Конспект урока литературы в 5 классе - Поэты 19 века о Родине, родной природе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сосорова Маргарита Владимировна

Конспект урока литературы в 5 классе - Поэты 19 века о Родине, родной природе. Сопровождается мультфильмом, аудиозаписями, презентацией. Основное содержание- работа в группах, которые сравнивают стихотворения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

ТЕМА УРОКА Русские поэты о Родине и родной природе

Слайд 9

ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ КЕДРИН ПРОКОФЬЕВ

Слайд 10

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ

Слайд 12

Сравнительный анализ стихов Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева Д. Кедрин А. Прокофьев 1. Является ли стихотворение словесным пересказом картины? 2. Работа с лексикой (непонятные, интересные слова) 3. Средства художественной выразительности-тропы 4. Образы природы. Картины природы

Слайд 13

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Эпитеты - использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность. гордый конь, лазурное небо Метафора - перенос значения слова по сходству мертвая тишина Сравнение - сопоставление одного предмета или явления с другим яркий, как солнце Олицетворение - уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая

Слайд 14

РАБОТА С ЛЕКСИКОЙ Стойбище — место, где кочующий народ останавливается на некоторое время. Вотчина — на Руси наследственное земельное владение. Околица- изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. Ряска - это водное растение, принадлежащее к семейству, преимущественно в водоёмах со стоячей водой. Тростник – травянистое растение, высотой до 3,5 метров и выше

Слайд 15

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ стихов Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева

1

Автор

Д. Б. Кедрин

А. А. Прокофьев

2

Является ли стихотворение словесным пересказом картины?

3

Работа с лексикой (непонятные, интересные слова)

4

Средства художественной выразительности

(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)

5

Образы природы.

Картины природы



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: Стихотворения Д. Кедрина и А. Прокофьева «Аленушка». Сравнительный анализ. Картина Васнецова.

Тема урока:  Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

                                    - формировать навыки сравнительного анализа,

                                    - обогащать словарный запас пятиклассников,

                                    - показать связь литературы с другими видами искусства.

Развивающие:

                                   - развитие речевой культуры и коммуникативных навыков  обучающихся, их творческих и  

                                     познавательных   активностей.

Воспитательные:

                                    - прививать любовь к Родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой и искусством

Задачи урока:

                                   - научить выполнять сравнительный анализ стихотворений,

                                   - мотивировать  учащихся развивать творческие способности,

                                   - воспитывать талантливого читателя

Оборудование:         компьютер, презентация с использованием ИКТ, учебник

УМК:                        Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Я. Коровина.    

                               

Предполагаемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Активность при выполнении заданий.

Умение контролировать свою деятельность на уроке и результат работы.

Взаимодействовать с одноклассниками и учителем.

Умение работать по алгоритму для решения учебных задач.

Умение защищать свои идеи.

Умение связывать литературу с другими видами искусства.

Умение сравнивать и анализировать стихотворения.

Обогащать словарный запас.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УДД

1.Организационный этап урока.

Проверка учащихся и их рабочих мест к уроку.

Подготовка класса к работе.

Приветствие.

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

Личностные – настрой на позитивное начало урока.

2.Мотивационный этап урока.

Цель: помочь учащимся включиться в деятельность на уроке.

- Послушайте, пожалуйста мелодию и посмотрите на слайды (слайд 1- 7).

 - Что вы почувствовали? Что увидели?

- То, что вы сейчас увидели и услышали- это виды искусства: живопись и музыка.

Слушают и смотрят

Картины природы и песню о Родине

3.Проектировочный этап урока.

Цель: определение темы и целей урока.

-В каких жанрах искусства  еще можно «услышать», прочитать  звуки природы?

 - Кто пишет стихи?

 - Какой род литературы изучает стихотворения?

 - Попробуйте определить тему нашего урока. (слайд 8)

-Правильно. Сегодня на уроке мы будем рассматривать образы природы в стихотворениях Д. Кедрина и А Прокофьева.(слайд 9). Мы сравним эти два стихотворения.

-А теперь определите задачи урока.

- Перед тем как начать работать, я бы хотела показать вам мультфильм, а вы определите, о ком бы сегодня будем говорить.

         Отрывок из м/ф «Сестрица-Аленушка и братец Иванушка».

 - Кто главная героиня? Почему этот м/ф мы посмотрели?

 - Действительно, Стихи имеют одинаковое название. Но это название имеет и картина М. Васнецова. Он русский художник, писал картины на сказочные мотивы. (слайд 10-11).

- Какой изображена Аленушка на картине?

В стихотворениях

Писатели- поэты

Лирика

Природа, Родина в стихотворениях

Мы будем сравнивать стихотворения, значит, выделять общее и различие. Анализ стихотворений.  

Просмотр отрывка из мультфильма.

Главная героиня- Аленушка. Говорить будем, потому что стихи у поэтов тоже называются «Аленушка».

Просмотр слайдов

Она грустная, сидит на берегу. Баба-Яга превратила брата в козленочка, поэтому она печальная.

Коммуникативные:планирование сотрудничества.

Познавательные: целеполагание

4.Деятельностный этап.

Работа над стихотворениями.

 - Вернемся к стихотворениям, которые нам нужно сравнить.

- Для того чтобы сравнить стихи, мы должны понять их содержание.

 - Я предлагаю вам прослушать стихотворение Кедрина.

-Вам понравилось стихотворение?

-Какое настроение, чувства передает чтец?

- О чем эти стихотворения?

       (вопросы по каждому стихотворению)

- А теперь вы в группах проанализируете эти стихотворения по плану.

(раздаточный материал)

Лист «Сравнительный анализ стихотворений» (слайд 12)

Для помощи слайд 13 – «Средства выразительности»

- Вы проанализировали 2 стихотворения.

 - На слайде 14 показаны слова из стихотворений, которые для вас непонятны и незнакомы.

 - Чье стихотворение больше подходит к картине Васнецова?

- Сделайте вывод, чем же похожи и чем различаются эти стихотворения?

- Опишите Аленушку у Кедрина и Прокофьева.

- Почему в основу стихотворений, картины, мультфильма положен образ Аленушки, сказочной героини?

 - Вы- молодцы. Все правильно, У Кедрина Аленушка- символ Родины, родной природы. У Прокофьева она сказочная, так как появился этот образ из русских народных сказок.

Исходя из этого, можно сказать, что образ Аленушки в мультфильме, картине и стихотворениях объединен – это Родина, родная природа, народ, сказки.

 - А как нужно относиться к природе?

Прослушивание аудиозаписей стихотворений Д. Кедрина и А. Прокофьева

Стихотворения о Родине, о природе. Описана красота природы.

Разбиваются на 2 группы.

Получают лист «Сравнительный анализ стихотворений».

Заполняют листы.

Выступления групп.

Ответы учащихся

У Кедрина – тема – образ Родины, у Прокофьева – сказочной Аленушки.

  Аленушка – это образ из сказки. А сказки придумал народ. Аленушка как образ природы и Родины.

Природу нужно любить, оберегать, защищать: не мусорить, убираться, не ломать деревья и ветки, не убивать животных.

Личностные: умение работать с дополнительной информацией

Познавательные: умение высказывать свои мысли

Коммуникативные:умение аргументировать свой выбор

5.Этап рефлексии

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

- Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

-Что вам понравилось, запомнилось на уроке?

- А теперь, если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, чему-то научились и многое поняли, то прикрепите на доску стикер красного цвета. А если считаете, что нужно что-то повторить, то стикер синего цвета. Оцените себя на уроке.

- Теперь оцените работу каждой из групп и объясните свою оценку.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

Приклеивают стикеры на доску.

Оценивают группу

Познавательные: оценка результатов деятельности

Личностные: самооценка

оценивание другого

6.Домашнее задание.

Цель: нацелить на выполнение домашнего задания.

Выучить 1 стихотворение на выбор.

Можно прослушать еще раз аудиозапись как образцовое чтение.

Фиксируют задание в дневник.

Личностные: умение организовать свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....

Конспект урока "Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок-практикум, рассчитан на самостоятельную работу учащихся. В ходе урока обучающиеся анализируют стихотворения поэтовв XX века....

"Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе"

Урок литературы на тему "Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе" построен на анализе стихотворений. Помимо этого ученики, работая в группах, делают к стихотворениям фотографии, объясняя через...

Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Тема урока,место урока в общей темеПоэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тип урокаУрок закрепления знаний, умений и навыков (формирование универсальных учебных действий)Цель урокасоздание ...

Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)"

Предлагается инструкция к самообразованию семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, предусмотрен дифференцированный подход к обзорному или углубленному изучению материала....

Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс

Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...