Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тип: урок- исследование
Цели: 1) познакомить с фактами биографии
А.Платонова;
2)ознакомить учащихся с содержанием
сказки “Неизвестный цветок”;
3)помочь ребятам понять основную
мысль автора;
4)определить смысл сказки-были.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neizvestnyy_cvetok.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Жить – значит действовать».
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
Тип: урок- исследование
Цели: 1) познакомить с фактами биографии
А.Платонова;
2)ознакомить учащихся с содержанием
сказки “Неизвестный цветок”;
3)помочь ребятам понять основную
мысль автора;
4)определить смысл сказки-были.
Оборудование: Портрет А. Платонова, рисунки детей
к рассказу.
Эпиграф: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
Ф. Тютчев
Ход урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы урока
- Вступительное слово учителя.
Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками…и есть - опережающие время, до которых надо еще тянуться …
К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов - наш земляк.
Андрей Платонов - удивительный писатель.
Всю свою жизнь он размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасностей и поворотов истории . Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей- вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.
2.Работа с портретом А.П. Платонова.
Всмотримся в портрет А.П. Платонова. Это сложный писатель. Он жил в трудное время войн, революций, вместе со всеми пошел на Великую Отечественную войну. Его произведения - это художественная летопись России.
Говорили, что этот писатель «наделен обнажившимся сердцем».
-Как вы понимаете это выражение?
Страдания героя всегда сливаются со страданиями автора.
Это сострадательный писатель.
Это видно по его глазам, которые, будто смотрят прямо в душу ”пронизывают” читателя насквозь, оставляя следы в его душе.
-Давайте познакомимся с фактами биографии А. П. Платонова.
3.Индивидуальные сообщения учащихся.
Автор этого произведения - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».
Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное. Андрей Платонов – наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из того, что он написал, связано с Воронежем.
В Воронеже есть памятные платоновские места. На центральной улице – мемориальная доска на здании бывшей типографии, где работал Платонов. Есть улица, школа, библиотека, носящие имя Платонова. В местном литературном музее находятся материалы, посвященные жизни и творчеству писателя. Воронежские ученые-литераторы работали и работают над исследованием жизни и творчества Платонова, деятели культуры и школьные учителя много делают для популяризации творчества нашего великого земляка. Центрально-Черноземное книжное издательство за последние сорок лет напечатало десятки книг Платонова и о Платонове.
Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.
Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.
- Каково значение слова псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.)
Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).
За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.
Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг.
Впереди ещё много встреч с книгами А.Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своём литературном образовании тех высот, которые помогут вам испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному, А.Платоновым.
На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.
Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.
Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть боле 50 лет. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.
5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память» (В.Свительский).
Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.
4.Слово учителя.
А теперь давайте обратимся к эпиграфу урока. Он сформулирован словами русского поэта Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в мире до сих пор существует зло, обида, ненависть. Мне хочется, чтобы вы умели любить и трепетно относиться к миру природы, чтобы вы умели откликнуться на зов о помощи, чтобы умели совершать добрые поступки.
Нужно любить окружающий мир, вглядываться в каждый цветок, каждую травинку.
И сегодня мы постараемся проанализировать рассказ “Неизвестный цветок”, который звучит, как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается.
5.Чтение рассказа “Неизвестный цветок”.
6.Словарная работа.
Томиться - мучиться, испытывать тягость от чего-
либо.
Тучная земля - плодородная земля.
Превозмогать - пересиливать, например боль.
Глодать - грызть, тщательно объедать.
Мерцающий - слабо светящийся колеблющимся светом.
Благоухание - аромат, приятный запах.
Ботанический сад - сад, в котором собраны коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте.
7. Анализ текста.
- работа в группах.
I группа.
-В какой момент мы знакомимся с Дашей?
- О чем она беспокоится?
- Как это ее характеризует?
- Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание?
- Отчего девочка вспоминает сказку о розе?
-Как она поступила, увидев необычный цветок?
II группа.
- Каким мы видим цветок вначале?
-Какие чувства вызывает его описание?
-Какой была жизнь цветка на пустыре?
-Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
-Что помогало ему выжить?
-Когда и чему радовался цветок?
-Опишите, каким он стал.
-Какие автор использует эпитеты, сравнения?
- Слово учителя.
Жизнь цветка особенно изменилась, когда в его жизни появилась Даша. Теперь ему не так одиноко. Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор.
- Инсценировка эпизода.
Вывод: Разговор закончился тем, что Даша склонилась к нему и поцеловала в светящуюся головку. Это и стало началом их дружбы.
-Почему она прониклась таким сочувствием к цветку?
- Расскажите о дружбе Даши и цветка.
- Как Даша решила помочь своему новому другу?
- О каких качествах характера Даши говорит это решение?
- Работа над иллюстрацией к сказке.
(На экран выводится иллюстрация к эпизоду «Приход пионеров на пустырь»).
- Какой фрагмент вы видите на данной иллюстрации?
- Как художник изобразил необыкновенность цветка?
- Сумел ли художник изобразить отношение Даши к цветку и стремление пионеров удобрить землю на пустыре?
- Продолжение беседы
- Почему через год Даша не смогла отыскать прежний цветок на ухоженном пустыре?
- «Новый цветок, выросший между камнями был, намного лучше … и еще прекраснее».
- Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель?
(Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни)
8. Анализ рисунков ребят.
«Мой неизвестный цветок».
А теперь, ребята, давайте обратимся к вашим рисункам. На предыдущем уроке вы рисовали свой неизвестный цветок, еще не зная о цветке из сказки-были. Сейчас мы вместе выберем тот рисунок, который больше подойдет к нашей истории.
9. Работа с афоризмами.
- Какое из данных изречений можно использовать как вывод к уроку? Почему?
Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его зовут.
Суахими.
Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.
Гораций.
Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием
Д. Рескин.
- Итог урока.
Слово учителя.
Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дали возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности – любовь, милосердие, сострадание.
Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя,
любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком…
Закончить урок мне хотелось бы стихотворением
Ф.И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать, и насыщать
Увечных слабых и бездомных.
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью,
И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.
А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.
- Домашнее задание.
Ребятам раздаются вырезанные из бумаги цветы, на лепестках которых нужно написать те слова, с помощью которых, как им кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и с помощью которых достучалась до их сердец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»
Урок внеклассного чтения5 классСказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»...
"Голос маленькой неизвестной жизни" (сказка-быль А.Платонова "Неизвестный цветок")
Разработка урока по литературе в седьмом классе...
Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Данный конспект содержит два урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...
Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".
Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....
Технологическая карта учебного занятия «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»
Технологическая карта учебного занятия «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок», включающий работу с детьми с ОВЗ...
Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Урок русской литературы в 6 классе....