«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по рассказу "Кусака" Л.Андреева | 50.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?»
(По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
урок литературы в7 классе
Цели урока:1).Дать первые представления о писателе, о тематике его творчества.
2).Помочь учащимся почувствовать сострадание и милосердие ко всему живому, вызвать у них чувство доброты и содействовать их нравственному воспитанию.
3).Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим;
Задачи урока:1)развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся;
2)формировать навыки художественного анализа;
3) развивать навыки творческой работы в ходе анализа художественного произведения.
Оборудование к уроку:
-портрет Л.Андреева,
-иллюстрации к рассказу, выполненные учащимися.
- текст рассказа Л.Андреева «Кусака»;
-мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер
Методические приёмы:
-аналитическая беседа;
-комментированное чтение;
-составление кластеров;
-анализ ключевых эпизодов;
-применение ИКТ (Презентация MS Power Point);
Структура урока:
1.Сообщение учителя о писателе.
2.Комментированное чтение рассказа.
3.Вызов к уроку.
4.Анализ ключевых эпизодов.
5.Составление кластера.
6.Вывод по рассказу.
(Урок рассчитан на два часа.)
Эпиграф к уроку:
Милосердие – готовность помочь
кому-нибудь или простить кого-нибудь
из сострадания или человеколюбия.
Из словаря И.С.Ожегова.
Ход урока.
- Сообщение учителя о личности писателя Л.Н.Андреева.
Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в Орле. Это очень талантливый писатель. Его талант в самые ранние годы отмечали и Лев Толстой, и А.П.Чехов, и М.Горький. Внук орловского дворянина и крестьянки, сын бедного землемера, писатель познал ужасы городской окраины, полуголодный студенческий быт, мучительный разлад с самим собой, ненависть к бессмысленному существованию.
Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя ( «Петька на даче», «Кусака»). Умер Леонид Андреев вдали от Родины, в эмиграции в Финляндии в 1919 году.
2.Комментированное чтение учителем рассказа «Кусака».
3.Вызов к уроку .
-Подумайте, о чём этот рассказ, какой теме он посвящён?
4.Анализ ключевых эпизодов.
1).Какова композиция рассказа, как он строится? Можно ли части озаглавить?
(В рассказе 5 глав, каждая глава посвящена определённому периоду жизни
собаки, части можно озаглавить).
2).Какое время года изображено в начале рассказа и описанием какого времени года заканчивается повествование? (Такая композиция называется кольцевой).
3).Каким изображается собака в начале рассказа ( «грязная и некрасивая»).
4).Каким словом автор называет собаку? (Местоимением «она»). Почему?
5).Почему к собаке такое отношение со стороны людей? (Потому что собака бездомная, без имени. Обратите внимание: писатель не случайно употребляет слово «без имени», отношение к собаке как к человеку).
6).От какого лица ведётся повествование и с какой целью? (От третьего лица, от лица рассказчика, для того чтобы глубже выразить отношение самого автора к происходящему).
7).В чём нуждается собака, чего её больше всего недостаёт? (Ласки, заботы, общения, внимания, доброты со стороны людей. В сущности того же самого, чего не хватает и людям. Мы читаем: «Зимняя ночь тянулась…месяц посылал свой робкий луч» - напоминание о домашнем тепле, о людях. Равнодушие и презрение людей превратили добрую собаку в злую, кусачую.).
8).Как изменилась собака с приездом дачников? В чём выражаются эти перемены? (У неё появилась кличка «Кусака, «Кусачка»). Как автор описывает эти перемены в собаке? Отчего Кусака испытывает боль даже от ласки детских рук? (Непривычная ласка).
9).Объясните смысл выражения «Всей собачьей душою расцвела Кусака»?(зачитать отрывок: «длинная шерсть стала лосниться, как атлас»).
10).В конце рассказа автор вновь включил описание Кусаки. Как она теперь выглядит? ( «промокшая, грязная»).
5.Составление кластера (вывод по композиции рассказа).
Таким образом, кольцевую композицию можно представить графически:
(грязная, некрасивая Кусака (длинная шерсть…
злая) стала лосниться, как атлас,
собака кольцевая ласковая)
зима композиция весна, лето
она собака (промокшая, грязная,
(бродяга) несчастная)
Осень
1).Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? ( Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).
2).Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? ( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. « Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку»). Как меняется описание природы одновременно с переменами, происходящими в Кусаке? ( «пьянящий воздух, тепло, свет»).
3).В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? ( Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время оставалась гордой и независимой).
4).4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой троп использовал автор и с какой целью? ( Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой). Кто ещё в рассказе испытывает чувство жалости к Кусаке? (Леля, но даже она забыла попрощаться с Кусакой, наверное, её было стыдно перед собакой, всё-таки она девушка воспитанная. Леля произносит слово «жалко», больше в защиту Кусаки она ничего не говорит, хотя собака больше привязана именно к ней. «Леля была готова заплакать, но не заплакала»).
Что самое печальное в этом рассказе, на ваш взгляд?
(После вариантов ответов учащихся учитель зачитывает диалог из рассказа).
- А Кусаку придётся оставить. Бог с ней! Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя.
-Жалко, -повторила Леля, готовая заплакать.
-Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. А это что – дворняжка.
Вывод по рассказу:
Приговор собаке вынесен только потому, что она не породистая, а простая дворняжка. Догаевский породистый щенок «уже служит», - читаем мы, а Кусака разве не служит? Вспомните, как преданно она охраняет хозяев, зная, что «люди спали, были беспомощны… и собака ревниво сторожила их».
1).Как вы оцениваете такой поступок дачников, временных хозяев Кусаки, ведь именно благодаря им собака стала той самой Кусакой, которую все полюбили, зауважали? (Это предательство по отношению к ней, жестоко. Кусака никогда не предаст, какими бы солидными ни были её хозяева, богатыми или бедными, она просто будет им верно, бескорыстно служить, а порода для неё ничего не значит. А дачники, «очень добрые люди», предали Кусаку, причинив ей ещё большую боль, чем раньше, когда мы читали о ней в начале рассказа) Почему? ( Потому что люди её приручили, а затем бросили на произвол судьбы. Конечно, это очень жестоко. Кусака не заслужила такого к себе отношения. Люди, наверное, думали, что приютили бездомную собаку, сделали доброе дело, помогли ей).
2).Как меняется пейзаж в конце 4 главы? Какую параллель можно провести между описанием природы и настроением Кусаки? Найдите соответствующие цвета, глаголы, наречия и прилагательные, передающие грустное настроение собаки. (В описании природы теперь преобладают мрачные тона: серые, тёмные. Олицетворения: «мрак заполнил пустую дачу, бесшумно выползал он из кустов, свет долго боролся с тьмою, стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь»).
3).Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? ( « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение этого глагола?
ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.
ЛАЯЛА ВЫЛА
«Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.
Почему же люди не смогли проявить милосердие к собаке. Ведь дачники попались ей добрые. Разве доброты и жалости недостаточно для милосердия. Каких качеств ещё недостаёт? Что бы вы включили в это понятие?
Необходимо: СОЧУВСТВИЕ
СОСТРАДАНИЕ
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ЛЮБОВЬ
ЗАБОТА
Cоставляем кластер:
ЧТО ТАКОЕ МИЛОСЕРДИЕ?
любовь
жалость сочувствие
доброта милосердие сострадание
забота сопереживание
понимание
На что похож кластер? На солнце. Значит, милосердие похоже на СОЛНЦЕ!
Все слова получились «тёплые и светлые».
Подведём итоги.
В конце 4 главы появляется образ деревенского дурачка Илюши. Какова роль этого персонажа?
Люди дразнят Илюшу, зло над ним насмехаются, хохочут, согласны дать ему копеечку, если Илюша им дрова наколет. Люди одинаково равнодушны и к себе подобным. Что уж говорить о собаке. Кто прежде всего нуждается в милосердии? На Руси всегда призывали проявлять милосердие к нищим, юродивым, бездомным, немощным. Но человеческое равнодушие бывает порой сильнее милосердия, от которого одинаково пострадали и дурачок Илюша, и Кусака.
Вопрос к классу: А вы помогаете нуждающимся, проявляете милосердие к старикам, бездомным, братьям нашим меньшим?
(На экране: высказывания великих людей о милосердии.)
Перед вами высказывания великих людей: Джека Лондона, Антуана де Сент-Экзюпери, которые отличались своей безграничной любовью к животным. Выберите афоризм, который мог бы стать эпиграфом к нашему уроку, аргументируйте свой выбор.
1.Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её.
Джек Лондон.
2.Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Артур Шопенгауэр.
3.Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.
Антуан де Сент-Экзюпери.
4.Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими.
Антуан де Сент Экзюпери.
Домашнее задание: Я поставила вопросительный знак в конце темы урока: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (Это тоже слова Экзюпери).
Напишите свой ответ на этот вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Конспект урока литературы, 7 класс....
"Мы в ответе за тех, кого приручили" по рассказу Л.Андреева Кусака
Урок литературы 6 класс...
Конспект урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Технологическая карта урока. Цель-знакомство обучающихся с рассказом Л.Андреева "Кусака", обсуждение нравственных проблем, поднятых на ее страницах....
"Те, кого мы приручаем…» Урок литературы по рассказу Леонида Андреева «Кусака»
Урок литературы по рассказу Л.Андреева...
Методическая разработка урока ""Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака»" (технологическая карта)
Данный урок направлен на анализ рассказа "Кусака" (текст читают учащиеся дома самостоятельно) и яляется первым при изучении данной темы. На уроке предполагается парная, групповая и индивидаь...