урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Пушкарева Татьяна Павловна

Цели урока:

• преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной природе
• развивать навыки художественного чтения стихотворений, формировать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;
• воспитывать гордость и уважение по отношению к русской литературе, в том числе – литературе алтайских авторов
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5_kl._regionalnyy_komponent.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ БИЙСКОГО РАЙНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шебалинская средняя общеобразовательная  школа имени братьев Кравченко»

Бийского  района    Алтайского  края

Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», посвященный 1150-летию российской государственности и 75-летию Алтайского края

О Родине с любовью

Стихотворения русских поэтов XIX века

и поэтов Алтая о Родине и о родной природе

        

Урок литературы в 5 классе

   Пушкарева Татьяна Павловна,

учитель русского языка и  литературы

МБОУ «Шебалинская СОШ им. братьев Кравченко»

с.Шебалино

2012

                                                       

 

Урок деятельностной направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Тип урока - деловая игра

Форма урока: урок-концерт

Цели:

  1. преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени  и расстоянию,  познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной природе
  2. развивать навыки художественного чтения стихотворений, формировать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;
  3. воспитывать гордость и уважение по отношению к русской литературе, в том числе – литературе алтайских авторов

Подготовка: дома из учебника на стр. 287-298 выучить 1 стихотворение по выбору наизусть, найти и прочитать стихи поэтов Алтая о Родине

 класс делится на 4 группы, из которых каждая делегирует представителя в Художественный совет, а остальным составом работает над полученным заданием

Художественный совет по ходу выступлений оценивает работу групп, готовится проанализировать материал и сделать выводы.

Ход урока

Что делают

Учитель

Ученики

Этапы урока

I. Организующее начало.  Мотивирование к учебной деятельности

(2мин)

II. Актуализация. Согласование темы урока

(2мин)

III. Построение проекта работы на уроке

(4мин)

IV. Реализация построенного проекта

1. Самостоятельная работа в группах  (8 мин)

Музыкальное сопровождение – «Времена года» П.И.Чайковского: «Август. Песня урожая», «Апрель. Подснежник», «Декабрь. Святки», «Июнь. Баркарола»

2. Концертная программа:

1-е отделение – «Времена года в стихотворениях русских поэтов XIXв»,

(12мин)

2-е отделение – «Родина в стихах поэтов Алтая»

 

(6мин)

V. Подведение итогов.

(4 мин)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(1 мин)

VII. Домашнее задание

(1 мин)

*Читает I фрагмент своего стихотворения «Когда Россия молодая…» (приложение1) 

*Слайд «Панорама нашего села»

*Слайды «Наше село на фотографиях одноклассников».

Беседа:

- Перед вами наше село на фотографиях одноклассников.

Нравится вам рассматривать эти фотографии?

- Почему? Какие чувства и эмоции вы при этом переживаете?

- Нет такого человека, который  был бы безразличен к своей Родине. В искусстве – в живописи, музыке, литературе -  тема  Родины остается одной из важнейших. Какие задания в завершение изучения русской литературы XIX века вы получили для самостоятельной подготовки сегодняшнего урока?

 

- Надеюсь, что вы сами определите тему нашего урока

Пожалуйста, предложите!

- Какой цели вы хотели бы достичь к концу урока?

- Какие задачи для этого будем решать?

- Как разумнее действовать, чтобы сделать больше?

- Это хорошее предложение. Думаю, вам интересно будет объединиться в 4 группы. Это будут творческие коллективы:

 «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень». Концертную программу мы предложим оценивать  

Художественному совету, в который каждая группа делегирует по 1 представителю.

Группам занять свои места, ознакомиться с Регламентом работы (приложение 2) и приступить к выполнению.

Художественному совету разработать Лист оценивания выступающих (приложение 3) и в течение концерта оценивать выступления.

- Начинаем концертную программу «О Родине с любовью…» 

1-е отделение – «Времена года в стихотворениях русских поэтов XIX в.»

Демонстрирует слайды репродукций картин русских художников в соответствии с темами выступлений групп (приложение 4)

- Как вы считаете, почему наш урок мы начали стихами и разговором о нашем селе, а дома я попросила вас подобрать стихотворения поэтов Алтая о Родине? Есть ли связь между материалом учебника и этим заданием?

- Молодцы! Вы настоящие патриоты своей Родины!

Наступивший год – год нескольких особенно важных для нас юбилеев: 1150-летия российской государственности, 340-летия со дня рождения Петра I-великого патриота и реформатора России, 75-летия Алтайского края и 185-летия нашего села! Все они для нас важны так же, как важна и любима Родина – великая и могущественная Россия и часть ее – наш край Алтайский и дорогое нам село.

- 2-е отделение - «Родина в стихах поэтов Алтая»

* Читает II фрагмент своего стихотворения «Когда Россия молодая…» (приложение1)

- Эта великая сила любви к Родине делает одинаково близкими для нас  стихотворения поэтов XIX столетия  и стихотворения  поэтов совсем молодого еще Алтайского края.

- Прошу Художественный совет подвести итоги нашей работы.

- Поделитесь, пожалуйста, что явилось для вас лучшим моментом этого урока?

- Что вы посчитали неудачей на уроке?

1.Для урока внеклассного чтения  выучить наизусть 1 стихотворение поэтов Алтая о Родине и о родной природе (по выбору)

2. Творческое задание (по желанию): подготовить электронную презентацию «Родина моя» (стихи, фотографии, репродукции картин художников)

3. Творческое задание (по желанию): написать стихотворение о Родине и о родной природе

Слушают, воспринимают (осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке)

 Участвуют в беседе:

- Интересно видеть фотографии, сделанные одноклассниками

-Нравится смотреть, потому что на фото- знакомые пейзажи,  родные просторы – Родина!

- Это вызывает чувство радости, удовольствия, потребность говорить хорошие слова…

- Из учебника

на стр. 287-298 выучить 1 стихотворение по выбору наизусть

- найти и прочитать стихи поэтов Алтая о Родине

Приходят к выбору темы: «Стихотворения о Родине и о родной природе русских поэтов XIX века и поэтов-земляков»

- познакомиться со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной природе

- научиться художественному  чтению стихов наизусть

- Дома мы подготовили чтение стихотворений наизусть по выбору. В группах обсудим их содержание. Прочитаем стихотворения поэтов Алтая о Родине.

Затем устроим концерт: ведущий от каждой группы будет делать сообщение, а чтецы прочтут наизусть  стихотворения.

Самостоятельная работа в группах:

1.«Зима» (Иван Захарович Суриков, «Зима», Иван Саввич Никитин, «Зимняя ночь в деревне»),

2. «Весна» (Ф.И.Тютчев, «Зима недаром злится», Алексей Николаевич Плещеев, «Уж тает снег, бегут ручьи»),

3.«Лето» (Ф.И.Тютчев, «Как весел грохот летних бурь», Иван Савич Никитин, «Утро»),

4.«Осень» (Ф.И.Тютчев, «Есть в осени первоначальной».

Аполлон Николаевич Майков, «Ласточки»).

- выступление творческого коллектива «Зима»

-выступление творческого коллектива «Весна»

- выступление творческого коллектива «Лето»

-выступление творческого коллектива «Осень»

Продолжают развивать мысль о том, что тема  Родины остается одной из важнейших для каждого человека везде и всегда, а то, что рядом – всегда роднее и ближе.

От каждой группы - выразительное чтение одного чтеца стихотворения поэта Алтая о Родине и о родной природе (по выбору), (приложение 5)

Представитель Художественного совета объявляет итоги по оценочным листам

Учащиеся по желанию высказываются

       

Приложение 1

I.

Когда Россия молодая

Мужала с гением Петра,

Не родился прапрадед мамы,

В помине не было села,

Которому теперь под 200.

Но  мудрый Петр тогда уж знал,

Что сделают страну известней

Сибирь и Батюшка-Алтай.

Триста  лет и 3 года от Указа Петра

Крепость Бийск с каждым годом

развивалась, росла

В первозданной, отмеченной Богом земле,

И уверенно славу добывала себе.

На Алтае сегодня это город второй,

Тридцать семь поселений –

целый  Бийский район –

Пояском-оберегом окружают его.

Я про многие знаю,

А в отдельных пришлось побывать,

 Но другого такого, как мое, не сыскать.

Может быть, потому, что родное оно,

Лучше всех на Планете – наше Шебалино…

II.

Окраина России, далекая земля –

Оплот ее и сила по замыслам Петра -

Признала рудознатцев и русский пришлый люд,

И щедро воздала им за их отважный труд.

Великий реформатор из глубины столетий,

Как будто бы сегодня, внушил своим примером:

Наукам – уважение, земле родной – служить,

От трудностей не прятаться,

А Родину – любить! 

Приложение 2

Регламент работы группы творческого коллектива «Зима»:

(время самостоятельной подготовки – 8минут)

1. Выбрать и подготовить чтецов стихотворений для своей концертной программы (Иван Захарович Суриков, «Зима», Иван Савич Никитин, «Зимняя ночь в деревне»).

2. Из материалов учебника (стр. 287-298) выбрать соответствующие вашей теме сведения и составить выступление для ведущего программы.

3. Подготовить выразительное чтение одного чтеца стихотворения поэта Алтая о Родине и о родной природе (по выбору)

Регламент работы группы творческого коллектива «Весна»:

(время самостоятельной подготовки – 8минут)

1. Выбрать и подготовить чтецов стихотворений для своей концертной программы (Ф.И.Тютчев, «Зима недаром злится», Алексей Николаевич Плещеев, «Уж тает снег, бегут ручьи»).

2. Из материалов учебника (стр. 287-298) выбрать соответствующие вашей теме сведения и составить выступление для ведущего программы.

3. Подготовить выразительное чтение одного чтеца стихотворения поэта Алтая о Родине и о родной природе (по выбору)

Регламент работы группы творческого коллектива «Лето»:

(время самостоятельной подготовки – 8минут)

1. Выбрать и подготовить чтецов стихотворений для своей концертной программы (Ф.И.Тютчев, «Как весел грохот летних бурь», Иван Савич Никитин, «Утро»).

2. Из материалов учебника (стр. 287-298) выбрать соответствующие вашей теме сведения и составить выступление для ведущего программы.

3. Подготовить выразительное чтение одного чтеца стихотворения поэта Алтая о Родине и о родной природе (по выбору)

Регламент работы группы творческого коллектива «Осень»:

(время самостоятельной подготовки – 8минут)

1. Выбрать и подготовить чтецов стихотворений для своей концертной программы (Ф.И.Тютчев, «Есть в осени первоначальной». Аполлон Николаевич Майков, «Ласточки»).

2. Из материалов учебника (стр. 287-298) выбрать соответствующие вашей теме сведения и составить выступление для ведущего программы.

3. Подготовить выразительное чтение одного чтеца стихотворения поэта Алтая о Родине и о родной природе (по выбору)

Приложение 3

Лист оценивания выступающих

в концертной программе «О Родине с любовью»

«Зима»

«Весна»

«Лето»

«Осень»

Оценка ведения концертной программы

Содержание составленного текста

Выступление  ведущего

Оценка художественного чтения стихотворений русских поэтов XIX в. наизусть

1-й чтец

2-й чтец

Оценка выразительного чтения стихотворения поэта Алтая

Общее количество баллов

Итоговое место

Оценка – по 5-бальной шкале

Приложение 4

Список репродукций картин русских художников:

1.И.Грабарь: «Февральская лазурь»

2.Иван Иванович Шишкин: «Иней», «Рожь», «Хвойный лес. Солнечный день»,

«Корабельная роща», «Лесные дали»

3.Федор Александрович Васильев: «Перед грозой», «Рассвет», «Пейзаж с избами, крытыми соломой», «Мокрый луг», «Болото в лесу. Осень», «Перед дождем»

4.Исаак Ильич Левитан: «Весна. Большая вода, «Март», «Над вечным покоем», «Золотая осень»

Приложение 5

Стихотворения поэтов Алтая

 Леонид  Мерзликин (1935 – 1995)

 А у нас на Алтае кислица,

Ох, и кислая! Просто беда.

Тропка, тропка. Следы от копытца,

А в следах голубая вода.

-

Нет посудины – скину рубаху,

Насбираю кислицы в неё

И с ладош тёмноглазую птаху

Покормлю и спрошу про житьё.

-

Ты в ладоши мне села сама ведь,

Так чего же ты, птаха, молчишь?

Где ты пёрышко бросишь на память?

За какое ты море летишь?

-

Погляди – уж пора листопада

В нашем тихом заречном краю!

Ничего от тебя мне не надо,

Только выполни просьбу мою:

-

Воротись, когда вешняя птица

На гнездовья слетится сюда.

Тропка, тропка. Следы от копытца,

А в следах голубая вода.

(+«Воробей залетел через форточку…»; «Крутояры»; «Седой валун»; «Иней»; «Купава»)

Владимир  Башунов  (1946 – 2005)

И вылетит из лесу птица,

и в речке ведёрко плеснёт,

и кто-то попросит напиться,

и кто-то воды поднесёт.

-

В апреле, в капели, в июне,

в дожде несусветном, в зиме…

Как жаль, что кончается юность

на этой хорошей земле.

-

А всё же во мне не убудет

волненья, заботы, имён.

Над утренней родиной будет

катиться малиновый звон.

-

И кто же нас гонит, ей-богу,

зачем так недолго гостим?

Прощай!

Одари на дорогу

несмелым подарком своим.

-

Хвоинкой,

копытным ли следом,

перо ли на счастье оставь.

Тревожным и праздничным светом

сиять мою память заставь.

-

Гордиться тобою,

склониться

на горький родимый порог.

…И вылетит из лесу птица,

и наземь уронит перо.    

Марк Юдалевич

           

РОССИЯ

Россия - земля соловьиных садов!

Задолго до русских поэтов

зазывно, протяжно, на сотни ладов

обласкана ты и воспета.

А сами поэты, что имя твое

восславили в разные сроки,

они только песни твоих соловьев

одели в чеканные строки…

Отсюда упругие ритмы бойца,

спокойная ровность былины.

О Родина, в сердце любого певца

ты песней вошла соловьиной…

Россия - земля соловьиных садов!

Задолго до русских поэтов

зазывно, протяжно, на сотни ладов

обласкана ты и воспета.

Методические рекомендации

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение на уроке организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Наиболее эффективным нестандартным уроком литературы в 5 классе является такой тип урока, как деловая игра. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:

актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

формирование творческих групп по 3-5 человек. В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);

создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;

работа в творческих группах.

Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:

общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.

анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.

домашнее задание.

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

Анкета участника конкурса

«Мой лучший урок

Фамилия

Пушкарева

Имя

Татьяна

Отчество

Павловна

Место работы

МБОУ «Шебалинская средняя школа имени братьев Кравченко»

Контактный телефон

8 923 644 87 56

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык и литература

Тема урока

О Родине с любовью

(Стихотворения русских поэтов XIX века

и поэтов Алтая о Родине и о родной природе)

Класс

5

Дополнительные данные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Русские поэты XX века о Родине и о родной природе. А. Прокофьев. "Алёнушка". Д. Кедрин. "Алёнушка".

Конспект урока литературы в 5 классе (II  полугодие), посвященный изучению лирики. Соответствует ФГОС....

Конспект урока литературы в 5 классе - Поэты 19 века о Родине, родной природе

Конспект урока литературы в 5 классе - Поэты 19 века о Родине, родной природе. Сопровождается мультфильмом, аудиозаписями, презентацией. Основное содержание- работа в группах, которые сравнивают стихо...

Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)"

Предлагается инструкция к самообразованию семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, предусмотрен дифференцированный подход к обзорному или углубленному изучению материала....

Урок литературы в 5 классе. Поэты ХХ века о Родине и родной природе.

Урок литературы в 5 классеТема урока: Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.Тип урока: урок усвоения новых знаний.1. Знакомство с творчеством Ивана Бунина «Помню долгий ...

Конспект урока литературы в 5 классе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме: "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"....