Урок-ситуация по повести Г. Бакланова "Навеки девятнадцатилетние"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
В 1982 году писатель удостоен Государственной премии за повесть "Навеки девятнадцатилетние". В ней писатель показывает каждодневные будни войны, фронтовое братство, солдатский труд. Автор рассказывает о главном герое, который возвращается из госпиталя на фронт и проходит через ряд испытаний,совершая свой выбор. Над этой проблемной ситуацией мы и размышляем с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-situatsiya_po_g._baklanovu_naveki-19.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-ситуация: Проходит ли герой через нравственные испытания? Каков его выбор? (по повести Г. Бакланова «Навеки девятнадцатилетние»).
Цель: осознать, что произведение - скорбь по целому поколению девятнадцатилетних, погибших на войне, что это чувство вины живых перед мёртвыми; осмыслить неповторимость жизни, невосполнимость пустоты после гибели каждого человека.
- Слово учителя и ввод в проблему.
Произведения о войне В. Быкова, Ю. Бондарева, Б. Васильева поднимают проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, проблемы нравственного выбора и исторической памяти. Среди них и произведение Г. Бакланова «Навеки девятнадцатилетние», за которое в 1982 году писатель был удостоен Государственной премии. Повести предпосланы два эпиграфа. Строки Тютчева:
«Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!»
Отрывок из стихотворения С. Орлова:
«А мы прошли по этой жизни просто,
В подкованных, пудовых сапогах».
С какой целью даются эпиграфы? В чём их смысл?
- Работа микрогрупп в зоне поиска в течение 5 минут.
Общее обсуждение. Каждая микрогруппа высказывает свою точку зрения, другие дополняют, не повторяясь.
- Слово учителя и постановка проблемы.
В повести Г. Бакланов не показывает масштабных боёв, не изображает героических подвигов. Писатель рисует каждодневные будни войны, фронтовое братство, привычный солдатский труд. Главный герой повести - лейтенант Виктор Третьяков, который возвращается из госпиталя на фронт.
Проходит ли герой через нравственные испытания? Если да, то какой делает выбор?
- Работа микрогрупп в зоне поиска в течение 8 минут.
Общее обсуждение, высказывание точек зрения.
- Предлагаются следующие проблемные ситуации, анализ которых поможет разрешить основную проблему.
В штабе Провозка Бьёт Решение В госпитале
артилле- орудия струсив- во время
рийской через шего боя
бригады мост Суярова
- Вопросы, направляющие мыследеятельность учащихся на решение проблемных ситуаций и основной проблемы.
- Почему Третьяков отказался остаться при штабе?
- Как раскрывается характер Третьякова по пути следования в Ясеньку?
- Какой эпизод в многодневных боях был главным в жизни Третьякова?
- Изменилось ли отношение солдат к своему командиру?
- С какой целью даны сцены в госпитале?
- Какие художественные средства использует автор для раскрытия характера Третьякова?
- Слово учителя и постановка новой проблемы.
Критики отмечали новизну повести Г. Бакланова в том, что писатель создаёт двойной угол зрения на события военного времени. Г. Бакланов сам участник военных событий, поэтому в отборе деталей правдив, достоверен в описании каждодневного солдатского бытия, внимателен к душевному состоянию героя. Однако Г. Бакланов даёт и философское осмысление войны, истории, исторической памяти.
Соотносятся ли эти размышления с нашим сегодняшним временем? Если да, то как?
Предлагаются микрогруппам для работы в зоне поиска следующие размышления – ситуации главного героя. На анализ и обсуждение в группах даётся 5-8 минут.
О смерти и не- О причинах Об общем счёте
обратимости возникновения войны и бесценности
прошедшего войны человеческой жизни
(гл. 5-6) (гл. 12) (гл. 21)
Как философские размышления вводятся в текст повествования? Как они характеризуют лейтенанта?
- Слово учителя и новая проблемная ситуация.
Повесть Г. Бакланова «Навеки девятнадцатилетние» - книги о бессмертии поколения у Сухиничей, Ржева, Сталинграда.
Случайность или предопределённость гибели В. Третьякова?
- Работа в зоне поиска микрогрупп в течение 5 минут. Высказывание мнения.
Рефлексия: ваше размышление по поводу строчек С. Щипачёва:«Не потому ли я живу, что умерли они?»
Д/З. Согласны ли вы с тем, что «повесть – реквием», по словам В. Кондратьева?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Навеки девятнадцатилетний
Участник Афганской войны, выпускник школы...
Навеки девятнадцатилетний
Участник Афганской войны, выпускник школы...
Навеки девятнадцатилетний
Участник Афганской войны, выпускник школы...
материалы к уроку по повести Г.Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние"
примерный план занятия...
"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).
Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...
М. Булгаков. Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика и образы повести «Собачье сердце». Художественная идея повести. Пафос произведения и авторская позиция.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...
- Мне нравится (1)