Урок литературы в 8 классе "Отрывок из "Бориса Годунова"
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме
Урок литературы в 8 классе "Отрывок из "Бориса Годунова" (презентация на три урока). Программа Т.Ф.Курдюмовой. Музыкальные файлы - приложение к презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boris_godunov_8_kl..ppt | 2.68 МБ |
ariya_borisa.rar | 1009.92 КБ |
kol._zvon.rar | 228.65 КБ |
slavsya.rar | 780.28 КБ |
sm.vremya.rar | 582.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок 1. История создания. Историческая основа трагедии. Начало работы с текстом. Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.Пушкин
Повторение Какие жанры драматургии вам известны? Что такое трагедия?
С.В.Иванов. В смутное время 1598-1605
В.Васнецов. Иван Грозный И.Репин. Иван Грозный и сын его Иван…
Царь Федор Иванович
Царь Борис Годунов. Миниатюра
Царевич Димитрий
Масса И. Убийство царевича Дмитрия в Угличе. Ок. 1611.
Григорий Отрепьев Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве». В.О.Ключевский
Н. Неврев Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма.
Изгнание польских захватчиков из Кремля
«Ночь. Келья в Чудовом монастыре»
2-й урок. «Поэтическое откровение одной народной эпохи». Чтение и анализ сцены «Ночь, келья в Чудовом монастыре».
Словарь Днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье.
Образ Пимена. « Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях; умилительная кротость, младенческое и вместе мудрое простодушие, набожное усердие к власти царя, данной Богом, совершенное отсутствие суетности дышит в сих драгоценных памятниках времен давно минувших...». А.Пушкин
Анализ монолога Пимена Обратим внимание на такие строки из монолога Пимена: «Когда-нибудь монах трудолюбивый / Найдет мой труд усердный, безымянный...» Очевидно, герой не намеревается афишировать свое авторство. Почему? Что проявляется в этом: дань традиции или жизненная позиция персонажа? Каким принципом руководствуется старец в работе с историческим материалом? Монолог венчает фраза: «Но близок день, лампада догорает — / Еще одно, последнее сказанье». Каков метафорический смысл данных слов?
С.Галактионов. Пимен и Григорий Согласны ли вы с этой характеристикой, данной Григорием Пимену? Является ли последний смиренником? Можно ли сказать, что, затворившись в монастыре и отгородившись от всего мирского, он стал безразличен к добру и злу? Не обернулась ли на поверку его творческая объективность равнодушием, бездушием? Но сам Пимен до конца ли смирился внутренне? Что же мучает Пимена? Быть может, мы найдем ответ в его рассказе о российских самодержцах, которых он повидал на своем веку?
В.А.Фаворский. Пимен и Григорий Почему именно Григорию поверяет Пимен свои сокровенные думы? Но может ли Григорий стать преемником Пимена? Захочет ли? Каковы жизненные устремления юноши? Григорию трижды снится один и тот же сон. Каково его содержание? Как сон «комментирует» характер и судьбу Григория?
Понятия «самозванство» и «самозванец ». Самозванство - «Незаконное присвоение чужого имени, звания». Самозванец - «тот, кто выдает себя за другого человека, присвоив его имя, звание».
Каким представляется Пимен Григорию в конце сцены? Почему изменилась оценка деятельности летописца? Борис, Борис! все пред тобой трепещет, Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца — А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.
«Образ Пимена в трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" 1. А.С.Пушкин о характере летописца. 2. Пимен в трагедии «Борис Годунов». 1). Личностные качества героя: преданность творчеству, понимание высоты и значительности миссии летописца, чувство ответственности; подвижничество и бескорыстие; отсутствие тщеславия и авторская скромность; отрешенность от мирских треволнений и погруженность в пучину истории; стремление к объективности в изложении исторических фактов; независимость от сильных мира сего; жизненная мудрость, непримиримость со злом. 2) Отношение Пимена к монаршей власти: позитивная оценка личности и деятельности российских самодержцев прошлого; неприятие нынешней правящей верхушки; острое чувство вины за беззакония, творящиеся в стране. 3) «Честной отец» и его мнимый преемник. Пимен глазами Григория. 3. Роль сцены «Ночь, келья в Пудовом монастыре» в произведении. Значение фигуры летописца в трагедии.
Задание на дом: Самостоятельно составить план «Григорий Отрепьев в трагедии "Борис Годунов" (на материале сцены "Ночь, келья в Пудовом монастыре")». Индивидуальное задание : прочитать основные сцены, где появляется Григорий-Самозванец ( «Краков. Дом Вишневецкого»; «Ночь. Сад. Фонтан»; «Лес»), прокомментировать поведение героя, сделать выводы о его характере.
Урок 3-й. Образ Григория Отрепьева. Выводы об общей проблематике и идейной направленности.
План «Григорий Отрепьев в трагедии "Борис Годунов". I. Самозванец и самозванство. II . Григорий Отрепьев в трагедии «Борис Годунов». Личностные качества героя: Жажда власти. Стремление к богатству. Неразборчивое честолюбие. III . Как выражается отношение автора к своему герою и к самозванству?
Урок 3. Образ Григория Отрепьева. Проблематика и идейная направленность
«Григорий Отрепьев в трагедии "Борис Годунов". План I. Самозванец и самозванство. II . Григорий Отрепьев в трагедии «Борис Годунов». Личностные качества героя: Жажда власти. Стремление к богатству. Неразборчивое честолюбие. III . Как выражается отношение автора к своему герою и к самозванству?
В замке Вышневецкого Н.Неверев
Марина Мнишек В.Фаворский
Дмитрий Самозванец
Опера М.Мусоргского «Борис Годунов»
А.Головин. Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова
Н. Земцов С. Галактионов В.Фаворский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
методическая разработка урока по теме: "Правление Бориса Годунова"
методическая разработка урока для учащихся 7 класса...
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...