Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме
Урок в 10 классе по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые приложения по теме. Применение модульной технологии даёт возможность всем учащимся работать над темой, создаёт комфортные условия обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_svoeobrazie.doc | 435 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное своеобразие «Сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Триединая цель урока: /. Обучающая:
- Продолжить формирование и развитие специальных умений и
навыков (художественный анализ текста, определение темы и
идеи произведения, работа со словарем литературоведческих
терминов); - Закрепить следующие общеучебные навыки и умения: навык
планирования ответа, навык самоконтроля, навык работы с
текстом, навык самостоятельной работы; - Сформировать навыки учебного труда: понимание задания,
продумывание хода его выполнения, подготовка к активной
работе, соблюдение рационального режима труда; - Сформировать навыки и умения учебно-познавательного
характера: сознательное и активное прослушивание объяснений
учителя, установление сходства и различия с ранее изученным
материалом по заданной теме, работа с книгой, изучение
материала по учебнику и тексту произведения, продумывание и
выделение главного, составление плана, выписка цитат,
пользование словарем;
//. Развивающая:
- Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса;
- Развитие мышления (логически последовательный ответ по
плану), проведение аналогий, сопоставлений, сравнений; Умение
выделить главное, обобщить, сделать вывод, применение ранее
полученных знаний при выполнении задания; - Развитие эмоциональных качеств за счет использования в работе
ТСО, ярких примеров, воздействующих на-чувства учащихся; - Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной
активности, умение самостоятельно разобраться в инструкции к
заданию.
///. Воспитательная:
- Работа над целостной системой нравственных отношений с
людьми; - Воспитание критического отношения к себе, к обществу, к
своему труду; - Воспитание активной жизненной позиции, негативного
отношения к приспособленчеству; к пессимизму.
Тип урока и применение педагогической
технологии: комбинированный, модульная.
м | УЭ | ЗАДАНИЯ | КОНТРОЛЬ |
Ml | Тема : «Мип наоодной сказки, ее | ||
особенности, назначение, тематика. Виды | |||
наоодных сказок». | |||
УЭО | Интегрирующая иелъ. В процессе работы над учебными элементами вы должны: знать определение сказки, народной сказки, ее отличительные особенности; уметь - сопоставлять, сравнивать с ранее изученным материалом - логически последовательно излагать материал, планировать ответ - работать с учебником и словарем литературоведческих терминов; увидеть своеобразие народных сказок, систематизировать полученные знания и навыки, иазвивать - методический навык (самоконтроль и взаимоконтроль) | - | |
УЭ1 | Цель: дать определение народной сказки, ее отличительные особенности, темы и |
3.1. 3.2. | виды народных сказок. Задание №1 - Найдите в словаре литературоведческих терминов ( стр.143) определение сказки, народной сказки. - Прочитайте, выпишите в тетрадь определение сказки, народной сказки. - Подчеркните в определении сказки слова подчеркивающие ее отличительные черты. Задание №2 - Выпишите из словаря название основных видов народных сказок, - Выпишите из статьи словаря (стр.143) основные темы народных сказок, их назначение. | Сравните с образцом (см. приложение №1) | |
УЭ2 3.1 | Цель: повторить ранее изученный материал о сказках, привести примеры сказок на различные темы. Задание №1 - Вспомните изученные, прочитанные вами ранее народные сказки, - Приведите примеры на некоторые темы народных сказок (о хитрости лисы, о трусости зайца и т.д.) - Запишите в тетрадях их названия, тему. Задание №2 - Прочти материал в тетради, - Обсуди записи в тетради с товарищем, - Сравни запись с образцом. | (см. приложение №1) |
М2 | Тема: «Литературная сказка, ее | ||
своеобразие и отличие от народной | |||
скажи». | |||
УЭО | Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны; знать - определение литературной сказки, ее особенности, отличие от народной сказки; уметь - сравнивать с ранее изученным материалом, выделять главное, - делать вывод, - работать с учебником и словарем литературоведческих терминов; увидеть - главное отличие литературной сказки от народной систематизир овать | ||
- полученные знания и навыки, развивать - методические навыки (взаимоконтроль) | |||
УЭ1 3.1 | Цель: дать основные отличия литературной сказки от народной, выявить их сходство, назвать основных авторов-сказочников в русской и зарубежной литературе. Задание№1 - прочтите в словаре материал о литературных сказках (стр.143, абзац 4) - сформулируйте определение литературной сказки, - запишите определение литературной сказки в тетрадь, - выпишите в тетрадь основные сходства, и отличия литературных сказок от народных. (стр. 143, абзац 4). - вспомните авторов русских и зарубежных |
3.2 | сказок, - запишите по два-три примера в тетрадь. Задание №2 - в случае затруднения используйте статью словаря ( стр. 143, абзац 4-5) - результаты работы обсуди с товарищем, | Сравните с образцом приложение№2 графопроектор |
мз | Тема: «Идейно - тематическое своеобпазие | ||
«Сказок» М.Е. Салтыкова - Щедрина | |||
УЭО | Интегрирующая цель. | ||
В процессе работы над учебными элементами | |||
вы должны знать: | |||
Знать | |||
идейно - тематическое, | |||
художественное своеобразие | |||
«Сказок М.Е. Салтыкова - | |||
Щедрина; | |||
уметь | |||
- на основании сравнения | |||
определить главное отличие | |||
«Сказок», понять их | |||
сатирическую направленность, | |||
определить тематику, главные | |||
идеи «Сказок», сделать вывод, | |||
обобщить. | |||
увидеть и понять | |||
различие между юмором, иронией | |||
и сатирой; | |||
систематизиповать | |||
- полученные знания, используя в | |||
работе таблицу, | |||
юазвивать | |||
методические навыки | |||
(самоконтроль, взаимоконтроль, | |||
работа в группах). | |||
УЭ1 | Цель: привести к пониманию причины | ||
обращения писателя к жанру сказки, | |||
определить основную тематику и их | |||
назначение, сделать вывод о значении | |||
сатирических «Сказок» М.Е. Салтыкова - | |||
Щедрина. | |||
3.1. | Задание № 1 | ||
- Откройте страницу 225 учебника | |||
по литературе, прочтите первый | |||
абзац и письменно ответьте на , | |||
вопросы: | |||
1. Сколько времени работал автор над | |||
книгой «Сказки»? | |||
1. Почему сатирик обращается к сказочному | |||
жанру? | |||
1. В чем жанр сказки помогает М.Е. | |||
Салтыкову - Щедрину? | |||
1. Для кого предназначены «Сказки» М.Е. | |||
Салтыкова - Щедрина? |
3.2. | Задание № 2 | ||
- Прочтите материал учебника на | |||
странице 225-226, запишите в | |||
тетради черты сходства и отличия | |||
«Сказок» Салтыкова - Щедрина и | |||
народных сказок; | |||
- Прочтите материал учебника о | |||
значении сатирических сказок | |||
автора, запишите в тетрадь | |||
3.3. | Задание № 3 | Сверь с образцом смотри | |
- Из статьи учебника (страница 226 | приложение № 3 | ||
третий абзац) выпишите, на какие | |||
четыре группы делятся «Сказки» | |||
Салтыкова - Щедрина по их | |||
темам. | |||
УЭ2 | Цель: продолжить развитие навыка | ||
работы с книгой, умения выбрать из | |||
общего частное, составлять таблицу для | |||
систематизации материала. | |||
3.1. | Задание № 1 | ||
- Разделите страницу тетради на | |||
четыре колонки (соответственно | |||
четырем направлениям «Сказок»), | |||
- В каждую колонку впишите | |||
примеры, на каждое направление, | |||
используя материал учебника, | |||
- Сделайте вывод о том, что хотел | |||
высмеять Салтыков -Щедрин в | |||
своих «Сказках». | |||
Задание № 2 | Смотри образец в приложении | ||
- Сравните свою запись в тетради с | №3 | ||
образцом. | |||
3.3. | Задание № 3 | Смотри образец приложения | |
- Вспомните, какие элементы | №3 | ||
использует автор из народных | |||
сказок; | |||
- Вывод запишите в тетрадь; | |||
В случае затруднения обратитесь | |||
к консультанту, учителю, образцу | |||
ответа. | |||
УЭЗ | Цель: продолжить развитие навыка в | ||
работе над художественными средствами | |||
языка произведения, научить | |||
сопоставлять и делать вывод о | |||
художественном своеобразии языка | |||
«Сказок» Салтыкова - Щедрина. |
3.1. | Задание № 1 | ||
- Вспомните, чем отличается сатира | |||
от юмора; | |||
- В случае затруднения обратитесь | |||
к словарю литературоведческих | |||
терминов (страница 134 — | |||
определения юмора, страница 184 | |||
- определение сатиры) | |||
Запишите в тетради свои | |||
наблюдения о том что же | |||
характерно для «Сказок» | |||
Салтыкова - Щедрина сатира или | |||
юмор. | |||
- Свой ответ обоснуйте. | |||
3.2. | Задание № 2 | Смотрите приложение № 4 | |
Сверьте свой ответ с материалом | |||
учебника; | |||
Обсудите свой ответ с товарищем; | |||
- В случае затруднения сверьтесь с | |||
образцом. | |||
3.3. | Задание № 3 | ||
- Вспомните что такое гипербола и | |||
гротеск, | |||
- В случае затруднения обратитесь | |||
к словарю (стр. 37-39) | |||
- Найдите примеры этих | |||
художественных средств в | |||
«Сказках», запишите в тетрадях, | |||
- Вспомните определение эзопова | |||
языка, в случае затруднения | |||
обратитесь к словарю (стр. 176) | |||
- Найдите примеры эзопова языка в | |||
«Сказках», запишите в тетрадях. | |||
3.4. | Задание № 4 | Смотри образец приложение | |
- Сделайте вывод о том, что | |||
высмеивает Салтыков - Щедрин в | |||
своих «Сказках», | |||
Сделайте вывод о характере | |||
«Сказок» | |||
- Перечислите героев «Сказок» | |||
Салтыкова - Щедрина. Что | |||
общего и чем они отличаются от | |||
народных сказок? | |||
- Назовите основные приемы, | |||
художественные средства | |||
выразительности, используемые |
Салтыковым - Щедриным в своих «Сказках» Обсудите вывод в группах, сверьте с образцом. |
мз | Тема: «Идейно-тематическое своеобраше | ||
«Сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина» | |||
УЭО | Интегрирующая цель. | ||
В процессе работы над учебными элементами | |||
вы должны: | |||
знать | |||
- идейно-тематическое, художественное | |||
своеобразие «Сказок» М.Е. Салтыкова- | |||
Щедрина; | |||
уметь | |||
- на основе сравнения определить главное | |||
отличие «Сказок», понять их сатирическую | |||
направленность, определить тематику, | |||
главные идеи «Сказок», сделать вывод, | |||
обобщить. | |||
увидеть и понять | |||
- различие между юмором, иронией и | |||
сатирой; | |||
систематизировать | |||
- полученные знания, используя в работе | |||
таблицу; | |||
развивать | |||
- методические навыки (самоконтроль, | |||
взаимоконтроль, работа в группах). | |||
УЭ1 | |||
Цель: привести к пониманию причины | |||
обращения писателя к жанру сказки, | |||
определить основную тематику и их | |||
назначение, сделать вывод о значении | |||
сатирических «Сказок» М.Е. Салтыкова- | |||
Щедрина. | |||
3.1. | Задание №1 | ||
- Откройте страницу 225 учебника по | |||
литературе, прочтите первый абзац и | |||
письменно ответьте на вопросы: | |||
1. Сколько времени работал автор над книгой | |||
«Сказки»? |
2. Почему сатирик обращается к сказочному | |||
жанру? | |||
3. В чем жанр сказки помогает М.Е. | |||
Салтыкову-Щедрину? | |||
4. Для кого предназначены «Сказки» М.Е. | |||
Салтыкова-Щедрина? | |||
3.2. | Задание №2 | ||
- Прочтите материал учебника на стр. 225- | |||
226, запишите в тетради черты сходства и | |||
отличия «Сказок» Салтыкова-Щедрина и | |||
народных сказок; | |||
- Прочтите материал учебника о значении | |||
сатирических сказок автора, запишите в | |||
тетрадь. | |||
3.3 | Задание №3 | Сверь с | |
образцом | |||
- Из статьи учебника ( стр. 226 третий абзац) | смотри | ||
выпишите, на какие четыре группы делятся | приложение | ||
«Сказки» Салтыкова-Щедрина по их | №3 | ||
темам. | |||
УЭ2 | Цель: продолжить развитие навыка | ||
работы с книгой, умения выбрать из | |||
общего частное, составлять таблицу для | |||
систематизации материала. | |||
3.1 | Задание №1 | ||
- Разделите страницу тетради на четыре | |||
колонки (соответственно четырем | |||
направлениям «Сказок»), | |||
- В каждую колонку впишите примеры, на | |||
каждое направление, используя материал | |||
учебника, | |||
- Сделайте вывод о том, что хотел высмеять | |||
Салтыков-Щедрин в своих «Сказках». | |||
* | Смотри | ||
3.2 | Задание№2 | образец в | |
- | приложение | ||
- Сравните свою запись в тетради с | №3 |
образцом; | |||
3.3 | Задание №3 | ||
- Вспомните, какие элементы использует | |||
автор из народных сказок; | |||
- Вывод запишите в тетрадь; | |||
- В случае затруднения обратитесь к | См. образец | ||
консультанту, учителю, образцу ответа. | приложение№3 | ||
УЭЗ | Цель: продолжить развитие навыка в | ||
работе над художественными средствами | |||
языка произведения, научить сопоставлять | |||
и делать вывод о художественном | |||
своеобразии языка «Сказок» Салтыкова- | |||
Щедрина. | |||
3.1 | Задание№1 | ||
- Вспомните, чем отличается сатира от | |||
умора; | |||
- В случае затруднения обратитесь к | |||
словарю литературоведческих терминов | |||
(стр 134-определения юмора, стр. 184- | |||
определение сатиры) | |||
- Запишите в тетради свои наблюдения о | |||
том что же характерно для «Сказок» | |||
Салтыкова-Щедрина сатира или юмор. | |||
- Свой ответ обоснуйте. | |||
3.2. | Задание №2 | ||
- Сверьте свой ответ с материалом учебника; | |||
- Обсудите свой ответ с товарищем; | См. | ||
- В случае затруднения сверьтесь с | приложение | ||
образцом. | №4 | ||
3.3 | Задание№3 | ||
- Вспомните что такое гипербола и гротеск, | |||
- В случае затруднения обратитесь к | |||
словарю (стр. 37-39), | |||
- Найдите примеры этих художественных |
3.4. | средств в «Сказках», запишите в тетрадях, - Вспомните определение эзопова языка, в случае затруднения обратитесь к словарю (стр.176) - Найдите примеры эзопова языка в «Сказках», запишите в тетрадях. Задание№4 - Сделайте вывод о том, что высмеивает Салтыков-Щедрин в своих «Сказках», - Сделайте вывод о характере «Сказок» - Перечислите героев «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Что общего и чем они отличаются от народных сказок? - Назовите основные приемы, художественные средства выразительности, используемые Салтыковым-Щедриным в своих «Сказках» - Обсудите вывод в группах, сверьте с образцом. | См. образец приложение №5 |
М4
Тема: «Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
УЭО
УЭ1
3.1
Интегрирующая цель:
В процессе работы над учебными элементами
вы должны:
художественное в работе план,
художественного
знать
как анализировать произведение, используя применяемый ранее для анализа текста; уметь
- использовать полученные ранее навыки
анализа в своей работе, выделяя главное;
увидеть
- своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина, его
мастерство, особенность творчества;
систематизировать
- полученные знания и навыки, используя в
работе план ответа
развивать - методические навыки (взаимоконтроль)
Цель: познакомите с содержанием сказки
Салтыкова-Щедрина «Премудрый
пискарь», используя видеофильм для эмоционального воздействия на учащихся, продолжить работу над умением выделять ключевые слова для определения темы и идеи произведения.
Задание№1
- Просмотрите видеофильм «Премудрый
пискарь» - Внимательно прослушайте содержание
сказки, которая ранее была вами
прочитана; - В тексте сказки найдите и подчеркните
ключевые слова; - Определите тему и идею сказки;
- Обсудите свои наблюдения с товарищем и
запишите в тетрадь. | |||
3.2 | Задание№2 | См. образец | |
приложение | |||
- В случае затруднения сверьте свои | №6 | ||
наблюдения с образцом | |||
УЭ2 | Цель: развивать умение сравнивать с ранее | ||
изученным материалом о сказке, | |||
анализировать по плану, делать вывод о | |||
своеобразии сказки Салтыкова-Щедрина, | |||
воспитывать негативное отношение к | |||
приспособленчеству пассивности. | |||
3.1 | Задание№1 | ||
- Сравните данную сказку с ранее | |||
изученными ; | |||
- Проанализируйте содержание сказки, | |||
пользуясь планом анализа прозаического | |||
произведения; | |||
- Сделайте вывод о том, что отличает | |||
данную сказку от других. | |||
- Определите воспитательное значение | |||
сказки ; | |||
- Запишите вывод в тетрадь. | |||
3.2 | Задание№2 | ||
- В случае затруднения обратитесь к | См. образец | ||
консультанту, учителю; | приложение | ||
- Сверьте свой ответ с образцом. | №7 |
М5 | Тема: «Итог работы над художественным | ||
своеобразием, тематикой «Сказок» | |||
Салтыкова-Щедрина. | |||
УЭО | Интегрирующая цель: | ||
В процессе работы над учебными элементами | |||
вы должны; | |||
знать | |||
- как важно подвести итог в работе, правильно | |||
сделать вывод о том, в чем заключается | |||
своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина; | |||
уметь | |||
- определить значение творчества Салтыкова- | |||
Щедрина; | |||
увидеть | |||
- искреннюю любовь автора к России, ее | |||
народу ; | |||
систематизировать | |||
- полученные знания по теме урока. | |||
УЭ1 | Цель: продолжить развитие умения | ||
обобщать, делать вывод о художественном | |||
своеобразии «Сказок» Салтыкова- | |||
Щедрина. | |||
3.1 | Задание №1 | ||
- Прочтите материал учебника стр.225-228, | |||
сопоставьте с конспектом в тетради; | |||
Допишите недостающие сведения о | |||
тематике, художественном своеобразии | |||
«Сказок» Салтыкова-Щедрина; | |||
- Сделайте вывод, используя материал | |||
учебника (стр.230 последний абзац), о | |||
значении творчества Салтыкова -Щедрина, | |||
его любви к России, народу, запишите | |||
вывод в тетрадь. | |||
Мб | Тема: «Самопроверка, взаимопроверка» | ||
УЭО | Интегрирующая цель | ||
В процессе работы над учебными элементами | |||
| вы должны; |
знать | |||
-Материал на заданную тему; | |||
уметь | |||
- Ответить на вопросы об отличии народных | |||
сказок от литературных, о художественном | |||
своеобразии «Сказок» Салтыкова-Щедрина, | |||
устранить недочеты в ходе проверки; | |||
увидеть | |||
- увидеть недочеты в своей работе и работе | |||
товарища, устранить их; | |||
систематизировать | |||
- полученные знания по теме урока. | |||
Развивать | |||
методические навыки (самоконтроль | |||
взаимоконтроль) | |||
УЭ1 | Цель: продолжить развитие навыка | ||
самоконтроля, взаимопроверки. | |||
3.1 | Задание №1 | ||
- Прочтите еще раз записанный материал в | |||
тетради; | |||
- Устраните недочеты; | |||
- Выделите в тетради отличие народной | |||
сказки от литературной; | |||
- Подчеркните строки, в которых говорится | |||
о художественном своеобразии «Сказок», | |||
их отличии от народных, что высмеивает | |||
Салтыков-Щедрин в своих «Сказках» | |||
3.2 | Задание №2 | ||
- Отдайте тетрадь товарищу на проверку; | |||
- Проверь работу товарища; | См. | ||
- Оцени, используя критерий оценки в | приложение | ||
приложении №8 | №8 | ||
Домашнее задание: | |||
Прочтите сказку Салтыкова -Щедрина (на | |||
выбор в группе), сделайте ее художественный | - | ||
анализ. Приготовьте пересказ - о | |||
художественном своеобразии «Сказок» | . _жп |
Салтыкова-Щедрина, использую материал учебника стр.225-230 и конспект в тетради. |
Приложение №1
1. Сказка - один игз видов народной повествовательной
литературы: произведение в прозе или - реже - в стихах, в
котором идет речь о вымышленных событиях, иногда
фантастического характера.
Народная сказка - одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт.
По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п.
2. Основные темы народных сказок:
сатирические, юмористические, фантастические.
Сказка преследует либо поучительные цели, л ибо «сказывается» для развлечения слушателей - взрослых и детей. В многочисленных сатирических сказках русский народ разоблачал самодержавие и крепостничество, изображая глупых и злобных царей, продажных царских чиновников, спесивых и жадных бар, купцов - обманщиков и т. п.
Приложение № 2
Литературные сказки писали многие русские и иностранные писатели, используя народные сказочные мотивы или создавая свои оригинальные сказки. При этом литературные сказки имели множество отличительных особенностей от народных сказок.
Отличия:
Литературные сказки | Народные сказки |
1. Форма литературного авторского творчества 2. Переосмысление традиционных сказочных мотивов или создание собственного оригинального сюжета. | 1. Форма устного народного творчества 2. Использование устойчивых, повторяющихся мотивов фабулы |
Черты сходства:
- В сказках идет речь о вымышленных событиях, иногда
фантастического характера; - Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается»
для развлечения слушателей, в сатирических сказках
разоблачаются недостатки общественного устройства,
высмеиваются частные и общественные пороки.
Широко известны глубокие по содержанию и совершенные по форме сказки А. С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, сатирические сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина. Из иностранных «сказочников» известны датский писатель Андерсен, немецкие писатели братья Гримм, французский «сказочник» Шарль Перро и др.
Приложение № 3
1. Над книгой сказок Салтыков - Щедрин работал с 1882 по 1886 год. Обращение сатирика к сказочному жанру обусловлено многими причинами. К 30-м годам сатира Щедрина принимает все более обобщенный характер, стремится к предельно широким и емким художественным обобщениям. Сказка помогла Щедрину укрупнить масштаб художественного изображения, придать сатире вселенский размах, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества, за русским миром — мир в его общечеловеческих пределах. И достигалась эта «всемирность» путем врастания в «народную почву», которую писатель считал «единственно плодотворной» для сатиры. Сказки Салтыкова - Щедрина были предназначены не для детского чтения, а были обращены к «детям изрядного возраста», т. е. к взрослому читателю.
2. Народные сказки и сказки Салтыкова - Щедрина черты и
отличия.
* Черты сходства:
а) в основе щедринских фантастики и гротеска лежит народный
юмористический взгляд на жизнь, многие фантастические его
образы являются развернутыми фольклорными метафорами;
б) в основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина
лежат народные сказки о животных. Писатель использует готовое,
отточенное вековой народной мудростью содержание,
освобождающее сатирика от необходимости развернутых
мотивировок и характеристик. В сказках каждое животное наделено
устойчивыми чертами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна
и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел туп, а
медведь глуповат и неуклюж.
Черты различия:
Щедрин развивает заложенное в готовых народных сюжетах и образах сатирическое содержание, а фантастическая форма является для него надежным способом "эзоповского" языка, в то же время понятного и доступного самым широким, демократическим слоям русского общества.
3. Условно все сказки Салтыкова - Щедрина можно разделить на 4 группы:
Темы сказок | Примеры |
1. сатира на правительственные круги и господствующее сословие | «Медведь на воеводстве», «Орел -меценат». «Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том. как один мужик двух генералов прокормил» и др. |
сатира на либеральную интеллигенцию | «Самоотверженный заяц», «Бедный волк», «Карась -идеалист», «Вяленая вобла». «Премудрый пискарь» и др. |
сказки о народе | «Коняга», «Кисель», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и др. |
сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские социалистические идеалы. | «Дурак», «Христова ночь» и др. |
Вывод: Писатель высмеивает самовластие во всех его формах, паразитическую сущность господствующего класса, иллюзии либеральной интеллигенции по поводу мирного переустройства общества, «перевоспитания» правящих сословий Салтыков -Щедрин оценивает народ как первооснову и источник жизни, но в то же время с горькой иронией говорит о крестьянской привычке повиноваться. Вскрывается противоречие между потенциальной силой и гражданской пассивностью мужика. В сказках, высмеивающих эгоистическую мораль и пропагандирующих христианские принципы нравственности, проводится мысль о ненормальности нормального в обществе, где все представления о добре и зле извращены.
4. Салтыков - Щедрин использует следующие элементы народных сказок:
а) переосмысление традиционных образов животных; '
б) в основу конфликта ряда сказок положены народные
пословицы, например, в основе сказки «Коняга» лежит пословица
«Рабочий конь - на соломе, пустопляс - на овсе»;
в) использование поэтической традиции народных сказок об
Иванушке - дурачке, оказывающемся на самом деле умным,
смелым и находчивым
г) писатель показывает внутреннее родство социалистической
морали с глубинными основами христианской народной культуры,
народную веру в торжество правды и добра.
Приложение № 4
1 ■ Сатира - это художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.
Юмор - в художественной литературе произведения, в которых отражается смешное, комическое в жизни. В отличие от сатиры, где резко осмеиваются, обличаются порочные явления общественного и личного быта, имеющие существенное значение для жизни общества, в юмористических произведениях обычно подвергаются осмеянию существенные, но частные недостатки жизненного явления, а иногда и отдельные смешные черты хороших в своей сущности людей, по отношению к которым автор не только не испытывает негодование, но даже относится к ним с любовью и симпатией, дружески подшучивая над ними.
2. Для «Сказок» Салтыкова - Щедрина характерна сатира на самодержавно - крепостнический строй, правдивое изображение отрицательных сторон жизненных явлений., часто в нарочито подчеркнутом, иногда гротескном виде, благодаря чему отчетливее выступает их несообразность с высокой целью жизни человека, недопустимость их в жизни. Тем самым сатирические образы, созданные Салтыковым - Щедриным, вызывают неприятие изображенных отрицательных явлений жизни, зовут на борьбу с ними.
Приложение № 5
1. Гипербола - один из тропов, образное выражение, состоящее
в непомерном преувеличении силы, значения, размера
изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для
усиления впечатления, для заострения образа.
Гротеск - художественный прием в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо - комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п. Например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - ловкость мужика, его мастерство, проявляющиеся в умении свить веревку из песка, из собственных волос изготовить силки для птиц и т. п., изображены в преувеличенном виде (гипербола). «История одного города» - образ Брудастого с «органчиком» вместо головы (гротеск).
2. Эзопов язык - нарочито затемненный, полный намеков и
недомолвок язык передового писателя, вынужденного при царском
и всяком другом антинародном строе выражать свою мысль
иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследование
правительственной власти. Например: «Медведь на воеводстве» -
рассказывается о царствовании в лесу трех медведей - воевод,
разных по характеру. Но эти перемены никак не отражаются на
общем состоянии лесной жизни. На самом же деле речь идет о
критике самодержавно - крепостнического строя.
3. Выводы:
а) Салтыков - Щедрин высмеивает в «Сказках» покорность и пассивность народа, наивность и пустословие либеральной интеллигенции, правительственные круги, паразитическую сущность помещичьего сословия и самодержавного строя;
. б) «Сказки» Салтыкова - Щедрина носят сатирический характер, позволяющий писателю создать обобщенный образ общественных пороков;
в) Героями «Сказок» являются животные. Так же как и в народных сказках, каждое животное наделено устойчивыми качествами характера. Но писатель использует и нетрадиционные для фольклора образы или наделяет типичных сказочных героев новыми, подчас неожиданными характеристиками;
Героями сказок Салтыкова - Щедрина являются также крестьяне и помещики;
г) Основными приемами сатиры Салтыкова - Щедрина являются гипербола и гротеск. Фантастическая форма сказок является для писателя надежным способом «эзоповского» языка.
Приложение № 6
1. Сказка «Премудрый пискарь»
Тема: Данное произведение относится к группе сказок, представляющих сатиру на либеральную интеллигенцию. Объектом сатиры является жизнеописание и философия Премудрого пискаря.
Идея: Жизненные принципы Премудрого пискаря, его пассивность не соответствует представлениям автора о достойной жизни настоящего человека, русского интеллигента и гражданина.
2. Ключевые слова:
а) «Жил - дрожал, и умирал, - дрожал»
«Надо так прожить, чтоб никто не заметил, - сказал он себе, - а не то, как раз пропадешь!» (жизненная философия Пискаря)
б) «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари
могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха,
сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере
бесполезные пискари» (авторская позиция).
Приложение № 7
1. План анализа прозаического произведения
1) Автор, название, история создания, прототипы, события,
вызвавшие появление произведения, время появления и т. д.
2) Тема и основная мысль произведения.
3} Сюжет и фабула, сюжетные линии.
- Портреты и характеры основных героев,
- Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация,
развязка. - Стилевые особенности.
- Авторская позиция.
- Произведение в оценке критики.
- Личное отношение к произведению.
2. Примерный анализ сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина
«Премудрый пискарь»
1).Сказка М. Е. Салтыкова - Щедрина «Премудрый пискарь» входит в сборник «Сказки для детей изрядного возраста» впервые опубликована в газете «Общее дело», Женева31883, сентябрь,
№ 55. В России впервые - в журнале «Отечественные
записки», 1884, №1, за подписью Н. Щедрин. 2).Тема: сатира на либеральную интеллигенцию, представленную в образе Премудрого пискаря. Предметом осмеяния является жизнеописание и философия Премудрого пискаря. Идея: жизненные принципы Премудрого пискаря, его пассивность не соответствует представлениям автора о достойной жизни настоящего человека, русского интеллигента и гражданина.
3).Сюжет сказки составляет история жизни героя от рождения до смерти. Движущей силой сюжета является панический страх Премудрого пискаря перед жизнью, его добровольный отказ от всякого участия в ней: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, -сказал он себе, - а не то как раз пропадешь!»
4). Главным героем сказки является Премудрый пискарь. Это сатирический иносказательный образ: за персонажем «скрыт» целый класс людей малодушных, боящихся жизнь, старающихся приспособиться к ней любыми способами, вплоть до фактического отказа от полноценной деятельной жизни. Главный объект сатиры Салтыкова - Щедрина в данной сказке - русская либеральная интеллигенция, которая в годы политической реакции поддалась настроениям постыдной паники. Образ пескаря иносказательный: с
одной стороны, мы видим живое воспроизведение облика, повадок, свойств представителя животного мира, с другой - едкая пародия на определенный общественный тип, на общественные отношения.
Художественная убедительность образа состоит в особом приеме переключения повествования из плана «зоологического» в план социальный, что делает иносказание прозрачным и доступным для понимания: «Долбил он (пискарь) носом эту пару целый год, и сколько он страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке....Но так как пить-есть все - таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то он будет выбегать из норы около полден».
5). Элементы композиции:
Экспозиция - наставления старого пискаря, рассказ об ухе. Завязка - решение премудрого пискаря прожить жизнь так, «чтоб никто не заметил». Развитие действия - жизнь пискаря. Кульминация - предсмертное «прозрение» героя, вопросы, которые
иггттгтгчзтп а \\ прпрп итлш
Развязка - исчезновение Пискаря.
б).К особенностям стиля данной сказки можно отнести следующее:
а) связь с фольклором, использование традиционного сказочного
зачина («Жил - был...»), образности народного языка;
б) оригинальное истолкование традиционного для народных сказок
животного образа;
в) использование иносказательных образов;
г) ирония, т. е. скрытая насмешка, облеченная в форму похвалы,
лести, притворной солидарности с противником: «А у молодого
пискаря ума палата была» и т. п.
7) Авторская позиция - выражение презрения всем тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения, уходил от действительной жизни в узкий мир эгоистических интересов: «Неправильно полагаются те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари».
Данная сказка, в отличие от других, например, сказки «Медведь на воеводстве», использует не совсем обычный для традиционных народных сказок о животных природный образ. В ней существуют гротесковые образы.
Воспитательное значение данной сказки заключается в формировании у читателя негативное отношение к пассивности, приспособленчеству, отказу от борьбы за высокие нравственные идеалы. Автор старается пробудить у своих читателей стремление к
настоящей, полноправной, деятельной жизни, к активной
жизненной позиции.
Значение творчества М. Е. Салтыкова - Щедрина
Писатель говорил о своей любви к России, о вере в возможности русского народа.
Его гневная сатира рождалась из суровой и требовательной любви к своей Родине, из желания видеть высокие нравственные идеалы воплощенными в жизнь.
Приложение № 8
1. Критерии выставления оценок:
«5» - полностью выполненные задания, отсутствие фактических ошибок, наличие обоснованных выводов. Допускаются 1-2 неточности в формулировке ответов.
«4» - полностью выполнения задания. Допускаются единичные нарушения в логике и последовательности ответов, отдельные фактические ошибки, 2-3 недочета.
«3» - задания в целом выполнены, выводы не обоснованы, отсутствуют доказательства, нарушения в логике и последовательности ответов. Допускаются 4-5 недочетов.
«2» - задания не выполнены или выполнены со значительными фактическими ошибками, выводы не обоснованы или отсутствуют, нарушена логика и последовательность ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок+презентация по теме "Дальнобойное"слово сказки Салтыкова-Щедрина М.Е."
Урок+ презентация по литературе 7 класс был разработан для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2010", по результатам которого стала победителем....
презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"
Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...
Урок-проект "Вечные темы и сюжеты в сказках Салтыкова-Щедрина"
Проанализировать сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, открыть важный человеческий смысл сказок, постараться уловить не только смех над тем, как можно изуродовать свою жизнь, но и слезы о том, как легко может...
Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....
Урок по литературе. 7 класс. "Забытые" истины в сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов"
Литература. 7 класс. Тема : "Забытые" истины в сказке Салтыкова -Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов". Изучая данную сказку, ученики учатся размышлять о...