Урок-проект "Вечные темы и сюжеты в сказках Салтыкова-Щедрина"
презентация урока для интерактивной доски по литературе (10 класс) на тему

Алекберова Абидат Абдулкеримовна

Проанализировать сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, открыть важный человеческий смысл сказок, постараться уловить не только смех над тем, как можно изуродовать свою жизнь, но и слезы о том, как легко может человек потерять себя; показать особенности стиля автора; поработать над художественными особенностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon shchedrin.zip2.99 МБ

Подписи к слайдам:

10 класс
Урок-проект
Алекберова А.А., учитель русского языка и литературы

Обобщить знания, полученные на предыдущих уроках
проанализировать сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, открыть важный человеческий смысл сказок
продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев);
воспитывать настоящих граждан, патриотов, любящих свою Родину и ценящих историю своего народа.
ЦЕЛИ:
Выяснить, какие возможности открывал перед Салтыковым – Щедриным жанр сказки
М.Е Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Щедрин писал романы, драмы, очерки, рассказы, рецензии, сказки.
Блиц-опрос
1. В каком известном учебном заведении учился Салтыков-Щедрин? 2. За что писатель был сослан в Вятку на пятнадцать лет? 3. Чем запомнился в Вятке чиновник губернского правления Салтыков-Щедрин? 4. На страницах какого журнала появились первые три сказки писателя? 5. Сколько сказок входит в сборник «Сказки для детей изрядного возраста»?
Царскосельский лицей
повесть «Запутанное дело»
не брал взяток
«Отечественные записки»
32
Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности
Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.
29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.)
«Для детей от 7 до 70».
Многозначителен подзаголовок
«Сказки для детей изрядного возраста»
Сказки Салтыков - Щедрин писал, чтобы притупить бдительность цензуры
Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь.
Щедрин создаёт произведения, цель которых – пробудить народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь.
Великий сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали и перестали быть детьми.
Пробле-матика
Самодержавие и угнетенный народ
Отношения мужика и барина
Положение народа
Подлость буржуазии
Трусость обывателя
Правдоискательство
Сатирические приемы
Сарказм
Гротеск
Гипербола
Фантастика
Эзопов язык
Аллегория
Ирония

«Премудрый пискарь»
остро поставлен вопрос, в чём смысл жизни и назначения человека
герой сказки «перемудрил», посвятив свою жизнь только самосохранению.
сатира на либеральную интеллигенцию
Итог жизни: Жил дрожал, и умирал – дрожал.
Цель жизни пескаря – беречь свою распостылую жизнь.
Писатель осуждает глупость, трусость, беспомощность.
«Самоотверженный заяц»
Сказка «Самоотверженный заяц» о поработителях с их волчьими повадками и об их жертвах, слепых в своей покорности.
«Самоотверженный заяц»
Главная мысль сказки: много у нас таких людей, которые доходят до полнейшего идиотизма в своем преклонении перед сильными мира сего, да еще порядочные до аномалии: обещал волку вернуться, чтобы тот его съел, и вернулся, хотя можно было убежать. До сих пор это проблема многих, к сожалению. А писатель учит нас не позволять себя использовать.
Медведь -           Лиса -          Заяц -         Щука  -        Волк   -       Осёл -      
В  основе  сказок  Салтыкова-Щедрина –  образы  птиц, рыб, животных  и отточенная  народная  мудрость
глупый, неуклюжий
коварная, хитрая
боязливый, трусливый
хищная, прожорливая
жадный, жестокий
беспросветно  тупой
«Медведь на воеводстве»
Сюжет – повествование о царских сановниках, преобразованных в медведей, свирепствующих в лесных трущобах
Основной смысл - разоблачение тупых и жестких правителей эпохи свирепой реакции.
Герои произведения - трое Топтыгиных.
Трое Топтыгиных на воеводстве. Первые два ознаменовали свою деятельность по усмирению «внутренних врагов» разного рода злодействами: один – мелкими, «срамными» (чижика съел), другой – крупными, «блестящими» (погром над мужиками учинил). Топтыгин 3-й отличался от своих предшественников, жаждавших «блеска кровопролитий», добродушным нравом.
Мораль - спасение народа не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении воевод Топтыгиных вообще, т.е. в свержении самодержавия.
«Медведь на воеводстве»
«Медведь на воеводстве»
Выводы:
медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение, обличает паразитическую сущность господ, беспощадно критикует самовластье в любых формах.
Медведь…Премудрый…Дикий…Бедный…Верный…Орёл- …Баран…Самоотверженный… Путём-…
Вспомните название сказки
на воеводстве
пескарь
помещик
волк
Трезор
меценат
непомнящий
заяц
дорогою
Сказка была написана для февральского журнала «Отечественные записки» за 1884 год, но была изъята по требованию цензуры. Писатель трижды (без успеха) пытался напечатать сказку в России. Удалось это сделать лишь в 1906 году, в смягчённой редакции под заглавием «Мала рыбка, а лучше большого таракана»
«Вяленая вобла» (1884)
Главная героиня – вобла, у которой все лишнее выветрили, вычистили и вывялили, поэтому у нее не осталось ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести.
«Вяленая вобла» (1884)
Своей проповедью, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких “премудрых пискарей”. Процесс “вяления”, омертвения и опошления душ показывает сатирик. Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, “жить”, ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.
«Вяленая вобла» (1884)
«Вяленая вобла» (1884)
Высмеивая либерализм и трусость в облике воблы, автор был исполнен в страстной любви к своей стране и народу. И в наше время есть люди, подобные вяленой вобле, которым ни до чего нет дела, они думают только о себе.
1. Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? 2. Сколько лет прожил пескарь в одноимённой сказке? 3. Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? 4. Какую фамилию носил помещик в сказке «Дикий помещик»? 5. Что намеревался съесть один из генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? 6. В чём готовил мужик суп для генералов? 7. Какую газету нашли генералы на необитаемом острове?
Вспомни!
Пятак серебром
Сто с лишком
С неба: «…летел рой мужиков»
Урус-Кучум-Кильдибаев
Собственный сапог
В пригоршне
«Московские ведомости»
Осуждает черты: глупость, жадность, паразитизм (у помещиков); безропотность, долготерпение, покорность (у народа).
Имеет цель: пробудить самосознание, показать отношения между помещиками и народом.
«Дикий помещик»
В сказке «Дикий помещик» излагаются события реальной действительности, показаны традиционные отношения барина и мужиков.
«Дикий помещик»
С одной стороны – помещик-паразит (паразитизм помещика),С другой – труженики, кормильцы страны и в то же время – мученики.
«Дикий помещик»
главная идея сказки – гротескный, сказочно-сатирический намек очевиден: мужиком живет Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет помещичью дебелость. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.
Хотя «Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и современными.
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИННе жутко ли, - среди губернских дурИ дураков, туземцев Пешехонья,Застывших в вечной стадии просонья,Живуч неумертвимый помпадур.Неблагозвучьем звучен трубадур,Чей голос, сотрясая беззаконье,Вещал стране бесплодье, похоронье,Чей смех тяжел, Язвителен и хмур.Гнетет, смердит от движущихся труповНеразрушимый вечно город Глупов -Проруссенный, повсюдный, озорной.Иудушки из каждой лезут щели,Страну одолевают. Одолели.И нет надежд. И где удел иной?
Игорь Северянин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок+презентация по теме "Дальнобойное"слово сказки Салтыкова-Щедрина М.Е."

Урок+ презентация по литературе 7 класс был разработан для участия в  муниципальном конкурсе "Учитель года-2010", по результатам которого стала победителем....

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Логическая схема "Сказки Салтыкова - Щедрина"

Презентация к уроку литературы в 10 классе....

Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.

Урок в 10 классе  по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые п...

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности» На данную тему отводится 2 учебных часа. Тип урока: урок комбинированный. Вид урока: урок-исследование....