Разработка урока литературы в 8 классе на тему "Свет родных берёз в лирике поэтов 19 века"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Изучение лирики русских поэтов 19 века позволяет формировать гражданские и нравственные позиции учащихся, воспитывает положительные нравственные качества. Избегая длительных нравоучений, ненавязчиво, показывает отношение самого автора к изображаемому, воспитывает чувства патриотизма, способствует пробуждению интереса к родной поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_rodnyh_beryoz_v_lirike_poetov_19_veka.docx | 257.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Якимова Е. В.,
учитель русского языка и литературы
Негосударственного оздоровительного образовательного учреждения
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
«Санаторной школы- интерната № 33» ОАО «РЖД» .
Забайкальский край, Петровск- Забайкальский район, с. Толбага.
Класс: 8 Тема: «Свет родных берёз в лирике
поэтов 19 века»
Предмет: литература (внеклассное чтение)
Тип урока: интегрированный с применением интерактивных форм обучения.
Краткая аннотация: Изучение лирики русских поэтов позволяет формировать гражданскую и нравственную позиции учащихся, воспитывать положительные нравственные качества. Избегая длинных нравоучений, ненавязчиво, показывая отношение авторов к изображаемому, воспитывая чувство патриотизма, способствует пробуждению интереса к русской поэзии, искусству.
Опережающее домашнее задание: индивидуальное - составить « визитную карточку» березы; подготовить сообщения о берёзе(исследовательские работы), подобрать стихи соответствующей тематики.
Цели урока: 1) познакомить учащихся с произведениями русских поэтов 19- 20 веков о берёзе, 2) совершенствовать речевые и коммуникативные компетенции на основе локализованных интерактивных форм обучения (групповая работа); 3) способствовать воспитанию патриотизма: человека, чуткого и доброго, любящего свою Родину и бережно относящегося к природе.
Оборудование: проектор, презентации исследовательских работ учащихся, сборники пейзажной лирики, раздаточный материал: распечатки стихов, распечатки вопросов к стихам
Музыкальное сопровождение: песни русских композиторов, посвящённых берёзе,
Оформление:
Плакаты с высказываниями: Берёзы пахнут Родиной.(В. П.Астафьев)
Мы делим с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
(В. Рождественский).
Народные приметы о березе:
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.
Когда береза станет распускаться, сей овес.
Пословицы и поговорки о березе:
Бела береста – да деготь черен.
Для врага и береза – угроза.
Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Береза ума дает (о розгах) и др.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. « Мозговой штурм» (разминка)
Цель: активировать внимание учащихся
- Замечаете ли вы, как выглядят деревья утром, при заходе солнца, в разные времена года? (показ слайдов)
2. Формулировка темы. Постановка целей.
1.Слайд 1. Сообщение учащегося:
Перед нами картина Левитана “Березовая роща”. В этом изображении благодатного уголка берёзового леса всё сияет, излучая чувство бодрости, причастности светлой энергии живой жизни. Художник передаёт игру солнечных лучей на белых стволах, переливы зелёного цвета листвы берёзок и солнечной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Берёзки являются в картине Левитана самыми весёлыми и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу и живущими, как и всё вокруг них, своей жизнью, душевно близкой художнику. Левитан строит картину на движении, на игре освещения. И здесь эта игра света, это движение теней служат основой и средством выражения “настроения”. Пятна света и тени зовут зрителя углубиться в изображение, где теряется ясность очертаний предметов и березовая роща сливается в общих зеленых пятнах. Игра света на стволах берез делает их не только трепетными и живыми, но словно прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветность, которой передается игра света и теней на стволах. Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки:
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурые березки –
Символ Родины моей.
- О чём говорится в этих строках? Что такое символ? О каком символе нашей Родины говорится в стихотворении?
- Я думаю, мы уже можем сформулировать тему сегодняшнего урока?
2. Слайд 2. Сообщение 2 учащегося.
«Визитная карточка» берёзы:
Россию издавна называли березовым краем. Березу любили, из уст в уста передавали поверья о ней, слагали стихи и песни, проводили обряды и водили по весне хороводы. Например, вспомним песню «Во поле береза стояла». Удивляет береза Шмидта, которую еще называют железной, с очень прочной древесиной, которая в чем-то не уступает железу и даже прочнее чугуна! Звучит фрагмент из песни «От чего так в России берёзы шумят?» 3. Слайд 3. Сообщение 3 учащегося. «Русское слово «берёзка»
3. Слайд 3. Сообщение 3 учащегося. «Русское слово «берёзка»
5. Работа в группах. Сравнительный анализ стихотворений о берёзе. Вступительное слово учителя: - Поэтический культ берёзы начинается с первой половины 19 века. В сознании поэтов тесно связаны берёза, любовь к Родине, тоска, сердечные волнения. Стихотворений о березе великое множество. В них авторы выражают свою любовь к ней, помогают увидеть необычное в простом “русском дереве”, дарят нам радость и открытие прекрасного. 1). - Кто не знает стихотворения “Береза”– первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина? (выразительное чтение стихотворения) Белая береза На пушистых ветках И стоит береза А заря, лениво -Какой приём использует автор в этом стихотворении? 2). -У поэта А.Прокофьева есть замечательное стихотворение о березе. Люблю березку русскую, - Чем похожи все эти стихотворения? Чем отличаются? -Какое из этих произведений понравилось вам больше и почему 3). -Стихотворение Николая Рубцова – признание в любви березе. Я люблю, когда шумят березы, - Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? 4). -Особой прелести образ “зимней березы” создал А.Фет. Печальная береза Как гроздья винограда, Люблю игру денницы -Какие образы рисует поэт, какую картину вы видите? -Что почувствовали вы, читая его? -Какой увидел берёзку Фет? 6. Обобщение учителя - Да, береза воспринимается нами как символ родной земли, Родины. Нет в нашей стране дерева, которое бы так сроднилось с людьми. Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.А.Фета: “И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной”. Белые березы трогают наши души. В многочисленных песнях, стихах, прозе, посвященных березе, проявляется искренняя любовь к этому красивому дереву, олицетворяющему собой Родину! Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. И пусть деревом, которое вы посадите, будет береза. 7. Домашнее задание. Выучить одно из прочитанных стихотворений наизусть; Написать сочинение – миниатюру «... берёза» (эпитет подобрать самим.) 8. Рефлексия. Понравился ли мне урок? Что нового я узнал на уроке? Чему я научился? Пригодятся ли мне эти знания? За работу на уроке я ставлю себе оценку..., потому что... Литературно- музыкальная композиция, рассказывающая о судьбе юного поколения в годы Великой Отечественной Войны, для учащихся 5- 7 классов «Детство, опалённое войной» Составитель: Якимова Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы «Санаторной школы- интерната № 33»ОАО «РЖД» , с. Толбага, Петровск- Забайкальского р-на, Забайкальского края (2011- 2012 учебный год.) Цели: расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье; заинтересовать учеников неизвестными сведениями о детях военной поры; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства. Оформление: стенд с иллюстрациями на тему «Дети трудных лет», аудиозапись: «Лунная соната» Бетховена; музыкальное сопровождение песен; портреты пионеров- героев; свечи.
Ход мероприятия: Ведущий: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле- Великая Отечественная. Всем, кто видел войну, кто её выстрадал, всем, кому тогда не было и 16-ти, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем! Звучит «Лунная соната» Бетховена, на её фоне учащиеся 5 класса читают стихи. Чтец(1): Тогда нам было 10 лет Мы помним ночь войны Ни огонька в окошках нет, Они затемнены. Чтец(2): Кто прожил только 10 лет Запомнит навсегда, как Потушив дрожащий свет, Ходили поезда. Чтец(3): Во тьме на фронт везли войска, Детей- в далёкий тыл И поезд ночью без гудка От станций отходил. Чтец(4): Тот не забудет никогда, Хоть был он очень мал, Как дорога была вода И не всегда была еда, И как отец его тогда За счастье воевал! Чтец(5): Боль и гнев тому сейчас причиной, Благодарность вечная во всём, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм. Строем уходят со сцены. На сцене остаётся 1 чтец. Чтец(6): Сколько вас? Попробуй перечислить, Не сочтёшь, а впрочем, всё равно. Вы сегодня с нами в наших мыслях, В каждой песне, в лёгком шуме листьев, Тихо постучавшихся в окно. Ведущая: Война ворвалась в жизнь детей неожиданно, ранним утром 22 июня 1941 года. Кто- то встретил войну совсем крохой, кто- то подростком. Беда застала их в городах и сёлах, дома и в пионерских лагерях, на переднем крае и в глубоком тылу. Ведущий: Война обрушилась на них бомбёжками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище... много детского почему? Но недетским чутьём они понимали, что пришла страшная беда. Чтец(7): Кто- то родом из детства... Я из войны, Из блокадного бедствия, из его глубины. Влюблена была в небо, но небо меня Обмануло нелепо. Среди белого дня. С неба падали бомбы, разрушая дома. Поднялась из обломков, как- не знаю сама. А друзья не успели. Мне жалко друзей. Хорошо они пели в первой роте моей. Были родом из детства все друзья у меня, Не могу я согреться без них у огня. (Г. Беднова) Ведущая: Горькую, тяжёлую долю вынесли дети войны на своих плечах. Рано стали они взрослыми. А до войны они были самыми обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, помогали старшим, резвились во дворе. Пришёл час и встали они в один строй с отцами, сражались с ними наравне. Звучит песня в исполнении учащихся «На безымянной высоте» Ведущий: 1941 год изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами, разрушил светлые мечты 17- летних, которые с выпускного бала ушли из детства в грязные теплушки, в эшелоны пехоты, в санитарный взвод. Чтец(8): Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год.(Ю. Друнина) Ведущая: Дети войны того поколения не отделяли себя от своей страны – они жаждали пожертвовать жизнью во имя Родины. Они гордились своей страной, гордились своей ролью в борьбе за её свободу, героями, на которых хотели быть похожими. Сыны полков, юные партизаны, разведчики. Разными путями попадали они на фронт. Чтец(9): Уходили мальчики- на плечах шинели, Уходили мальчики- храбро песни пели, Отступали мальчики пыльными степями, Умирали мальчики, где- не знали сами... Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки. Убивали мальчиков за побег на месте. Не продали мальчики совести и чести... Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свистку в атаку. В чёрный дым сражений на броне покатой Уезжали мальчики- стиснув автоматы. Повидали мальчики- храбрые солдаты- Волгу- в сорок первом, Шпрее- в сорок пятом, Показали мальчики за четыре года, Кто такие мальчики нашего народа. (И. Карпов) Ведущая: Партизанская война шла на всей территории, оккупированной врагом. Разве могли фашисты предположить, что бороться с ними будут даже совсем юные мальчики и девочки. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам: распространяли листовки, ходили в разведку, подрывали вражеские эшелоны. На сцену выходят учащиеся с портретами и горящими свечами Ученик(1): В Ляховском районе Донецкой области в феврале 1943 года была уничтожена почти вся подпольная организация. Схваченных жестоко пытали. Вот рассказ матери 15- летнего Юры Старостина: «Труп Юры едва можно было узнать. Всё его тело было иссечено, видимо, шомполами. Ногти на ногах сорваны, кисти рук раздроблены. Руки выкручены из плечевых суставов. Я не могу забыть его слова: «Я выдержу!» Он выдержал». Ученик(2): Выдержала и девочка с косичками Зина Портнова, которой после длительных мучений на последнем допросе гестаповцы выкололи глаза. Ученик(3): Не раз ходил в разведку и приносил важные сведения Лёня Голиков. Когда началась война, он взял винтовку и ушёл в партизаны. Худенький, небольшого роста, в свои 14 лет он казался ещё моложе. Под видом нищего он ходил по деревням и собирал секретные сведения. И летели по откос поезда, машины, горели склады. Наравне со взрослыми участвовал юный герой в боевых операциях. Ученик(4): Марат Казей ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943г. получил орден «За отвагу». А в мае 1944г., попав в окружение врагов, дождался, пока кольцо сомкнётся, взорвал себя вместе с фашистами. Ученик(5): Саша Чекалин тоже был разведчиком. Его схватили, когда он пришёл в родное село. Мальчика жестоко пытали, а потом казнили. Ученик(6): В г. Гродно помогала партизанам маленькая девочка Лида Дашкевич: собирала сведения, добывала бумагу для листовок, переносила их и взрывчатку в сумке, в которой сверху был насыпан уголь. Уходят со сцены. Ведущий: Маленькие герои большой войны, многие из которых награждены медалями посмертно. Они сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Марат Казей и Лёня Голиков... Этот список можно продолжить. Их было много,- обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизнь за то, чтобы другие школьники могли видеть над своею головой мирное небо. За особые заслуги, мужество и храбрость они удостоены самой высокой награды- звания Героя Советского Союза. Ведущая: Те, кто прошёл испытания и под военным огнём, и в блокаду, и в концлагерях – это, конечно же, особенные дети. И всё же множество детей войны – ребята тыла, эвакуированные, как тогда говорили. Они тоже сражались, их враг был не в каске и с автоматом, он чаще всего был безлик, каким бывает голод, и незрим, как незримой бывает подступающая смерть. Чтец(10): Кто сумел- уехали, Как мать говорит, в чём есть. Не помню я, что ели мы, А помню: хотелось есть. А помню: в низеньком городе Шумел барахольный ряд. Неслышно вздыхали: «Дорого», Шептали: «Москву бомбят». Не помню я улиц с деревьями. В садах- лишь стволы да пни. Ни дня с облаками, сиренями. Сплошь мокрые, голые дни. Не видел я неба с птицами Пикировал с неба страх. И я окружён был лицами, Светящимися впотьмах. А мимо- шинели серые, Красивые танки шли... И вдруг в сорок пятом первые- Весна и зелёные щи. (Э. Балашов) Ведущий: В тяжелейших условиях военного тыла дети показывали чудеса трудового героизма. Работали по 12- 14 часов, недоедали, недосыпали. Тот, кто был мал ростом и не дотягивался до станка, работал, встав на ящик. Дети, как могли помогали фронтовикам. Собирали металлолом для строительства танков и самолётов. Собирали тёплые вещи, вязали варежки, шили кисеты для бойцов. Выступали в госпиталях с концертами, ухаживали за ранеными. Ведущая: В годы Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла. Нужно помнить то страшное время ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить на земле, и ради того, чтобы детство никогда больше не омрачалось войной! Будем помнить! Звуки метронома. Минута молчания. Ведущий: Вечная слава героям, павшим в борьбе за независимость нашей Родины! Вечная слава! Звучит песня «День Победы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Анализ урока литературы в 8классе по теме:"Мотивы былого в лирике поэтов 19века" с позиций личностно-ориентированного обучения.
Материал поможет учителю в конструировании современного урока литературы....
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....
Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...
Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы 6 класс Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...