Литературная игра по сказам П.П. Бажова
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок-игра повышает интерес учащихся к изучению литературы, вопросы и задания позволят учителю проверить знания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_igra_bazhov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»

Методическая разработка  литературной игры по сказам П.П.Бажова  для 5 класса

Выполнила

 учитель русского языка

и литературы Мамонтова Н.Л.

(II квалификационная категория)

Электросталь 2012


Литературная игра для 5 класса

 по сказам П.П. Бажова

  1. Вступительное слово учителя

На уроках литературы мы читали и обсуждали сказы Павла Петровича Бажова. Мы узнали о жизни и судьбе сказочника, об особом жанре сказа, прочитали об уральских мастерах и их нелегком труде. Сегодня нам предстоит соревнование, в котором мы найдем самых внимательных читателей, самых быстрых, сообразительных, самых красноречивых сказителей и самую творческую команду.

  1. В игру вступают 3 команды школьников по 5-6 человек в каждой

1 тур - Блиц

Командам задаются короткие вопросы, требующие моментального и краткого ответа. Ведущий адресует вопросы каждой из команд по очереди. В случае отсутствия ответа или неправильного ответа право ответа переходит к соперникам.

Вопросы первой команде:

1. Сколько лет было Данилушке, когда он попал к Прокопьичу? (12)

2. Почему Степан отказывается жениться на Хозяйке Медной горы? (Потому что у него есть невеста Настасья)

  1. В какие камни превратились слезы хозяйки Медной горы? (в медный изумруд)
  2. Кто помог Данилушке выздороветь после жестокого наказания, порки? (бабка Вихориха)
  3. Назовите имя невесты Данилушки (Катя Летемина)
  4. Чему научила Танюшку прохожая странницу, остановившаяся в их доме? (вышивать шелком и бисером)

Вопросы второй команде

  1. Почему Настасья не любила носить украшения из малахитовой шкатулки? (они были тяжелыми, холодными и слишком богатыми)
  2. Кого называют малахитницей? (Хозяйку Медной горы)
  3. Что известно о родителях Данилушки? (ничего, он их не помнит, сирота)
  4. Что передает Хозяйка Медной горы Степану в подарок для его невесты? (малахитовую шкатулку)
  5. Кого называет Хозяйка Медной горы своим войском? (ящерок)
  6. Сколько детей было у Степана и Настасьи? (трое)

Вопросы третьей команде

  1. В какое время года начинается действие сказа «Медной горы хозяйка»? (летом)
  2. Как нашла Танюшка малахитовую шкатулку после того, как Настасья перепрятала ее в подполье? (по свету и теплу из-под пола)
  3. За что подвергся Данилушка жестокому наказанию от приказчика? (пропала корова приказчика в стаде, которое он пас)
  4. Данилушка мечтает выточить чашу, подобную цветку. Какому именно? (Дурман-цветку)
  5. В кого превращалась Хозяйка Медной горы на глазах Степана? ( в ящерицу с человеческой головой)
  6. Какого цвета были камни, в которые превратились слезы Хозяйки Медной горы? (зеленого)

2 тур- Сказочник Павел Петрович Бажов

Участникам раздаются листы с напечатанными «фактами»  из жизни и творчества Бажова. Некоторые из утверждений ошибочны. Необходимо указать какие и исправить ошибки.

П.П. Бажов родился в семье мастера одного из старинных уральских заводов

П.П. Бажов в молодости работал горным мастером, добывал малахит

Неверно. Начал свой трудовой путь учителем в глухой уральской деревне Шайдурихе

В семье  Бажова и его жены Валентины Александровны Иваницкой было семеро детей

П.П. Бажов учился в пермской духовной семинарии

Бажов услышал истории, которые легли в основу сказов, от своей жены, а она, в свою очередь- от своего деда

Неверно. Бажов сам собирал фольклор, легенды, путушествуя в летние каникулы по Уралу.

Мальчишечье прозвище Бажова – Колдунков стало его литературным  псевдонимом , «Егорша Колдунков», которым он подписывал свои первые произведения

В это время, пока команды выполняют письменное задание, проводится игра со зрителями.

Вопросы к игре со зрителями:

1. Вспомните, в кого (или во что) превращается Хозяйка Медной горы в прочитанных сказах? (в ящерицу с человечьей головой, в синеватый туман)

2. Что отвечала Настасья всем, кто сватался к ней после смерти Степана? («Хоть золотой второй, а все робятам вотчим»)

3. Мертвого Степана нашли с зажатыми в руке редкими драгоценными камнями. Что стало с ними потом? (Они рассыпались в пыль)

4. Где советует Степану  Хозяйка Медной горы поискать нужный для чаши камень? (На змеиной горке)

5. Перечислите испытания, которые проходит Степан в сказе «Медной горы хозяйка» (сказать приказчику, чтоб убирался отсюда, испытание богатством, не вспоминать о ней)

3 тур- Словарь сказов Бажова

Участникам предлагается вспомнить значение уральских слов, используемых в сказах.

Представители команд по очереди подходят к столу ведущего и выбирают карточки, на которых слово, значение которого надо вспомнить. На обдумывание –полминуты

При отсутствии правильного ответа, право ответа получает другая команда

Предлагаются слова: зарукавье, мешкотный, штольня, щегарь, хитник, умуется, разоставок, пригон, обальчик, завозня, голбец, гарусинка, неочесливый, из кистей выпала, полер навести, охтимнеченьки, тонцы-звонцы

4 тур- Узнай героя.

Ведущий читает описание героя сказа. Участники команды должны отгадать, о ком идет речь. Угадывают после прочтения  отрывка- 5 баллов.

После этого участникам задаются вопросы о том, как поступил их герой в той или иной ситуации. Правильный развернутый ответ- 5 баллов.

Предлагаемые герои: Танюшка, Данилушка, Степан

Вопрос первому участнику:

Узнай героя: «…ни в мать, ни в отца, как вовсе маленькая была, на эту девчоночку люди дивовались» «Сама черненька да басенька, а глазки зелененьки» (Танюшка)

Вопросы: 1) Ты- Танюшка. Вспомни, как однажды в ваш дом постучала прохожая странница. Несмотря на крайнюю бедность, твоя мама, Настасья пустила ее переночевать, пожить… Когда странница собралась уходить, она оставила тебе, Танюшка, волшебный предмет. Какой именно это был предмет и в чем его волшебная сила? (Это граненая пуговка из стекла. К ней посоветовала обращаться странница, когда придет трудный случай. Обращалась к ней Танюшка, когда попросил ее приказчик Паротя вышить портрет)

2) Расскажи, Танюшка, как поступила ты с вором, забравшимся в ваш дом? (Сначала испугалась незнакомого человека с топором, а потом, когда он закричал, что ослеп, схватился руками за лицо, она его пожалела, хотела ковшик воды подать, потом пошла за помощью к соседям)

3) Приказчик Паротя так был околдован твоей красотой, Танюшка, что хотел заказать у мастерицы вышитый шелком ее же портрет. В чем особенность этого портрета? Сколько времени потребовала работа? Сколько денег стоила? (Танюшка вышила свой портрет, но в царском платье и дорогих каменьях; работала месяц, цена 100 рублей. Паротя хотел заплатить 300, но лишнего она не взяла)

Вопрос второму участнику:

Узнай героя: «Один-то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало..» (Степан)

Вопросы: 1) Ты-Степан. Ты поступил мужественно, без искажения передав приказчику слова Хозяйки Медной горы о том, чтобы он убирался с Красногорского рудника. Выполнил ли приказчик требование Хозяйки? (Да, выполнил, на Красногорке работы прекратили, но уже после наказания Степана)

2) Как объясняет надзиратель, почему в одном и том же забое Степан добывает двойную норму малахита самого лучшего сорта, а  племянник надзирателя- ничего доброго добыть не может? (Они считают, что Степан душу нечистой силе продал)

3) Что просит Степан у барина в награду за добытые огромные малахитовые камни? (вольную для себя и своей невесты)

Вопросы третьему участнику

Узнай героя: «На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки» (Данилушка)

Вопросы: 1) На какие работы ставил приказчик Данилушку, прежде чем он попал к Прокопьичу? (Казачок в барском доме, подпасок)

2)  Кто холста на онучи отрежет, рубашонку новую сошьет. Про кусок и разговору нет- каждая норовит дать побольше да послаще»- За что же так любят деревенские девушки Данилушку? ( за превосходное умение играть на рожке)

3) Много удивительного видит Данилушка в подземных царствах у Хозяйки Медной горы, но вот каменный цветок она показывать ему не хочет. Почему? ( Она говорит, что все видевшие его потом к ней же возвращаются, напоминает о Прокопьиче, о Кате, просит пожалеть их)

5 тур- Кто быстрее?

Учащимся выдаются разрезанные названия сказов Бажова. Какая команда быстрее и правильнее сложит названия сказов?

Травяная западенка

Хрупкая веточка

Дорогое имячко

Кошачьи  уши

Змеиный след

Ермаковы лебеди

Таюткино зеркальце

Железниковы покрышки

Золотой волос

Приказчиковы подошвы

Живинка в деле

Голубая змейка

6 тур- Конкурс сказителей (домашнее задание)

Заранее подготовленные учащиеся пересказывают (сказывают) фрагменты произведений Бажова. Оценивается при этом сохранение стиля сказа, речевые особенности. Участники ограничены во времени- не более 3-4 минут По желанию команды творческое задание может сопровождаться иллюстрациями к этому фрагменту либо музыкальным сопровождением.

1 команда – пересказ отрывка из сказа «Медной горы хозяйка» от слов «На другой день поутру…» до слов «… даже не у всякой богатой невесты бывает»

2 команда- пересказ отрывка из сказа «Каменный цветок» от слов « Время осеннее было…» до слов «Ну, известно, осень»

3 команда- пересказ отрывка из сказа «Малахитовая шкатулка»  от слов «Вот эта женщина и занялась Танюшку учить» до слов  «Твой покойный отец его добывал-то»

3 Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

"Своя игра" по сказам П.П.Бажова

Урок-игра по сказам П.П.Бажова "Каменный цветок", "Хрупкая веточка", "Горный мастер", 5 класс...

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....