нормы(морфологические нормы).

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

Лексические нормы.

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

Орфограмма.

Максимальное кол-во баллов

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

Количество полученных баллов

К1

2

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

2б-28 учащихся

1б-1 ученик

К2

3

Наличие примеров-аргументов

3б-26 учащихся

2б-3 ученика

К3

2

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

2б-25 учащихся

1б-4 ученика

К4

2

Композициооная стройность работы

2б-27 учащихся

1б-2 ученика

ИТОГО

9

4.Показатели грамотности и фактической  точности речи учащихся

Практическая грамотность экзаменуемого и фактичесая точность его письменной речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом ( с учетом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Максимальное кол-во баллов

Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи

Количество полученных баллов

ГК1

2

Соблюдение орфографических норм

2б-24 ученика

1б-4 ученика

0б-1 ученик

ГК2

2

Соблюдение пунктуационных норм

2б-24 ученика

1б-10 учеников

0б-4 ученика

ГК3

2

Соблюдение грамматических норм

2б-17 учеников

1б-12учеников

ГК4

2

Соблюдение речевых норм

2б-25 учеников

1б-4 ученика

ФК1

2

Фактическая точность письменной речи

2б-29 учеников

итого

10

Критерии, вызвавшие сложности у учащихся

№ задания

Критерии оценки

Количество неправильных ответов

% неправильных ответов

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

14

48

ГК3

Соблюдение грамматических норм

12

41

Всего заданий -15, из них по уровню сложности: Б-14, В-1

Максимальный первичный балл-39

Общее время выполнения работы-235 минут

Тип задания

Максимальный балл

Сжатое изложение

7 баллов

Тестовая часть

13 баллов

Сочинение-рассуждение

9 баллов

Грамотность и фактичесая точность речи

10 баллов

Итого

39 баллов

Результаты учащихся 9 а класса.

Количествово баллов

Количество учащихся, получивших баллы

39

2

38

4

37

3

36

3

35

4

34

2

33

2

32

3

31

4

28

1

27

1

29

100% успеваемость

96,5% качества

На 5-17

На4-11

На3-1

                 

Литература

1.Е.С.Симакова.Русский язык.Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, 2009

2. «Русский язык» Методическая газета. №17-24 Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах. Н.А Борисенко, А.Г.Нарушевич            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.

В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...

Педагогический проект "Система работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ"

Проект работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса  к сдаче экзамена по И и ИКТ....

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.

В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

В статье освещена система работы учителя-словесника по использованию краеведческого материала с целью воспитания нравственных качеств учащихся...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА: из опыта работы

ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося само реализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессио...