"Голос маленькой неизвестной жизни" (сказка-быль А.Платонова "Неизвестный цветок")
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Разработка урока по литературе в седьмом классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_a.platonov_neizvest_tsvetok.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по литературе
Голос маленькой неизвестной жизни
Моё открытие
( по рассказу А.П.Платонова « Неизвестный цветок»)
Учитель: Газизова Файруза Рифовна
Цели:
1.Расширить знания учащихся о творчестве А.П.Платонова; подготовить почву для восприятия романов в выпускном классе; помочь постигать стиль и творческую манеру писателя, понять философский смысл, определить основную идею рассказа.
2.Развивать навыки анализа прозаического произведения, критическое мышление, устную и письменную речь учащихся.
3.Воспитывать чувство любви к окружающему миру, трудолюбие; пробуждать чувство родины, родного дома, потребность приносить пользу людям.
Оборудование: -портреты писателя; - выставка книг А.П.Платонова; -иллюстрации к сказкам А.П.Платонова, - -картинки и рисунки с цветами; - большой искусно сделанный руками одного из родителей цветок ;
- проектор, экран для показа слайдовой презентации;
-эпиграф, высказывания на доске: «Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом (В. Солоухин)
«Я хочу, чтобы всем людям была от меня польза…» (А.П.Платонов)
«Нам часто незаметно то, что безответно» (И.Шевелёв)
Ход мастер – класса
1. Начало урока: введение, «разогрев», включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку».
-«руки вверх» - тянемся к знаниям; -«руки назад» - оставляем позади неудачи; -«рывком вперед»- забираем накопившийся опыт; -«пожимаем руки друг другу» - делимся своими знаниями, опытом;
-«улыбки дарим друг другу, гостям» - пусть «от улыбки станет всем светлей»;
Вступительное слово учителя. Знаете, ребята, есть такое увлекательнейшее занятие – совершать открытия. Вы, конечно, знаете, что такое открытие, и сейчас подскажете мне, что можно открывать.
На доске составляем кластер со словом «открытие», дети добавляют к этому слову понятия, связанные с ним: континенты, страны, звёзды, виды растений, законы природы, науки. Этот приём позволяет органично подвести детей к теме урока.
Интересно, а вы в своей жизни сделали хотя бы маленькие открытия? Расскажите о них. Ответная реакция детей на вопрос.
Как вы думаете, а на уроке можно что – нибудь открывать? Правильно, на уроке мы будем открывать новое знание. Значит, тема нашего урока… Дети предлагают свои варианты, сами или с помощью учителя формулируют тему: Моё открытие.
Вызов Этот этап направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому тексту, активизации их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Вот видите, если постараться, то можно открыть что – то важное для себя. Именно об этом написал А.Платонов свою сказку «Неизвестный цветок». Вы её прочитали, и теперь постараемся понять, о каком открытии идёт в ней речь, о чём эта сказка.
На доске написаны ответы на вопрос: « О чём эта сказка?»
Об открытии неизвестного ранее цветка. Об открытии способа разговаривать с цветами. Об открытии закона выживания растений на пустыре
Об открытии способа разводить цветы.
Но ребята пока не называют выбранный ответ, он станет их маленьким секретом.
Какими показал Платонов своих героев? Учитель читает ключевые слова, дети должны определить, к кому из героев они относятся.
Терпеливо растущий
Жалконький
Живой Тело сделал из мертвого праха ( то, что осталось от умершего тела; пыль)
Самый святой труженик Счастливые
С добрыми лицами Дышащие чистым духом в белый свет
Осмысление содержания. Этот этап направлен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому
2. Аналитическая работа по тексту
Беседа с элементами диспута
Учитель: а сейчас мы вместе постараемся разобраться, о чем и как хотел рассказать нам автор.
2) Какой эпизод понравился вам больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно? (Прочитать)
3) Определите вид этой сказки. (Литературная, авторская.) Почему вы так решили?
4) На какие части вы бы разделили весь текст сказки? (История жизни цветка до знакомства с Дашей, разговор с девочкой, новая жизнь пустыря, год спустя)
Задание ученикам.
Найти первую из названных частей, прочитать ее вслух до слов “И вот шла однажды...”
5) На вопрос: “Какой была жизнь цветка на пустыре?” ответить можно по-разному:
Он, скучал, ему было трудно, он страдал. А как вы ответите на этот вопрос?
(Ему было одиноко, жизнь его была невыносимо тяжелой, у него хватало мужества отчаянно бороться за жизнь; найти слова в тексте, подтверждающие ваши ответы).
Задание ученикам.
У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы? (Он был живой, был наделен чувствами, волей, как, человек, умел говорить, у него вырос сын)
6) Как называется такой литературный прием, когда неодушевленным предметам приписываются качества одушевленных существ? (Олицетворение)
Задание ученикам
1. Найти в тексте слова, которыми автор называет запах распустившегося цветка. (Запах – благоухание – тихий запах, как зовущий голос – в благоухании проходит грусть – пахнет…дышит – зовёт безмолвным голосом благоухание).
2. Если цветок
наделён ощущением, которое испытывает живое создание;
борется, как настоящий герой;
даёт жизнь сильному потомству, то, что может означать слово “благоухание”, применимое к такому созданию. (Душа, душевные свойства).
7) Автор так пишет о цветке: “Венчик был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного как у звезды”
Можно ли согласиться с А.Платоновым, сделавшим именно такое сравнение? (В самом деле, расцветший на пустыре цветок - словно звезда в безбрежном пространстве неба)
8) Были ли в жизни цветка минуты радости? Какие?
9) Была ли у цветка самая главная цель в жизни? (Для цветка важнее всего жить, а для этого ему были необходимы и питье - дождевая влага, и радость - теплые лучи солнца).
Задание ученикам
Найти в тексте сказки ту часть, в которой говорится о встрече девочки Даши с незнакомым цветком. (Со слов “И вот шла однажды поутру...” до слов “... склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку”. Возможно чтение по ролям за автора, за Дашу и за цветок (5 мин.). На данном уроке дети читали диалог наизусть в сопровождении музыки. Подготовленное чтение наизусть оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, развивает память , речь.
10) Почему Даша оказалась около пустыря и в каком она была настроении? (Грустное)
11) Повлияло ли это настроение на то, что Даша почувствовала благоухание? (Надо обратить внимание на цепочку ассоциаций: грусть по маме - внутренняя сосредоточенность - открытое добрым чувствам сердце - благоухание - воспоминание о рассказанной мамой сказке.)
12) Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке? (Именно благодаря ей Даша постаралась разыскать источник благоухания.)
13) Позвал ли цветок проходящую мимо пустыря Дашу? (Нет, цветок привык к одиночеству, его “никто не зовет”; Даша сама почувствовала “зовущий голос благоухания”)
14) Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?
- Даше было очень грустно, потому что она была далеко от мамы.
- Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат (могут быть любые ответы).
15) Как вы думаете, цветок хоть чем-нибудь помог Даше? ( Он поддержал ее в тот момент, когда она грустила. А Даша словно помогала цветку из маминой сказки.)
Работа с иллюстрациями к сказке. Открывается доска – книжка, и ребята видят рисунки друг друга, обсуждают, что хотел сказать каждый художник.
Учитель: Сочувствие, сопереживание, сострадание - это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному (слова записаны на доске).
16) В чем проявилось сострадание Даши? (Она познакомилась с цветком, постаралась его понять, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стремилась встретиться с ним, иными словами, стала ему близким, любящим человеком, настоящим другом).
17) Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая “открытие” маленькой незнакомой жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть то, что до нее никто не замечал?
Вывод: Поступок Даши - это деятельное сострадание, то, что дает человеку право уважать самого себя, что вызывает уважение со стороны окружающих (слова записаны на доске).
Рефлексия. На данном этапе происходит творческая переработка, анализ, интерпретация информации.
Слово учителя. Мы должны постараться понять не только то, что как бы лежит на поверхности этой сказки, но и ее скрытый смысл. Понять его может только внимательный читатель. Будем же внимательны - сделаем открытие...
Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова И. Шевелёва – современного русского учёного: “Нам часто незаметно то, что безответно”
А. Платонов умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только совершает открытие для себя, но и помогает читателю совершить открытие.
Можно, оказывается, делать и такие открытия: открывать новую, не знакомую тебе ранее жизнь, новое существо. Жизнь такого существа может протекать незаметно для тебя, но это не значит, что её нет, что она неинтересна, что она легка и в ней нет проблем.
Любое живущее на Земле существо заслуживает и уважения, и того, чтобы оно было понято другим существом (эти слова ребята ещё услышат в конце урока).
Задание ученикам.
(Чтение отрывка сказки “А на другое лето...)
18) Дали ли результаты усилия детей? (Да, пустырь преобразился)
19) Почему же Даше стало грустно? (Она увидела много других цветов, но не нашла того, о котором помнила всю зиму). Вырос новый цветок.
Учитель: Писатель не случайно “вырастил” сына цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал, как вы считаете? (Он хотел, чтобы мы задумались). О чем? (О том, что у любого живого существа есть корни, есть место, в котором он живет, и далеко не всегда это место и условия жизни можно выбрать по своему желанию).
20) Что унаследовал сын от своего отца? Что в нём изменилось? (Он любил жизнь и был терпеливым, как его отец, он был сильнее и прекраснее).
21) Какое чувство вызывает этот новый цветок у писателя, у Даши, у вас? (Ученики дискутируют)
Задание ученикам.
Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать в качестве вывода по уроку? Запишите, объясните свою позицию.
Созвучны ли эти мысли нашему сегодняшнему разговору?
Жить - значит действовать. А.Франс (французский писатель)
Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут. (Суахили – народ, живущий в Африке).
Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций (древнеримский поэт)
Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретённым знанием. Джон Рескин (английский теоретик искусства, публицист)
Пока дети записывают афоризм, звучит песня Ю. Антонова “Не рвите цветы, не рвите”.
Заключительное слово учителя.
О чем эта сказка? Какой скрытый смысл открывается читателю произведения А.Платонова?
А теперь давайте вернёмся к тем маленьким секретам, которые вы записали в свои тетради. Изменилось ли ваше мнение после нашего разговора? Почему?
Цель этого задания – дети должны сформулировать свой вариант ответа: “об открытии новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа”
22) Что является неотъемлемым правом любого живого существа на Земле?
(Любое живое существо на земле — цветок, человек заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, поняли, посочувствовали.)
- Что значит понять? ( Понять - значит "услышать" переживания, мысли другого, разделить его чувства, "приоткрыть" своё сердце.)
- А просто ли это? ( Понять другого непросто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, надо совершить поступок.)
Именно умение понять другого вызывает уважение окружающих и за это можно уважать себя.
Снова звучит песня Ю.Антонова.
Объяснение домашнего задания.
Расспросите своих родных, были ли в их жизни маленькие, но очень важные для них открытия. Если взрослые не возражают, расскажите об их открытиях в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"
в презентации представлены факты из жизни писателя, история создания рассказа и материал для работы над рассказом....
Урок-конспект с презентацией. А.П. Платонов "Неизвестный цветок".
Конспект урока по литературе. Тема урока: А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"....
Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»
Урок внеклассного чтения5 классСказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»...
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; ...
Платонов А.А. "Неизвестный цветок"
Открытый урок литературы в 6 классе....
А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.
Цели урока:Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художествен...
Урок литературы в 7 классе по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»
Тема урока: «Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)Цели урока:- продолжить изучение творчества А.Платонова;-провести анализ рассказов «Юшка» и «Неизве...