Анализ урока литературы в 8классе по теме:"Мотивы былого в лирике поэтов 19века" с позиций личностно-ориентированного обучения.
статья по литературе (8 класс) по теме
Материал поможет учителю в конструировании современного урока литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontr.rab_._no1.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока литературы в 8 классе по теме: « Мотивы былого в лирике поэтов 19 века» с позиций личностно-ориентированного обучения.
1. Подготовка к уроку.
Учитель отвел данному уроку довольно большую роль в личностном развитии учащихся, ставя главной целью повышение нравственного потенциала в процессе знакомства с поэзией разных авторов 19 века с сопутствующим повторением изученного по истории и теории литературы.
Основные учебные задачи – умение определять тему, мотив лирического произведения, идею, проводить самоконтроль.
Учителем проектировалась групповая и индивидуальная работа учащихся, основанная на дифференцированном подходе с учетом разных уровней знаний учеников.
2. Организация урока.
Учащиеся были привлечены к постановке задач урока – выразительно читать стихи, анализировать, аргументировать гипотезу, слушать, запоминать, записывать главное.
На заключительном этапе каждому учащемуся было предложено оценить свои знания и умения по теме в зачетных листках, что способствовало мотивации предстоящей учебной деятельности.
В уроке четко прослеживались этапы продвижения учащихся к цели. На первом этапе, работая в группе, ученики создавали словарь литературоведческих терминов по теме урока: лирический герой, мотив, идея, тропы: метафора, сравнение, эпитеты; риторические вопросы, стихотворные размеры и др.
На втором этапе каждый ученик выбрал одно стихотворение для выразительного чтения и анализа, после чего участники групп предлагали свое объяснение названия стихотворения, выявляли идею, например, основная мысль стихотворение Давыдова « Бородинское поле»- тоска от того, что лирический герой не может заниматься тем, что умеет делать лучше всего - « сечей и борьбой». Отсюда и жанр размышления о прошлом - элегия.
3. Содержание урока.
В основу урока была положена нравственная категория - память сердца. Была создана ситуация выбора проблем для обсуждения. Отправной точкой для учащихся служили вопросы учебника. Больше всего ученики хотели обсуждать те из них, которые связаны с определением чувств лирического героя, с установлением жанра, способами выражения авторской позиции, выявлением актуальности произведения. Это говорит об интересе восьмиклассников к лирике, а также об определенной степени их гражданской зрелости.
Урок отличался творческим поиском, носил развивающий характер: дети находили материл в различных источниках, познакомились с мини-презентацией о Москве « Город чудный, город древний»; аргументируя свои гипотезы, обращались к историческим событиям, иллюстрациям, к романсу на стихи Козлова « Вечерний звон».
4. Технологии обучения.
На уроке была использована личностно-ориентированная технология обучения. Процесс носил диалогический характер: у учащихся возникали вопросы к учителю, друг к другу, учебнику. Учитель помогал ученикам, являясь и координатором, и консультантом, и экспертом. На заключительном этапе каждый ученик заполнил зачетный лист, состоящий из граф: « Я знаю», « Я умею», « Моя оценка знаний и умений по теме».
5. Экология урока.
На протяжении всего урока учащиеся не устали, испытывали постоянное желание работать, радовались собственным успехам и успехам товарищей. Была проведена физминутка. На уроке царила доверительная атмосфера, что проявлялось и в доброжелательном тоне, и в тактичности, и в тонком юморе учителя и учеников, и в прекрасном настроении участниковучебного процесса.
6. Педагогическая культура и профессионализм учителя.
В течение всего урока учитель осуществлял общую педагогическую и индивидуально-личностную поддержку учащихся. Его поведение отличалось добротой и уважением к каждому ученику. Педагог стимулировал воспитанников похвалой, радовался их успехам.
7. Общая оценка урока.
Урок обеспечил продвижение учащихся в развитии, отвечая принципам индивидуально-личностного подхода. Ученики чувствовали себя хозяевами урока, активно участвовали в диалоге, отстаивая свою позицию. Учитель реализовал стратегию сотрудничества, умело сочетая фронтальную работу с индивидуальной и групповой, поощряя инициативу детей.
Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали саморазвитию, стимулировали личностные смыслы учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"
Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания и анализ стихотворения "Парус"....
Оптимизация образовательного процесса с позиций личностно ориентированного обучения
Защита методической идеи на муниципальном конкурсе "Учитель года 2014"...
План-конспект урока литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).
План-конспект урока литературы в 11 классеТема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С....
Урок — исследование с позиции личностно - ориентированного обучения »;
Организацию и проведение урока — исследования с позиции личностно - ориентированного обучения рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме: «Плотност...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема "Образ Родины в лирике 20 века".
Технологическая карта содержит план урока, его цели, прогнозируемые результаты, 6 этапов ведения урока, методы обучения, формируемые УУД, деятельность учителя и учащихся....
Урок литературы в 6Б классе ТЕМА: РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...
План – конспект урока литературы в 6 классе Тема: « Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
Урок литературы для обучающихся 6 класса. Тема "Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века". Данный урок составлен на основе учебника Коровина....