урок+презентация по теме "Дальнобойное"слово сказки Салтыкова-Щедрина М.Е."
план-конспект урока литературы (7 класс) на тему

Урок+ презентация по литературе 7 класс был разработан для участия в  муниципальном конкурсе "Учитель года-2010", по результатам которого стала победителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_papka_2.rar973.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе (Программа по литературе под ред. Кутузова) в форме мастерской «Дальнобойное слово «Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина»

Образовательные задачи:

-дать характеристики генералов, мужика в сказке

-выяснить художественные приемы М.Е. Салтыкова-Щедрина

-изучить понятие «гротеск»

-доказать актуальность сказок

Наглядность, дополнительные материалы

Стихотворение А.Твардовского «Есть книги - волею приличий…»

Репродукция портрета М.Е.Салтыкова- Щедрина

Презентация - слайды

Рисунки учащихся

Ход урока

Орг. Момент.

Индукция

Учитель: Готовясь к уроку, я случайно наткнулась на поэтические строчки, которые, как мне кажется, напрямую относятся к произведениям М.Е.Салтыкова – Щедрина. Послушайте:

Есть книги- волею приличий

Они у века не в тени

Из них цитаты брать - обычай-

Во все положенные дни.

В библиотеке иль  читальне

Любой- уж так заведено-

Они на полке персональной

Как бы на пенсии давно.

На них печать почтенной скуки

И давность пройденных наук;

Но, взяв одну такую в руки,

Ты, время,

Обожжешься вдруг…

Обожжешься? Не слишком ли сильное выражение употребил Александр Твардовский? Разберемся в этом на сегодняшнем уроке «Дальнобойное слово «Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина» (слайд 1) Выясним, каким же словом написана сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Это и будет целью нашего урока.

А помогут решить данную цель следующие задачи ( слайд 2)

Социоконструкция

А.М.Горький писал: «Щедрин шел в ногу с жизнью, ни на шаг не отставал от нее, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал надо всеми и всем». (слайд3)

Вместе с писателем «пристально посмотрим» на его героев и мы и посмеемся , может быть, над ними. Дайте сравнительную характеристику генералов ( 1 вар.) и мужика( 2 вар.). На работу -2 минуты. Поможет вам в этом опорный план.

Слайд 4. Иллюстрации мужика и генералов.

Опорный план. (слайд 5) Музыка.

1.Отношение к работе.

2.Умны ли герои?

3.Что умеют делать герои?

4.Каким запасом знаний обладают герои?

5.Как герои относятся к себе и другим?

Афиширование

Выступления  учащихся.

Итоговое сообщение о каждом.

Примерная характеристика генералов и мужика в «Повести…»(слайд 6)

Генералы

мужик

-Ничего не умеют и не хотят делать

- глупые( «ничего не понимали»)

-беспомощные

-по сравнению с мужиком они цивилизованны( знают, что такое Вавилонская башня)

-не способны думать ни о ком, кроме как о себе ( когда хотели есть, чуть не съели друг друга)

- все время занят работой

- глуп в некоторых ситуациях ( сам свил веревку, которой его связали)

- мастер на все руки, сметлив

-обладает определенным запасом знаний( знает, как добыть огонь, как сделать силок)

-генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет( «нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое»)

- выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен

Музыка. Слайд 7. Физминутка.

Полез сперва -наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле -и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер из друг об дружку – и извлек огонь.

Садитесь, ребята, будем продолжать работать с огоньком.

Репродуктивный вопрос

-Над кем из героев Щедрин смеется более зло: над мужиком или генералами?

- Какими же литературными приемами Салтыков-Щедрин добивается смеха, судит пороки людей? Давайте вспомним, ребята, какие вы знаете приемы?

(Пороки- тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства)

(гипербола говорят дети)

Слайд 8. Определение гиперболы.

Гипербола - намеренное преувеличение

- Найдите в сказке пример гиперболы.

- А я тоже нашла вот такой пример гиперболы, посмотрите. ( слайд 9)

  Гипербола                              Прошел день, прошел другой; мужичина до того  

                                                   Изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить.                                            

Рисунки детей

-ирония                      

Слайд 10                                                        

 Ирония - отрицательная  оценка предмета или явления через его осмеяние.

-Найдите в сказке этот прием.(слайд 11)

      Ирония                             - отдохни, дружок, только свей прежде веревочку

                                  … к вечеру веревочка была готова. Этою веревкою генералы

                                  Привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

Рисунки детей

- Фантастика.

Слайд 12

Фантастика-то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.

- Попробуйте отыскать прием фантастики в «Повести…»

(слайд 13)

  Фантастика                                                            Жили да были два генерала, и так как оба          были               легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Рисунки детей

- Но , ребята, один из излюбленных приемов Щедрина – гротеск.

Задание.

  1. Запишите в тетради определение «гротеска»( слайд 14)

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Слайд 15 Музыка

Пример гротеска из сказки приведен .

         Гротеск                                   …в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из            груди                                               вылетало глухое рычание…генерал, который был      учителем каллиграфии, откусил у     товарища орден и немедленно проглотил.

   -Ребята, вы тоже в своих рисунках, даже не подозревая, отразили гротеск .

Слайд 16 - А вот так отразил «гротеск» из  «Повести..» в рисунке художник)Н.Муратов

-И современные мультипликаторы экранизировали «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Просмотрим эпизод из сказки. Какой прием нашел отражение? ( Слайд 17  Просмотр отрывка из мультфильма)

-Почему так интересно смотреть мультфильм? Какие пороки высмеивает Щедрин? А в нас есть подобные недостатки?

Разрыв

Но с тех пор , как жил и творил Щедрин, прошло много лет. Та эпоха ушла в далекое прошлое. Может быть, «Сказкам» и впрямь «пора на пенсию»?

Самоконструкция и афиширование

Писатель убежден ,что самое важное для человека – найти свое место в жизни, реализовать свои возможности. Отказавшись от  своего предназначения, человек теряет, уродует и свой облик.

Афиширование

Перечитаем задачи урока. Решены ли они? Сказанное Салтыковым-Щедриным слово оказалось настолько дальнобойным и обжигающим, что и сто с лишним лет спустя после своего появления грозным огневым валом расчищает путь от всего того, что до боли сердечной и до своего последнего вздоха ненавидел, презирал, обличал великий русский сатирик.

- А , по вашему мнению, слово Щедрина какое? Вы все  умеете сочинять синквейны?

Первая строка «Слово Щедрина»

Слайд 18  Фразы для четвертой строки.

  1. --…к … «фаланге великих насмешников»принадлежал…Салтыков-Щедрин.
  2. -…я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей.
  3. -Я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя.
  4. -Настоящий писатель-это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.
  5. -Изображая жизнь, его сатира переходила в трагедию.
  6. К сожалению, общество не избавилось от пороков, которые  обличал  писатель в своем творчестве.

Слайд 19 пример синквейна

Рефлексия

Выскажитесь, как вам работалось сегодня в Мастерской, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?

Самоконструкция

Слайд 20

Прочитать сказку «Дикий помещик», найти в ней приемы  гротеска, иронии, гиперболы, фантастики.

Итог урока . Благодарю за урок. Мне очень интересно работалось с вами.

Комментирование отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Логическая схема "Сказки Салтыкова - Щедрина"

Презентация к уроку литературы в 10 классе....

Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.

Урок в 10 классе  по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые п...

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...

Урок-проект "Вечные темы и сюжеты в сказках Салтыкова-Щедрина"

Проанализировать сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, открыть важный человеческий смысл сказок, постараться уловить не только смех над тем, как можно изуродовать свою жизнь, но и слезы о том, как легко может...

Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....

Тест по сказке Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». 7 класс

Материал для проверки изучаемого материала и знания текста сказки. Подобная тестовая работа даёт возможность быстро оценить всех учащихся и определить уровень подготовки к уроку....