урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Цели урока:
• преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной природе
• развивать навыки художественного чтения стихотворений, формировать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;
• воспитывать гордость и уважение по отношению к русской литературе, в том числе – литературе алтайских авторов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_kl._regionalnyy_komponent.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ БИЙСКОГО РАЙНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шебалинская средняя общеобразовательная школа имени братьев Кравченко»
Бийского района Алтайского края
Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», посвященный 1150-летию российской государственности и 75-летию Алтайского края
О Родине с любовью
Стихотворения русских поэтов XIX века
и поэтов Алтая о Родине и о родной природе
Урок литературы в 5 классе
Пушкарева Татьяна Павловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шебалинская СОШ им. братьев Кравченко»
с.Шебалино
2012
Урок деятельностной направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Тип урока - деловая игра
Форма урока: урок-концерт
Цели:
- преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной природе
- развивать навыки художественного чтения стихотворений, формировать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;
- воспитывать гордость и уважение по отношению к русской литературе, в том числе – литературе алтайских авторов
Подготовка: дома из учебника на стр. 287-298 выучить 1 стихотворение по выбору наизусть, найти и прочитать стихи поэтов Алтая о Родине
класс делится на 4 группы, из которых каждая делегирует представителя в Художественный совет, а остальным составом работает над полученным заданием
Художественный совет по ходу выступлений оценивает работу групп, готовится проанализировать материал и сделать выводы.
Ход урока
Что делают | Учитель | Ученики |
Этапы урока | ||
I. Организующее начало. Мотивирование к учебной деятельности (2мин) II. Актуализация. Согласование темы урока (2мин) III. Построение проекта работы на уроке (4мин) IV. Реализация построенного проекта 1. Самостоятельная работа в группах (8 мин) Музыкальное сопровождение – «Времена года» П.И.Чайковского: «Август. Песня урожая», «Апрель. Подснежник», «Декабрь. Святки», «Июнь. Баркарола» 2. Концертная программа: 1-е отделение – «Времена года в стихотворениях русских поэтов XIXв», (12мин) 2-е отделение – «Родина в стихах поэтов Алтая»
(6мин) V. Подведение итогов. (4 мин) VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин) VII. Домашнее задание (1 мин) | *Читает I фрагмент своего стихотворения «Когда Россия молодая…» (приложение1) *Слайд «Панорама нашего села» *Слайды «Наше село на фотографиях одноклассников». Беседа: - Перед вами наше село на фотографиях одноклассников. Нравится вам рассматривать эти фотографии? - Почему? Какие чувства и эмоции вы при этом переживаете? - Нет такого человека, который был бы безразличен к своей Родине. В искусстве – в живописи, музыке, литературе - тема Родины остается одной из важнейших. Какие задания в завершение изучения русской литературы XIX века вы получили для самостоятельной подготовки сегодняшнего урока?
- Надеюсь, что вы сами определите тему нашего урока Пожалуйста, предложите! - Какой цели вы хотели бы достичь к концу урока? - Какие задачи для этого будем решать? - Как разумнее действовать, чтобы сделать больше? - Это хорошее предложение. Думаю, вам интересно будет объединиться в 4 группы. Это будут творческие коллективы: «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень». Концертную программу мы предложим оценивать Художественному совету, в который каждая группа делегирует по 1 представителю. Группам занять свои места, ознакомиться с Регламентом работы (приложение 2) и приступить к выполнению. Художественному совету разработать Лист оценивания выступающих (приложение 3) и в течение концерта оценивать выступления. - Начинаем концертную программу «О Родине с любовью…» 1-е отделение – «Времена года в стихотворениях русских поэтов XIX в.» Демонстрирует слайды репродукций картин русских художников в соответствии с темами выступлений групп (приложение 4) - Как вы считаете, почему наш урок мы начали стихами и разговором о нашем селе, а дома я попросила вас подобрать стихотворения поэтов Алтая о Родине? Есть ли связь между материалом учебника и этим заданием? - Молодцы! Вы настоящие патриоты своей Родины! Наступивший год – год нескольких особенно важных для нас юбилеев: 1150-летия российской государственности, 340-летия со дня рождения Петра I-великого патриота и реформатора России, 75-летия Алтайского края и 185-летия нашего села! Все они для нас важны так же, как важна и любима Родина – великая и могущественная Россия и часть ее – наш край Алтайский и дорогое нам село. - 2-е отделение - «Родина в стихах поэтов Алтая» * Читает II фрагмент своего стихотворения «Когда Россия молодая…» (приложение1) - Эта великая сила любви к Родине делает одинаково близкими для нас стихотворения поэтов XIX столетия и стихотворения поэтов совсем молодого еще Алтайского края. - Прошу Художественный совет подвести итоги нашей работы. - Поделитесь, пожалуйста, что явилось для вас лучшим моментом этого урока? - Что вы посчитали неудачей на уроке? 1.Для урока внеклассного чтения выучить наизусть 1 стихотворение поэтов Алтая о Родине и о родной природе (по выбору) 2. Творческое задание (по желанию): подготовить электронную презентацию «Родина моя» (стихи, фотографии, репродукции картин художников) 3. Творческое задание (по желанию): написать стихотворение о Родине и о родной природе | Слушают, воспринимают (осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке) Участвуют в беседе: - Интересно видеть фотографии, сделанные одноклассниками -Нравится смотреть, потому что на фото- знакомые пейзажи, родные просторы – Родина! - Это вызывает чувство радости, удовольствия, потребность говорить хорошие слова… - Из учебника на стр. 287-298 выучить 1 стихотворение по выбору наизусть - найти и прочитать стихи поэтов Алтая о Родине Приходят к выбору темы: «Стихотворения о Родине и о родной природе русских поэтов XIX века и поэтов-земляков» - познакомиться со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной природе - научиться художественному чтению стихов наизусть - Дома мы подготовили чтение стихотворений наизусть по выбору. В группах обсудим их содержание. Прочитаем стихотворения поэтов Алтая о Родине. Затем устроим концерт: ведущий от каждой группы будет делать сообщение, а чтецы прочтут наизусть стихотворения. Самостоятельная работа в группах: 1.«Зима» (Иван Захарович Суриков, «Зима», Иван Саввич Никитин, «Зимняя ночь в деревне»), 2. «Весна» (Ф.И.Тютчев, «Зима недаром злится», Алексей Николаевич Плещеев, «Уж тает снег, бегут ручьи»), 3.«Лето» (Ф.И.Тютчев, «Как весел грохот летних бурь», Иван Савич Никитин, «Утро»), 4.«Осень» (Ф.И.Тютчев, «Есть в осени первоначальной». Аполлон Николаевич Майков, «Ласточки»). - выступление творческого коллектива «Зима» -выступление творческого коллектива «Весна» - выступление творческого коллектива «Лето» -выступление творческого коллектива «Осень» Продолжают развивать мысль о том, что тема Родины остается одной из важнейших для каждого человека везде и всегда, а то, что рядом – всегда роднее и ближе. От каждой группы - выразительное чтение одного чтеца стихотворения поэта Алтая о Родине и о родной природе (по выбору), (приложение 5) Представитель Художественного совета объявляет итоги по оценочным листам Учащиеся по желанию высказываются |
Приложение 1
I.
Когда Россия молодая
Мужала с гением Петра,
Не родился прапрадед мамы,
В помине не было села,
Которому теперь под 200.
Но мудрый Петр тогда уж знал,
Что сделают страну известней
Сибирь и Батюшка-Алтай.
Триста лет и 3 года от Указа Петра
Крепость Бийск с каждым годом
развивалась, росла
В первозданной, отмеченной Богом земле,
И уверенно славу добывала себе.
На Алтае сегодня это город второй,
Тридцать семь поселений –
целый Бийский район –
Пояском-оберегом окружают его.
Я про многие знаю,
А в отдельных пришлось побывать,
Но другого такого, как мое, не сыскать.
Может быть, потому, что родное оно,
Лучше всех на Планете – наше Шебалино…
II.
Окраина России, далекая земля –
Оплот ее и сила по замыслам Петра -
Признала рудознатцев и русский пришлый люд,
И щедро воздала им за их отважный труд.
Великий реформатор из глубины столетий,
Как будто бы сегодня, внушил своим примером:
Наукам – уважение, земле родной – служить,
От трудностей не прятаться,
А Родину – любить!
Приложение 2
Регламент работы группы творческого коллектива «Зима»:
(время самостоятельной подготовки – 8минут)
1. Выбрать и подготовить чтецов стихотворений для своей концертной программы (Иван Захарович Суриков, «Зима», Иван Савич Никитин, «Зимняя ночь в деревне»).
2. Из материалов учебника (стр. 287-298) выбрать соответствующие вашей теме сведения и составить выступление для ведущего программы.
3. Подготовить выразительное чтение одного чтеца стихотворения поэта Алтая о Родине и о родной природе (по выбору)
Регламент работы группы творческого коллектива «Весна»:
(время самостоятельной подготовки – 8минут)
1. Выбрать и подготовить чтецов стихотворений для своей концертной программы (Ф.И.Тютчев, «Зима недаром злится», Алексей Николаевич Плещеев, «Уж тает снег, бегут ручьи»).
2. Из материалов учебника (стр. 287-298) выбрать соответствующие вашей теме сведения и составить выступление для ведущего программы.
3. Подготовить выразительное чтение одного чтеца стихотворения поэта Алтая о Родине и о родной природе (по выбору)
Регламент работы группы творческого коллектива «Лето»:
(время самостоятельной подготовки – 8минут)
1. Выбрать и подготовить чтецов стихотворений для своей концертной программы (Ф.И.Тютчев, «Как весел грохот летних бурь», Иван Савич Никитин, «Утро»).
2. Из материалов учебника (стр. 287-298) выбрать соответствующие вашей теме сведения и составить выступление для ведущего программы.
3. Подготовить выразительное чтение одного чтеца стихотворения поэта Алтая о Родине и о родной природе (по выбору)
Регламент работы группы творческого коллектива «Осень»:
(время самостоятельной подготовки – 8минут)
1. Выбрать и подготовить чтецов стихотворений для своей концертной программы (Ф.И.Тютчев, «Есть в осени первоначальной». Аполлон Николаевич Майков, «Ласточки»).
2. Из материалов учебника (стр. 287-298) выбрать соответствующие вашей теме сведения и составить выступление для ведущего программы.
3. Подготовить выразительное чтение одного чтеца стихотворения поэта Алтая о Родине и о родной природе (по выбору)
Приложение 3
Лист оценивания выступающих
в концертной программе «О Родине с любовью»
«Зима» | «Весна» | «Лето» | «Осень» | ||
Оценка ведения концертной программы | Содержание составленного текста | ||||
Выступление ведущего | |||||
Оценка художественного чтения стихотворений русских поэтов XIX в. наизусть | 1-й чтец | ||||
2-й чтец | |||||
Оценка выразительного чтения стихотворения поэта Алтая | |||||
Общее количество баллов | |||||
Итоговое место |
Оценка – по 5-бальной шкале
Приложение 4
Список репродукций картин русских художников:
1.И.Грабарь: «Февральская лазурь»
2.Иван Иванович Шишкин: «Иней», «Рожь», «Хвойный лес. Солнечный день»,
«Корабельная роща», «Лесные дали»
3.Федор Александрович Васильев: «Перед грозой», «Рассвет», «Пейзаж с избами, крытыми соломой», «Мокрый луг», «Болото в лесу. Осень», «Перед дождем»
4.Исаак Ильич Левитан: «Весна. Большая вода, «Март», «Над вечным покоем», «Золотая осень»
Приложение 5
Стихотворения поэтов Алтая
Леонид Мерзликин (1935 – 1995)
А у нас на Алтае кислица,
Ох, и кислая! Просто беда.
Тропка, тропка. Следы от копытца,
А в следах голубая вода.
-
Нет посудины – скину рубаху,
Насбираю кислицы в неё
И с ладош тёмноглазую птаху
Покормлю и спрошу про житьё.
-
Ты в ладоши мне села сама ведь,
Так чего же ты, птаха, молчишь?
Где ты пёрышко бросишь на память?
За какое ты море летишь?
-
Погляди – уж пора листопада
В нашем тихом заречном краю!
Ничего от тебя мне не надо,
Только выполни просьбу мою:
-
Воротись, когда вешняя птица
На гнездовья слетится сюда.
Тропка, тропка. Следы от копытца,
А в следах голубая вода.
(+«Воробей залетел через форточку…»; «Крутояры»; «Седой валун»; «Иней»; «Купава»)
Владимир Башунов (1946 – 2005)
И вылетит из лесу птица,
и в речке ведёрко плеснёт,
и кто-то попросит напиться,
и кто-то воды поднесёт.
-
В апреле, в капели, в июне,
в дожде несусветном, в зиме…
Как жаль, что кончается юность
на этой хорошей земле.
-
А всё же во мне не убудет
волненья, заботы, имён.
Над утренней родиной будет
катиться малиновый звон.
-
И кто же нас гонит, ей-богу,
зачем так недолго гостим?
Прощай!
Одари на дорогу
несмелым подарком своим.
-
Хвоинкой,
копытным ли следом,
перо ли на счастье оставь.
Тревожным и праздничным светом
сиять мою память заставь.
-
Гордиться тобою,
склониться
на горький родимый порог.
…И вылетит из лесу птица,
и наземь уронит перо.
Марк Юдалевич
РОССИЯ
Россия - земля соловьиных садов!
Задолго до русских поэтов
зазывно, протяжно, на сотни ладов
обласкана ты и воспета.
А сами поэты, что имя твое
восславили в разные сроки,
они только песни твоих соловьев
одели в чеканные строки…
Отсюда упругие ритмы бойца,
спокойная ровность былины.
О Родина, в сердце любого певца
ты песней вошла соловьиной…
Россия - земля соловьиных садов!
Задолго до русских поэтов
зазывно, протяжно, на сотни ладов
обласкана ты и воспета.
Методические рекомендации
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение на уроке организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Наиболее эффективным нестандартным уроком литературы в 5 классе является такой тип урока, как деловая игра. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:
актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
формирование творческих групп по 3-5 человек. В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);
создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;
работа в творческих группах.
Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:
общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.
анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.
домашнее задание.
Использованные источники.
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Анкета участника конкурса
«Мой лучший урок
Фамилия | Пушкарева |
Имя | Татьяна |
Отчество | Павловна |
Место работы | МБОУ «Шебалинская средняя школа имени братьев Кравченко» |
Контактный телефон | 8 923 644 87 56 |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Предмет | Русский язык и литература |
Тема урока | О Родине с любовью (Стихотворения русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной природе) |
Класс | 5 |
Дополнительные данные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....
Русские поэты XX века о Родине и о родной природе. А. Прокофьев. "Алёнушка". Д. Кедрин. "Алёнушка".
Конспект урока литературы в 5 классе (II полугодие), посвященный изучению лирики. Соответствует ФГОС....
Конспект урока литературы в 5 классе - Поэты 19 века о Родине, родной природе
Конспект урока литературы в 5 классе - Поэты 19 века о Родине, родной природе. Сопровождается мультфильмом, аудиозаписями, презентацией. Основное содержание- работа в группах, которые сравнивают стихо...
Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)"
Предлагается инструкция к самообразованию семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, предусмотрен дифференцированный подход к обзорному или углубленному изучению материала....
Урок литературы в 5 классе. Поэты ХХ века о Родине и родной природе.
Урок литературы в 5 классеТема урока: Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.Тип урока: урок усвоения новых знаний.1. Знакомство с творчеством Ивана Бунина «Помню долгий ...
Конспект урока литературы в 5 классе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме: "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"....