Урок-ситуация по повести Карамзина "Бедная Лиза"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Предлагаю ряд уроков-ситуаций в технологии КИМ (Колективно-индивидуальная мыследеятельность), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Придерживаюсь позиции, что "человек - саморазвивающаяся система...Ему нужно создавать условия для саморазвития", основной функцией педагога считаю организацию развивающего пространства средствами литературы и языка.Технология учебного процесса состоит из трех развивающихся пространств: целевого, поискового, рефлексивного.
Для организации целевого пространства формулируется и вводится проблемная ситуация. В каждой ситуации проектируется мировоззренческая цель, которая направлена на выработку позиции, то есть ценностных ориентаций. Реализация мировоззренческой цели обеспечивается предметными целями. После уяснения цели осуществляется выбор средств: толковые словари разных типов, алгоритмы, карточки, текст произведения, Проектируется результат, определяются ключевые понятия, слова.
Для создания поискового пространства организуется деятельность по творческим группам. Ведется коррекция целей, определяется способ решения проблемной ситуации путем коллективной или индивидуальной мыследеятельности. Начинается самостоятельная поисковая деятельность: процесс построения Древа понятия к слову, работа по алгоритму, карточке, тексту и т. д. В результате погружения в проблемную ситуацию реализуется программа деятельности, вырабатываются личные, групповые позиции, точки зрения. Происходит общее обсуждение с определением научных норм.
В рефлексивном пространстве учащиеся осознают совместную и индивидуальную деятельность, рассказывают о своих удачах и затруднениях, учитель осмысляет, соответствет ли проект ситуации реальному процессу деятельности.
Каждая ситуация заканчивается выходом на новую проблему, которую учащиеся осмысляют в качестве домашней работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная ситуация в 8-В классе по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности).
1.Организация целевого пространства.
1.1.Слово учителя, ввод в проблему на основе первичного осмысления текста.
Самая известная повесть Н.М.Карамзина появилась в 1792 году, была встречена читателями с восторгом, называлась она «Бедная Лиза». Литературоведы пишут, что было повальное увлечение ею, а окрестности Симонова монастыря в Москве, где происходит действие повести, стали местом паломничества. За короткое время произведение переиздавалось 6 раз.
-Уважаемые ребята, вы самостоятельно прочитали повесть. Хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о прочитанном. (Интересно ли вам было читать повесть или, может быть, она вызвала в вас раздражение? Что привлекло ваше внимание?). Какие вы предлагаете проблемные вопросы для осмысления данного текста.?
Выслушиваются ответы и предложения учащихся, учитель корректирует их и записывает на доске. А затем предлагает проблемную ситуацию, в которую войдут и предыдущие.
В чем причина трагической развязки повести: в личных качествах героев или в существующем социальном устройстве общества?
1.2. Определение целей. - Что нам предстоит осознать?
В процессе высказываний учащихся, обсуждения, коррекции целей учителем, попытаемся определить:
- цель мировоззренческую: почувствовать сопереживание, сострадание человеку, его бедам.
- цели предметные: осознать, почему писатель сосредотачивает внимание на внутренней душевной жизни героев; почувствовать позицию автора и определить свое отношение к проблемному вопросу; понять роль повествователя; увидеть художественное своеобразие повести.
1.3. Проектирование результата.
Каждая микрогруппа высказывает свое мнение по проблемному вопросу . Идет первичное осмысление произведения, оно в дальнейшем будет углубляться при исследовании текста.
1.4. Выбор средств (предлагаются тексты, словари, ключевые слова: «душа», «сердце», Древо понятия к слову «душа», вопросы, направляющие мыследеятельность).
2. Организация поискового пространства.
1. Организация поисковой деятельности по творческим группам (зона поиска — словари, текст).
2. Определение способов деятельности: работа с «Толковым словарем» С.Ожегова (найти значение слов «душа», «сердце»); процесс построения Древа понятия к слову «душа» - индивидуальное задание 1-ой группе; 2-ой группе ответить на вопрос: Какова роль повествователя?; 3-ей группе - Каковы функции пейзажа?; 4-ой группе — Каковы черты сентиментализма в повести?
3. Обсуждение в творческих микрогруппах вопросов, приводящих к осмыслению проблемной ситуации и высказывание точек зрения.
-Каково социальное положение героев? С какой целью оно дается?
-Что говорит автор о характере Лизы? В чем противоречивость характера Эраста?
-Почему такое внимание к внутренней душевной жизни героев?
-Как зарождается и развивается любовь Лизы? Какие чувства переполняют ее душу? Помогают ли ей доводы рассудка?
-Какие намерения у Эраста? Лжет ли Эраст, когда признается Лизе в любви?
-Присутствует ли авторская ирония над героем?
-Почему наступает отчуждение?
-Как мотивирует автор отказ Эраста от любви и слова?
-Считает ли писатель Эраста виновным в гибели Лизы?
-Почему Карамзин не проклинает своего героя?
-Зачем в конце произведения говорится, что изложенные события сообщены самим Эрастом?
4. Коррекция выводов учащихся, приведение к научной норме.
Причина трагической развязки повести, как мне кажется, заключается и в личных свойствах героев, и в существующем социальном устройстве общества.
Автор пишет о социальном положении героев. Лиза воспитывалась в семье государственного крестьянина, «отец Лизы был зажиточный поселянин», после смерти отца сдавали землю «внаем и за весьма небольшие деньги». А «...Эраст был довольно богатый дворянин». Повествователь подчеркивает его противоречивость, у него «изрядный разум и доброе сердце, доброе от природы, но по характеру он «слабый и ветреный», «думал только о своем удовольствии».
Эраст не только как человек слабый, но именно как человек, привыкший к богатству и дорожащий им больше всего, погубил Лизу и себя. Она считала себя преданной возлюбленным, поэтому бросилась в пруд. Он же « продает себя» богатой женщине, вдове, «был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».
Карамзин показывает внутреннюю жизнь героев, мир человеческих переживаний. Для этого он использует различные художественные приемы, например, через прием параллелизма он показывает не только внешнее проявление переживаний героини, но и то, что происходит в ее душе.
Момент зарождения чувства Лизы — весна, ландыши. В ее восприятии это «молодой, хорошо одетый человек, приятного вида». Не случайно матери она скажет: «У него такое доброе лицо, такой голос». Лиза испытывает огорчение, грусть, когда его нет, когда приходит, радость, счастье. Лизе не помогают никакие доводы рассудка. Она прекрасно знает, что дворянин не пара крестьянке, в глубине сердца живет предчувствие боли, беды, но это лишь усиливает любовь.
Автор показывает внутренний мир Эраста, который полон добрых намерений, хочет чистых отношений и верит, что будет «жить с Лизой, как с сестрой». «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям, - думал он, и решился - по крайней мере на время — оставить большой свет». Позднее разочарованность Эраста мы будем узнавать в героях Пушкина, Лермонтова. С одной стороны, кажется, что Эраст неудовлетворен праздной и пошлой жизнью, его тянет к естественным чувствам (искренность), с другой стороны, автор иронизирует над героем, и мы понимаем, что его чувства непрочные. Эраст просит Лизу не рассказывать матери о чувствах и взаимоотношениях.
Карамзин отмечает, что торжество любви — это и гибель любви. «Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности». Если Лиза испытывает нежность, то Эраст едва заметное отчуждение. Лиза для него перестала быть «сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу».
Повествователь на стороне Лизы. Он отзывчив, милосерден, чувствителен, гуманен, человечен, чуток, печален.
Заслуга Карамзина в том, что писал о любви, но говорил о равенстве людей и о свободе человеческой личности, о сочувствии простому человеку, открыл «живую душу» в представительнице низшего сословия «И крестьянки любить умеют».
3.Организация рефлексивного пространства.
1.1.Рефлексия учащихся. Что вы для себя уяснили из повести?
1.2.Рефлексия преподавателя. Соответствует ли проект ситуации реальному процессу деятельности?
1.3.Выход на новую проблему. В чем сходство и различие Лизы и Анюты? (гл. «Едрово» из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-ситуация по повести В.Быкова "Облава"
Урок построен в форме проблемной ситуации. В начале урока вместе с учащимися учитель формулирует проблему. Далее идёт работа по построению древа понятия. Затем учащиеся в микрогруппах работают над зад...
Рассудок и любовь в повести "Бедная Лиза"
Урок литературы - презентация...
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...
Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.
В каждой девушке скрывается «бедная Лиза». Говорят, «от любви до ненависти – один шаг». Любовь и разочарование часто идут в «одну ногу», но не стоит допускать таких ситуаций, когда...
Конспект открытого урока на тему: "Повесть "Бедная Лиза" Карамзина как произведение сентиментализма"
Конспект открытого урока на тему: "Повесть "Бедная Лиза" Карамзина как произведение сентиментализма"...
Методическая разработка по литературе на тему "Повесть "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма".
Урок изучения нового материалаПовесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" как произведение сентиментализма....
Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литерат...