Урок 6. (Маргарита. Бал). «Тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого он любит».
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества М.А.Булгакова. В методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и формами: с применением проблемных ситуаций . Данные методы дают возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_uroka.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание урока: смысловая нагрузка образа Маргариты, тема любви и верности, самопожертвования.
Цели урока: 1. содержание образа Маргариты. Тема любви и преданности.
- исторические корни образа Маргариты. Гости Воланда.
- нравственные начала в личности человека (умение любить и жертвовать собой; прощать и делать добро).
Ход урока: 1. Рассказ учителя о тайне имени и происхождения Маргариты.
Разгадку мы находим в главе «При свечах». Вот слова Коровьева: «…Да и потом вы сами - королевской крови…если бы расспросить некоторых прабабушек, в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц…намекну, одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, …очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что её прапрапраправнучку я..буду вести под руку в Москве по бальным залам». Далее уже Воланд замечает: «Да, прав Коровьев! Как причудливо тасуется колода! Кровь!»
Булгакову важно поддержать литературную традицию темы о нечистой силе: героиня должна быть королевской крови и носить имя Маргарита (вспомним одноименный роман «Королева Марго» и Маргариту из «Фауста» Гёте).
2.Смысл появления героини в романе. Почему Булгаков обращается к этому образу? В жизни рядом с писателем была верная подруга, жена и у Мастера должна быть подруга, но такая, которая не боится за него бороться и страдать, которая пойдет на все ради его спасения; которая останется с ним навсегда, что бы ни произошло с ним.
В романе Булгакова есть еще один пример беззаветной преданности близкому, любимому человеку. Кто он? Конечно собака Пилата Банга. Это она была рядом с хозяином и при жизни, и потом, когда он две тысячи лет сидит в каменной пустыне в своем каменном кресле.
- Поработаем с текстом и докажем что Маргарита – символ любви, жертвенности.
1).Как жила Маргарита до встречи с Мастером?
2).С чем она расстается ради любимого?
3).Как она помогает Мастеру в жизни и творчестве?
4).Когда она знакомится с нечистой силой? (в какой момент жизни?)
5).Какое испытание ей предлагают пройти, чтобы спасти Мастера и его рукопись?
6).Кого и как наказывает Маргарита во время волшебного полета?
7).Куда летит Маргарита?
- Итак, бал у Сатаны, где Марго должна сыграть трудную роль королевы. Слушаем краткий анализ содержания главы «Бал у Сатаны», сделанный учащимися с помощью учителя (инд. задание):
1). Когда, в какое время происходят события?
2). Какая беседа состоялась у Маргариты с Воландом?
3). Как готовили Маргариту к балу?
4). Кто является гостями Воланда (кратко о них и их историях).
5). Рассказать историю Фриды.
6). Доказать цитатами из текста, что Маргарита проявляет милосердие по отношению к преступнице.
7). В чем заключается смысл страданий Маргариты на балу? Это больше физическое или моральное страдание?
8). Какую награду заслуживает Маргарита? (подробно, доказывая , что Маргарита не просит, что она гордая и милосердная).
9). Финальная сцена бала: убийство Майгеля. Кто его совершает? Зачем?
10). Какое значение имеет глава «Бал у Сатаны» для раскрытия идейного содержания романа? Можно ли его считать кульминацией романа? Одной из сюжетных линий?
11). В словах каких персонажей просматривается отношение автора к своей героине?
5.Вывод можно сделать в письменной форме, предложив учащимся написать небольшой рассказ о героине романа. Основные требования:
-показать роль в сюжетной линии;
-объяснить, какую (ие) идею (и) хотел выразить автор в образе этой героини;
-показать отношение автора к ней;
-выразить свое отношение к ней.
Записать свой рассказ в тетрадь.
Д/з: - перечитать московские главы;
- написать небольшие рассказы о московский «клиентах» доктора Воланда (5-6 человек).
- сделать закладки к этим персонажам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Учатся у того, кого любят
Статья о роли семьи в воспитании гражданина с фрагментами сочинений учащихся 8 класса....
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе (в рамках раздела по теме «В любую погоду»)
Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершен...
Тест для проверки того, насколько дети любят читать.
Предлагается тест для пятиклассников на определение их любви к чтению...
"О тех кого не любят".
Презентация поможет показать многообразие пресмыкающихся, их значение в природе и жизни человека....
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...