Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме

Можаева Валентина Владимировна

Урок в 10 классе  по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые приложения по теме. Применение модульной технологии даёт возможность всем учащимся работать над темой, создаёт комфортные условия обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennoe_svoeobrazie.doc435 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное своеобразие «Сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Триединая цель урока: /. Обучающая:

  1. Продолжить формирование и развитие специальных умений и
    навыков (художественный анализ текста, определение темы и
    идеи  произведения,  работа  со  словарем  литературоведческих
    терминов);
  2. Закрепить следующие общеучебные навыки и умения:  навык
    планирования   ответа,   навык   самоконтроля,   навык   работы   с
    текстом, навык самостоятельной работы;
  3. Сформировать   навыки   учебного   труда:   понимание   задания,
    продумывание  хода  его  выполнения,   подготовка  к  активной
    работе, соблюдение рационального режима труда;
  4. Сформировать     навыки     и     умения     учебно-познавательного
    характера: сознательное и активное прослушивание объяснений
    учителя, установление сходства и различия с ранее изученным
    материалом   по   заданной   теме,   работа   с   книгой,   изучение
    материала по учебнику и тексту произведения, продумывание и
    выделение    главного,    составление    плана,    выписка    цитат,
    пользование словарем;

//. Развивающая:

  1. Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса;
  2. Развитие   мышления   (логически   последовательный   ответ   по
    плану), проведение аналогий, сопоставлений, сравнений; Умение
    выделить главное, обобщить, сделать вывод, применение ранее
    полученных знаний при выполнении задания;
  3. Развитие эмоциональных качеств за счет использования в работе
    ТСО, ярких примеров, воздействующих на-чувства учащихся;
  4. Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной
    активности, умение самостоятельно разобраться в инструкции к
    заданию.

///. Воспитательная:


  1. Работа  над  целостной   системой   нравственных   отношений   с
    людьми;
  2. Воспитание  критического  отношения  к  себе,   к  обществу,   к
    своему труду;
  3. Воспитание     активной     жизненной     позиции,     негативного
    отношения к приспособленчеству; к пессимизму.

Тип урока и применение педагогической

технологии: комбинированный, модульная.

м

УЭ

ЗАДАНИЯ

КОНТРОЛЬ

Ml

Тема : «Мип наоодной сказки, ее

особенности, назначение, тематика. Виды

наоодных сказок».

УЭО

Интегрирующая иелъ.

В процессе работы над учебными элементами вы должны: знать определение сказки, народной сказки, ее отличительные особенности; уметь -   сопоставлять,      сравнивать      с      ранее изученным материалом -   логически      последовательно      излагать материал, планировать ответ -   работать     с     учебником     и     словарем литературоведческих терминов; увидеть своеобразие         народных         сказок, систематизировать    полученные    знания    и навыки, иазвивать -    методический    навык    (самоконтроль    и взаимоконтроль)

-

УЭ1

Цель: дать определение народной сказки, ее   отличительные   особенности,   темы   и


3.1. 3.2.

виды народных сказок. Задание №1

-   Найдите   в   словаре  литературоведческих терминов ( стр.143) определение сказки, народной сказки. -    Прочитайте,       выпишите       в       тетрадь определение сказки, народной сказки. -   Подчеркните в определении сказки слова подчеркивающие ее отличительные черты.

Задание №2

-   Выпишите из словаря название основных видов народных сказок, -   Выпишите из статьи словаря (стр.143) основные темы народных сказок, их назначение.

Сравните с образцом (см. приложение №1)

УЭ2 3.1

Цель: повторить ранее изученный материал о сказках, привести примеры сказок на различные темы.

Задание №1

-   Вспомните изученные, прочитанные вами ранее народные сказки, -   Приведите примеры  на некоторые  темы народных   сказок   (о   хитрости   лисы,   о трусости зайца и т.д.) -    Запишите в тетрадях их названия, тему.

Задание №2

-   Прочти материал в тетради, -   Обсуди записи в тетради с товарищем, -   Сравни запись с образцом.

(см. приложение

№1)


М2

Тема: «Литературная сказка, ее

своеобразие и отличие от народной

скажи».

УЭО

Интегрирующая цель.

В процессе работы над учебными элементами вы должны; знать

-    определение    литературной    сказки,    ее особенности, отличие от народной сказки; уметь -   сравнивать с ранее изученным материалом, выделять главное, -   делать вывод, -    работать     с     учебником     и     словарем литературоведческих терминов; увидеть -   главное отличие литературной сказки от народной систематизир овать

-   полученные знания и навыки, развивать

- методические навыки (взаимоконтроль)

УЭ1 3.1

Цель:          дать          основные          отличия литературной сказки от народной, выявить их  сходство,  назвать   основных   авторов-сказочников    в    русской    и    зарубежной литературе.

Задание№1

-   прочтите      в      словаре      материал      о литературных сказках (стр.143, абзац 4) -   сформулируйте определение литературной сказки, -   запишите      определение      литературной сказки в тетрадь, -   выпишите в тетрадь основные сходства, и отличия литературных сказок от народных. (стр. 143, абзац 4). -    вспомните авторов русских и зарубежных


3.2

сказок, -   запишите по два-три примера в тетрадь.

Задание №2

-    в случае затруднения используйте статью словаря ( стр. 143, абзац 4-5) -   результаты работы обсуди с товарищем,

Сравните с образцом

приложение№2 графопроектор


мз

Тема: «Идейно - тематическое своеобпазие

«Сказок» М.Е. Салтыкова - Щедрина

УЭО

Интегрирующая цель.

В процессе работы над учебными элементами

вы должны знать:

Знать

идейно - тематическое,

художественное своеобразие

«Сказок М.Е. Салтыкова -

Щедрина;

уметь

-    на основании сравнения

определить главное отличие

«Сказок», понять их

сатирическую направленность,

определить тематику, главные

идеи «Сказок», сделать вывод,

обобщить.

увидеть и понять

различие между юмором, иронией

и сатирой;

систематизиповать

-    полученные знания, используя в

работе таблицу,

юазвивать

методические навыки

(самоконтроль, взаимоконтроль,

работа в группах).

УЭ1

Цель: привести к пониманию причины

обращения писателя к жанру сказки,

определить основную тематику и их

назначение, сделать вывод о значении

сатирических «Сказок» М.Е. Салтыкова -

Щедрина.

3.1.

Задание 1

-    Откройте страницу 225 учебника

по литературе, прочтите первый

абзац и письменно ответьте на ,

вопросы:

1.   Сколько времени работал автор над

книгой «Сказки»?

1.   Почему сатирик обращается к сказочному

жанру?

1.   В чем жанр сказки помогает М.Е.

Салтыкову - Щедрину?

1.   Для кого предназначены «Сказки» М.Е.

Салтыкова - Щедрина?


3.2.

Задание № 2

-    Прочтите материал учебника на

странице 225-226, запишите в

тетради черты сходства и отличия

«Сказок» Салтыкова - Щедрина и

народных сказок;

-    Прочтите материал учебника о

значении сатирических сказок

автора, запишите в тетрадь

3.3.

Задание № 3

Сверь с образцом смотри

-    Из статьи учебника (страница 226

приложение № 3

третий абзац) выпишите, на какие

четыре группы делятся «Сказки»

Салтыкова - Щедрина по их

темам.

УЭ2

Цель: продолжить развитие навыка

работы с книгой, умения выбрать из

общего частное, составлять таблицу для

систематизации материала.

3.1.

Задание 1

-    Разделите страницу тетради на

четыре колонки (соответственно

четырем направлениям «Сказок»),

-    В каждую колонку впишите

примеры, на каждое направление,

используя материал учебника,

-    Сделайте вывод о том, что хотел

высмеять Салтыков -Щедрин в

своих «Сказках».

Задание № 2

Смотри образец в приложении

-    Сравните свою запись в тетради с

№3

образцом.

3.3.

Задание № 3

Смотри образец приложения

-    Вспомните, какие элементы

№3

использует автор из народных

сказок;

-    Вывод запишите в тетрадь;

В случае затруднения обратитесь

к консультанту, учителю, образцу

ответа.

УЭЗ

Цель: продолжить развитие навыка в

работе над художественными средствами

языка произведения, научить

сопоставлять и делать вывод о

художественном своеобразии языка

«Сказок» Салтыкова - Щедрина.


3.1.

Задание 1

-    Вспомните, чем отличается сатира

от юмора;

-    В случае затруднения обратитесь

к словарю литературоведческих

терминов (страница 134 —

определения юмора, страница 184

- определение сатиры)

Запишите в тетради свои

наблюдения о том что же

характерно для «Сказок»

Салтыкова - Щедрина сатира или

юмор.

-    Свой ответ обоснуйте.

3.2.

Задание № 2

Смотрите приложение № 4

Сверьте свой ответ с материалом

учебника;

Обсудите свой ответ с товарищем;

-    В случае затруднения сверьтесь с

образцом.

3.3.

Задание № 3

-    Вспомните что такое гипербола и

гротеск,

-    В случае затруднения обратитесь

к словарю (стр. 37-39)

-    Найдите примеры этих

художественных средств в

«Сказках», запишите в тетрадях,

-    Вспомните определение эзопова

языка, в случае затруднения

обратитесь к словарю (стр. 176)

-    Найдите примеры эзопова языка в

«Сказках», запишите в тетрадях.

3.4.

Задание № 4

Смотри образец приложение

-    Сделайте вывод о том, что

высмеивает Салтыков - Щедрин в

своих «Сказках»,

Сделайте вывод о характере

«Сказок»

-    Перечислите героев «Сказок»

Салтыкова - Щедрина. Что

общего и чем они отличаются от

народных сказок?

-    Назовите основные приемы,

художественные средства

выразительности, используемые


Салтыковым - Щедриным в своих «Сказках» Обсудите вывод в группах, сверьте с образцом.


мз

Тема: «Идейно-тематическое своеобраше

«Сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина»

УЭО

Интегрирующая цель.

В процессе работы над учебными элементами

вы должны:

знать

-   идейно-тематическое,         художественное

своеобразие   «Сказок»   М.Е.   Салтыкова-

Щедрина;

уметь

-   на основе сравнения определить главное

отличие «Сказок», понять их сатирическую

направленность,     определить     тематику,

главные  идеи  «Сказок»,   сделать  вывод,

обобщить.

увидеть и понять

-   различие    между    юмором,    иронией    и

сатирой;

систематизировать

-   полученные  знания,  используя  в работе

таблицу;

развивать

-    методические      навыки      (самоконтроль,

взаимоконтроль, работа в группах).

УЭ1

Цель:   привести   к   пониманию   причины

обращения    писателя    к    жанру    сказки,

определить    основную    тематику    и    их

назначение,   сделать   вывод   о   значении

сатирических «Сказок» М.Е.  Салтыкова-

Щедрина.

3.1.

Задание №1

-   Откройте    страницу    225    учебника    по

литературе,   прочтите   первый   абзац   и

письменно ответьте на вопросы:

1. Сколько времени работал автор над книгой

«Сказки»?


2. Почему сатирик обращается к сказочному

жанру?

3. В    чем    жанр    сказки    помогает    М.Е.

Салтыкову-Щедрину?

4. Для  кого  предназначены  «Сказки»  М.Е.

Салтыкова-Щедрина?

3.2.

Задание №2

-   Прочтите материал учебника на стр. 225-

226, запишите в тетради черты сходства и

отличия «Сказок» Салтыкова-Щедрина и

народных сказок;

-   Прочтите материал учебника о значении

сатирических сказок автора,  запишите в

тетрадь.

3.3

Задание №3

Сверь с

образцом

-    Из статьи учебника ( стр. 226 третий абзац)

смотри

выпишите, на какие четыре группы делятся

приложение

«Сказки»     Салтыкова-Щедрина    по     их

№3

темам.

УЭ2

Цель:      продолжить      развитие      навыка

работы    с    книгой,    умения    выбрать    из

общего   частное,   составлять  таблицу  для

систематизации материала.

3.1

Задание №1

-    Разделите   страницу   тетради   на   четыре

колонки         (соответственно         четырем

направлениям «Сказок»),

-   В каждую колонку впишите примеры, на

каждое направление, используя материал

учебника,

-   Сделайте вывод о том, что хотел высмеять

Салтыков-Щедрин в своих «Сказках».

*

Смотри

3.2

Задание№2

образец в

-

приложение

-   Сравните    свою    запись    в    тетради    с

№3


образцом;

3.3

Задание №3

-   Вспомните,   какие   элементы   использует

автор из народных сказок;

-   Вывод запишите в тетрадь;

-   В    случае    затруднения    обратитесь    к

См. образец

консультанту, учителю, образцу ответа.

приложение№3

УЭЗ

Цель:    продолжить   развитие   навыка    в

работе над  художественными  средствами

языка произведения, научить сопоставлять

и     делать     вывод     о     художественном

своеобразии языка «Сказок»  Салтыкова-

Щедрина.

3.1

Задание№1

-   Вспомните,   чем   отличается   сатира   от

умора;

-    В     случае     затруднения     обратитесь     к

словарю   литературоведческих   терминов

(стр    134-определения    юмора,    стр. 184-

определение сатиры)

-   Запишите в тетради свои наблюдения о

том   что   же   характерно   для   «Сказок»

Салтыкова-Щедрина сатира или юмор.

-   Свой ответ обоснуйте.

3.2.

Задание №2

-   Сверьте свой ответ с материалом учебника;

-   Обсудите свой ответ с товарищем;

См.

-    В     случае     затруднения     сверьтесь     с

приложение

образцом.

№4

3.3

Задание№3

-   Вспомните что такое гипербола и гротеск,

-   В    случае    затруднения    обратитесь    к

словарю (стр. 37-39),

-   Найдите   примеры   этих   художественных


3.4.

средств в «Сказках», запишите в тетрадях, -   Вспомните определение эзопова языка, в случае затруднения обратитесь к словарю (стр.176) -   Найдите     примеры     эзопова     языка     в «Сказках», запишите в тетрадях.

Задание№4

-   Сделайте  вывод о  том,  что  высмеивает Салтыков-Щедрин в своих «Сказках», -   Сделайте вывод о характере «Сказок» -   Перечислите героев «Сказок» Салтыкова-Щедрина.     Что    общего    и    чем     они отличаются от народных сказок? -    Назовите              основные               приемы, художественные                              средства выразительности,                   используемые Салтыковым-Щедриным          в           своих «Сказках» -   Обсудите   вывод   в   группах,   сверьте   с образцом.

См. образец приложение

№5


М4

 Тема: «Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

УЭО

УЭ1

3.1

 Интегрирующая цель:

В процессе работы над учебными элементами

вы должны:

художественное в    работе    план,

художественного

знать

как      анализировать произведение,    используя применяемый   ранее   для анализа текста; уметь

-        использовать   полученные   ранее   навыки
анализа в своей работе, выделяя главное;
увидеть

-        своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина, его
мастерство, особенность творчества;
систематизировать

-        полученные знания и навыки, используя в
работе план ответа

развивать -   методические навыки (взаимоконтроль)

Цель: познакомите с содержанием сказки
Салтыкова-Щедрина        «Премудрый

пискарь», используя видеофильм для эмоционального воздействия на учащихся, продолжить работу над умением выделять ключевые слова для определения темы и идеи произведения.

Задание№1

  1. Просмотрите     видеофильм     «Премудрый
    пискарь»
  2. Внимательно    прослушайте    содержание
    сказки,     которая     ранее     была     вами
    прочитана;
  3. В тексте сказки найдите  и подчеркните
    ключевые слова;
  4. Определите тему и идею сказки;
  5. Обсудите свои наблюдения с товарищем и

запишите в тетрадь.

3.2

Задание№2

См. образец

приложение

-   В     случае    затруднения    сверьте    свои

№6

наблюдения с образцом

УЭ2

Цель: развивать умение сравнивать с ранее

изученным        материалом        о        сказке,

анализировать по плану, делать вывод о

своеобразии  сказки  Салтыкова-Щедрина,

воспитывать    негативное    отношение    к

приспособленчеству пассивности.

3.1

Задание№1

-   Сравните     данную     сказку     с     ранее

изученными ;

-    Проанализируйте      содержание      сказки,

пользуясь планом анализа прозаического

произведения;

-   Сделайте   вывод   о   том,   что   отличает

данную сказку от других.

-   Определите      воспитательное      значение

сказки ;

-    Запишите вывод в тетрадь.

3.2

Задание№2

-   В    случае    затруднения    обратитесь    к

См. образец

консультанту, учителю;

приложение

-    Сверьте свой ответ с образцом.

№7


М5

Тема: «Итог работы над художественным

своеобразием, тематикой «Сказок»

Салтыкова-Щедрина.

УЭО

Интегрирующая цель:

В процессе работы над учебными элементами

вы должны;

знать

- как важно подвести итог в работе, правильно

сделать   вывод   о  том,   в   чем   заключается

своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина;

уметь

- определить значение творчества Салтыкова-

Щедрина;

увидеть

-  искреннюю  любовь   автора  к  России,   ее

народу ;

систематизировать

-   полученные знания по теме урока.

УЭ1

Цель:      продолжить      развитие     умения

обобщать, делать вывод о художественном

своеобразии         «Сказок»         Салтыкова-

Щедрина.

3.1

Задание №1

-   Прочтите материал учебника стр.225-228,

сопоставьте с конспектом в тетради;

Допишите     недостающие     сведения     о

тематике,       художественном       своеобразии

«Сказок» Салтыкова-Щедрина;

-   Сделайте    вывод,     используя     материал

учебника   (стр.230   последний   абзац),   о

значении творчества Салтыкова -Щедрина,

его   любви   к  России,   народу,   запишите

вывод в тетрадь.

Мб

Тема: «Самопроверка, взаимопроверка»

УЭО

Интегрирующая цель

В процессе работы над учебными элементами

        

вы должны;


знать

-Материал на заданную тему;

уметь

- Ответить на вопросы об отличии народных

сказок от литературных, о художественном

своеобразии   «Сказок»   Салтыкова-Щедрина,

устранить недочеты в ходе проверки;

увидеть

- увидеть недочеты в своей работе и работе

товарища, устранить их;

систематизировать

-    полученные знания по теме урока.

Развивать

методические     навыки      (самоконтроль

взаимоконтроль)

УЭ1

Цель:     продолжить     развитие     навыка

самоконтроля, взаимопроверки.

3.1

Задание №1

-    Прочтите еще раз записанный материал в

тетради;

-    Устраните недочеты;

-    Выделите   в   тетради   отличие   народной

сказки от литературной;

-   Подчеркните строки, в которых говорится

о художественном своеобразии «Сказок»,

их отличии от народных, что высмеивает

Салтыков-Щедрин в своих «Сказках»

3.2

Задание №2

-   Отдайте тетрадь товарищу на проверку;

-    Проверь работу товарища;

См.

-    Оцени,    используя    критерий    оценки    в

приложение

приложении №8

№8

Домашнее задание:

Прочтите   сказку   Салтыкова  -Щедрина  (на

выбор в группе), сделайте ее художественный

-

анализ.          Приготовьте          пересказ       - о

художественном       своеобразии       «Сказок»

        .        _жп


Салтыкова-Щедрина,    использую    материал учебника стр.225-230 и конспект в тетради.

Приложение №1

1.        Сказка    -    один    игз    видов    народной    повествовательной
литературы: произведение в прозе или - реже - в стихах, в
котором    идет    речь    о    вымышленных    событиях,    иногда
фантастического характера.

Народная сказка - одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт.

По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п.

2.        Основные темы народных сказок:
сатирические, юмористические, фантастические.

Сказка преследует либо поучительные цели, л ибо «сказывается» для развлечения слушателей - взрослых и детей. В многочисленных сатирических сказках русский народ разоблачал самодержавие и крепостничество, изображая глупых и злобных царей, продажных царских чиновников, спесивых и жадных бар, купцов - обманщиков и т. п.


Приложение № 2

Литературные сказки писали многие русские и иностранные писатели, используя народные сказочные мотивы или создавая свои оригинальные сказки. При этом литературные сказки имели множество отличительных особенностей от народных сказок.

Отличия:

Литературные сказки

Народные сказки

1. Форма литературного авторского творчества 2. Переосмысление традиционных сказочных мотивов или создание собственного оригинального сюжета.

1. Форма устного народного творчества 2. Использование устойчивых, повторяющихся мотивов фабулы

Черты сходства:

  1. В   сказках   идет   речь   о   вымышленных   событиях,   иногда
    фантастического характера;
  2. Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается»
    для     развлечения     слушателей,     в     сатирических     сказках
    разоблачаются       недостатки       общественного       устройства,
    высмеиваются частные и общественные пороки.

Широко известны глубокие по содержанию и совершенные по форме сказки А. С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, сатирические сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина. Из иностранных «сказочников» известны датский писатель Андерсен, немецкие писатели братья Гримм, французский «сказочник» Шарль Перро и др.


Приложение № 3

1. Над книгой сказок Салтыков - Щедрин работал с 1882 по 1886 год. Обращение сатирика к сказочному жанру обусловлено многими причинами. К 30-м годам сатира Щедрина принимает все более обобщенный характер, стремится к предельно широким и емким художественным обобщениям. Сказка помогла Щедрину укрупнить масштаб художественного изображения, придать сатире вселенский размах, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества, за русским миром — мир в его общечеловеческих пределах. И достигалась эта «всемирность» путем врастания в «народную почву», которую писатель считал «единственно плодотворной» для сатиры. Сказки Салтыкова - Щедрина были предназначены не для детского чтения, а были обращены к «детям изрядного возраста», т. е. к взрослому читателю.

2.   Народные сказки и сказки Салтыкова - Щедрина черты и

отличия.

*   Черты сходства:

а)        в основе щедринских фантастики и гротеска лежит народный
юмористический   взгляд   на   жизнь,   многие   фантастические   его
образы являются развернутыми фольклорными метафорами;

б)        в основе сатирической фантазии итоговой  книги  Щедрина
лежат народные сказки о животных. Писатель использует готовое,
отточенное       вековой       народной       мудростью       содержание,
освобождающее     сатирика     от     необходимости     развернутых
мотивировок и характеристик. В сказках каждое животное наделено
устойчивыми чертами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна
и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел туп, а
медведь глуповат и неуклюж.

Черты различия:

Щедрин развивает заложенное в готовых народных сюжетах и образах сатирическое содержание, а фантастическая форма является для него надежным способом "эзоповского" языка, в то же время понятного и доступного самым широким, демократическим слоям русского общества.


3.    Условно    все    сказки    Салтыкова    -    Щедрина    можно разделить на 4 группы:

Темы сказок

Примеры

1. сатира на правительственные круги и господствующее сословие

«Медведь на воеводстве», «Орел -меценат». «Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том. как один мужик двух генералов прокормил» и др.

сатира на либеральную интеллигенцию

«Самоотверженный заяц», «Бедный волк», «Карась -идеалист», «Вяленая вобла». «Премудрый пискарь» и др.

сказки о народе

«Коняга»,  «Кисель»,  «Повесть  о том,     как     один     мужик     двух генералов прокормил» и др.

сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские социалистические идеалы.

«Дурак», «Христова ночь» и др.

Вывод: Писатель высмеивает самовластие во всех его формах, паразитическую сущность господствующего класса, иллюзии либеральной интеллигенции по поводу мирного переустройства общества, «перевоспитания» правящих сословий Салтыков -Щедрин оценивает народ как первооснову и источник жизни, но в то же время с горькой иронией говорит о крестьянской привычке повиноваться. Вскрывается противоречие между потенциальной силой и гражданской пассивностью мужика. В сказках, высмеивающих эгоистическую мораль и пропагандирующих христианские принципы нравственности, проводится мысль о ненормальности нормального в обществе, где все представления о добре и зле извращены.

4. Салтыков - Щедрин использует следующие элементы народных сказок:

а) переосмысление традиционных образов животных;    '


б)        в   основу   конфликта   ряда   сказок   положены   народные
пословицы, например, в основе сказки «Коняга» лежит пословица
«Рабочий конь - на соломе, пустопляс - на овсе»;

в)        использование поэтической традиции народных сказок    об
Иванушке   -  дурачке,   оказывающемся   на   самом   деле   умным,
смелым и находчивым

г)        писатель показывает внутреннее родство  социалистической
морали с глубинными основами христианской народной культуры,
народную веру в торжество правды и добра.


Приложение № 4

1 ■ Сатира - это художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.

Юмор - в художественной литературе произведения, в которых отражается смешное, комическое в жизни. В отличие от сатиры, где резко осмеиваются, обличаются порочные явления общественного и личного быта, имеющие существенное значение для жизни общества, в юмористических произведениях обычно подвергаются осмеянию существенные, но частные недостатки жизненного явления, а иногда и отдельные смешные черты хороших в своей сущности людей, по отношению к которым автор не только не испытывает негодование, но даже относится к ним с любовью и симпатией, дружески подшучивая над ними.

2. Для «Сказок» Салтыкова - Щедрина характерна сатира на самодержавно - крепостнический строй, правдивое изображение отрицательных сторон жизненных явлений., часто в нарочито подчеркнутом, иногда гротескном виде, благодаря чему отчетливее выступает их несообразность с высокой целью жизни человека, недопустимость их в жизни. Тем самым сатирические образы, созданные Салтыковым - Щедриным, вызывают неприятие изображенных отрицательных явлений жизни, зовут на борьбу с ними.


Приложение № 5

1.        Гипербола - один из тропов, образное выражение, состоящее
в     непомерном     преувеличении      силы,      значения,     размера
изображаемого   явления.   К   гиперболе   прибегает   писатель   для
усиления впечатления, для заострения образа.

Гротеск - художественный прием в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо - комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п. Например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - ловкость мужика, его мастерство, проявляющиеся в умении свить веревку из песка, из собственных волос изготовить силки для птиц и т. п., изображены в преувеличенном виде (гипербола). «История одного города» - образ Брудастого с «органчиком» вместо головы (гротеск).

2.        Эзопов язык - нарочито затемненный, полный намеков и
недомолвок язык передового писателя, вынужденного при царском
и   всяком   другом   антинародном   строе   выражать   свою   мысль
иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследование
правительственной власти. Например: «Медведь на воеводстве» -
рассказывается о царствовании в лесу трех медведей - воевод,
разных по характеру. Но эти перемены никак не отражаются на
общем состоянии лесной жизни. На самом же деле речь идет о
критике самодержавно - крепостнического строя.

3.        Выводы:

а) Салтыков - Щедрин высмеивает в «Сказках» покорность и пассивность народа, наивность и пустословие либеральной интеллигенции, правительственные круги, паразитическую сущность помещичьего сословия и самодержавного строя;

. б) «Сказки» Салтыкова - Щедрина носят сатирический характер, позволяющий писателю создать обобщенный образ общественных пороков;

в) Героями «Сказок» являются животные. Так же как и в народных сказках, каждое животное наделено устойчивыми качествами характера. Но писатель использует и нетрадиционные для фольклора образы или наделяет типичных сказочных героев новыми, подчас неожиданными характеристиками;

Героями сказок Салтыкова - Щедрина являются также крестьяне и помещики;


г) Основными приемами сатиры Салтыкова - Щедрина являются гипербола и гротеск. Фантастическая форма сказок является для писателя надежным способом «эзоповского» языка.


Приложение № 6

1. Сказка «Премудрый пискарь»

Тема: Данное произведение относится к группе сказок, представляющих сатиру на либеральную интеллигенцию. Объектом сатиры является жизнеописание и философия Премудрого пискаря.

Идея: Жизненные принципы Премудрого пискаря, его пассивность не соответствует представлениям автора о достойной жизни настоящего человека, русского интеллигента и гражданина.

2.   Ключевые слова:

а)        «Жил - дрожал, и умирал, - дрожал»

«Надо так прожить, чтоб никто не заметил, - сказал он себе, - а не то, как раз пропадешь!» (жизненная философия Пискаря)

б)        «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари
могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха,
сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере
бесполезные пискари» (авторская позиция).


Приложение № 7

1. План анализа прозаического произведения

1)        Автор,   название,   история   создания,   прототипы,   события,
вызвавшие появление произведения, время появления и т. д.

2)        Тема и основная мысль произведения.
3} Сюжет и фабула, сюжетные линии.

  1. Портреты и характеры основных героев,
  2. Элементы   композиции:   экспозиция,   завязка,   кульминация,
    развязка.
  3. Стилевые особенности.
  4. Авторская позиция.
  5. Произведение в оценке критики.
  6. Личное отношение к произведению.

2. Примерный анализ сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина

«Премудрый пискарь»

1).Сказка М. Е. Салтыкова - Щедрина «Премудрый пискарь» входит в сборник «Сказки для детей изрядного возраста» впервые опубликована в газете «Общее дело», Женева31883, сентябрь,

№   55.   В   России   впервые  -   в   журнале   «Отечественные

записки», 1884, №1, за подписью Н. Щедрин. 2).Тема: сатира на либеральную интеллигенцию, представленную в   образе   Премудрого   пискаря.   Предметом   осмеяния   является жизнеописание и философия Премудрого пискаря. Идея: жизненные принципы Премудрого пискаря, его пассивность не   соответствует   представлениям   автора   о   достойной   жизни настоящего человека, русского интеллигента и гражданина.

3).Сюжет сказки составляет история жизни героя от рождения до смерти. Движущей силой сюжета является панический страх Премудрого пискаря перед жизнью, его добровольный отказ от всякого участия в ней: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, -сказал он себе, - а не то как раз пропадешь!»

4). Главным героем сказки является Премудрый пискарь. Это сатирический иносказательный образ: за персонажем «скрыт» целый класс людей малодушных, боящихся жизнь, старающихся приспособиться к ней любыми способами, вплоть до фактического отказа от полноценной деятельной жизни. Главный объект сатиры Салтыкова - Щедрина в данной сказке - русская либеральная интеллигенция, которая в годы политической реакции поддалась настроениям постыдной паники. Образ пескаря иносказательный: с


одной стороны, мы видим живое воспроизведение облика, повадок, свойств представителя животного мира, с другой - едкая пародия на определенный общественный тип, на общественные отношения.

Художественная убедительность образа состоит в особом приеме переключения повествования из плана «зоологического» в план социальный, что делает иносказание прозрачным и доступным для понимания: «Долбил он (пискарь) носом эту пару целый год, и сколько он страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке....Но так как пить-есть все - таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то он будет выбегать из норы около полден».

5). Элементы композиции:

Экспозиция - наставления старого пискаря, рассказ об ухе. Завязка - решение премудрого пискаря прожить жизнь так, «чтоб никто не заметил». Развитие действия - жизнь пискаря. Кульминация - предсмертное «прозрение» героя, вопросы, которые

иггттгтгчзтп а \\ прпрп итлш

Развязка - исчезновение Пискаря.

б).К особенностям стиля данной сказки можно отнести следующее:

а)        связь с фольклором, использование традиционного сказочного
зачина («Жил - был...»), образности народного языка;

б)        оригинальное истолкование традиционного для народных сказок
животного образа;

в)        использование иносказательных образов;

г)        ирония, т. е. скрытая насмешка, облеченная в форму похвалы,
лести, притворной солидарности с противником: «А у молодого
пискаря ума палата была» и т. п.

7) Авторская позиция - выражение презрения всем тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения, уходил от действительной жизни в узкий мир эгоистических интересов: «Неправильно полагаются те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари».

Данная сказка, в отличие от других, например, сказки «Медведь на воеводстве», использует не совсем обычный для традиционных народных сказок о животных природный образ. В ней существуют гротесковые образы.

Воспитательное значение данной сказки заключается в формировании у читателя негативное отношение к пассивности, приспособленчеству, отказу от борьбы за высокие нравственные идеалы. Автор старается пробудить у своих читателей стремление к


настоящей,     полноправной,     деятельной    жизни,     к     активной

жизненной позиции.

Значение творчества М. Е. Салтыкова - Щедрина

Писатель говорил о своей любви к России, о вере в возможности русского народа.

Его гневная сатира рождалась из суровой и требовательной любви к своей Родине, из желания видеть высокие нравственные идеалы воплощенными в жизнь.


Приложение № 8

1. Критерии выставления оценок:

«5» - полностью выполненные задания, отсутствие фактических ошибок, наличие обоснованных выводов. Допускаются 1-2 неточности в формулировке ответов.

«4» - полностью выполнения задания. Допускаются единичные нарушения в логике и последовательности ответов, отдельные фактические ошибки, 2-3 недочета.

«3» - задания в целом выполнены, выводы не обоснованы, отсутствуют доказательства, нарушения в логике и последовательности ответов. Допускаются 4-5 недочетов.

«2» - задания не выполнены или выполнены со значительными фактическими ошибками, выводы не обоснованы или отсутствуют, нарушена логика и последовательность ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок+презентация по теме "Дальнобойное"слово сказки Салтыкова-Щедрина М.Е."

Урок+ презентация по литературе 7 класс был разработан для участия в  муниципальном конкурсе "Учитель года-2010", по результатам которого стала победителем....

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

Урок-проект "Вечные темы и сюжеты в сказках Салтыкова-Щедрина"

Проанализировать сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, открыть важный человеческий смысл сказок, постараться уловить не только смех над тем, как можно изуродовать свою жизнь, но и слезы о том, как легко может...

Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....

Урок по литературе. 7 класс. "Забытые" истины в сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов"

Литература. 7 класс. Тема : "Забытые" истины в сказке Салтыкова -Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов". Изучая данную сказку, ученики учатся размышлять о...