Русские поэты XX века о Родине и о родной природе. А. Прокофьев. "Алёнушка". Д. Кедрин. "Алёнушка".
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока литературы в 5 классе (II полугодие), посвященный изучению лирики. Соответствует ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) | 37.21 КБ |
презентация к уроку литературы | 556 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские поэты XX века о Родине и родной природе.
А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка».
Тип урока: урок общеметодической направленности
Цели:
- актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях;
- формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения;
- закреплять умение выразительного чтения;
- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения.
Основные виды деятельности:
- выразительное чтение стихотворений;
- устное рецензирование чтения одноклассников;
- устные ответы на вопросы;
- участие в коллективном диалоге;
- устный и письменный анализ стихотворений.
Планируемые предметные результаты:
- знать общее и индивидуальное в творчестве разных поэтов;
- уметь выразительно читать стихотворения; зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение; анализировать поэтический текст; сопоставлять поэтические тексты.
Универсальные учебные действия):
- Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов;
- Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа;
- Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.
Личностные результаты: формировать эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация (портреты А. Прокофьева, Д. Кедрина, иллюстрация картины В.Васнецова «Аленушка»), распечатки стихотворений, заданий.
Ход урока:
- Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным, мы побываем в роли исследователей. Посмотрите на экран — перед вами картина художника В.Васнецова «Аленушка (слайд 1). На экране портреты двух поэтов XX века – Д. Кедрина и А. Прокофьева (слайд 2). Что общего у этих поэтов?
- А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Тема нашего урока – «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка» (слайд 3). Запишите тему урока в тетрадь.
- Как и всякие исследователи, перед началом работы мы должны определить задачи нашей деятельности. Каковы они?
Обучающиеся под руководством учителя формулируют цели и задачи урока.
- Работа по теме урока.
- Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Аленушка» (работа в парах).
- Картина В.Васнецова «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада). Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Задание: Сейчас вам придётся поработать в качестве реставраторов текста, представляющего собой описание картины. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова «Алёнушка» и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.
На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку. Алёнушка сидит на большом - валуне, обхватив тонкими руками и склонив _____
_____. Каштановые ____________ небрежно падают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________, голубая кофта поблёкла от __________ и непогоды. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. В мутной воде чуть виднеется _________________ Алёнушки. В воде тускло отражается ___________________, тесно обступивший большие камни, и _____________________, наклонившиеся над озером.
____________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь
друг к другу, словно не хотят расставаться. За _______________ Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в темноте его скрывается какая - то ______________ . Особенно красивы __________________. Они стройно тянутся вверх, словно стремятся достичь недосягаемой высоты _______________. Только осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот - вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыслей. __________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Какие чувства вызвала у вас эта картина?
- Стихотворения А. Прокофьева и Д. Кедрина имеют одинаковые названия. Как вы думаете, являются ли они словесным пересказом картины Васнецова? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Послушаем актерское чтение этих стихотворений и проанализируем их.
- Работа со стихотворением А.Прокофьева. Актёрское чтение (слушание).
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Какие строки стихотворения совпадают с изображенным на картине Васнецова?
- Чем образ Аленушки у Прокофьева отличается от образа Аленушки у Васнецова?
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины природы? Заполнение таблицы (работа в парах)
Изобразительно – выразительное средство | Примеры |
Сравнение | |
Эпитет | |
Метафора | |
Ряды однородных членов |
«Трава …знать не хочет, что мертва вода», «совсем как в сказке милая Аленушка сидит», «пруд заглохший», «золотые обручи», «тростник качается, шумит», «милая Аленушка», «красен от гвоздик, от лилий бел», «солнце щедро…золотые обручи кладет».
- Сверим ваши ответы с ответами на слайде (слайд 4). Где возникли затруднения?
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
- Работа со стихотворением Д. Кедрина. Актёрское чтение (слушание).
- Каким настроением пронизано стихотворение Д.Кедрина?
- Какие картины вы представили?
- Все ли слова понятны?
Задание: к словам в левой колонке подберите лексическое значение, приведенное в правой колонке.
Стойбище | большой нож, который обычно носят за голенищем сапога |
Вотчина | разбойники |
Лихая сила | становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время |
Нетленная краса | изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес |
Околица | на Руси наследственное земельное владение |
Ножичек сапожный | вечная красота, которая не истлевает, не умирает |
- Какой мы увидели Алёнушку в этом стихотворении?
- Какие средства выразительности использует поэт?
- Сверим ваши ответы с ответами на слайде (слайд 5). Были ли у вас затруднения?
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
3) Сопоставление стихотворений.
- Мы прочитали оба стихотворения. Что их объединяет?
- Чем отличаются стихотворения?
- Чьё чтение стихотворения понравилось? Почему?
3. Домашнее задание: анализ стихотворения по плану (по выбору обучающихся)
Комментирование домашнего задания
Пользуясь примерным планом анализа лирического произведения, ответьте на вопросы.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
- Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
- Какую картину рисует поэт в своем стихотворении?
- Настроение, чувства, передаваемые автором в стихотворении.
- Изобразительно - выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Фигуры речи: антитеза, обращение, восклицание.
- Собственное отношение к прочитанному.
Можно использовать речевые клише (для слабых учеников).
В стихотворении ___________________ говорится о__________________.
Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.
- Подведение итогов урока.
Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по - разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
IV. Рефлексия.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили эти задачи?
- Интересно быть исследователем?
- Что понравилось на уроке?
- Чью работу можно отметить? Кого можно похвалить?
- Что вызвало затруднения? Над чем нужно будет поработать?
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАДАНИЕ 1.
Сейчас вам придётся поработать в качестве реставраторов текста, представляющего собой описание картины. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова «Алёнушка» и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.
На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку. Алёнушка сидит на большом - валуне, обхватив тонкими руками и склонив _____
_____. Каштановые ____________ небрежно падают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________, голубая кофта поблёкла от __________ и непогоды. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. В мутной воде чуть виднеется _________________ Алёнушки. В воде тускло отражается ___________________, тесно обступивший большие камни, и _____________________, наклонившиеся над озером.
____________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь
друг к другу, словно не хотят расставаться. За _______________ Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в темноте его скрывается какая - то ______________ . Особенно красивы __________________. Они стройно тянутся вверх, словно стремятся достичь недосягаемой высоты _______________. Только осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот - вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыслей. __________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.
ЗАДАНИЕ 2.
С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины природы? Заполните таблицу данными примерами:
«Трава …знать не хочет, что мертва вода», «совсем как в сказке милая Аленушка сидит», «пруд заглохший», «золотые обручи», «тростник качается, шумит», «милая Аленушка», «красен от гвоздик, от лилий бел», «солнце щедро…золотые обручи кладет»
Изобразительно – выразительное средство | Примеры |
Сравнение | |
Эпитет | |
Метафора | |
Ряды однородных членов |
ЗАДАНИЕ 3.
К словам в левой колонке подберите лексическое значение, приведенное в правой колонке.
Стойбище | большой нож, который обычно носят за голенищем сапога |
Вотчина | разбойники |
Лихая сила | становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время |
Нетленная краса | изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес |
Околица | на Руси наследственное земельное владение |
Ножичек сапожный | вечная красота, которая не истлевает, не умирает |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
- Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
- Какую картину рисует поэт в своем стихотворении?
- Настроение, чувства, передаваемые автором в стихотворении.
- Изобразительно - выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Фигуры речи: антитеза, обращение, восклицание.
- Собственное отношение к прочитанному.
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.
Поэт хотел сказать _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Это стихотворение вызывает у меня чувство _______________________________________.
Яценко Л.В. Конспект урока литературы в 5 классеСтраница
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».
Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....
Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" в 5 классе
Урок построен в форме составления программы поэтического концерта. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова и презентацией о художнике Левитане....
Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"
Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....
Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
"Русские поэты 19 века о Родине и родной природе".
Это урок с использованием элементов проектной технологии, цель которого- научиться выразительно читать, воспринимать пейзажную лирику, способствовать развитию творчества учащихся, навыков анализ...
Урок литературы "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо".
Урок литературы в 5 классе по теме "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин и Дон-Аминадо". В рамках урока учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XX века, анализируют поэтические...