Разработка урока литературы в 7 классе по теме " Борис Пастернак "Никого не будет в доме...", "Июль"".
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Борис Пастернак "Никого не будет в доме", "Июль""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_po_teme._b.pasternak.docx | 23.89 КБ |
boris_pasternak.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы по теме
Борис Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль»
Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы № 37
Кирпитнёва Л.Б.
Цели: познакомить с основными фактами биографии Б.Л.Пастернака; показать своеобразие картин природы в лирике Пастернака, способы создания поэтических образов; развивать творческие способности, навыки анализа поэтического текста
Планируемые результаты: знание основных фактов биографии Б.Л.Пастернака, особенностей его творчества; владение элементами анализа поэтического текста; умения выразительно читать, определять роль изобразительных средств при создании картин природы; понимание связи поэзии с изобразительным искусством.
Оборудование: презентация к уроку, фонохрестоматия с произведениями Б. Пастернака.
Структура урока | Ход урока | Примечания |
1.Целеполагание | _ Ребята, сегодня мы с вами впервые встретимся с поэтом Борисом Пастернаком и познакомимся с его творчеством. - Как вы думаете какие мы должны поставить перед собой цели на этот урок? (1. Познакомиться с биографией автора. 2. Познакомиться с произведениями Б.Пастернака 3. Учиться анализировать поэтический текст 4.Учиться выразительно читать литературные произведения.) | Слайд № 1 Слайд № 2 |
2.Работа по теме урока а) Знакомство с биографией автора б) Анализ стихотворения «Июль» в) Анализ стихотворения «Никого не будет в доме…» | Работа со статьёй учебника (стр.142) -Прочитайте 1 абзац и подумайте над вопросом Какие обстоятельства жизни способствовали развитию творческих способностей Пастернака? (Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители - одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним). Прочитайте второй абзац и подготовьте вопросы по содержанию. (Каково было первое творческое пристрастие Пастернака?, Когда у Пастернака пробуждается интерес к поэзии? Когда поэтическое искусство становится главным делом его жизни? В 1915–1917 гг. поэт жил на Урале, служа на частных химических заводах. Пастернак создает замечательные по своему мастерству и вдохновенности лирические произведения и поэмы. Революцию он не принял душой и в числе многих российских интеллигентов иммигрировал из России. В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом. Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех… Как вы понимаете эти слова Пастернака? Творчество поэта разнопланово и многогранно, но центральное место в лирике Пастернака принадлежит природе. Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями, одно из них посвящено природе. Стр. 145 «Июль» Прослушивание стихотворения в грамзаписи. - Какое настроение вызывает у нас это стихотворение? (весёлое, задорное) Одна из задач, которые мы ставили перед собой на сегодняшний урок – это анализировать поэтический текст. А что значит анализировать поэтический текст? (Обратимся за справкой в словарь литературных терминов) Приступим к исследованию прочитанного. Прочитайте самостоятельно первые пять четверостиший. - Кто же является главным героем стихотворения? (июльский ветер, воздух) - Как автор называет своего героя? (привиденье, домовой, баловник-невежа, призрак, двойник, жилец приезжий, летний дачник, отпускник) -Если бы не было названия стихотворения, смогли бы мы понять о ком или о чём идёт речь? - Когда мы смогли понять, кто герой этого произведения? -Какими качествами обладает наш герой? (нечёсаный растрёпа, весельчак, болтун) -Кто может быть наделён такими качествами? (человек) - С каким литературным приёмом мы сталкиваемся? (олицетворение) - С какими действиями героя мы сталкиваемся? (мелькает, бродит, болтается) - Какое средство художественной выразительности является главным в этом стихотворении? (олицетворение) - Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным термином – персонификация. Определите размер стихосложения (ямб) - Как поэт передаёт в стихотворении не только краски, но и звуки лета? (прочитать) Б. Пастернак–великий мастер слова. Природа в лирике поэта восторг и наслаждение, радость и удивление. Выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Июль» - Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Б.Пастернака «Никого не будет в доме…» Прослушивание грамзаписи. - Какое настроение вызвало это стихотворение? (грустное). Какие слова на это указывают? (никого, сумерки, мокрые комья снега, унынье) -Как вы думаете, о чём это стихотворение? (об одиночестве) Перечитайте это стихотворение, попробуйте разделить его на части. Сколько получилось частей? (2) -Какие картины рисует автор в первой части? (сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна, мокрые комья снега, крыши.) -Меняется ли картина во второй части стихотворения и каким образом? (да, коренным образом, появляется надежда на изменение, появление литературной героини) – Каким словом назван приход лирической героини? (вторженье) -Какой видит автор свою героиню? Прочитайте (воздушной, недосягаемой, оторванной от мира) Это стихотворение было написано в 1931 году, когда, расставшись с женой и сыном, Борис Пастернак создаёт новую семью. Это время было тяжёлым для всех, и стихотворение связано с личными переживаниями поэта. А теперь обратимся к средствам художественной выразительности. На примере этого стихотворения давайте вспомним, что такое аллитерация Найдите примеры аллитерации (Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдёшь) Анафора - в переводе с греческого "анафора" обозначает единоначатие.. Анафора - это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока. Эта стилистическая фигура широко применяется в поэтической речи. Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие:
Находим анафоры Метафоры: завертит мной, кольнут виной | Слайд № 3
Слайд № 4 Слайд № 5 Анализ произведения - исследовательское прочтение художественного текста. Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Персонификация развёрнутое олицетворение, когда главный герой (предмет) приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер. Слайд № 9 Слайд № 10 Аллитерация-повторение схожих согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. Метафора-переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. |
3.Подведение итога урока | - Сегодня на уроке мы познакомились с биографией Б.Пастернака, познакомились и проанализировали его произведения. - Что мы можем сказать о лирике Пастернака? (она своеобразная, загадочная, недосказанная, его (автора) не всегда легко понять) Но мы с вами должны пытаться постигать мир Б.Пастернака и других великих поэтов. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Познакомиться с биографией автора Познакомиться с произведениями Б.Пастернака Учиться анализировать поэтический текст Учиться выразительно читать литературные произведения
Семья Семейство Пастернаков. 1905 год. Б. Пастернак с отцом и сестрами.
Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех Б.Пастернак
Б.Пастернак «Июль»
Как автор называет своего героя? Привиденье Домовой Баловник-невежа Призрак Двойник Жилец приезжий Летний дачник О тпускник
Какими качествами обладает наш герой? Нечёсаный растрёпа Весельчак Болтун
С какими действиями героя мы сталкиваемся? Мелькает Бродит Болтается Мешается Крадется Срывает Вбегает Взвивается
Персонификация Развёрнутое олицетворение, когда главный герой (предмет) Приобретает черты индиви.дуального лица, имеет характер
Б.Пастернак « Никого не будет в доме…»
Средства художественной выразительности Аллитерация – повторение схожих согласных звуков, придающее тексту особую выразительность Анафора – единоначатие, повторение речевых явлений(слов, звуков, строф, оборотов, расположенных в начальных частях речевого потока) Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"
Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"
Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Открытый урок в 6 классе по теме "Responsibilities at home" ("Обязанности по дому")
Урок для средней школы с использованием презентации и применением коммуникативно-деятельностного подхода...