Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 26.81 КБ |
презентация к уроку по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА : Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.
Слайд 1,2
ЦЕЛИ: 1)Выявление идейного смысла сказки, осмысление авторской позиции.
2)Работа над выразительностью речи, развитие творческих способностей детей.
3)Содействие развитию логического мышления, умению сравнивать, обобщать.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Слово учителя: Сказка занимательный и любимый читателями вид народного творчества. Дети и взрослые с увлечением следят за неприхотливыми вымыслами народной фантазии, за чудесными событиями из жизни сказочных героев.
Поэты и прозаики разных народов вдохновлялись народной сказкой. Пушкин, Перро, Андерсен, Жуковский сочиняли свои сказки, в которых мы чувствуем и отпечаток личности писателя, и тот родник народной фантазии, из которого он черпал свои мотивы. Вы впервые читали сказки Салтыкова-Щедрина До этого вам были известны сказки различных стран мира, пушкинские и лермонтовские.
3)
- Назовите, кто их герой?
(Иван-царевич, Василиса Премудрая и т.д.)
-Чем отличаются сказки Салтыкова-Щедрина от всех остальных?
(Писатель хочет, чтобы люди увидели, узнали себя и исправились).
-Как назвал писатель возраст, для которого они предназначены?
-Какими изображает Писатель генералов?
Слайд 3
(Они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену…генералы уже состарились. Они глупы, ничтожны. Генералы отупели, т.к. всю жизнь провели в регистратуре… трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков).
-Какова была регистратура, в которой служили генералы, что говорит о ней автор?
(Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре… следовательно ничего не понимали).
-В никому не нужной регистратуре служили ненужные люди, которые ничего не умели делать, даже слов знали немного: «Примите уверение…». Не случайно автор говорит о регистратуре, которую упразднили за ненадобностью. Он как бы подготавливает читателя к встрече с генералами.
-Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют?
-О чем они говорят?
- Как они объясняют смену дня и ночи? Как они объясняют вавилонское столпотворение и потоп?
- Что радует их, когда они вспоминают о Петербурге?
(Пенсии накапливаются).
-О чем жалеют?
(Мундира жалко, особливо, как 4-го класса, так на одно шитье посмотреть, голова закружится..)
- Что же решили предпринять генералы?
(найти мужика)
(Инсценировка отрывка из повести)
- Как относятся генералы к мужику?
Слайд 4
(генералы привыкли, что мужик работает на них, что он должен работать и не ждать благодарности… относятся к мужику как к рабу).
-Как называют мужичину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?
Слайд 5
(Спишь, лежебок! Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!)
-Изменилось ли отношение генералов к мужику, когда он накормил их?
(Генералы называют мужичину «любезный друг», «дружок», но это только внешне, они хотят, наверное, задобрить его, а сами привязывают его к дереву и относятся как раньше).
-Как вы относитесь к слову «тунеядец»? С какой целью повторяется это слово в тексте?
(1.«Не дать ли и тунеядцу частичку?» -пришло на ум генералам.
2. «Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушались»- размышления мужичины
3. «Сколько они ругали мужичину зав его тунеядство» - р-з автора.)
- Как можно объяснить смысл этого слова и как произнести его в том или другом случае? А вот как объясняет значение слова «тунеядец» Толковый словарь Ожегова: «Человек, который живет на чужой счет, чужим трудом».
-Кого из героев сказки можно назвать тунеядцем?
-Как отблагодарили генералы мужика?
(Выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!)
- Что высмеивает автор в генералах, рассказывая об их отношении к мужику?
-Каковы генералы, мужик?
Слайд 6
Генералы Мужик
Глупы трудолюбивый
Ничтожны изобретательный
Злы сметливый
Тупы ловкий
Невежественны покорный
Тунеядцы находчивый
Трусливы терпеливый
Жадны
Ленивы
- Что нравится писателю и что он осуждает в поведении мужика?
-Объясните, какую роль выполняет смех в художественном произведении?
Смех бывает весёлый, добрый – юмористический, а бывает злой – сатирический.
-Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям?
- Вы знаете, что в сатирических произведениях осуждаются, беспощадно высмеиваются пороки общественной и личной жизни. Можно ли назвать «Повесть…» сатирическим произведением?
-Для чего используется гротеск в сатирических произведениях?
(ГРОТЕСК – преувеличение, основанное на фантастике, на причудливое сочетание фантастического и реального)
Слайд 7
Д. Николаев в статье «Смех Щедрина» писал: «Смех Щедрина… Вот уже более века ведутся споры вокруг этого поразительного явления мировой литературы. Как только Щедрина не обзывали! И «балагуром»! И «шутом»! Обвиняли в голом смехачестве, и в отсутствии убеждений И все же только после кончины писателя, уже в нашем 20 столетии, начали по-настоящему сознавать, что за колоссальное явление – сатирический смех Щедрина».
-Можно ли сказать, что высказанные писателем в сказке мысли современны и сегодня? Если да, то какие?
-Почему так боялись Щедрина власть имущие и так любили прогрессивные, демократически настроенные читатели?
Слайд 8
ВЫВОД: Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных, он хорошо знал их психологию и мужественно боролся с ними.
Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту. Тогда действительно становится страшно за всё живущее и мыслящее».
Известно, что в последние месяцы жизни у Салтыкова – Щедрина появляется замысел – написать произведение под названием «Забытые слова». Он говорил: «Мне хотелось бы перед смертью напомнить публике о когда-то ценных и веских для неё словах: стыд, совесть, честь, которые ныне забыты и ни на кого не действуют»
Пробудить в своих современниках мужество, гражданское достоинство, честь, совесть – вот цель сатирика Щедрина.
Слайд 9
3)Домашнее задание. Прочитать сказку «Дикий помещик».
4)Использованная литература:
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Литература. 7кл. Учеб.-Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2012. | Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 7кл./ Авт.-сост. Коровина В.Я.,М.: Просвещение, 2010. DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 – 8 классы». | Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 7класс: Методические советы. М. Просвещение,2012. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ: 1)Выявление идейного смысла сказки, осмысление авторской позиции. 2)Работа над выразительностью речи, развитие творческих способностей детей. 3)Содействие развитию логического мышления, умению сравнивать, обобщать.
Какими изображает писатель генералов?
Как относятся генералы к мужику?
Как называют мужичину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?
Каковы генералы, мужик? Генералы глупы н ичтожны з лы т упы невежественны т унеядцы т русливы жадны ленивы Мужик трудолюбивый изобретательный сметливый ловкий покорный находчивый терпеливый
ГРОТЕСК –преувеличение, основанное на фантастике, на причудливое сочетание фантастического и реального Сатира – это… 1) беспощадное осмеяние, критика существующей действительности, человека, явлений; 2) осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; 3) едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
Пробудить в своих современниках мужество, гражданское достоинство, честь, совесть – вот цель сатирика Щедрина.
1.Мне понравилось на уроке, что я… 2.Я ощущал себя на уроке… 3.После урока я задумаюсь о…
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при изменении роли ученика, который должен стать активн...
Урок-беседа по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил"
Работа с текстом произведения....
Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока: выяснить актуальность произведения в эпоху его со...
урок литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок-путешествие с привлечением ЭОР...
Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил, 7класс
Тест состоит из 29 вопросов и проверяет как фактологическое знание произведения, так и знание литературоведческих понятий....