Урок-диспут. КОГДА ЖИЗНЬ БЕДНА…
материал по литературе (10 класс) на тему

По рассказу А.П. Чехова "Ионыч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_zhizn_bedna.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                КОГДА ЖИЗНЬ БЕДНА…

                     Урок-диспут

Цели урока:

1. Развивающая: развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

2. Обучающая: формирование теоретического сознания и мышления: развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

3. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к творчеству А.П. Чехова, постижение его художественного мира, решение нравственно-этических проблем, решение вопросов общечеловеческого звучания.

  Оборудование урока. Иллюстрации  к рассказу А.П.Чехова

«Ионыч», выставка рефератов учащихся.

                           Плакаты:

«Мещанство-это уродливо развитое чувство собственности и всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя,тем-

ный страх перед тем,что так или иначе спугнет этот покой».

                                                      А.М.горький.

«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души,условием личного счастья»

                                                      А.П.Чехов.

                          Законы диспута:

Здесь нет наблюдающих!Каждый в классе-активный участник разговора.

Перешептывания,неуместные шутки запрещаются.

Острое,меткое слово приветствуется.

Помоги изжить недостатки своим товарищам.

Говори,что думаешь-думай,что говоришь.

Имей мужество выслушать правду,не обижаясь.

Идея стоит спора!Спорь,да не вздорь!

                          Нормы и правила ведения спора:

Тактичность,искренность,откровенность,доверие,взаимная вежливость;самокритичность;принципиальность-вот лучшие качества участника диспута.

       Спорь с человеком умнее тебя:он тебя победит…Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

Спорь с человеком ума равного:за кем бы ни оставалась победа-ты,по крайней мере,испытываешь удовольствие от борьбы.

        Спорь даже с глупцом!Удовлетворения ты не полу-

чишь,зато проверишь себя,четче определишь свою позицию.

Вопросы к диспуту,которые были вывешены в классе заранее:

1.Как характеризуется Старцев в его отношении к Екатерине Ивановне?

2.Котик-положительный или отрицательный персонаж?

3.В чем заключается счастье для Ионыча?

4.В чем смысл названия рассказа «Ионыч»?

5.Встречаются ли среди нас ионычи?

6.Каково ваше понимание счастья?

Слово учителя.Чехов рассказал нам правду жизни,какой он ее видел,донес до нас мечту о будущем России.Его творчес-

тво продолжает и развивает традиции русской классической литературы,которая,веруя в силу разума,призывает нас и сегодня думать над коренными вопросами человеческой жизни:Как жить достойно?В чем смысл жизни?К чему стремиться?Что надо любить,а что ненавидеть?Что такое счастье?-вопросами,которые волновали героев Пушкина,Лермонтова,Толстого,Достоевского,Чехова.

Вы ,в свои 16 лет,тоже ищете ответы на них и находите не только в собственном опыте,но и в произведениях великих русских писателей,в частности,в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Наш разговор мы начнем с обсуждения статьи В.Назаренко «Подлинная трагедия «Ионыча»(Цит.по кн.:Айзерман Л.С.

Уроки литературы сегодня.) Один из учеников кратко излагает содержание статьи…

-Итак,прав ли автор,утверждая,что Старцев и в начале рассказа «пустой малый»,что в повествование он вступа-

ет уже обывателем,а не становится им впоследствии?

Ученики приходят к выводу,что автор неправ.Старцев в начале рассказа-земский врач,с утра до вечера занятый лечением людей.Он получает удовольствие,делая добро.

Кроме того,ему нравится Котик,потому что с ней он может говорить о литературе,искусстве,о чем угодно,а обыватели раздражают Старцева…

-Автор статьи отмечает,чтоИоныч в конце рассказа уродлив и мерзок.

Ребята с этим соглашаются.

Далее Назаренко пишет,что сам Старцев мучительно страдает от бесчеловечности сытой жизни( «Как мы тут поживаем?Старимся,полнеем,опускаемся») Так ли это?

Почему автор статьи сделал такой вывод?Но ведь тот же Старцев стремился,искал этой сытой,довольной жизни,

значит не страдал от нее,-рассудили учащиеся.-Может ли человек стремиться к тому,от чего страдает?Конечно, нет.Вспомните,как Старцев относился к работе,к больным раньше,а как потом.

Последнее заключение,которое делает Назаренко,такого:

трагедия Ионыча-это «трагедия понимания и бессилия».

Так ли это?

    Ученики считают,что это не так.Старцев и не пробовал испытывать свои силы в сопротивлении обывательщине.Он ничего не сделал,чтобы изменить жизнь,а плыл по течению,

становясь мещанином.У него не было обстоятельств,кото-

рые позволили бы ему ощутить собственное бессилие.

Обсудив статью,мы переходим к поиску ответов на вопросы диспута.

Окончательный вывод ребята сделали такой:Старцев еще молод,у него все могло измениться в жизни,но он этого не хотел.Как личность Старцев не состоялся.Он духовно дегра-

дировал.При этом ученики пытаются сравнивать финальные сцены романа «Обломов» и рассказа «Ионыч».Женщины,

дети,с изумлением и страхом смотрящие на Сиарцева,-вот кто истинные жертвы в рассказе Чехова.А к Ионычу-уже не человеку,а распухшему сущетсву,не помнящему ни о чем,кроме денег,-к нему Чехов беспощаден.

Такие понятия,как обывательщина,мещанство,пошлость,

должны были бы исчезнуть из нашей жизни.Но они есть,и,к большому сожалению,мы сталкиваемся с ними очень часто.

Конечно,писатели и поэты не могли обойти вниманием эти наболевшие темы.Например,стихотворение Маяковского «О дряни»,созданное в двадцатые годы 20 века,очень актуально и сегодня.

Приглядимся внимательнее к себе,не обнаружим ли и мы в своих душах следы присутствия тех пороков,которые прев-

ратили молодого,полного сил врача Дмитрия Старцева в богатого,жадного,бессердечного обывателя Ионыча.

Анкеты ,заполненные ребятами заранее,подборки стихов поэтов помогли нам определиться в своих взглядах на вопрос:Как я понимаю счастье?     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-диспут "Есть ли место жестокости и насилию в нашей жизни"

Юность - это рубеж между детством и взрослой жизнью. Детство – это период становления личности, накопления знаний и опыта, который необходим в будущем. Жизнь – сложная штука, где хитро пе...

Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут

Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является  обобщить и с...

УРОК – ДИСПУТ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УРОКОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Урок - диспут олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений.Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принцип...

Разработка урока -диспута по ОПК "Жизнь как абсолютная ценность"

Разработка урока рассчитана для проведения в 9-11 классах...

Урок-диспут "На что потратить жизнь и время?"

Конспект диспута на тему "На что потратить жизнь и время?" в 10-11 классе....

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...