СИТУАЦИЯ по повести М.Булгакова «Собачье сердце»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок-ситуация по теме "Эксперимент по очеловечиванию собаки - это победа или поражение?", цель которого - создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном самосовершенствовании, в реализации своих творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
СИТУАЦИЯ по повести М.Булгакова «Собачье сердце»
ТЕМА:
«Эксперимент по очеловечиванию собаки – это победа или поражение?»
Цель: создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.
Задачи:
- Дидактическая – показать неразрывную духовную связь разных поколений, жизненность и актуальность общечеловеческих ценностей;
- Развивающая – осознать, что проблема сохранения, возрождения духовности – одна из главных как во времена Булгакова, так и в наше время; осознать опасность для общества таких людей, как Шариков, Швондер, которые могут уничтожить нравственные ценности;
- Воспитательная – осмыслить, что учёный несёт ответственность за своё изобретение.
1. Ввод в проблему.
В наше время творчество М.Булгакова получило заслуженное признание, стало частью не только российской, но и мировой культуры. Трудно поверить, что его повесть «Собачье сердце» была опубликована в нашей стране лишь в конце 90-х годов. А написал её Булгаков ещё в 1925 году, но вскоре услышал, что «это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». И только через 63 года была напечатана она в нашей стране. Повесть вызвала живой интерес читателей, режиссёров, литературоведов. Однако оценки повести не однозначны.
ЧЬЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?
«А вот «Собачье сердце»…для меня не на том, высшем, булгаковском, уровне: именно потому, что слишком привязано к злобе дня», - писал академик Б. Раушенбах.
«Повесть «Собачье сердце», которая до сих пор не утратила ценности социальных, нравственных идеалов, полна блестящей фантазии, сатиры, иронии, окрашена в лирические тона», - говорил прозаик В.Бубнис
2. Работа микрогрупп в зоне поиска и общее обсуждение. (Каждая группа обсуждает 3 минуты и сообщает о своей точке зрения).
3. Постановка проблемы.
Повесть М.Булгакова о том, как профессор Преображенский сделал уникальную операцию, в результате которой из бездомного пса Шарика получился человек-хам. Во времена Булгакова сюжет не казался столь фантастическим, так как с 1921 года научно-популярная печать публиковала материалы об омоложению по методу австрийского физиолога Э.Штейнаха путём пересадки половых желез у млекопитающих. В 1924 году вышли два сборника под редакцией профессора Н.К.Кольцова «Омоложение».
ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЮ СОБАКИ - ЭТО ПОБЕДА ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ?
4. Работа микрогрупп в зоне поиска в течение 5 минут, общее обсуждение, высказывание своего мнения.
4.1. Работа со словарём: найти значение слов: атавизм, гомункул, евгеника, эскулап, гипофиз, инфлюэнце.
4.2. Вопросы, направляющие мыслительную деятельность учащихся:
- Как изображён процесс очеловечивания?
- Можно ли развить Шарикова в личность?
- В чём трагизм изображаемого?
5. Постановка новой проблемы.
Итак, автор говорит не только о непредсказуемости последствий научных опытов и о мере ответственности учёного за своё изобретение, но и о невозможности перевоспитать личность, генетически заражённую страшными пороками, инстинктами. М.Булгаков показывает, что «лабораторное существо» – тип определённой среды. Да ещё и Швондер оказывает на него влияние.
КТО СТРАШНЕЕ: ШАРИКОВ ИЛИ ШВОНДЕР?
6. Работа микрогрупп в зоне поиска в течение 5 минут, общее обсуждение, сообщение о своём выводе.
Вопросы, направляющие мыслительную деятельность учащихся:
- Чем опасен Швондер? А Шариков?
- Какие художественные средства сатиры использует автор при создании образов?
- Почему повесть называется «Собачье сердце»?
7. Постановка новой проблемы.
М.Булгаков в повести изображает послереволюционные события: холод, голод, разруху.
ЧТО СТРАШНЕЕ: РАЗРУХА В ХОЗЯЙСТВЕ ИЛИ ГОЛОВАХ ЛЮДЕЙ?
8. Обсуждение в микрогруппах в течение 5 минут, высказывание своих точек зрения.
9. Слово учителя.
Итак, М. Булгаков считает, что новый строй должен предъявить людям и обществу новые, гуманистические принципы взаимоотношений, которые должны быть основаны на уважении к культуре, труду, знаниям. Нравственность отстаёт, не соответствует новому строю, поэтому проблема сохранения, возрождения духовности становится одной из главных.
РЕФЛЕКСИЯ: какая из проблем, поставленных М.Булгаковым в повести, показалась вам особенно актуальной в наше время? Чем затронула вас?
Д/З: написать сочинение-миниатюру «Наша история – это история Шариковых или Корчагиных?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/27/picture-106350-1572201481.jpg)
урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце". "Эпоха и её герой в изображении Булгакова.
Урк-беседа, работа с текстом, использование информационных цифровых технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171801-1357147676.jpg)
Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204281-1360955734.jpg)
Контрольные вопросы на знание текста повести М.Булгакова "Собачье сердце"
Данные вопросы помогут определить уровень прочтения повести....
СИТУАЦИЯ по повести М.Булгакова «Собачье сердце»
Это урок-ситуация по теме "Эксперимент по очеловечиванию собаки - это победа или поражение?", цель которого - создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном сове...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-304736-1380383842.jpg)
Литературный ринг по повести М. Булгакова "Собачье сердце"
Цель игры:расширить представление учеников 9 классов о личности писателя; помочь осознать роль его творчества в контексте историко-литературного процесса.Задачи:ввести обучающихся в художественный мир...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/22/picture-150224-1353611135.jpg)
"Москва старая и новая. Булгаков и эпоха".(Первый урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце").
Урок знакомит учащихся с фактами биографии М.Булгакова,определяет особенности изображения Москвы и его истоки в повести М.Булгакова “Собачье сердце”....