Конспект урока литературы в 5 классе - Поэты 19 века о Родине, родной природе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы в 5 классе - Поэты 19 века о Родине, родной природе. Сопровождается мультфильмом, аудиозаписями, презентацией. Основное содержание- работа в группах, которые сравнивают стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartiny_prirody.ppt | 368.5 КБ |
tablitsa_dlya_sravneniya_stihov.doc | 30 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_liter-ry.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА Русские поэты о Родине и родной природе
ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ КЕДРИН ПРОКОФЬЕВ
ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ
Сравнительный анализ стихов Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева Д. Кедрин А. Прокофьев 1. Является ли стихотворение словесным пересказом картины? 2. Работа с лексикой (непонятные, интересные слова) 3. Средства художественной выразительности-тропы 4. Образы природы. Картины природы
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Эпитеты - использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность. гордый конь, лазурное небо Метафора - перенос значения слова по сходству мертвая тишина Сравнение - сопоставление одного предмета или явления с другим яркий, как солнце Олицетворение - уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
РАБОТА С ЛЕКСИКОЙ Стойбище — место, где кочующий народ останавливается на некоторое время. Вотчина — на Руси наследственное земельное владение. Околица- изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. Ряска - это водное растение, принадлежащее к семейству, преимущественно в водоёмах со стоячей водой. Тростник – травянистое растение, высотой до 3,5 метров и выше
Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ стихов Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева
1 | Автор | Д. Б. Кедрин | А. А. Прокофьев |
2 | Является ли стихотворение словесным пересказом картины? | ||
3 | Работа с лексикой (непонятные, интересные слова) | ||
4 | Средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) | ||
5 | Образы природы. Картины природы |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: Стихотворения Д. Кедрина и А. Прокофьева «Аленушка». Сравнительный анализ. Картина Васнецова.
Тема урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- формировать навыки сравнительного анализа,
- обогащать словарный запас пятиклассников,
- показать связь литературы с другими видами искусства.
Развивающие:
- развитие речевой культуры и коммуникативных навыков обучающихся, их творческих и
познавательных активностей.
Воспитательные:
- прививать любовь к Родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой и искусством
Задачи урока:
- научить выполнять сравнительный анализ стихотворений,
- мотивировать учащихся развивать творческие способности,
- воспитывать талантливого читателя
Оборудование: компьютер, презентация с использованием ИКТ, учебник
УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Я. Коровина.
Предполагаемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Активность при выполнении заданий. Умение контролировать свою деятельность на уроке и результат работы. Взаимодействовать с одноклассниками и учителем. | Умение работать по алгоритму для решения учебных задач. Умение защищать свои идеи. Умение связывать литературу с другими видами искусства. | Умение сравнивать и анализировать стихотворения. Обогащать словарный запас. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УДД |
1.Организационный этап урока. | Проверка учащихся и их рабочих мест к уроку. Подготовка класса к работе. Приветствие. | Проверяют готовность своего рабочего места к уроку. | Личностные – настрой на позитивное начало урока. |
2.Мотивационный этап урока. Цель: помочь учащимся включиться в деятельность на уроке. | - Послушайте, пожалуйста мелодию и посмотрите на слайды (слайд 1- 7). - Что вы почувствовали? Что увидели? - То, что вы сейчас увидели и услышали- это виды искусства: живопись и музыка. | Слушают и смотрят Картины природы и песню о Родине | |
3.Проектировочный этап урока. Цель: определение темы и целей урока. | -В каких жанрах искусства еще можно «услышать», прочитать звуки природы? - Кто пишет стихи? - Какой род литературы изучает стихотворения? - Попробуйте определить тему нашего урока. (слайд 8) -Правильно. Сегодня на уроке мы будем рассматривать образы природы в стихотворениях Д. Кедрина и А Прокофьева.(слайд 9). Мы сравним эти два стихотворения. -А теперь определите задачи урока. - Перед тем как начать работать, я бы хотела показать вам мультфильм, а вы определите, о ком бы сегодня будем говорить. Отрывок из м/ф «Сестрица-Аленушка и братец Иванушка». - Кто главная героиня? Почему этот м/ф мы посмотрели? - Действительно, Стихи имеют одинаковое название. Но это название имеет и картина М. Васнецова. Он русский художник, писал картины на сказочные мотивы. (слайд 10-11). - Какой изображена Аленушка на картине? | В стихотворениях Писатели- поэты Лирика Природа, Родина в стихотворениях Мы будем сравнивать стихотворения, значит, выделять общее и различие. Анализ стихотворений. Просмотр отрывка из мультфильма. Главная героиня- Аленушка. Говорить будем, потому что стихи у поэтов тоже называются «Аленушка». Просмотр слайдов Она грустная, сидит на берегу. Баба-Яга превратила брата в козленочка, поэтому она печальная. | Коммуникативные:планирование сотрудничества. Познавательные: целеполагание |
4.Деятельностный этап. | Работа над стихотворениями. - Вернемся к стихотворениям, которые нам нужно сравнить. - Для того чтобы сравнить стихи, мы должны понять их содержание. - Я предлагаю вам прослушать стихотворение Кедрина. -Вам понравилось стихотворение? -Какое настроение, чувства передает чтец? - О чем эти стихотворения? (вопросы по каждому стихотворению) - А теперь вы в группах проанализируете эти стихотворения по плану. (раздаточный материал) Лист «Сравнительный анализ стихотворений» (слайд 12) Для помощи слайд 13 – «Средства выразительности» - Вы проанализировали 2 стихотворения. - На слайде 14 показаны слова из стихотворений, которые для вас непонятны и незнакомы. - Чье стихотворение больше подходит к картине Васнецова? - Сделайте вывод, чем же похожи и чем различаются эти стихотворения? - Опишите Аленушку у Кедрина и Прокофьева. - Почему в основу стихотворений, картины, мультфильма положен образ Аленушки, сказочной героини? - Вы- молодцы. Все правильно, У Кедрина Аленушка- символ Родины, родной природы. У Прокофьева она сказочная, так как появился этот образ из русских народных сказок. Исходя из этого, можно сказать, что образ Аленушки в мультфильме, картине и стихотворениях объединен – это Родина, родная природа, народ, сказки. - А как нужно относиться к природе? | Прослушивание аудиозаписей стихотворений Д. Кедрина и А. Прокофьева Стихотворения о Родине, о природе. Описана красота природы. Разбиваются на 2 группы. Получают лист «Сравнительный анализ стихотворений». Заполняют листы. Выступления групп. Ответы учащихся У Кедрина – тема – образ Родины, у Прокофьева – сказочной Аленушки. Аленушка – это образ из сказки. А сказки придумал народ. Аленушка как образ природы и Родины. Природу нужно любить, оберегать, защищать: не мусорить, убираться, не ломать деревья и ветки, не убивать животных. | Личностные: умение работать с дополнительной информацией Познавательные: умение высказывать свои мысли Коммуникативные:умение аргументировать свой выбор |
5.Этап рефлексии Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности | - Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. -Что вам понравилось, запомнилось на уроке? - А теперь, если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, чему-то научились и многое поняли, то прикрепите на доску стикер красного цвета. А если считаете, что нужно что-то повторить, то стикер синего цвета. Оцените себя на уроке. - Теперь оцените работу каждой из групп и объясните свою оценку. | Дают оценку своей деятельности на уроке. Приклеивают стикеры на доску. Оценивают группу | Познавательные: оценка результатов деятельности Личностные: самооценка оценивание другого |
6.Домашнее задание. Цель: нацелить на выполнение домашнего задания. | Выучить 1 стихотворение на выбор. Можно прослушать еще раз аудиозапись как образцовое чтение. | Фиксируют задание в дневник. | Личностные: умение организовать свою деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"
Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....
Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....
"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"
Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через...
Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.
Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе
Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...
Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)"
Предлагается инструкция к самообразованию семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, предусмотрен дифференцированный подход к обзорному или углубленному изучению материала....
Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс
Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...