Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

 

Урок внеклассного чтения

5 класс

Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka-byl_a.platonova_neizvestnyy_cvetok.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

5 класс

Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»

Цели урока:

  1. Подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру.
  2. Познакомить учащихся со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения.
  3. Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.
  4. Воспитывать у детей чувство любви к природе.

Оборудование урока:

  1. Портрет писателя.
  2. Раздаточный материал с заданиями.
  3. Выставка рисунков и поделок по произведениям А.Платонова.
  4. Презентация книг писателя.

Эпиграф к уроку: «Жить – значит действовать». А.Франс.

  1. Слово учителя.

                Вы, наверное, согласитесь со мной, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: островов, звезд, новых видов растений и т.д. Сколько уже открыто на Земле?! Порой кажется, что на долю современного человека ничего не осталось.

           - А как вы думаете, делали ли вы какие-нибудь открытия, даже самые маленькие?

                Оказывается, даже сейчас каждый человек, если очень постарается, может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей. Именно об этом написал замечательную сказку А.Платонов и назвал ее «Неизвестный цветок». Послушайте ее внимательно и подумайте, о каком открытии в ней идет речь.

  1. Чтение сказки учителем.
  2. Аналитическая работа по тексту.

          - Вспомните, какой вопрос был задан вам перед чтением сказки  и ответьте на него, выбрав один из вариантов ответов. Обозначьте выбранный ответ. Если вы не согласны ни с одним из предложенных вариантов, то запишите свой вариант ответа.

(учащимся заранее раздается приготовленный материал с вопросами и вариантами     ответов, где они и отмечают свою точку зрения)

             А сейчас мы с вами вернемся к тексу сказки и разберемся в прочитанном тексте.

4. Словарная работа.

                На доске написаны отдельные слова из текста сказки. Учащиеся объясняют значение данных слов. Затем они сверяют свои объяснения с толкование данных слов в пособии (стр.30). Данную работу можно провести как конкурс на лучшего толкователя слов.

                Материал для словарной работы: томиться, тучная земля, превозмогать, глодать, мерцающий, благоухание, ботанический сад, минувший, стеснившиеся.

            - Какой эпизод вам понравился больше всего?

           - На какие бы части вы разделили весь текст?

(1. История жизни цветка до знакомства с Дашей.  2. Разговор с девочкой.   3. Новая жизнь пустыря.   4. Год спустя.)

5. Работа с первой частью.

           - Найти первую часть и прочитать вслух.

           - Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите варианты ответа на этот вопрос или напишите свое мнение.

(Ему не просто скучно – ему одиноко, ему не просто трудно – ему невыносимо тяжело, не просто страдал – у него хватало мужества отчаянно бороться за жизнь)

           - Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.

(Ему было одиноко: «Он рос на пустыре», «Лишь один ветер гулял по пустырю» - 1 абзац

Он страдал: «Нечем ему было питаться в камне и глине, капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня» - 3 абзац)

                У любого цветка есть стебель, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и т.д.

              - Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?

(Он был живой, как человек, у чувства, воля, он умеет говорить. У него вырос сын)

                В литературе существует такой прием, когда неодушевленным предметам присваиваются качества живых существ. Этот прием называется олицетворением.

               - Найдите в словаре литературоведческих терминов данное определение и прочитайте словарную статью.

              - С чем сравнивает Платонов свой цветок? (со звездой)

                 Найдите и зачитайте (последний абзац 1 части). Можно ли согласиться с писателем, сделавшим именно такое сравнение?

               - Прочитайте 3-ий вопрос. Ответьте на него. Поразмышляйте.

(Все-таки для цветка важнее всего жить, а для этого ему были необходимы и питье – дождевая влага, и радость – теплые лучи солнца)

               - Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? Найдите в тексте подтверждение вашему ответу (последний абзац 1 части)

               - как вы думаете, почему так много места уделяется описанию цветка, его жизни на пустыре?

 6. Работа со второй частью сказки-были.

Чтение второй части по ролям.

               - Почему Даша оказалась около пустыря?

               - В каком она была настроении? Найдите в тексте слова, подтверждающие грустное настроение девочки (1 абзац)

               - Почему Даша завидовала письму? А были ли в вашей жизни подобнее минуты? Расскажите о них. Кто или что помогли вам справиться с грустью?

               - Какую сказку вспомнила Даша? Зачитайте.

(именно благодаря этой сказке девочка постаралась разыскать источник благоухания)

               - Цветок умел говорить. Позвал ли он Дашу?

(нет, он привык к одиночеству, Даша сама почувствовала его)

               - Прочитайте 4 вопрос. Проанализируйте его.

               - Помог ли цветок Даше?

(он поддержал его в тот момент, когда она грустила)

               - Какое чувство вызвала у вас Даша?

(поступок Даши – сострадание, это заставляет уважать ее)

7. Работа с 3 и 4 частью произведения.

                 - Что предприняли пионеры? Каков результат их работы?

(пустырь преобразился)

                 - Почему Даше стало грустно? Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.

               

                  - Где Даша нашла такой же, но только новый цветок?

( в тех же условиях)

                 - Зачем же писатель вырастил «сына» цветка в прежних, трудных условиях?

(у каждого живого существа есть корни, есть место, где он живет. И далеко не всегда это место можно выбрать по своему желанию)

                - Что унаследовал сын от отца? Что в нем изменилось?

(зачитать концовку сказки)

                - Какое чувство вызывает этот цветок у Даши, у вас?

                - Если бы вы решили проиллюстрировать сказку, то какие бы рисунки создали? Легко ли нарисовать неизвестный цветок?

8. Анализ ученических рисунков и поделок к произведениям А.Платонова.

9. Презентация произведений писателя.

10. Вывод по уроку. Подведение итогов.

                В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, то можно услышать голос какого-то существа, зовущего о помощи. Напишите дома сочинение о том, что вы можете сделать, чтобы помочь тому, кто нуждается в вашей помощи.

Раздаточный материал

  1. О чем эта сказка?

        - об открытии неизвестного ранее цветка

        - об открытии способа разговаривать с цветами

        - об открытии закона выживания растений на пустыре

        - об открытии способа разводить цветы

2.    Какой была жизнь цветка на пустыре?

        - он скучал

        - ему было трудно

        - он страдал

3.    Была ли у цветка самая главная цель в жизни? Познакомьтесь с некоторыми мнениями.

         - цветку было важно во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек.

      - он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца

С каким мнением ты согласишься, а с каким нет? Почему?

4.     Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Прочитайте два мнения. Согласны вы с ними или нет? Почему?

             - Даше было очень грустно, потому что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.

        - Даша была любознательной, ей захотелось понять, кто издает такой аромат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок

Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова  построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Конспект по литературе для подготовки к уроку по теме "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК"...

Разработка урока по литературе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

Разработка урока + рабочий лист по сказке-были "Неизвестный цветок"...

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок" + презентация к уроку....

Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»

Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок» Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» ...