Урок-диспут "На что потратить жизнь и время?"
план-конспект урока (10, 11 класс)
Конспект диспута на тему "На что потратить жизнь и время?" в 10-11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_disputa.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГКОУ «Открытая (сменная) школа №3»
Диспут
«На что потратить жизнь и время?»
10-11 класс
Учитель Бевзенко И.В.
Диспут на тему «На что потратить жизнь и время?»
Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей человека и формирование ответственного отношения к ним.
Задачи:
• познакомить с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;
• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;
• развивать духовно-нравственные качества через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;
• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.
Ход диспута
I. Вводный этап
На экране : «На что потратить жизнь и время?»
- Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека. Сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Также вы сможете сами попробовать ответить для себя на этот вопрос.
- Давайте выясним, что же такое ценности, и какие они бывают.
II. Основное содержание
- Понятие «ценности», его традиционное определение и классификация.
Эпиграфом к нашей беседе будут высказывания выдающихся философов:
«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря» Винсент Думинуко (итальянский философ)
«…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)
Не желай невозможного.(Хилон)
- Что такое «ценности» и какие они бывают?
ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.
Категорию ценностей ввел в социологию Макс Вебер. Согласно Веберу, ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни и что мы принимаем во внимание. Она — способ человеческого мышления. Ценность у Вебера дает человеку возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих мыслей, впечатлений и желаний.
Социологи предлагают такую классификацию ценностей:
1. Витальные (жизненные) ценности: ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общественное признание, жизнь, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;
- Экономические (материальные) ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископаемые, рабочая сила, ресурсы.
- Социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
4. Политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир.
5. Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.
Исконно российскими национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души.
6. Культурные ценности – ценности духа, его незримого и зримого воплощения. Они подразделяются на комплексы ценностей, которые наполняют целые сферы деятельности.
Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее, история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей.
Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Далее предлагаем послушать притчу.
- В книге «Как легко и быстро испортить жизнь себе и другим» Свияш Юлии есть замечательная глава, которая поможет вам определить, какие способы потратить жизнь и время вы уже задействовали, а какие только ждут вашего творческого вдохновения.
Напротив каждого пункта вы можете поставить галочку, если этот прецедент имеется в вашей жизни.
Читайте не спеша, внимательно. Просмотрев очередной пункт, прислушайтесь к себе: это про вас или не про вас? Если то, что вы прочитали, находит хоть какой-то отклик внутри вас, это созвучно вам (или вам вдруг захочется улыбнуться), можете смело ставить галочку.
Если при прочтении какого-то пункта возникает активное несогласие, возмущение типа «Ну это уж точно не про меня!», задержитесь, не бегите дальше. Прочитайте еще раз. Если вы продолжаете отмечать внутренний протест… Что ж, ставьте галочку, это точно про вас.
На что вы тратите свое время и энергию?
Нужное отметить:
• На выяснение отношений путем постановки риторических вопросов типа «Ты меня уважаешь?», «Ты меня любишь?», «Ты всегда…», «Ты никогда…».
• На осуждение других людей (выбрасываете свой мусор в чужой огород).
• На оплакивание своей плохой (тяжелой) доли.
• На доказательство своей правоты.
• На расковыривание своих старых ран и истязание себя за прошлые неудачи (ошибки).
• На самосовершенствование путем самобичевания, самокритики и самоунижения.
• На бесконечное прокручивание будущих неприятностей, которые якобы непременно должны настать.
• На астральные (мысленные) бои с подчиненными или начальниками.
• На коллекционирование неприятностей и обид.
• На насилие над собой путем делания нелюбимой работы и занятия нелюбимыми делами.
• На доказательство себе и другим своей крутизны и успешности.
• На доказательство окружающим своей несчастности и невезучести.
• На поддержание безупречного имиджа жертвы жизни (мужа, шефа, судьбы, случая).
• На месть или нанесение ущерба обидчикам.
• На сетование по поводу хронического недостатка денег.
• На бесконечные претензии к партнерам или близким.
• На многолетнее зализывание душевных ран.
• На поиск добровольца, который должен вас осчастливить.
• На культивирование в себе чувства вины, чтобы не заниматься исправлением ситуации.
• На контролирование чужой жизни.
• • На подглядывание (подслушивание) через замочную скважину чужих дел.
• На болезнь или недомогание как форму саботажа (протеста).
• На выполнение необдуманных обещаний.
• На строительство воздушных замков.
• На борьбу за свободу и независимость с несуществующим врагом, якобы взявшим вас в плен.
• На возведение препятствий и мужественное преодоление их.
• На подготовку алиби с целью доказательства своей невиновности.
• На регулярное сочинение оправдательных речей в защиту самого себя («звездите самому себе»).
• • На зависание на мелочах, чтобы избежать больших перемен.
• На подготовку к грядущим бедам и катастрофам.
• На подготовку бунта, мятежа против угнетателей и эксплуататоров.
• • На охрану истлевших сокровищ (отношений, достижений и др.).
• На поддержание хорошей мины при плохой игре.
• На выпячивание своих достоинств путем обсуждения недостатков окружающих.
• На спасение заблудших и падших душ.
• На зависть к чужим деньгам, красоте, здоровью, успехам, радостям или др., что якобы недоступно вам сегодня или всегда.
• На перемывание косточек и других частей тела своим друзьям и недругам.
• На самоедство, самокопание, самоковыряние и смакование своих недостатков.
• На возведение кумира на постамент и поклонение ему, с последующим обязательным разочарованием, попранием и преданием анафеме оного.
• На подготовку к самосовершенствованию и лучшей жизни путем бесконечного чтения умных книг и не совершения никаких реальных действий.
По количеству проставленных галочек вы можете легко определить, какая часть вашей жизни летит в мусорную корзину. Скорее всего, вы не настолько преуспели, чтобы отметить все пункты. Иначе вам не надо было бы читать этот скромный труд, вы могли бы и сами в таком случае написать бестселлер на эту тему.
Выводы можете делать сами. Но то, что вам есть куда расти, — сомнений не вызывает. Как это сделать? Довольно просто. Просто берите не освоенные вами пункты этого теста, начинайте работать над собой!
- Обсуждение теста
В течение одной-двух минут постарайтесь проанализируйте решения, которые вы принимали в течение работы с главой книги, какие выводы вы можете сделать о ваших жизненных ценностях.
Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время теста:
- Мнения других людей обо мне
- Забота о благополучии других
- Мои собственные потребности
- Материальные блага
- Долгосрочные цели
- Надежность
- Осмысленная жизнь
- Мир, согласие
Люди по- разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни
- Я предлагаю вам послушать несколько простых правил, которые помогут вам в жизни:
Правила жизни
- Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены
- Освободите свое сердце от волнений — большинство из них бесполезны
- Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
- Отдавайте больше.
- Ожидайте меньше.
- Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!
- Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!
- Уважайте свои достоинства и достоинства другого! Любите ЖИЗНЬ!
- Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц.
- Будьте счастливы!
- Подведение итогов
Притча о переменах
Однажды, в древние-древние времена, один человек захотел изменить мир. Желание мужчины было настолько огромно, что решил он не размениваться на всякие мелочи и начать сразу с планеты. Несколько лет он бродил по свету, истер несколько пар обуви, обзавелся красавицей-женой да десятком детей разных возрастов. Вот только мир изменить человек не смог.
— Мир слишком большой, а я в нем такой маленький! – пришел к выводу мужчина.
И раз изменить мир не получилось, он решил изменить свою родину. Два месяца он бродил по родному городу, заглядывая в каждый дом, что попадался на его пути. Истер две пары обуви, да умерло два его младших сына.
И тогда понял человек, что ни к чему не привели его попытки:
— Город слишком большой, а я слишком маленький для него!
Но желание перемен все равно не покидало мужчину. И тогда он решил изменить свою семью – что ж, даже ходить никуда не надо! Две недели он тщетно пытался поменять сложившиеся традиции, да и тут ничего не вышло.
— В семье моей с десяток человек, а я слишком маленький для нее!
Так и получилось, что добрался человек до единственного, что было по силам ему изменить. Будучи таким маленьким, он смог изменить только самого себя. И это оказалось самой лучшей переменой.
Перемены всегда идут изнутри. Поэтому, чтобы улучшить жизнь, надо начать с себя.
Когда придет время решать, чему себя посвятить время и жизнь, надо помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
Спасибо за участие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "На что потратить жизнь?"
Данный классный час направленн на формирование жизненных ценностей у школьников....
Классный час-игра "На что потратить жизнь?"
Цели занятия:1.Сформулировать собственные жизненные ценности2.Объяснить, как жизненные ценности влияют на жизнь каждого человека.3.Задуматься о важности определения основополагающих для выбора ж...
Классный час - игра "На что потратить жизнь?" ( 9 кл)
Классный час...
Презентация для классного часа "На что потратить жизнь?"
Презентация для классного часа...
На что потратить жизнь ?
Речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Но прежде, чем мы приступим к изучению этой темы, хотелось бы задать вопрос: “Как дорого нужно заплатить, ...
Классный час-игра "На что потратить жизнь?"
В ходе классного часа дети будут в поиске ответа на вопросы о смыле жизни, о приоритете жизненнных ценностей и их влиянии на жизнь человека. Ситуации проблемно-поискового характера помогут сформулиров...
Ток-шоу "На что потратить жизнь?"
Разработка для проведения классного часа в 10 классе. План-конспект занятия....