Мой ровесник в современной литературе (на примере произведения А.Геласимова "Нежный возраст")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Путем подробного анализа произведения А.Геласимова рассматривается проблемный вопрос: "Какой возраст можно назвать нежным?". Представлены выдержки из произведения для подкрепления основных мыслей. Дана презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.gelasimov_nezhnyy_vozrast.doc | 51.5 КБ |
a.gelasimov_nezhnyy_vozrast.ppt | 830.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пермский край МАОУ «Гимназия №2»
Аптракова Елена Александровна (учитель русского языка и литературы)
Урок литературы в 9 классе.
Тема: Мой ровесник в современной литературе
(на примере произведения Андрея Геласимова «Нежный возраст»).
Цель:
- умение анализировать художественное произведение
- умение ставить проблемные вопросы и решать их
- воспитание позитивного отношения к жизни, добрых человеческих качеств
Ход урока.
1. Вступление.
Сегодня очень важно, что в наше время повального детективного и безразборочного чтения появляются произведения, которые заставляют думать. Наши современные писатели, наконец-то, обратили свое внимание на подрастающее поколение. Появились новые произведения, которые помогают нам понять, каков же герой нашего времени.
На этот вопрос мы можем найти ответы в произведениях Нины Горлановой, Ирины Денежкиной, Андрея Геласимова.
Мы остановили наш выбор на произведении Андрея Геласимова «Нежный возраст». (Слово об авторе)
Сегодня на уроке путем анализа данного произведения мы попытаемся разобраться в тех проблемных ситуациях, в которых оказывается герой нашего рассказа или в которых можете оказаться и вы. Главным же вопросом нашего обсуждения станет вопрос: Почему рассказ называется «Нежный возраст»? О каком нежном возрасте идет речь в произведении?
2. Главный герой рассказа - молодой человек, который повествует нам о своем существовании путем дневниковых записей.
? Сколько лет нашему герою
-не известно 11-12-14
-но мы видим, как мучительно пытается разобраться герой в том, что его окружает, значит, это возраст осознанного осмысления жизни
?Герой пишет дневник, когда это хочется сделать особенно?
-когда никто не понимает
-не с кем поговорить
Да, это время тяжелых раздумий над жизнью, когда хочется закрыться от всех, уйти в себя, просто поплакать.
? Какие проблемы встают перед ребятами в это время?
-взаимоотношения с родителями
-с одноклассниками
-поиск нравственных ценностей
Вот и в нашем рассказе четко выделяются эти проблемы. (Таблица)
3. Семья.
Посмотрим, что происходит в семье нашего героя? Какая это семья?
- вполне благополучная (Найти признаки благополучия)
Но нет в ней спокойствия (Доказать)
Интересно посмотреть на общение в этой семье (Анализ трех диалогов: -с отцом, - с матерью, 1 апреля.
Вывод: глухота, непонимание.
4. Школа.
А что в школе? (Найти доказательства: - все дебилы, надоел Семенов, желание взять в руки автомат. (Кого хочет расстрелять?)
Вывод: злость, агрессия
5. Но вот в жизни героя появляется Октябрина Михайловна.
? Кто она (бывший директор школы, 65 лет, не выходит, уважают пацаны, держит бездомных котов)
? Зачем дает посмотреть фильм
? Как он к этому отнесся
! Впечатления от фильма
Одри
Так в жизнь героя входит первая любовь. Почему он в таком восторге от Одри? Может, потому, что она сама нежность , незащищенность ,некая хрупкость.
? Зачем же дает ему она этот фильм. Хочется, чтобы мальчик открыл для себя другой мир, в котором есть красота, любовь и нежность.
Октябрина Михайловна – единственный человек, который общается с мальчиком. Ей он доверяет свои самые сокровенные мысли, и она охотно выслушивает его, пытается объяснить ему происходящее.
Общение с Октябриной Михайловной
? Что она говорит о родителях. Рассказывает историю отца. Объясняет, почему происходят конфликты между отцами и детьми. У детей проблемы с родителями оттого, что дети не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается драма.
? Что она говорит о Семенове. Что его становится жалко. Почему ему приснился страшный сон? (Пожалел Семенова и представил себя на его месте)
Это общение необходимо им двоим. Герой по-другому стал смотреть на мир. Но ведь и Октябрина Михайловна нуждается в общении с ним, она говорит с ним о самом сокровенном: о жизни и смерти.
- чтение фрагментов: 9 апреля 1995 года.
Октябрина Михайловна показала мне песню “Moon River”. Из фильма “Завтрак у Тиффани”. Кассеты у нее нет. Когда пела — несколько раз останавливалась. Отворачивалась к окну. Я тоже туда смотрел. Ничего там такого не было, за окном. Потом сказала, что они ровесницы. Она и Одри. Еще сказала, что Одри Хепберн умерла два года назад в Швейцарии. В возрасте 63 лет. Какая-то ерунда. Ей не может быть шестьдесят три года. Никому не может быть столько лет. А Октябрина Михайловна сказала: “Значит, мне тоже пора. Все кончилось. Больше ничего не будет”.
24 апреля 1995 года.
Снова рассказал Октябрине Михайловне про Семенова. Она сказала — дело в том, что мы все в итоге должны умереть. Это и есть самое главное. Мы умрем. А если это понял, то уже не важно — каков твой друг. Просто его становится жалко. И себя жалко. И родителей. Вообще всех. А все остальное — не важно. Утрясется само собой. Главное, что пока живы. Она говорит — у тебя внутри твой скелет. Настоящий скелет, понимаешь? Как на кладбище. Он твой. Это твой личный скелет. Когда-нибудь он обнажится. Никто не может этого изменить. Надо жалеть друг друга, пока он внутри. А вообще умирать не страшно. Как будто вернулся домой. Как в детстве.
Ты не бойся. ..умирать не страшно.
-Октябрина Михайловна умерла….
? Почему больше не будет писать. Подумайте и напишите ответ на вопрос дома.
6. Вернемся к главному вопросу. Какие ассоциации со словом нежность?
-хрупкость, то, что можно сломать
Но ведь сломать можно и отношения, и жизнь.
? Почему возраст мальчика нежный
? А у родителей
? А у Октябрины Михайловны.
Вывод: каким бы ни был возраст, главное, чтобы в нем была любовь и нежность.
- Последние слова Октябрины Михайловны
Жалейте друг друга. Вот об этом и рассказ.
Материал для урока
Музыка
Там живет старушка, которая дает уроки.
Она раньше была директором музыкальной школы. Потом то ли выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет.
Без денег учить отказывается.
Октябрина Михайловна классная старуха. Она раньше давала им деньги, чтобы они не охотились на бродячих котов. А потом просто давала им деньги. Даже когда они перестали охотиться. На мороженое — вообще на всякую ерунду. Когда еще спускалась во двор. Но теперь давно уже не выходит.
Кино
Вот это да! Просто нет слов. Я кассету, наконец, посмотрел. Называется “Римские каникулы”.
Актрису зовут Одри Хепберн. Она была знаменитой лет сорок назад. Я не понимаю: почему она вообще перестала быть знаменитой? Никогда не видел таких... даже не знаю как назвать... женщин. Нет, женщин таких не бывает. У нас в классе учатся женщины.
Одри Хепберн — красивое имя. Она совсем другая. Не такая, как у нас в классе. Я не понимаю, в чем дело.
Снова смотрел “Каникулы”. Невероятно. Откуда она взялась? Таких не бывает.
Смотрел “Римские каникулы” в седьмой раз. Смотрю на нее. Иногда останавливаю пленку и просто смотрю.
Откуда она взялась? Почему за сорок лет больше таких не было?
Одри.
Потом сказала, что они ровесницы. Она и Одри. Я чуть не свалился со стула. 1929 год. Лучше бы она этого не говорила. Еще сказала, что Одри Хепберн умерла два года назад в Швейцарии. В возрасте 63 лет.
Какая-то ерунда. Ей не может быть шестьдесят три года. Никому не может быть столько лет.
Сегодня специально ходил по улицам и смотрел — сколько женщин походит на Одри Хепберн.
Нисколько.
Семенов сказал, что знает настоящее имя Одри. А я ему говорю — я думал, что Одри — настоящее. А он говорит — ни фига. Ее звали Эдда Кэтлин ван-Хеемстра Хепберн-Рустон. Я ему говорю — напиши. Он написал. Я говорю: Там и про Одри Хепберн до фига всего есть. Я говорю: например? Он говорит — ну, она дочь голландской баронессы и английского банкира. Снималась в Голливуде в пятидесятых годах. А до этого — в Англии. Я говорю: а ты зачем про нее смотрел?
Он молчит и ничего мне не отвечает. Я ему снова говорю. И он тогда пальцем показывает на мою тетрадь. Там четыре раза на одной странице написано: “Одри Хепберн”.
Одноклассники
Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма.
В школе полный мрак.
Учителей надо разгонять палкой. Пусть работают на огородах. Достали.
Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился. Ненавижу девчонок. Тупые дуры. Распустят волосы и сидят. Каким надо быть дураком, чтобы в них влюбиться? Воображают фиг знает что.
Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. А не пойдешь ли ты к черту, дневник? А?
В школе все по-прежнему. Полный отстой.
Родители
Отец не дает денег на музыкальную старуху. Говорит, что я ничего не довожу до конца. Жмот несчастный. Старухе надо-то на гречневую крупу. Жмот. Но он говорит — дело принципа. Сначала надо разобраться в себе.
Было бы в чем разбираться.
“А ты сам в себе разобрался?” — хотел я его спросить.
Но не спросил. Побоялся, наверное.
Опять не дали уснуть всю ночь. Ругались. Сначала у себя в спальне, потом в столовой. Мама кричала как сумасшедшая. Может, они думают, что я глухой?
Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь. Они что, плохо слышат друг друга?
Не дай бог мама ее куда-нибудь зашвырнула. Она вчера много всего об стенку расколошматила. Может быть, ей купить автомат?
Сказал родителям, что меня выгоняют из школы. Они позабыли, что не разговаривают друг с другом почти неделю, и тут же начали между собой орать.
Вечером в комнату приходил отец. Сидел, молчал. Потом спросил про уроки. Они опять с мамой не разговаривают.
Может, он хотел извиниться?
Отец приходил. Сказал, что я сам виноват в том, что случилось первого апреля. Не надо было так по-дурацки шутить. Я сказал ему — да, конечно.
Через две недели у меня день рождения. Думаю позвать пацанов из двора. Интересно, что скажет папа?
Он приходил сегодня ночью. Я уже спал. Вошел и включил свет. Потом сказал: “Не прикидывайся. Я знаю, что ты не спишь”.
Я посмотрел на часы — было двадцать минут четвертого. Еле глаза открыл. А он говорит: “Вот видишь”. И я подумал: а что это интересно я должен “вот видеть”?
Он сел к моему компьютеру и стал пить свое виски. Прямо из горлышка. Минут десять, наверное, так сидели. Он у компьютера — я на своей кровати. Я подумал: может, штаны надеть? А он говорит: с кем я хочу остаться, если они с мамой будут жить по отдельности? Я говорю — ни с кем, я хочу спать. А он говорит — у тебя могла быть совсем другая мама. Ее должны были звать Наташа. А я думаю — у меня маму зовут Лена. А он говорит — шлюха она. А я ему говорю — мою маму зовут Лена. Он посмотрел на меня и говорит: а ты уроки приготовил на завтра?
Дома больше никто не орет. Они вообще не разговаривают друг с другом. Даже через меня. Мама два раза не ночевала дома. Папа смотрел телевизор, а потом пел. Закрывался в ванной комнате и пел какие-то странные песни. В два часа ночи. Интересно, что подумали соседи?
У детей проблемы с родителями оттого, что дети не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается драма.
Мама опять не ночевала дома.
Приходила мама. Сказала: можно поговорить? Я сказал — можно. И смотрит на меня. Так, наверное, минут пять молчали. А потом говорит — я, может, уеду скоро. Я говорю — а. Она говорит — может, завтра. Я снова говорю — а. Она говорит: я не могу тебя взять с собой, ты ведь понимаешь? Я говорю — понятно. А она говорит: чего ты заладил со своим “понятно”? А я говорю — я не заладил, я только один раз сказал. А она говорит: у тебя девочка есть? Я говорю: а у тебя когда самолет? Она говорит — ну и ладно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Андрей Геласимов Геласимов Андрей Валерьевич родился 7 октября 1966 года в Иркутске; окончил факультет иностранных языков Якутского университета; стажировался в Халльском университете/Великобритания/; доцент, преподавал в Якутском университете; жил в США; печатается в журнале «Октябрь»; женат, воспитывает троих детей.
Произведения А. Геласимова. 2003 – «Год обмана», 2001 – «Фокс Малдер похож на свинью», 2004 – «Нежный возраст», «Рашель», «Чужая бабушка», «Жанна», «Ты можешь», «Жажда»/повесть/, 2005 – «Обещание» Награжден Премией журнала «Октябрь»/2002 год/, премией имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности за 2003 год, произведения Геласимова входили в шорт-листы премии Ивана Петровича Белкина /2001,2002/.
Почему рассказ называется «Нежный возраст»? О каком нежном возрасте идет речь в произведении?
Почему рассказ называется «Нежный возраст»? О каком нежном возрасте идет речь в произведении? С е м ь я Они что, плохо слышат друг друга? Ш к о л а Почему герою приснился страшный сон? Ценности Почему Октябрина Михайловна дает герою посмотреть фильм? Почему герой больше не будет писать в дневнике?
С е м ь я Физическая и духовная пустота Отсутствие общих интересов Взаимное непонимание
Ш к о л а одиночество злость агрессия
Октябрина Михайловна
Одри Хепберн
14 мая 1995 года. Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать. Не буду.
Почему герой больше не будет писать в дневнике?
Почему рассказ называется «Нежный возраст»? О каком нежном возрасте идет речь в произведении?
Н е ж н о с т ь л ю б о в ь п о н и м а н и е
Надо жалеть друг друга… Пока живы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема бездуховности современной литературы (на примере "ДУХLESS" С. Минаева)
Статья содержит анализ романа С. Минаева...
Научно-исследовательская работа по теме: "Природа иронического в постсоветской детской литературе (на примере произведений Григория Остера)»
В данной работе рассмотрена специфика постсоветской детской литературы, выявлена в ней природа иронического....
Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.
Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....
Конспект урока "Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)".
Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)....
Тема дома и семьи в русской литературе (на примере произведений И.С. Тургенева, И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого)
Цель статьи заключается в анализе произведений русской классической литературы, входящих в учебную программу преподавания литературы в учебных заведениях, в рассмотрении темы дома и семьи в них ...
Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....
ТРАДИЦИИ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.П. ГЕРМАНА).
АннотацияЗачастую на уроках литературы при анализе творчества современных писателей учитель не уделяет должного внимания взаимосвязи их произведений с классикой русской литературы. В инновационной мет...