Активное целеполагание
| - Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, называется "Кусака".Вас что-нибудь удивило в названии? - Подберите ассоциации к словам СОБАКА и КУСАКА
Прослушивание песни из мультфильма "Большой секрет" " Собака бывает кусачей" . Запишите свои впечатления о героине песенки, назовите причины, по которым она несчастлива
- О чем же этот рассказ? Определите его тему.
- Подумайте и сформулируйте задачи сегодняшнего урока |
Учащиеся отвечают: необычная кличка для собаки
Подбирают и записывают ассоциации. Работа в парах. СОБАКА( друг человека, привязанность, любовь, защитник, ласка..) КУСАКА( укус, злоба,)
Слушают песню.
Записывают свои впечатления о героине песенки и зачитывают их, перечисляют причины ("собака- круглая сирота")
Учащиеся формулируют тему Рассказ о собаке, о несчастной жизни дворняги, о взаимоотношениях собаки и человека, о жестокости людей
Учащиеся называют задачи: Понять: - за что собака получила такое прозвище? _ как и почему люди к ней отнеслись? - Как отношение людей может изменить собаку? -Как человек должен относиться к " братьям нашим меньшим"?
|
Определение темы, задач урока |
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение двух видов искусств: литературы и музыки, формирование норм нравственного поведения
Регулятивные: постановка учебной задачи
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Создание проблемной ситуации |
Изучение нового материала
| Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы поработаем в группах. Но сначала давайте поразмышляем над первой частью рассказа. - Какой была жизнь собаки до встречи с дачниками? Зачитайте 1 предложение. Что в нем необычного?
-Что отличало ее от дворовых собак?
- Как люди отнеслись к ней?
1.группа: - Что удерживало собаку на расстоянии от людей?
- Почему "расцвела" Кусака? - Сравните поведение детей и собаки( по 2 и 3 части) - Вас ничто не насторожило в поведении «добрых людей», как называет их автор? _ - Что за странная мольба в глазах Кусаки? Почему никто не замечает этой мольбы?
Сделайте вывод.
2 группа.(по 4 части )
- Почему Кусаку не взяли в город? Это серьезные доводы?
Зачитайте в лицах разговор Лёли с мамой. Прокомментируйте. - Какого поступка вы ожидали от Лёли? - Лёля произносит слово «Скучно!» Как это можно понять? (Обратите внимание - не грустно!!!)
- Что мать воспитывает в дочери? Можем мы предположить, что ее саму ждет в будущем?
3 группа.( по 5 части)
- Выразительно прочитайте 5 главу на фоне музыки (ария Кавардосси из оперы " Тоска") - Почему так тоскливо на душе? Какие чувства собаки созвучны музыке? - - О чём выла собака?
- Примирилась ли она со своим одиночеством?
- Если бы собака жила в других условиях, была бы у нее такая же кличка?
4 группа. (2, 3, 4, 5 главы)
Как описание природы помогает понять состояние души Кусаки? ( проследите по 2-5 главам): - Выпишите из 5 главы ключевые образы , указывающие на состояние природы.
- Выпишите слова, характеризующие вой собаки
- Сделайте вывод
- Почему Леля так поступила с собакой? Может помочь пейзаж. Как понимаете слово "анемичный»?
-А жёлтый цвет в литературе – это цвет чего? - Автор говорит: «будто солнце было... больным», но ведь не солнце больно.. Кто же болен? Чем?
|
Учащиеся читают предложение и отвечают: Рассказ начинается с тройного отрицания НЕ: не принадлежала, не было имени, никто не мог сказать. Усиливает отрицание частица НИ.( " собака-сирота") Автор подчёркивает безысходность положения, в котором оказалась собака
Учащиеся отвечают: принадлежностью к дому, возможностью общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, т.е. собака должна иметь хозяина, служить ему
Учащиеся отвечают: она видела от людей только злобу и ненависть, не доверяла им, была обижена на них за предательство
Работают в группах Учащиеся отвечают: Удерживал страх, от которого ей трудно отделаться. Но она его преодолела
Принадлежала людям и могла им служить. Ее приручили лаской и вниманием. Люди: Хохотали Нарочно ласкали Хвалили при ней и за глаза «Жалели только об одном, что при посторонних людях она не хочет показать своих шуток» Кусака: Не умела ласкаться Нелепо кувыркалась Вертелась, кувыркалась, падала В глазах странная мольба Спокойно ложилась на своё место Просила ласк
Вывод: ощущение некой искусственности в поведении людей и искренние чувства собаки. Таким поведением она выражала восторг, любовь и благодарность людям
Работают в группах.
Учащиеся отвечают: Двора нет, держать негде, да и дворняжка. Нет, т.к другую собаку, породистую, взять готовы.
Читают в лицах диалог, отвечают:
Думали, что Леля настоит, чтоб собаку взяли в город.
Скучно- отношение как к игрушке, не любовь, а забава. Нет настоящей душевной привязанности, грустить не по кому. Сожаление ее не совсем искренне.
Железные доводы погасят искру человечности в душе дочери. Мать воспитывает бесчувственность, безразличие и жестокость .Можно предположить, что в старости ее ждет от дочери именно такое отношение Работают в группах, отвечают
Читают главу, отвечают.
Плач собачьей души. Поиски людей, к которым собака привыкла. Тревога и безысходность От тоски по людям, , одиночества и ненужности
Да( " выла ровно, спокойно")
Нет, потому что ей не было бы нужды проявлять агрессию
Учащиеся работают в группах и отвечают.
Природа импонирует душевному состоянию собаки. Когда Кусака одинока, в природе всё мрачно, когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни и т.д.
Выписывают образы( пустота в комнатах, никто не отвечает, дождь, мрак, осенняя долгая ночь, пустая дача, пустая терраса, следы грязных ног, борьба света с тьмой, темное обнаженное поле) В финале рассказа дождь, мрак, ночь, борьба света с тьмой- все это обостряет чувство одиночества, усиливает безысходность и тоску. .Собака выла жалобно, громко, звенящей острой нотой отчаяния, ровно, настойчиво, безнадежно, спокойно
В финале рассказа дождь, мрак, ночь, борьба света с тьмой- все это обостряет чувство одиночества, усиливает безысходность и тоску.
«Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным...») (Анемия - малокровие. Кожа больного анемией желтоватого цвета. Получается, что жёлтый цвет удвоен).
Это цвет измены, предательства.
Леля может быть больна. Больна ее душа.
| Умение анализировать литературное произведение с определенной целью, приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, формулирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции
Построение высказывания в устной форме
Обучение сравнительной характеристике героев
Смысловое чтение текста
Смысловое чтение текста
Умение видеть олицетворение, эпитеты, параллелизм в описании природы и человека, животного, метафоры
| Личностные: формирование мотивированности на нормы осознанного и доброжелательного отношения к животному
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные6 умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Регулятивные: умение устанавливать причинно- следственные отношения, строить логическое рассуждение, делать выводы | Частично- поисковый
репродуктивный |
Первичное осмысление и закрепление
| - В рассказе два финала. Зачем это понадобилось автору? - Кто виноват? - В чём виноват человек перед собакой? Каких душевных качеств не хватило?
Давайте определим особенности композиции рассказа.
- Составление кластера.
- Как композиция помогает нам проникнуть в замысел автора?
_ - Зачем в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей?
| Отвечают на вопросы . Пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды " братьям нашим меньшим". Что бесчувствие и жестокость губительны. Виноват в том, что приручил, но не взял на себя ответственность за живое существо
Составляют кластер
Учащиеся отвечают: Композиция напоминает кольцо: всё возвращается на «круги своя» Кусака Злоба – ласка, добро – отчаяние, одиночество
Учащиеся отвечают: Люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.
|
Понимание ключевых проблем данного произведения
Умение видеть композицию рассказа как один из способов проникновения в замысел автора и понимания авторской позиции | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора | Индуктивный |