Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме
Формирование в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_7_klasse_po_proizvedeniyu_andreeva.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 7 класс
Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
Цели урока:
Формирование в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.
Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.
Cодействовать нравственному воспитанию учащихся.
Формирование отношения к событиям и героям рассказа.
Формирование и воспитание личности в процессе ее общения с миром природы. Воспитание чувства сострадания к “братьям нашим меньшим”.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русского писателя Леонида Андреева.
Объявление темы урока, её расшифровка, постановка цели.
- Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего в художественном произведении может быть выражена авторская позиция?
(Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.)
-Учитывая всё сказанное, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.
(Анализируя рассказ Леонида Андреева, выяснить, какова авторская позиция в этом произведении)
К уроку я подобрала эпиграф. Это миниатюра Эдуарда Асадова.
Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.
Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”?
Созвучна. Но раскрывает ли их в полной мере?
Поначалу кажется , что авторская позиция Леонида Андреева ярко выражена, просто лежит на поверхности. Но может быть не только против пьяницы-мужика и людей, бросающих в Кусаку палки и камни, выступает Леонид Андреев? А его авторская задача не ограничивается желанием вызвать жалость и сочувствие по отношению к обиженному животному? А потому давайте вспомним события рассказа, поразмышляем над ними, обращая внимание даже на то, что на первый взгляд кажется несущественным – ведь, повторюсь, в художественном произведении не бывает ничего случайного.
Начнем с самого писателя.
2. Основная часть
Он прожил всего 48 лет. Был необычайно интересным человеком.
ДОКЛАД УЧАЩИХСЯ
- Какие же личные качества, жизненные явления сформировали мировоззрение писателя?
Вывод: любовь к чтению, философским трудам, рисование, желание изложить и свои мысли на бумагу, тяжелое материальное положение семьи, знакомство с известными людьми того времени, Первая русская революция, Первая мировая война, Октябрьская революция, отделение Финляндии от России, эмиграция. Все это повлияло на мировоззрение и на творчество писателя.
Дома вы прочитали отрывки из книги Корнея Чуковского. (Краткий пересказ)
Какие факты из биографии Андреева вам запомнились, что поразило больше всего?
Какие слова были любимыми у Андреева? (Огромный, необыкновенный, чудовищный).
Какие черты характера Л.А. вам симпатичны? (гостеприимность, щедрость, трудолюбие, это очень добрый человек, т.к. сам испытал нищету)
Слайд 7 с портретом. Обратите внимание на особенность портретов писателя (и на автопортрете тоже) . Это задумчивое лицо.
3. Активизация субъективного опыта уч-ся в целях создания установки на восприятие и дальнейшую интерпретацию рассказа “Кусака”.
Учитель: Чтобы настроиться на обсуждение рассказа , я попросила вас принести на урок фотографии, на которых изображены ваши любимые животные.
Расскажите, почему именно эти снимки вы выбрали.
Какие эпизоды запечатлены на ваших фотографиях? (Рассказы детей)
Вывод: Да, фотографии животных могут тоже быть яркими эпизодами из нашей жизни. Ведь кошки, собаки, птицы становятся дороги нам.
4. Работа над содержанием рассказа “Кусака”
Учитель. А.Сент-Экзюпери говорил: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным, каждый в ответе не только за свою судьбу. Об этом рассказ Леонида Андреева “Кусака”, который вы прочитали дома.
Кто из русских писателей до Андреева создал в русской лит-ре образы четвероногого друга? Слайд8
(“Муму” И.С. Тургенев; “Каштанка” А.П. Чехов; А. И. Куприн. “Белый пудель”;
Г.Н. Троепольский “Белый Бим, черное ухо”, М.М. Пришвин “Кладовая Солнца” и др.)
- Рассказ «Кусака» написан в 1901г., но не утратил актуальности.
- Что такое рассказ? (небольшое эпическое произведение , повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека)
- Какова же тема рассказа? (жизнь бездомной собаки)
-Идея? Что хотел сказать автор? ( Показать жестокость людей )
Дома вы прочитали и составили цитатный план рассказа.
1часть « В одиночестве она копила страх и злобу»
-Рассказ начинается тройным отрицанием. Прочитайте 1-е предложение. Как вам кажется, зачем это автору?
(Читатель с первых слов ощущает ситуацию безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт собака.)
-Почему действие рассказа начинается именно зимой?
(Это время года, когда бездомным животным приходится особенно трудно; к тому же эта зима была долгой и морозной.)
-Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки?
(Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб.)
-Чем можно объяснить такое отношение?
(Со стороны людей – желание повеселиться, развлечься.)
-Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?
(На улицу её гнали голод и инстинктивная потребность в общении.)
-Что значит – инстинктивная? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет?
(Инстинкт – врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – это противоестественное состояние.)
Обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце, рассказывая о жизни Кусаки. ( Ищут в тексте.) Слайд 9
(Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.)
-Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?
(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)
-Последний глагол в ряду – копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?
(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Кусака копила страх и злобу)
Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем, что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать – в результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.
И ещё на одно слово в этом абзаце обратите внимание: гонимая. Часть речи? Вид? В данном случае страдательное как нельзя больше соответствует своему названию. Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.
Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком. Почему он пнул собаку?
Слайд 10
И снова замкнутый круг: одни обижают от хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие от плохого настроения, чтобы выместить обиду и злобу.
-Чувствуем ли мы авторское отношение к человеку, ударившему собаку? Как оно выражено?
(Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной – негативной окраской.)
-Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).
- Зачем бескорыстно (это как? Без выгоды) сторожила дачу? ( Ей было важно быть нужной кому-то)
- Чем заканчивается глава? (пейзажем) перечитайте.
-Почему зимняя ночь тянулась долго-долго? ( для нее долго)
2 часть Обратимся ко второй части.
Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены?
(С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).
Как озаглавили? «У нее отняли ее непримиримую злобу»
- Как же отняли ее непримиримую злобу? ( Весна, девочка Леля (имя весеннее), все вокруг зеленое, голубое, беззлобное)
перечитать эпизод «Леля и Кусака»
3 часть «Всею собачьей душой расцвела Кусака»
Кусака меняется как внутренне, так и внешне.
Найдите описание внешности Кусаки.
Интересно, что в первой главе о внешности собаки сказано только 2 слова: грязная и некрасивая.
А здесь, в 3 главе, дано как бы двойное описание: что было и что есть. Попробуем разделить. Слайд 11
БЫЛО ЕСТЬ
Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью.Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страх Шерсть почернела и стала лосниться как атлас.
…важно осматривала улицу вверх и вниз
Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали
Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем
Обратите внимание на заключение, сделанное автором в конце описания Кусаки.
-А почему? Почему в некрасивую грязную собаку бросали палки и камни, весело улюлюкали, пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу, никому не приходило в голову бросить камнем? Неужели люди вдруг изменились, стали добрее?
Выходит, что голодная, грязная и жалкая Кусака почему-то вызывала у людей не желание покормить и пожалеть её, а сделать ещё более несчастной, увидеть страх в её глазах.
А когда Кусака “стала лосниться” и взгляд приобрёл важность, людям дразнить её стало просто неинтересно.
Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие? Слайд 12
Внутренние перемены давались Кусаке нелегко: “И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”.
Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.
Кусака изменилась, благодаря приехавшим “очень добрым дачникам”, как говорит о них автор. А вас ничего не настораживает в поведении этих “добрых людей”?
Перечитать эпизод со слов: « Но такою гордою и независимой…»
Она не умела ласкаться . А чувства какие выражает? (восторг, благодарность, любовь)
-Как получается ? (неуклюже, гибкое тело становится жалким) Почему?
Слайд 13 (перечитываю)
-Что за странная мольба в глазах у Кусаки? (она боялась, что ее могут оставить)
-Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?
( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)
Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ. А что в жизни Кусаки осталось как прежде?
(В основе отношения к ней людей лежит только желание повеселиться; одна лишь разница: веселятся по-разному.)
4 часть «Убежала, смутно предчувствуя беду»
Слайд 14 (Рис с Лелей)
Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно любит Кусаку?
(Леля приручила собаку, потому что было хорошее настроение, хотелось веселья. Девочка говорит, что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать, ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого щенка плакать ей уже не хочется. Леле становится скучно, и она забывает даже попрощаться с Кусакой.)
Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход из ситуации? Любила ли она Кусаку?
5часть «Собака выла безнадежно спокойно»
Перечитать самой .
В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли.
-Обратите внимание на то, что большое место занимает пейзаж.
«Наступила ночь» с красной строки. Зачем выделил автор? ( Темнота указывает на безнадежное будущее. Круг замкнулся. Снова зима. И она завыла. )
Слайд 15, 16
Давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было.)
Слайд 17 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ
Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить”), сытость.
Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую злобу”. Что значит - отняли? Объясните лексическое значение этого слова.
(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)
-Что можно отнять?
Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)
-А так ли уж ценна и нужна злоба?
(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.)
-Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему?
Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и готова бороться за своё существование, а безнадёжное спокойствие – это равнодушие, отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй, хуже смерти.
Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.
Слайд 18
Перед вами 3 иллюстрации к рассказу ЛА. Как вам кажется, к какой части каждая из этих иллюстраций?
Обычно, когда художник берётся иллюстрировать книгу, он выполняет все рисунки в одном цветовом решении. Перед нами же иллюстрации, нарисованные одним человеком, но они разные. Как вы думаете, почему?
Судя по цвету, преобладающему в той или иной части указано состояние Кусаки
Рисунки ребят (тоже указать особенности, почему так изобразил)
ВЫВОДЫ:
-Чей поступок для Кусаки больнее – Лели или пьяницы-мужика?
-Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе? Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к Кусаке?
-Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?
История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.
-Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?
Рассказ заставляет задуматься, почему бездомные животные, каждый день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то мимолётную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать.
-И ещё один вопрос: Только ли об отношении к животным этот рассказ?
Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу.
-Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?
Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.
Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ ЛА, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.
Авторская позиция: своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.
В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.
Писатель помог нам понять, почувствовать, что низко и недостойно человека обижать тех, кто слаб и беспомощен. Л.Андреев как будто предупреждает нас: не совершайте поступки, за которые будет стыдно.
Дома: Сочинение-миниатюра – Зачем Леонид Андреев рассказал нам историю Кусаки? (3–5 предложений.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ Леонида Андреева "Кусака"
План-конспект урока....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Разработка урока по рассказу Леонида Андреева "Кусака"
Данная работа предназначена для учителей, работающих в 7 классе по учебнику В.Коровиной...
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы в 7 классе...
Отзыв на рассказ Леонида Андреева "Кусака".
Данная работа - это отзыв на прочитанный рассказ Леонида Андреева "Кусака"....
"Те, кого мы приручаем…» Урок литературы по рассказу Леонида Андреева «Кусака»
Урок литературы по рассказу Л.Андреева...
Конспект урока литературы в 5 классе "Рассказ Леонида Пантелеева "Главный инженер" (урок смыслового чтения)
В данном конспекте представлены некоторые приемы смыслового чтения...