Урок по литературе. 7 класс. "Забытые" истины в сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Литература. 7 класс. Тема : "Забытые" истины в сказке Салтыкова -Щедрина "Повесть о том, как один мужик прокормил двух генералов". Изучая данную сказку, ученики учатся размышлять о вечных ценностях, о том , почему Щедрин утверждая : "Люблю Россию до боли сердечной" все- таки показывает отрицательные стороны жизни своей родины, можно ли его назвать патриотом и почему. В поисках ответа на вопрос,о каких забытых истинах идет речь в сказке, дети приводят примеры гротеска, аллегории..., с помощью которых создаются образы героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Куулар Чочагай Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №1 пгт Палана» Камчатского края.
«Забытые» истины в сказке М. Е. Салтыкова- Щедрина
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Цели урока: Выявить основную мысль сказки через образы героев; Развивать логическое мышление и монологическую речь учащихся; Воспитывать презрение к тунеядству и паразитизму.
1.Интрига к уроку.
Незадолго до смерти Салтыков- Щедрин задумал написать произведение под названием «Забытые слова». Писатель не успел осуществить свой замысел, но он всегда помнил эти слова и не уставал напоминать людям об идеалах, во имя которых он высмеивал и обличал.
- О каких истинах могла идти речь в «Забытых словах» Салтыкова- Щедрина (прогнозы учащихся).
- В решении этого вопроса нам помогут кроссворды.
Разгадывание кроссворда по группам.
-Какие слова у вас получились?
1 группа- «стыд»
2 группа-«совесть»
3 группа- «честь»
- Согласны ли вы с мнением автора? (Аргументы учащихся)
Давайте подумаем , почему великий писатель назвал эти слова «забытыми». Решению данной проблемы посвящается наш урок.
Объявление темы и цели урока.
Беседа по сказке.
- Вы прочитали сказку до конца. Какую проблему поднимает автор своей сказкой?
-Что вы знаете о 60-х гг 19 века? Какая реформа произошла в эти годы?
-Что значит быть крепостным?
-Вы впервые читали сказку Салтыкова-Щедрина. До этого вам были известны народные сказки различных стран мира, пушкинские и лермонтовские. Назовите их. Кто их герои? Чем отличается сказка Щедрина от всех остальных? (Используя сказочную формулу , писатель говорит о делах совсем не сказочных. Он критикует и высмеивает пороки общества).
- Как назвал писатель возраст для которого предназначены его сказки? Как это понимать? Против чего и против кого эти сказки направлены , какие человеческие пороки высмеиваются?
- Найдите в произведении сказочные обороты. Как отличается употребление формул в сазках и у Салтыкова- Щедрина? (В народных сказках эти обороты сопровождают волшебство. У Салтыкова- Щедрина они несут гармонию).
Своим оружием против существующих порядков современной ему жизни Щедрин избрал сатиру.
- Скажите , что такое сатира?
- Какие выразительные средства помогают сатирику вызвать смех сквозь слезы? Приведите примеры.
Групповая работа.
Найдите примеры средств художественной выразительности , которые создают сатирический образ генералов?
1 группа- примеры аллегории.
2 группа- примеры гиперболы
3 группа- примеры гротеска
- Как вы охарактеризуете генералов ? Как они оказались на необитаемом острове? В каком произведении встречается такой же сюжет с попаданием героя на необитаемый остров?
- В чем отличия этих произведений? Как ведет себя Робинзон при сложной жизненной ситуации? А как ведут себя генералы?
-И как такие люди дослужились до генеральского чина?
- К чему сводятся интересы генералов? Можно ли назвать их жизнь интересной? Какую пользу они принесли обществу?
Генералы принадлежат к тому сословию , которое существует за счет других. Оказавшись на необитаемом острове ,обнаружив свою полную беспомощность , генералы всерьез задумываются о том, кто этот «злодей», по вине которого им приходится испытывать такие лишения.
- Кто этот злодей , и какой выход видят генералы из создавшегося положения? (Это отмена крепостного права. Генералы не могут смириться со своим положением , им не нужна такая «воля». И они , конечно же, вспомнили о вечном кормильце, о русском мужике).
-Чем отличается от генералов мужик? ( В отличие от генералов мужик совершенно спокоен. Он отдыхает от труда).
- Как реагируют генералы на отдых мужика? (Даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела).
- Почему мужик беспрекословно выполняет приказы генералов? Ведь он на острове , где никакой закон не обязывает его работать на генералов? ( Он привык к своему рабскому положению, хотя он изобретательный, ловкий, сметливый, он не умеет использовать те возможности , ум и физическую силу).
-Вспомним эпизод , когда п просьбе генералов , мужик свил веревку , а генералы привязали его к дереву, чтобы самим спокойно спать. В чем смысл этого момента? ( рабская покорность мешает ему быть себе хозяином. Он настолько вжился в свое положение раба, что даже стал гордиться , что сумел угодить генералам-ничтожествам. Мужик уже полностью утратил чувство человеческого достоинства.)
-Как заканчивается сказка?
-Что высмеивает в образах генералов Салтыков- Щедрин? (паразитизм, тунеядство)
- Что сатирик в мужичине и какой это смех-веселый, грустный, злой?
-Салтыков- Щедрин сказал однажды :« Я люблю Россию до боли сердечной». Можно ли назвать автора патриотом?
Подтверждает или опровергает это признание писателя прочитанная вами сатирическая сказка? Кого можно считать патриотом?
Сопоставительный анализ с сонетом В. Шекспира «Сонет №66»
О несовершенстве своего времени так же грустно размышляет английский поэт эпохи Возрождения В. Шекспир в своем сонете № 66. Давайте прочтем его.
-О каких истинах размышляет Шекспир, чем его сонет близок к сатире Салтыкова- Щедрина?
Соотнесите подходящие строки героям сказки и самому автору:
1. Мужик
2. Генералы
3. Автор
| Строки из сонета: А)«Ничтожество в роскошном одеянье» Б)«И мощь в плену у немощи беззубой» В)«И праведность на службе у порока» Г)«И глупость в маске мудреца пророка» Д)«Все мерзостно, что вижу я вокруг , Но как тебя покинуть , ….»
|
Выводы к уроку:
- Можно ли сказать, что описанные писателем явления современны и сегодня?
-О каком времени говорится в данном отрывке:
«Кого ни послушаешь- все на что-то негодуют, жалуются, вопиют. А есть и такие, которые участвуют во всех пакостях и, хохоча, приговаривают: ну где же такое безобразие видано? Даже расхитители казенного имущества и те недовольны, что скоро нечего расхищать будет».
Данное высказывание относится представителю 19 века, и оно подтверждает, что сказки Салтыкова-Щедрина актуальны и сегодня.
Домашнее задание :
Мальчики – составить план сказки. Пользуясь планом , пересказать её содержание.
Девочки – письменно ответить на вопрос «Какие чувства и мысли у меня возникли у меня при чтении сказки М. Е. Салтыкова- Щедрина?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Урок-беседа по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил"
Работа с текстом произведения....
Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока: выяснить актуальность произведения в эпоху его со...
урок литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок-путешествие с привлечением ЭОР...
Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил, 7класс
Тест состоит из 29 вопросов и проверяет как фактологическое знание произведения, так и знание литературоведческих понятий....
Конспект урока по литературе "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"
Конспект урока литературы "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"( по литературе 20-х годов) 11 класс...
Конспект урока родной литературы "Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки".
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки....