Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием ИКТ
статья по литературе по теме
Цели, задачи, практические советы, тематика пректов, творческих работ (Из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием нетрадиционных форм деятельности и ИКТ.
(из опыта работы)
Актуальность данной темы. В связи с происходящими в социально-культурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения приобретает особую актуальность. И.А. Ильин в своей статье «Русскому народу необходимо духовное обновление» писал о том, что никакая «внешняя реформа» не спасет нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменения человека. Он особо подчеркивал, что «…нет такого школьного порядка, которое обещало бы человечеству, и в частности, в особенности России, обновление и возрождение, независимо от того, что будет созерцать его воображение и каков будет внутренний уклад его мысли и настроение, и каковы будут дела его жизни…» Внешнее само по себе не обеспечивает человеку ни духовности, ни духовного спасения. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. Помочь «изменить, наполнить духовно содержание» и призваны уроки литературы.
Литература в школе – прежде всего инструмент нравственного воздействия, средство духовной помощи тем, перед кем распахивается жизнь. Это направление некоторые высокомерно называют воспитательным. Они не понимают, не задумываются над тем, что у школы более высокой миссии, чем воспитание детей, нет и быть не может. Урок литературы – это не урок литературоведения. И задача его – вызвать у ребят любовь к чтению и «умение читать не глазами, а сердцем».
В «Национальной программе поддержки и развития чтения», принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры, духовности нации. По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
Из этого следует, что в период модернизации системы образования перед учителем встает вопрос об активном внедрении в процесс литературного образования нетрадиционных методов обучения в сочетании с использованием информационных технологий.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые не только формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, но и способствуют развитию их личностной и творческой самореализации, духовно-нравственного развития.
Я считаю, что и школа, и уроки литературы способны помочь русскому народу возродиться, вновь обрести духовные ценности, а это тот стержень, который образует лицо нации. Ценности – это тот компас, который предопределяет историческую судьбу нации.
Таким образом, вопрос формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием нетрадиционных форм деятельности и ИКТ является весьма актуальным.
Гипотеза. Если использовать на уроках литературы нетрадиционные формы деятельности и ИКТ, то это будет способствовать:
- формированию духовно-нравственных ценностей
- расширению кругозора учащихся
- развитию творческих способностей
- повышению качества знаний учащихся
- формированию навыков подлинно исследовательской деятельности
- полноценному восприятию и осмыслению художественного произведения
Цели.
- Изучение, анализ и обобщение теоретического и практического опыта по выбранной темы.
- Определение системы работы по освоению ИКТ.
- Развитие творческих и интеллектуальных способностей личности, познавательных интересов учащихся.
Задачи.
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Стимулировать творчество и саморазвитие учащихся.
- Формировать и развивать читательский кругозор учащихся.
- Формировать навыки анализа, систематизации и обобщения изучаемого материала.
- Воспитать духовно-нравственную личность.
Практический выход.
- описание опыта работы по данной теме
- участие в работе педагогических лабораторий и семинаров
- выступление на МО учителей города и района
- проектная работа учащихся
- иллюстрационный материал к урокам литературы в 7-8 классах по программе Р.Н. Бунеева, Е.Н. Бунеевой
- уроки и внеклассные мероприятия с электронными презентациями
- публикации в газете «Моя гимназия»
- выпуск электронного сборника «Проба пера»
- создание медиатеки по творчеству поэтов и писателей ХIХ – ХХ в.
Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которую психологи называют продуктивной, творческой, - понятие очень широкое, многомерное. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции. Такие формы деятельности, в том числе уже давно и хорошо известные в школьной практике, должны превосходить качественный потенциал обычных уроков, содержать многоплановый педагогический «стереоэффект», возможности интеграции многих составляющих.
Одна из форм – зачет по литературе в форме литературно-музыкальной гостиной или литературного вечера. Проводить их можно один-два раза в год, не чаще, и ориентированы не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика, поэтому и тема должна выбираться в зависимости от особенностей класса (познавательных способностей, индивидуальных качеств) В течение ряда лет, организовав УВЦ «Салон искусств», под моим руководством были проведены литературные гостиные по следующим темам:
- «Здесь духа мощного господство, здесь утонченной жизни цвет» (жизнь и творчество Ф.М. Тютчева)
- «Венок Лермонтову»
- «Смех – дело серьёзное!»
- «Великие сыны России»
- «Возможность дарить радость людям. Русские меценаты галерея лиц и событий»
ИКТ позволяет увеличить объем использования наглядности, включение музыкальных иллюстраций, проведение параллелей с классическими театральными постановками тех драматических сцен, которые учащиеся выбрали для инсценировок.
В нестандартные, нетрадиционные формы деятельности переросла в школе экскурсионная работа (непосредственно посещение и заочные экскурсии). Желательно в музей идти с диктофоном, фотоаппаратом или видеокамерой, чтобы впоследствии творческие отчеты в виде презентаций, проектов, литературных альманахов, газет и т.д. стали ценнейшими пособиями для кабинета литературы.
1. «Свет Ясной поляны» (заочная экскурсия по Дому-усадьбе Л.Н. Толстого)
2. «Здесь каждый камень шаги его помнит…» (отчет в форме презентации об
экскурсии по памятным местам г. Пятигорска, связанным с именем М.Ю.
Лермонтова)
3. «Передвижники и русская классическая литература» (отчет с использова –
нием ИКТ о посещении Кисловодского художественного музея Н.А. Яро –
шенко)
Воображение есть создание нового в форме образа, представления или идеи и своим источником всегда имеет объективную реальность, развитие воображения происходит спонтанно в процессе творчества. Воображение, как понимает его классическая психология, рождается в творческой деятельности и является ее необходимым элементом. Развертыванию такой деятельности на уроке способствует постановка и поиск решения проблем, в том числе и духовных, нравственных. Проблематизация содержания урока активизирует работу и мысли, и воображения.
Именно проблемная ситуация есть наиболее благоприятная среда для функционирования мышления и воображения. Проблемная учебная ситуация на уроках литературы понимается мною как нравственно-духовная, требующая для своего разрешения не только интеллектуальных, но и духовных усилий. Проблемная ситуация может содействовать развитию у учащихся способности и потребности к порождению на основе художественного текста своих, личных, значений и смыслов.
Я полагаю, что создание проблемных ситуаций с нравственным содержанием не только является одним из путей постижения сложного литературного материала, воспитывает образность мышления, способствует развитию нравственно-оценочного подхода к явлениям. «Входя» во внутренний мир литературных героев, ученик познает и собственный духовный мир.
Например, изучая роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир» можно рассматривать проблемы, поставленные автором и интересные ученикам, скрытые в произведении и пока не разрешенные литерату4роведением:
- Почему Наташа Ростова взвизгнула, когда затравили зайца?
- Почему Пьер Безухов, гуманный человек, видя мучения Каратаева, не помог ему и поспешил уйти, когда услышал выстрел?
- Почему Николай Ростов, слушая пение Наташи, забывает о Долохове, картах, деньгах? и т.д.
Таким образом, проблематизация учебного материала – одна из форм развития активности воображения, образного мышления учащихся, усиливающего процессы смыслопонимания и смыслопорождения при чтении и изучении художественной литературы.
Интересная форма работы – конструирование и постановка вопросов учениками. Самобытное мышление начинается и с умения ставить живые вопросы, с формулировкой проблем, с преодоления интеллектуальных трудностей, возникающих при осмыслении произведения и при его сопоставлении с собственными представлениями о реальной жизни. Конструирование вопросов – сложная умственная деятельность. Она требует проникновения в книгу, использования всего ранее усвоенного, осознания своих переживаний. Учащиеся сами конструируют и сами пытаются искать ответы. Теперь у них есть основание думать: чтение и анализ произведения – это их личное дело, вытекающее из потребностей их жизни и потому внутреннее необходимое им. Например, после изучения творчества поэтов «серебряного века» я провела литературное кафе «России жить вечно?», во время обсуждения учащимися были поставлены учащимися следующие проблемные вопросы:
- В переломные моменты истории страны нужно быть Человеком или гражданином?
- Почему так тернист путь «птицы тройки»?
Таким образом, школьники ненавязчиво вовлекаются в деятельность, соответствующую их интересам и уровню духовного развития.
Использование ИКТ расширяет кругозор учащихся, повышает уровень их культурного образования, развивает коммуникативные и языковые навыки и умения. А это, в свою очередь, помогает и духовному развитию учеников.
Метод проектов. Здесь уместно процитировать слова А.Н. Колмогорова, которые меня убедили в правильности выбора методов преподавания духовно-нравственных ценностей на уроках литературы: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе»
Я давно признала необходимость включения учащихся в процесс активного творчества через возможность совершать выбор содержания и вида деятельности, приобретать необходимые знания в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Мой опыт показывает, что наиболее эффективно это осуществляется при помощи организованных форм исследовательской работы учащихся.
Темы, конечно же, выбираются не случайно: здесь, безусловно, учитываются и пожелания самих ребят, и необходимость более глубокого погружения в творческий мир писателей и поэтов. Темы проектов, выбранные учениками:
- «Петербург в творчестве поэтов и писателей 19 века»
- «Дуэль в литературе 19 века»
- «Бал в произведениях русской классической литературы 19 века »
- «А.С. Пушкин в творчестве поэтов и писателей Ставрополья»
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы выбранная тема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь поиска, выбрать форму выполнения работы, методы, необходимые для работы с материалом, применить имеющиеся умения анализировать текст. Далее идет накопление, анализ и отбор материала для творческой работы. Здесь, конечно же, помогает учащимся опыт, приобретенный на уроках литературы: рецензирование критических статей, составление конспектов, тезисных планов, аннотаций.
Исследовательская работа приучает учащихся к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать иногда и свой профессиональный выбор.
Применение ИКТ помогает использовать иллюстративно-информационный материал, причем материал учащиеся находят сами в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. Безусловно, компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся не только к обучению, но и к саморазвитию, духовному росту.
Одна из форм работы – написание рецензии на сочинение из сборников «Лучших сочинений» и т.д. Юношеский максимализм, негативизм, эгоцентризм и т.п. вписываются в нужное русло, будят самостоятельность мысли.
Ребята глубоко, серьезно и, как это ни удивительно, очень объективно рецензируют эти «шедевры». Такая работа формирует соответствующее отношение – скептически-ироническое, если же отмечаются какие-либо интересные суждения, это наращивает собственный опыт. Кроме того, написать серьезную рецензию можно, лишь прочитав произведение.
Результатом такой формы работы является активное участие ребят в выпуске школьной газеты «Моя гимназия». Гимназисты, участвующие в этом проекте, добились значительных личностных успехов в учебе и творчестве. Лирические откровения Юговой Виктории в 2006 году были изданы отдельным сборником «О тебе». Вика стала призером конкурса юных поэтов на 16-й Ставропольской открытой научной конференции школьников в рамках программы «Одаренные дети России». Учащиеся 5-6 классов выпустили электронный сборник «Проба пера». Результатом многолетней работы по системе личностного мониторинга стала победа Зуевой Дарьи в номинации «Образность языка» на IV краевом фестивале школьных СМИ «На 45 параллели» и успех на вступительных испытаниях в СГУ (факультет журналистики). Ефремова Галина в районном конкурсе СМИ «Молодые ветра» победила в номинации «Лучшая статья» (2010г)
Не менее важен анализ произведений, не включенных в школьную программу, незнакомых, «не обкатанных» ни в учебниках, ни в бесчисленных сборниках сочинений, то есть рассчитанных на полную самостоятельность (этому способствует и работа по программе Р.Н. Бунеева, Е.Н. Бунеевой)
Метод личного восприятия. Он помогает познать и оценить «чужой» опыт, сопоставить со своим, помочь лучше понять самого себя, способствует духовно-нравственном у росту учащихся. Иными словами, уметь читать – это значит уметь оценивать. Оценка – это умственна, духовная работа читателя над художественным произведением (восприятие, переживание, осмысление). На таких уроках ребята приходят к выводу, что человек не оценивающий – созерцатель происходящего, он не умеет размышлять, он существует, а не живет, так как оценка – эта реакция на происходящее. Логический итог таких уроков – сочинение-рецензия или урок-конференция по изученному произведению.
Беседа. Почему этот метод я отношу к нетрадиционным? Я пришла к выводу, что беседа может дать результаты только тогда, когда допускаются разные точки зрения (ведь мы признаем, что восприятие художественной литературы индивидуально и в значительной степени субъективно). Вопросы для бесед я выбираю, исходя из подготовленности класса, схожести ситуаций с реальной жизнью, интересами учащихся и т.д. Например:
- Твой выбор: сытость или духовность?
- Можно ли достичь духовного совершенства?
- Надо ли совершить преступление, чтобы обрести веру?
- Кто из героев романа «Война и мир» выйдет на Сенатскую площадь и на чьей стороне?
- Любовь или страсть губит Катерину Измайлову?
Можно упомянуть творческое домашнее задание, разработку уроков по изучению творчества писателя самими учащимися (это невозможно сделать без чтения произведений и их осмысления в целом, создается своеобразная лаборатория художественного и эстетического поиска). И в этом им, конечно, необходим незаменимый помощник – Компьютер.
ИКТ помогает и учителю. Изменяется содержание деятельности преподавателя, я перестаю быть просто «репродуктором» знаний, становлюсь разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает мою творческую активность, а с другой – требует постоянного повышения уровня технологической и методической подготовленности.
В своей работе я использую готовые программные продукты, ресурсы Интернета, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков:
* «Поэзия серебряного века»
* «Современная поэзия. О чем мне хочется кричать»
* «Современная проза. Беспокойная совесть…»
* «Дом без стен» - иллюстрационный материал к программе Р.Н. Бунеева,
Е.В. Бунеевой по литературе. 8 класс
* «Путь к станции «Я» - иллюстрационный материал к программе Р.Н. Буне-
ева, Е.Н. Бунеевой по литературе. 9 класс
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
- создание учащимися под руководством учителя медиатеки, включающей в себя презентации по жизни и творчеству писателей ХIX и XX веков;
- повышает качество обучения;
- усиливает интерес к изучению предмета;
- рационально распределять время урока;
- доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
Применение ИКТ позволяет мне:
- Наполнять уроки новым содержанием.
- Развивать творческий потенциал учащихся.
- Формировать элементы информационной культуры.
- Прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами.
В заключение хочу подчеркнуть:
нетрадиционные формы работы и использование ИКТ открывают для ребят возможности распознать в себе талант, данный Богом, услышать и понять самого себя «в путешествии по временам и пространствам», ощутить мощную познавательную энергию культуры, ибо, как говорил Борис Пастернак, «культура – это плодотворное существование», когда душа поднимается над всеми бездумными делами и жизнь сама по себе становится творчеством, значит, душа «трудится», а термин «духовность» - это не пустой звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках
Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....
Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии
В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...
Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.
От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк)....
Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.
Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.
Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...
Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».
Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....