Рассказ Леонида Андреева "Кусака"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Л.Андреев «Кусака»
ФИО: Козлова | Татьяна Алексеевна | |
Место работы: | МОУ Мохсоголлохская СОШ Хангаласский улус Республика Саха (Якутия) | |
Должность: | учитель русского языка и литературы | |
Предмет: | литература | |
Класс: | 7 класс | |
Тема и номер урока в теме: | Л.Андреев «Кусака». Урок 1. | |
Базовый учебник: | Литература 7 класс, под ред. В.Я.Коровиной |
8. Цель урока: познакомить учащихся с краткой биографией писателя; показать значимость, поставленных им проблем; развивать навыки анализа текста.
9. Задачи:
- обучающие: дать представление о жизни писателя, познакомиться с произведением
-развивающие: развивать умение работать с презентациями, учебником, развивать навык работы с текстом
-воспитательные: воспитание доброты, милосердия, ответственности за приручённых животных
- Тип урока: урок изучения нового материала
- Формы работы учащихся: подготовка презентации и выступление с ней, работа с текстом, составление плана, анализ текста
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
- Структура и ход урока
Ход урока.
- Оргмомент . Целевая установка.
- Слово учителя о Л.Андрееве с использованием интерактивной презентации (см. приложение)
- Рассказ Л.Андреева «Кусака» (прочитан учащимися дома).
Беседа по восприятию.
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Почему Кусака перестала доверять людям?
- Что вы думаете о дачниках?
4. Работа с текстом. Составление плана рассказа.
1) Жизнь собаки до встречи с дачниками.
2) Как Кусака получила своё имя.
3) «Всей своею собачьей душою расцвела Кусака».
4) «Кусаку придётся оставить…»
5) Снова одиночество.
5. Анализ содержания.
- Отчего люди делались «ещё добрее, чем были»?
- Почему собаке было «больно от непривычной ласки, словно от удара»?
- Отчего «расцвела» собака»?
- Почему дачники не взяли собаку в город?
- Какие слова в 4 главе говорят о том, что сожаление Лёли был не совсем искренним?
- Как изменяется пейзаж на протяжении рассказа? Какое значение это имеет?
- Если бы собака жила в других условиях, была ли у неё та же кличка?
Звучит песня Т.и С.Никитиных «Собака бывает кусачей…»
- Определите, чем отличается интонация песни от интонации рассказа.
- Сопоставьте слова песни «Собака хватает прохожих за пятку …» с фрагментами рассказа ( первый и последний абзацы рассказа).
Вывод: в песне страдания собаки передаются шутливо, схематично, а, читая рассказ, мы переживаем, сочувствуем собаке.
6. Вывод по уроку.
- Кто виноват в одиночестве Кусаки?
- Какова судьба собаки в дальнейшем? Будет ли она доверять людям?
- Какие вы читали ещё произведения, где героями являются животные?
7. Домашнее задание: Написать рассказ о животном ( о своём или о бездомном).
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Знакомство с личностью писателя | 1 | Слово учителя о писателе c демонстрацией. | Запись в тетрадь кратких сведений о писателе. | 7 мин. |
2 | Беседа по восприятию | Задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы | 5 мин. | |
3 | Работа с текстом. Составление плана рассказа | Помогает, направляет | Работают с текстом. | 10 мин. | |
4 | Анализ содержания рассказа. | Задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы учителя, подбирают аргументы в тексте. | 10 мин. | |
5 | Прослушивание песни. | 2 | Слушаем песню. | Слушаем песню | 3 мин. |
5 | Вывод по уроку | Задаёт вопросы | Отвечают на вопросы учителя | 5 мин. | |
6 | Домашнее задание | 4 | Комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | 5 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
Формирование в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....
Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
Цели урока: - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»; - формирование навыков анализ...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...
Урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот" "Повесть о любви и верности?"
Данная презентация поможет провести урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот". Она содержит в себе дополнительный материал к произведению, включае задания по работе класса с текстом....
Разработка урока по рассказу Леонида Андреева "Кусака"
Данная работа предназначена для учителей, работающих в 7 классе по учебнику В.Коровиной...
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы в 7 классе...
Урок литературы (внеклассное чтение) Рождественская тема в рассказе Леонида Андреева «Ангелочек»
Приводится разработка урока литературы 6 класс...