Русские поэты XX века о Родине и о родной природе. А. Прокофьев. "Алёнушка". Д. Кедрин. "Алёнушка".
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Яценко Лариса Владимировна

Конспект урока литературы в 5 классе (II  полугодие), посвященный изучению лирики. Соответствует ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

 А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка».

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цели:

  • актуализировать знания о приемах выразительности в лирических произведениях;
  •  формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения;
  •  закреплять умение выразительного чтения;
  • раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения.

Основные виды деятельности:

  • выразительное чтение стихотворений;
  • устное рецензирование чтения одноклассников;
  • устные ответы на вопросы;
  • участие в коллективном диалоге;
  • устный и письменный анализ стихотворений.

Планируемые предметные результаты:

  • знать общее и индивидуальное в творчестве разных поэтов;
  • уметь выразительно читать стихотворения; зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение; анализировать поэтический текст; сопоставлять поэтические тексты.

Универсальные учебные действия):

  • Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов;
  • Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа;
  • Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.

Личностные результаты: формировать эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности.

Оборудование:  мультимедиа-проектор, презентация (портреты А. Прокофьева, Д. Кедрина, иллюстрация картины В.Васнецова «Аленушка»), распечатки стихотворений, заданий.

Ход урока:

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

       - Наш сегодняшний  урок будет не совсем обычным, мы побываем в роли исследователей. Посмотрите на экран — перед вами картина художника В.Васнецова «Аленушка (слайд 1). На экране портреты двух поэтов XX века – Д. Кедрина и А. Прокофьева (слайд 2). Что общего у этих поэтов?

      - А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

     - Тема нашего урока – «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка» (слайд 3). Запишите тему урока в тетрадь.

     - Как и всякие исследователи, перед началом работы мы  должны определить задачи нашей деятельности. Каковы они?  

Обучающиеся под руководством учителя формулируют цели и задачи урока.

  1. Работа по теме урока.
  1.  Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Аленушка» (работа в парах).

   - Картина В.Васнецова «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада). Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Задание: Сейчас вам придётся поработать в качестве реставраторов текста, представляющего собой описание картины. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова «Алёнушка» и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.

На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку. Алёнушка сидит на большом          - валуне, обхватив тонкими руками        и склонив _____

_____. Каштановые ____________ небрежно падают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________, голубая кофта поблёкла от __________ и непогоды. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. В мутной воде чуть виднеется _________________ Алёнушки. В воде тускло отражается ___________________, тесно обступивший большие камни, и _____________________, наклонившиеся над озером.

____________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь

друг к другу, словно не хотят расставаться. За _______________        Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в темноте его скрывается какая - то ______________         . Особенно красивы __________________. Они стройно тянутся вверх, словно стремятся достичь недосягаемой высоты _______________. Только осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот - вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыслей. __________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.

 

 - Давайте проверим, что у вас получилось.

- Какие чувства вызвала у вас эта картина?

  1. Стихотворения А. Прокофьева и Д. Кедрина имеют одинаковые названия. Как вы думаете, являются ли они словесным пересказом картины Васнецова? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Послушаем актерское чтение этих стихотворений и проанализируем их.

  1. Работа со стихотворением А.Прокофьева. Актёрское чтение (слушание).

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Какие строки стихотворения совпадают с изображенным на картине Васнецова?

- Чем образ Аленушки у Прокофьева отличается от образа Аленушки у Васнецова?

- С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины природы? Заполнение таблицы (работа в парах)

Изобразительно – выразительное средство

Примеры

Сравнение

Эпитет

Метафора

Ряды однородных членов

«Трава …знать не хочет, что мертва вода», «совсем как в сказке милая Аленушка сидит», «пруд заглохший», «золотые обручи», «тростник качается, шумит», «милая Аленушка», «красен от гвоздик, от лилий бел», «солнце щедро…золотые обручи кладет».

 - Сверим ваши ответы с ответами на слайде (слайд 4). Где возникли затруднения?

- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.

  1. Работа со стихотворением Д. Кедрина. Актёрское чтение (слушание).

- Каким настроением пронизано стихотворение Д.Кедрина?

- Какие картины вы представили?

- Все ли слова понятны?

Задание: к словам в левой колонке подберите лексическое значение, приведенное в правой колонке.

Стойбище

большой нож, который обычно носят за голенищем сапога

Вотчина

разбойники

Лихая сила

становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время

Нетленная краса

изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес

Околица

на Руси наследственное земельное владение

Ножичек сапожный

вечная красота, которая не истлевает, не умирает

- Какой мы увидели Алёнушку в этом стихотворении?

- Какие средства выразительности использует поэт?

- Сверим ваши ответы с ответами на слайде (слайд 5). Были ли у вас затруднения?

- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.

        3)  Сопоставление стихотворений.

           - Мы прочитали оба стихотворения. Что их объединяет?

           - Чем отличаются стихотворения?

           - Чьё чтение стихотворения понравилось? Почему?

      3. Домашнее задание: анализ стихотворения по плану (по выбору обучающихся)

Комментирование домашнего задания

Пользуясь примерным планом анализа лирического произведения, ответьте  на вопросы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
  2. Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
  3. Какую картину рисует поэт в своем стихотворении?
  4. Настроение, чувства, передаваемые автором в стихотворении.
  5. Изобразительно - выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Фигуры речи: антитеза, обращение, восклицание.
  6. Собственное отношение к прочитанному.

Можно использовать речевые клише (для слабых учеников).

      В стихотворении ___________________ говорится о__________________.

Поэт хотел сказать  _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит  _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Это стихотворение вызывает у меня чувство  _______________________________________.

  1. Подведение итогов урока.

     Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по - разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
   IV.  Рефлексия.

     - Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

     - Выполнили эти задачи?

     - Интересно быть исследователем?

     - Что понравилось на уроке?

     - Чью работу можно отметить? Кого можно похвалить?

     - Что вызвало затруднения? Над чем нужно будет поработать?

ПРИЛОЖЕНИЕ

      ЗАДАНИЕ 1.

       Сейчас вам придётся поработать в качестве реставраторов текста, представляющего собой описание картины. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова «Алёнушка» и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.

На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку. Алёнушка сидит на большом          - валуне, обхватив тонкими руками        и склонив _____

_____. Каштановые ____________ небрежно падают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________, голубая кофта поблёкла от __________ и непогоды. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. В мутной воде чуть виднеется _________________ Алёнушки. В воде тускло отражается ___________________, тесно обступивший большие камни, и _____________________, наклонившиеся над озером.

____________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь

друг к другу, словно не хотят расставаться. За _______________        Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в темноте его скрывается какая - то ______________         . Особенно красивы __________________. Они стройно тянутся вверх, словно стремятся достичь недосягаемой высоты _______________. Только осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот - вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыслей. __________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.

         ЗАДАНИЕ 2.

       С помощью каких изобразительно-выразительных средств поэт рисует картины природы? Заполните таблицу данными примерами:

«Трава …знать не хочет, что мертва вода», «совсем как в сказке милая Аленушка сидит», «пруд заглохший», «золотые обручи», «тростник качается, шумит», «милая Аленушка», «красен от гвоздик, от лилий бел», «солнце щедро…золотые обручи кладет»

Изобразительно – выразительное средство

Примеры

Сравнение

Эпитет

Метафора

Ряды однородных членов

        ЗАДАНИЕ 3.

   К словам в левой колонке подберите лексическое значение, приведенное в правой колонке.

Стойбище

большой нож, который обычно носят за голенищем сапога

Вотчина

разбойники

Лихая сила

становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время

Нетленная краса

изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес

Околица

на Руси наследственное земельное владение

Ножичек сапожный

вечная красота, которая не истлевает, не умирает

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
  2. Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
  3. Какую картину рисует поэт в своем стихотворении?
  4. Настроение, чувства, передаваемые автором в стихотворении.
  5. Изобразительно - выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Фигуры речи: антитеза, обращение, восклицание.
  6. Собственное отношение к прочитанному.

 

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

В стихотворении ___________________ говорится о __________________________________.

Поэт хотел сказать  _________________________________________. В своём стихотворении он рисует картины _______________________________________________. В стихотворении царит  _______________ настроение. Автора пронизывает чувство ____________________. Поэт использует средства выразительности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Это стихотворение вызывает у меня чувство  _______________________________________.

Яценко Л.В. Конспект урока литературы в 5 классеСтраница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" в 5 классе

Урок построен в форме составления программы поэтического концерта. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З.  Сурикова и презентацией о художнике Левитане....

Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

"Русские поэты 19 века о Родине и родной природе".

Это урок с использованием элементов проектной технологии, цель которого- научиться выразительно читать,  воспринимать пейзажную лирику, способствовать развитию творчества учащихся, навыков анализ...

Урок литературы "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо".

Урок литературы в 5 классе по теме "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин и Дон-Аминадо". В рамках урока учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XX века, анализируют поэтические...