Урок - ситуация по повести А.С.Пушкина "Выстрел".
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме
Урок - ситуация по произведению А.С.Пушкина "Выстрел" снова осмысляется в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной профессором К.Я.Вазиной и ее авторской школой. В основе технологии лежит организация процесса развития-саморазвития человека, организация развивающего пространства (создание проблемных ситуаций по предмету). Разрешая противоречия, преподаватель ведет учащихся от проблемы к проблеме, управляет мыследеятельностью с целью развития у них нового способа мышления, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystrel.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработанный урок по повести А.С.Пушкина «Выстрел» в технологии КИМ (коллективно-индивидуальная мыследеятельность»).
1.Организация целевого пространства.
1.1.Слово учителя, ввод в проблему на основе первичного осмысления текста.
-Уважаемые ребята, вы самостоятельно познакомились с повестью А.С.Пушкина «Выстрел». Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о прочитанном тексте.
-Что особенно поразило вас в повести?
-Какие эпизоды заинтересовали вас больше и почему?
-Что оказалось для вас неожиданным?
Выслушиваются отзывы ребят. Учитель предлагает проблемную ситуацию для осмысления учащимися.
Кто же побеждает в повести: Сильвио или граф?
1.2.Определение целей.
-Что нам предстоит осознать?
В процессе высказывания предложений учащимися, обсуждения, коррекции целей учителем, попытаемся определить:
*цель мировоззренческую: осмыслить истинное и ложное понятие чести.
*цели предметные: увидеть развенчание пустой жизни героя; исследовать характер героя и художественные приемы раскрытия персонажа; почувствовать позицию автора; понять особенность повествования, композиции, сюжета; выявить свое отношение к герою, проблемной ситуации.
1.3.Проектирование результата.
Каждая микрогруппа высказывает свое мнение по проблемному вопросу. Идет первичное осмысление произведения, оно в дальнейшем будет углубляться при исследовании текста.
1.4.Выбор средств (предлагаются тексты, словари, ключевые слова, вопросы, направляющие мыследеятельность).
2.Организация поискового пространства.
1.Организация поисковой деятельности по творческим группам (зона поиска- текст, словари)
2.Определение способов деятельности:
*работа с «Толковым словарем» С.Ожегова;
*найти значение слов «поединок», «жизнь», «смерть», «месть», «выстрел»;
*процесс построения Древа понятия к слову «великодушие»;
*рисунки детей;
*индивидуальные задания группам:
Какие художественные приемы использует автор для создания образа героя?-1 группа.
Какова позиция автора?-2 группа.
*работа по вопросам, направляющим мыследеятельность.
3.Обсуждение в творческих микрогруппах вопросов, приводящих к осмыслению проблемной ситуации.
4.Общее обсуждение, высказывание точек зрения.
-Что автор говорит о характере Сильвио? С помощью каких деталей создан образ персонажа?
-Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка? Когда раскрылась тайна героя?
-За что Сильвио возненавидел товарища по полку? Кто виноват в состоявшейся дуэли? Почему Сильвио оставил выстрел за собой?
-Почему рассказчик испытывает «странные противоположные чувства»?
-С какой целью автор делит рассказ на две части?
-Что нового мы узнали о герое? Чему посвятил свою жизнь?
-Почему Сильвио сразу не воспользовался своим правом выстрела, а вновь предложил стрелять графу?
5.Коррекция выводов учащихся, приведение к научной норме.
Достоверность повести в том, что указан конкретный источник. «Выстрел» рассказан военным, а Белкин - человек простодушный, мягкий, доверчивый, только записывал то, что ему говорили. Критик С.Бочаров писал: «Звучащий мир пушкинских повестей объединен молчаливым образом Белкина.
Автор незримо присутствует в повести. Это проявляется в отношении к героям и событиям. Авторской иронией пронизан весь текст.
Критик Н.Зуев считает, что основная мысль текста – это «развенчание пустой жизни псевдоромантического героя». Главный герой посвятил свое существование мести. В армейской среде со специфическими понятиями чести Сильвио выглядит героем, он о себе скажет: «Я привык первенствовать, наслаждаться славой». В гусарской компании в моде «буйство», и Сильвио приобретает славу «первого буяна по армии», в моде хвастовство, пьянство - он «перепивает» самых знаменитых пьяниц, в моде дуэли – он становится завзятым дуэлянтом. Когда появляется более удачливый герой, душевное спокойствие Сильвио нарушено, «первенство мое поколебалось». Пушкин показывает тщету такой славы и жизни, поднимает тему истинной и ложной чести. Стремление к первенству приводит к столкновению с молодым графом, которого он возненавидел, завидуя его достоинствам и успехам. Зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу и с нетерпением ждет этого мгновения. В конце повести кажется, что Сильвио удовлетворен местью, так как наслаждался видом смятенного врага, унижением его жены, своим показным великодушием. Однако Сильвио проиграл: его противник по-прежнему «любимец счастья»: у него любовь, семья, жизнь.
3.Организация рефлексивного пространства.
1.Рефлексия учащихся.
-Какой урок вы извлекли из повести?
-О чем заставила задуматься повесть?
2.Выход на новую проблему.
Согласны ли вы с утверждением критика Н.Зуева, что Сильвио- «жалкий позер», «театрал», «мухобой».
3.Рефлексия преподавателя.
Соответствует ли проект ситуации реальному процессу деятельности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-ситуация по повести В.Быкова "Облава"
Урок построен в форме проблемной ситуации. В начале урока вместе с учащимися учитель формулирует проблему. Далее идёт работа по построению древа понятия. Затем учащиеся в микрогруппах работают над зад...
Урок-ситуация по повести Карамзина "Бедная Лиза"
Предлагаю ряд уроков-ситуаций в технологии КИМ (Колективно-индивидуальная мыследеятельность), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Придерживаюсь позиции, ...
Урок-ситуация по повести В. Железникова "Чучело".
Урок-ситуация вновь осмысляется в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности ("Модель саморазвития личности" доктора пед.наук, профессора К.Я.Вазиной). Считаю, что становление духовного м...
СИТУАЦИЯ по повести М.Булгакова «Собачье сердце»
Это урок-ситуация по теме "Эксперимент по очеловечиванию собаки - это победа или поражение?", цель которого - создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном сове...
СИТУАЦИЯ по повести М.Булгакова «Собачье сердце»
Урок-ситуация по теме "Эксперимент по очеловечиванию собаки - это победа или поражение?", цель которого - создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном самосовершенст...
Урок-ситуация по повести В. Быкова "Сотников"
В. Быков изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей. Человек в бесчеловечных условиях должен сделать выбор. Один из героев совершает подвиг, другой - предательство. Об ...
Урок-ситуация по повести Г. Бакланова "Навеки девятнадцатилетние"
В 1982 году писатель удостоен Государственной премии за повесть "Навеки девятнадцатилетние". В ней писатель показывает каждодневные будни войны, фронтовое братство, солдатский труд. Автор ра...