Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)
статья по русскому языку (9, 11 класс) на тему
В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. Инструментом качества образования в современной школе являются ОГЭ и ЕГЭ по предметам. В связи с этим важным направлением работы учителя-предметника является подготовка учащихся к Государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Подготовка к экзамену по русскому языку и литературе требует системного подхода. Успех обеспечивается такой системной работой, которая будет начинаться со среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_podgotovka_k_ekzamenam.docx | 63.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сивцева Саргылана Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №17 г.Якутска
Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)
В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. Инструментом качества образования в современной школе являются ОГЭ и ЕГЭ по предметам. В связи с этим важным направлением работы учителя-предметника является подготовка учащихся к Государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Подготовка к экзамену по русскому языку и литературе требует системного подхода. Успех обеспечивается такой системной работой, которая будет начинаться со среднего звена.
Ежегодно мои ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Итоги ОГЭ по русскому языку в в 9 классе
Учебный год | Предмет | класс | успеваемость | качество | Ср балл |
2013-14 | Русский язык | 9в | 100% | 92% | 31 |
2014-15 | Русский язык | 9а | 100% | 96,5% | 34,4 |
9г | 100% | 80% | 33,2 | ||
Литература | 9а | 100% | 50% | 14,5 |
Итоги ЕГЭ по русскому языку в в 9 классе
Учебный год | Предмет | класс | успеваемость | качество | Ср балл |
2014/15 | Русский язык | 11а | 100 | 82 | 70,9 |
Литература | 11а | 100 | 50 | 60 | |
2015/16 | Русский язык | 11в | 100 | 100 | 72 |
2016/17 | Русский язык | 11а | 100 | 96,6 | 78 |
11г | 100 | 100 | 72 | ||
Литература | 11а | 100 | 98 | 68 |
Рейтинг результатов ЕГЭ по русскому языку
Учебный год | ФИ ученика | Количество баллов |
2008/09 | Слепцова Лина | 100 |
Прокопенко Алена | 96 | |
2009/10 | Будикина Маша | 84 |
2010/11 | Еремеева Маша | 79 |
Яковлева Оля | 79 | |
2011/12 | Матвеева Даша | 95 |
Аммосова Вероника | 90 | |
Сивцева Аня | 90 | |
2014/15 | Никифорова Мария | 98 |
2015/16 | Сорова Сайаана | 93 |
2016/17 | Андреев Василий | 93 |
Данилова Алена | 93 | |
Новгородова Валентина | 91 | |
Яковлев Максим | 96 | |
Оконешникова Настя | 91 | |
Сергеева Уруйдаана | 91 |
Система работы по подготовке к ГИА представлена в такой схеме:
Работа с учащимися
- Знакомство учащихся с целями и объектами контроля.
- Изучение учащимися контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку: Кодификатора элементов содержания спецификации.
- Чёткое представление учащимися структуры экзаменационной работы, опираясь на демонстрационный вариант КИМ.
- Ознакомление учащихся с критериями оценки части С.
- Ознакомление с правилами заполнения бланков(не разовое)
- Ведение листа учета ошибок.
- Индивидуальная беседа с учащимися, требующими “особого” подхода
Работа с родителями
- Ознакомление родителей с целями и объектами контроля.
- Ознакомление родителей с контрольно измерительными материалами ЕГЭ по русскому языку
- Ознакомление родителей со структурой экзаменационной работы, опираясь на демонстрационный вариант КИМ.
- Ежечетверной отчет с итогами пробных, срезовых работ в формате ЕГЭ с поэлементным анализом
- Индивидуальные беседы с родителями по “проблемным” разделам ЕГЭ.
- Проведение совместных с учащимися родительских собраний.
- Помощь родителей в приобретении пособий для подготовки к ЕГЭ, ГИА.
Методическая работа
- Изучение методической литературы, создание программ для работы с учащимися;
- Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ЕГЭ – тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде;
- Использование этого материала в работе по подготовке к ЕГЭ.
- Прохождение курсов повышения по подготовке к ЕГЭ.
- Включение в контекст урока заданий, сформулированных в заданиях ЕГЭ, ОГЭ.
- Использование проблемных вопросов, сформулированных в части С в качестве промежуточных и итоговых письменных работ. Обучение полноформатному письменному высказыванию.
- Обязательное освоение минимума определенных стандартом образования и входящих в содержание ЕГЭ теоретических понятий и отработка приёмов применения этих знаний .
- Эффективное использование в обучении русскому языку на разных образовательных ступенях тестовой технологии
Самообразование
- Тщательное изучение аналитических отчетов ФИПИ о результатах экзамена. Это позволит обозначить сложные моменты и следовать рекомендациям по подготовке к ЕГЭ.
- Составление поэлементного анализа итогов ОГЭ, ЕГЭ учащихся класса для выявления проблемных разделов( см Приложение)
- Составление на основе имеющейся литературы, материалов собственного продукта для подготовки к ЕГЭ .
Только комплексный, системный подход в подготовке учащихся к ЕГЭ решат задачу повышения качества образования на основе сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности и усиления коммуникативной направленности преподавания; осуществляет изучение языка как системы; снижает уровень тревожности учащихся при подготовке к итоговой аттестации; выявляет возможность мониторинга уровня обученности каждого учащегося; создает условия для совершенствования системы контроля и оценки знаний.
Приложение.
Поэлементный анализ выполнения заданий ОГЭ по русскому языку в 9 а классе за 2014/15 учебный год.
1.Тестовая часть( количество не справившихся с заданием)
Работу выполняло 29 учащихся
Уровень сложности задания: Б-базовый
№ задания | Проверяемы элементы содержания экзаменационной работы | Количество неправильных ответов | % неправильных ответов |
2 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. | 1 | 3 |
3 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | 12 | 41 |
4 | Правописание приставок. Слитное, дефисное,раздельное написание. | 3 | 10 |
5 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н и НН). Правописание Н иНН в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 7 | 24 |
6 | Лексика и фразеология.Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождениею и употреблению. | 4 | 13 |
7 | Словосочетание. | 10 | 34 |
8 | Предложение. Грамматическая(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | 2 | 6 |
9 | Осложненное простое предложение. | 12 | 41 |
10 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 4 | 13 |
11 | Синтаксический анализ сложного предложения. | 2 | 6 |
12 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях. | 3 | 10 |
13 | Синтаксический анализ сложного предложения. | 3 | 10 |
14 | Сложные предложения с разными видами связи между частями. | 8 | 27 |
Элементы содержания, вызвавшие сложности у учащихся
№ задания | Проверяемы элементы содержания экзаменационной работы | Количество неправильных ответов | % неправильных ответов | Класс, в котором изучается тема |
3 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | 12 | 41 | 5-9 |
5 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н и НН). Правописание Н иНН в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 7 | 24 | 6-7 |
7 | Словосочетание. | 10 | 34 | 8 |
9 | Осложненное простое предложение. | 12 | 41 | 8 |
14 | Сложные предложения с разными видами связи между частями. | 8 | 27 | 9 |
2. Сжатое иложение
Работу выполняло 29 учащихся
Уровень сложности задания: Б-базовый
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
Грамматические нормы(морфологические нормы).
Грамматические нормы (синтаксические нормы).
Лексические нормы.
Пунктуация в простом и сложном предложениях.
Орфограмма.
№ | Максимальное кол-во баллов | Критерии оценивания сжатого изложения | Количество полученных баллов |
ИК1 | 2 | Содержание изложения | 2б-26 учащихся 1б-3 ученика |
ИК2 | 3 | Сжатие исходного текста | 3б-25 учеников 2б-4 ученика |
ИК3 | 2 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2б-28 учащихся 1б-1 ученик |
Итого | 7 |
3.Сочинение-рассуждение.
Работу выполняло 29 учащихся
Уровень сложности задания: В-высокий
15.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
15.2 Сочинение-рассуждение на понимание смысла финала текста, на понимание смысла предложения или фрагмента из текста.
15.3 Сочинение-рассуждение на понимание значения слова.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
Грамматические нормы(морфологические нормы).
Грамматические нормы (синтаксические нормы).
Лексические нормы.
Пунктуация в простом и сложном предложениях.
Орфограмма.
№ | Максимальное кол-во баллов | Критерии оценивания сочинения-рассуждения | Количество полученных баллов |
К1 | 2 | Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | 2б-28 учащихся 1б-1 ученик |
К2 | 3 | Наличие примеров-аргументов | 3б-26 учащихся 2б-3 ученика |
К3 | 2 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | 2б-25 учащихся 1б-4 ученика |
К4 | 2 | Композициооная стройность работы | 2б-27 учащихся 1б-2 ученика |
ИТОГО | 9 |
4.Показатели грамотности и фактической точности речи учащихся
Практическая грамотность экзаменуемого и фактичесая точность его письменной речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом ( с учетом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).
№ | Максимальное кол-во баллов | Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи | Количество полученных баллов |
ГК1 | 2 | Соблюдение орфографических норм | 2б-24 ученика 1б-4 ученика 0б-1 ученик |
ГК2 | 2 | Соблюдение пунктуационных норм | 2б-24 ученика 1б-10 учеников 0б-4 ученика |
ГК3 | 2 | Соблюдение грамматических норм | 2б-17 учеников 1б-12учеников |
ГК4 | 2 | Соблюдение речевых норм | 2б-25 учеников 1б-4 ученика |
ФК1 | 2 | Фактическая точность письменной речи | 2б-29 учеников |
итого | 10 |
Критерии, вызвавшие сложности у учащихся
№ задания | Критерии оценки | Количество неправильных ответов | % неправильных ответов |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | 14 | 48 |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | 12 | 41 |
Всего заданий -15, из них по уровню сложности: Б-14, В-1
Максимальный первичный балл-39
Общее время выполнения работы-235 минут
Тип задания | Максимальный балл |
Сжатое изложение | 7 баллов |
Тестовая часть | 13 баллов |
Сочинение-рассуждение | 9 баллов |
Грамотность и фактичесая точность речи | 10 баллов |
Итого | 39 баллов |
Результаты учащихся 9 а класса.
Количествово баллов | Количество учащихся, получивших баллы |
39 | 2 |
38 | 4 |
37 | 3 |
36 | 3 |
35 | 4 |
34 | 2 |
33 | 2 |
32 | 3 |
31 | 4 |
28 | 1 |
27 | 1 |
29 |
100% успеваемость
96,5% качества
На 5-17
На4-11
На3-1
Литература
1.Е.С.Симакова.Русский язык.Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, 2009
2. «Русский язык» Методическая газета. №17-24 Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах. Н.А Борисенко, А.Г.Нарушевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.
В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...
Педагогический проект "Система работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ"
Проект работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ....
Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...
Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...
Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.
В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
В статье освещена система работы учителя-словесника по использованию краеведческого материала с целью воспитания нравственных качеств учащихся...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА: из опыта работы
ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося само реализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессио...