Рабочая программа по литературе к учебнику Г.В.Москвина 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Арбузова Ольга Олеговна

Рабочая программа разработана на основе

v  Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,

v  Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Программа составлена на 70 часов 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rl_5_fgos.docx106.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
  • Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Программа составлена на 70 часов 2 часа в неделю.

В программе определены основные цели и задачи литературного образования:

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
  • развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.

Программа 5 класса строится не по хронологическому принципу, в основу ее положен деятельностный принцип.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучение литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, самостоятельный анализ явлений. Поэтому в названии каждого раздела содержится вопрос или познавательное противоречие.

Цели и задачи формирования познавательной компетенции в 5 классе достигаются при осознании и усвоении актуального для данного класса понятийного аппарата. При этом понятия, вводимые в 5 классе, поддерживаются и углубляются на последующем.

Понятийный аппарат включает в себя:

  •   искусство, литература, слово, художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

 Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, а от нее к русской литературе XVIII , XIX и XX веков.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении,юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения: драма как род литературы (начальные представлении); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления);
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слон в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки:
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монолог и диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ):
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений:
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине.
  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»

в основной школе (к окончанию 5 класса)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  •       1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  •      2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,  составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя,  инсценирование,  составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие/ учебный год): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

На уроке литературы рекомендуется проверять следующие виды деятельности:

  • восприятие;
  • истолкование;
  • оценку литературных произведений;
  • различные типы речевых высказываний

Содержание

Литература как искусство слова — 1 час

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

Реальность и вымысел. Фольклор.

Малые жанры фольклора — 1 час

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Русские народные сказки — 6 часов. Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

  • «Хрустальная гора...». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
  • «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
  • «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

Внеклассное чтение. «Пойди туда, не знаю куда...» — 1 часа

Авторская и литературная сказка

Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — 2 часа. Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.

Е.Л. Шварц. Сказка «Два клена» — 2 часа. Слово о писателе. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» — 1  час. Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» — 3 часа. Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор.

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» —2 часа. Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» — 2 часа

В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» — 1 час. Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

Внеклассное чтение. В. Гауф. Сказка «Холодное сердце» — 1 час

Басня

И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок»  — 2 часа. Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Внеклассное чтение. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья и Дуб»  — 1 час

Этот необычный мир...

Легенда

А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар» — 1 час Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» — 1 час. Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», «Из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге», «Создание славянской азбуки») — 2 часа. Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема авторства. Фольклорные элементы.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» — 2 часа. Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

Внеклассное чтение. «Легенда о Томасе Лермонте» —1 час

Лирическое стихотворение.  Мир чувств. Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И. Пущину» — 2 часа. Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — 2 часа. Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.

Мир природы

А.А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Мотылек», «Мальчику» — 2 часа. Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров...», «Летний вечер» — 2 часа. Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» —2 часа. Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.

И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...» — 1 час. Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

С.А. Есенин. Стихотворение «Береза» — 1 час. Слово о писателе. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком...» (пер. М.Ю. Лермонтова). И.-В. Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) — 1 час

Роман, повесть, рассказ

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) – 2 часа. Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.

А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» — 2 часа. Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» — 2 часа. Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» — 2 часа. Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.

Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога» — 1 час. Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише» — 1 час. Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.

М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» — 2 часа. Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

Внеклассное чтение. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) — 1 час.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

             Литература для учителя:

            1.  Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В.,

                 Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.

             2.  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москви Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,

                 2012

Интернет-ресурсы:

  1. http://lit.1september.ru/
  2. http://nsportal.ru/
  3. uchportal.ru

Литература для учащихся:

1. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,

   2012

2. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ сост. Москвина Г.В.,

    Пуряевой Н.Н. – М.: Вентана- Граф, 2012

3. Электронная библиотека lib.ru 


Учебно – тематический план

Тема

Кол-во

часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

                                                       1 четверть – 18 часов

1.

Литература как искусство слова

1

2.

Фольклор

4

2.1

Малые жанры фольклора

1

2.2

Русские народные сказки

3

1

1

3.

Авторская и литературная сказка.

10

3.1

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»

2

3.2

Е. Шварц. Сказка «Два клена»

2

3.3

Гофман. Сказка «Щелкунчик»

1

3.4

Н.В. Гоголь Повесть «Ночь перед Рождеством»

3

1

3.5

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

2

15

2

1

                                                        2 четверть – 14 часов

1.

Авторская и литературная сказка.

1

1

1.1

В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было»

1

2.

Итоговый урок по теме «Сказки»

1

3.

Легенды

6

1

3.1

А.С. Пушкин. «Анчар»

1

3.2

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

1

3.3

«Повесть временных лет»

2

3.4

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

2

1

4.

Басни

2

1

4.1

И.А. Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська».

10

1

3

                                                               3 четверть – 22 часа

1.

 Мир чувств                                                                                          

4

1.1

А.С. Пушкин. «Няне», «И.И. Пущину»

2

1.2

М.Ю. Лермонтов. «Листок», «Молитва»

2

2.

Мир природы

8

1

1

2.1

А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек», «Мальчику».

2

2.2

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер»

2

2.3

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

2

2.4

И.А. Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги»

1

2.5

С.А. Есенин. «Береза»

1

3.

Роман, повесть, рассказ

8

3.1

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо»

2

3.2

А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа»

2

3.3

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

2

3.4

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

2

1

19

2

1

                                                                4 четверть – 16 часов

1.

Роман, повесть, рассказ

9

1

1

1.1

Ю.П. Казаков. Рассказ «Олень рога»

1

1.2

Дж Лондон. Повесть «Сказание о Кише»

1

1.3

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

4

1

1.4

О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих»

1

1.5

М.М. Зощенко. Рассказы.

2

2.

Итоговый урок

1

3.

Резерв

3

13

2

1

ИТОГО

57

7

6



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тип урока

вид учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Предметные

Личностные

Метапредметные

1 четверть 18 часов

1

Литература как искусство слова

1

Урок изучения нового материала

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный

Иметь представление о связи литературы и жизни, о литературе как искусстве слова. Иметь понятие о вымысле.  Иметь представление о литературе как учебном предмете.

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности

Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию а также самостоятельно находить ее в материалах учебника

«Реальность и вымысел». Фольклор. Авторская и литературная сказка. Басня.

2

Малые жанры фольклора

1

Комбинированный урок

Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и  поговорок.

Коллективный, индивидуальный

Знать, что загадки, пословицы и поговорки – это основные малые жанры фольклора, выражающие  народное миропонимание.  Понимать  роль средств художественной изобразительности. Иметь представление о роли фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов

определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог

3

Русские народные сказки. «Хрустальная гора…». Волшебная сказка.

1

Комбинированный урок

Выявлять признаки сказки как жанра фольклора. Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Сжимать полученную информацию и представлять результаты в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки.

Коллективный, групповой,  индивидуальный

Иметь представление о сказке как о выражении народного миропонимания и мироотношения, о сказке как явлении фольклора.  Понимать  художественный мир сказок. Знать виды сказок. Знать признаки  волшебных сказок,  их нравственно-философские основы. Иметь представление о чудесном как об условии достижения идеала. Знать структуру волшебной сказки и её героев.

сформировать потребность в чтении УНТ как средстве познания народных идеалов, понять природу возникновения и исполнения произведений    

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

4

Как строится сказка

1

Комбинированный урок

Коллективный, групповой

5

«Как старик домовничал». Бытовая сказка.

1

Комбинированный урок

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, групповой, индивидуальный

Знать признаки бытовой сказки. Понимать своеобразие содержания.  Иметь представление об отражении народного уклада жизни и нравов. Уметь характеризовать поучительность бытовой сказки.

понимание особенностей сюжета сказки; умение  видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию

сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план

6

«Лиса и тетерев». Сказка о животных.

1

Комбинированный урок

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы

Коллективный, групповой,  индивидуальный

Знать признаки сказки о животных. Иметь представление об иносказательности. Знать своеобразие сюжета.  Уметь характеризовать мораль сказки о животных.

оценивать поступки с морально-этической точки зрения

умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения

7

Р/р. Пересказ сказок (от лица одного из героев, для разной аудитории)

1

Урок развития речи

Характеризовать героев сказки. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы

Групповой, индивидуальный

Уметь характеризовать  героя и сюжетную ситуацию. Знать особенности повествования (от лица одного из героев, для разной аудитории). Понимать роль детали.  

совершенствовать навыки пересказа и речи

8

Вн/чт. «Пойди туда, не знаю куда…»

1

Урок внеклассного чтения

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный

Иметь представление о сказке как о выражении народного миропонимания и мироотношения, о сказке как явлении фольклора.  Понимать  художественный мир сказок. Знать виды сказок.

умение формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ.

умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения

9-10

Литературная (авторская) сказка и фольклорная сказка.  А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2

Комбинированный урок

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Коллективный, групповой, индивидуальный

Иметь представление о народности литературной сказки.  Уметь видеть нравственную проблематику: проблема добра и зла, истинного и ложного. Знать сюжет сказки. Уметь характеризовать образы героев. Иметь представление о поэтическом мастерстве Пушкина.

формировать нравственные ценности, отношение к жизни

ставить учебную задачу под руковод ством учителя,  отработка умения  выразительно читать стихотворение

11-12

Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна»

2

Комбинированный урок

Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию.

Коллективный, групповой

Знать специфику драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Иметь представление о сказке-пьесе. Знать, кто такой читатель и зритель. Знать фольклорную основу сюжета. Уметь характеризовать образы героев.  Уметь видеть нравственную  проблематику сказки (торжество добра и справедливости).

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развивать навыки выразительного чтения , анализа текста; работать над ролью

13

Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик»

1

Комбинированный урок

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев

Коллективный, групповой, индивидуальный

Иметь представление о реальном и чудесном в сказке. Понимать значение мечты в реальной жизни. Уметь описать характер героини.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией

14-16

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

3

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Создавать письменный текст на заданную тему.

Коллективный, групповой, индивидуальный

Иметь представление о фантастической повести. Знать волшебные и фольклорные основы повести. Уметь выявлять художественные средства. Иметь представление о юморе.

знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…»,

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи  

17-18

М.М.Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца»

2

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный

Знать специфику сказки-были. Уметь находить сказочные элементы в произведениях. Уметь характеризовать образы героев.  Уметь видеть нравственную проблематику.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.

2 четверть 14 часов

19-20

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»

2

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения.

Коллективный, групповой, индивидуальный

Знать понятия «предание», «сказ», «сказка». Уметь находить реальное и чудесное. Уметь характеризовать образ главного героя, аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Понимать роль рассказчика.

формировать нравственные ценности, отношение к жизни

ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал, отрабатывать умения пересказа текста

21

В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было»

1

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, групповой

Знать специфику сказки-притчи. Иметь представление об иносказательности произведений.

формировать нравственные ценности, отношение к жизни

планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого

22

Р/р. Сочинение «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

1

Урок развития речи

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение.

Индивидуальный

Уметь аргументированно выбирать  тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой  вариант своего сочинения

23-24

И.А.Крылов. Басни.

2

Комбинированный урок

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни.

Коллективный, индивидуальный, групповой

Знать специфику басни. Уметь различать басню и сказки о животных. Знать основные образы и сюжеты. Уметь находить аллегорию и формулировать мораль.

владеть навыком объяснения смысла морали;  использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи

уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр

25

Вн/чт. Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга

1

Урок внеклассного чтения

Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный, групповой

Знать специфику басни. Уметь различать басню и сказки о животных. Знать основные образы и сюжеты. Выявлять характерные для  басен художественные приёмы (аллегория и мораль). Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений

26

Контрольное тестирование (по разделу «Реальность и вымысел»)

1

Урок контроля

Выполнять тест, давать развёрнутый письменный ответ на вопрос.

Индивидуальный

Уметь применять полученные ранее знания на практике, выполнять тестовую работу (части А, В,С)

знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий;

умение отвечать на поставленный вопрос

«Этот необычный мир…» Легенда. Лирическое стихотворение. Роман, повесть, рассказ.

27

Легенда. А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар»

1

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста  учебника.

Коллективный, индивидуальный

Знать специфику легенды, её отличие от сказки. Иметь представление об исторической и поэтической легенде.  Уметь видеть добро и зло в человеке и мире. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения.

уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт

умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос

28

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы».

1

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника

Коллективный, индивидуальный

Иметь представление о поэтической философской легенде.  Уметь видеть проблему жизненного выбора.  Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения.

формировать бережное отношение к природе

умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос

29-30

«Повесть временных лет»

2

Комбинированный урок

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный, групповой

Иметь представление о летописи как об одном из истоков древнерусской литературы. Уметь различать историю и предание. Иметь представление о проблеме автора. Уметь находить фольклорные элементы.

усвоить нравственные аспекты летописи

31-32

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

2

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный, групповой

Иметь представление о легендарном и художественном. Знать летописную основу произведения.  Иметь представление о проблеме человека и судьбы.  Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения.

33

Вн/чт. «Легенда о Томасе Лермонте»

1

Урок внеклассного чтения

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный

Знать специфику легенды, её отличие от сказки.

34

Р/р. Сочинение  «Моя легенда»

1

Урок развития речи

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение

Индивидуальный

Уметь аргументированно выбирать  тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой  вариант своего сочинения

3 четверть 22 часа

35-36

Лирическое стихотворение.  А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину».

2

Комбинированный урок

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы

Коллективный, индивидуальный, групповой

Иметь первоначальное понятие о лирике.  Иметь представление о мире души и чувств, о жизненной основе душевных переживаний.  Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения.

уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт

выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать

37-38

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва»

2

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Определять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный, групповой

Иметь представление о стремлении человека к гармонии с миром.  Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения.

уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт

выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать

39-40

А.А.Фет. Стихотворения.

2

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный

Иметь представление о лирических переживаниях человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения.

знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения

планировать свою деятельность под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос

41-42

Ф.И.Тютчев. Стихотворения.

2

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный

Иметь представление об образах природы в лирическом произведении. Иметь представление о связи мира человека и жизни природы.  Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения.

уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт,
Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль;

выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать

43-44

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»

2

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выявлять художественные особенности произведения. Давать письменный аргументированный ответ на вопрос.

Коллективный, индивидуальный, групповой

Иметь представление об отображении реальной жизни в лирике, о сюжетности в лирике.  Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения.

соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории

ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи  

45

И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…»

1

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Коллективный, индивидуальный

Иметь представление об отношениях человека и природы. Уметь определять ведущее настроение стихотворения.  Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения.

формировать бережное отношение к природе

46

С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза»

1

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Коллективный, индивидуальный

Иметь представление о самобытности поэта. Уметь характеризовать особенность создания картин природы, поэтический мир стихотворения.

уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт,
Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль;

выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать

47

Вн/чт. Г. Гейне. «На севере диком...».      И.-В. Гёте. «Ночная песня странника», «Мальчик с сурком»

1

Урок внеклассного чтения

Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный, групповой

Иметь первоначальное понятие о лирике.  Иметь представление о мире души и чувств, о жизненной основе душевных переживаний.  Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения.

уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт

48-49

Эпические жанры литературы.  Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы)

2

Комбинированный урок

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать сюжет и проблематику произведения.
Характеризовать героя произведения. Письменно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный

Знать роль события в эпическом произведении.  Иметь представление о случае и судьбе, о воле и труде в жизни человека.  Уметь характеризовать образ главного героя.

уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове;

уметь доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста

умение  сжато передать содержание статьи учебника, овладение  умением  выразительного чтения текста, ответа на вопросы, уме-ние комментировать текст,  установление ассоциативных связей с произведением живописи

50-51

А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа».

2

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы

Коллективный, индивидуальный

Уметь видеть нравственную проблематику: человек в необычной ситуации,  проблема испытания и преодоления.

уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментировать текст

52-53

А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

2

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный

Уметь видеть нравственную проблематику: человек в экстремальной ситуации, проблема испытания силы духа. Уметь характеризовать образ главного героя.

ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ, отвечать на вопросы

54-55

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

2

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопросы.

Коллективный, индивидуальный

Уметь видеть проблематику: таинственное и реальное в жизни, природа как тайна. Уметь характеризовать тему человека и природу в рассказе, образы главных героев.

уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ, отвечать на вопросы

56

Р/р. Рассказ – описание понравившегося героя

1

Урок развития речи

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение.

Индивидуальный

Уметь аргументированно выбирать  тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой  вариант своего сочинения

4 четверть 16 часов

57

Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога».

1

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героиню произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Коллективный, индивидуальный

Уметь характеризовать внутренний мир человека, раскрывать характер главной героини. Понимать роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

58

Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише».

1

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять произведения.

Коллективный, индивидуальный

Уметь характеризовать тему человека и природы. Уметь видеть особенности характера главного героя.

знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования на рода, показанные писателем;  умение объяснять, почему Д. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой

ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментировать текст

59-61

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

3

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения.

Характеризовать проблематику рассказа. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Письменно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения.

Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении. Сопоставлять произведения.

Коллективный, групповой, индивидуальный

Уметь видеть проблематику: человек в чрезвычайных обстоятельствах, преодоление себя. Уметь характеризовать образ главного героя.

понимать роль природы в жизни человека;  формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей

умение  сжато передать содержание статьи учебника, овладение  умением  выразительного чтения текста, ответа на вопросы, уме-ние комментировать текст,  установление ассоциативных связей с произведением живописи

62

Р/р. Рассказ – описание состояния человека, осознавшего сложность своего положения

1

Урок развития речи

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение.

Индивидуальный

Уметь аргументированно выбирать  тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой  вариант своего сочинения

работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал

готовить пересказ

умение составлять  сложный план; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать  свою  творческую энергию

64-64

М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»

2

Комбинированный урок

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

Коллективный, групповой, индивидуальный

Уметь видеть проблему: столкновение мира взрослых и мира детей. Иметь представление о комическом.

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

65-66

Вн/чт. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне)

1

Урок внеклассного чтения

Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения.

Коллективный, групповой, индивидуальный

Знать роль события в эпическом произведении.  Иметь представление о случае и судьбе, о воле и труде в жизни человека.  Уметь характеризовать образ главного героя.

67

Р/р. Сочинение – аннотация на прочитанное произведение

1

Урок развития речи

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение.

Индивидуальный

Уметь аргументированно выбирать  тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой  вариант своего сочинения

68

Контрольное тестирование  (по   итогам года).

1

Урок контроля

Выполнять тест, давать развёрнутый письменный ответ на вопрос.

Индивидуальный

Уметь применять полученные ранее знания на практике, выполнять тестовую работу (части А, В,С)

знать  изученные литературоведческие понятия, уметь  применять их на практике; знать биографию поэтов и писателей

планировать свою деятельность под руковод ством учителя, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

69-70

Резерв

2

Итого

70

Приложение № 1

к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

с использованием этнокультурного компонента

№ урока

Тема урока

Элементы содержания этнокультурного компонента

Виды учебной деятельности

1

Литература как искусство слова

Репродукция картины Н.Н.Ге «А.С.Пушкин в Михайловском», И.И.Фирсов «Юный живописец»

Беседа

2

Фольклор

Репродукции картин В.М.Васнецова «Баян»,  И.Я.Билибина «Иван-царевич и Жар-птица», иллюстрация к сказке «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», В.М.Васнецова «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером Волке»

Подбор языковых средств

3

Авторская сказка

Иллюстрация И.Я.Билибина к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», иллюстрация В.А.Цепиловой «Сказка о мертвой царевне», фрагменты жизни и творчества А.С.Пушкина,

Лекция

4

Авторская сказка

Музыка П.Чайковского «Вальс цветов» к балету «Щелкунчик»

Беседа

5

Авторская сказка

Иллюстрация М.П.Федотова к повести Н.В.Гоголя  «Ночь перед Рождеством»

Составление собственного речевого высказывания

6

Басня

Иллюстрации к басням И.А.Крылова

Заучивание наизусть

7

Легенда

Портрет А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

Анализ текстов

8

Легенда. Повесть временных лет

Фрагмент рукописи. Возникновение славянской письменности

Работа с иллюстрациями

9

Легенда. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

В.М.Васнецов «Встреча Олега с кудесником»

Выдвижение гипотез, аргументированный ответ

10

Лирическое стихотворение

Картины М.Ю.Лермонтова, И.И.Левитана «Березовая роща», «Весна-большая вода», «Вечерний звон»; А.С.Степанова «Журавли летят», В.А.Серов «Мужичок с ноготок», К.Е.Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Работа с иллюстрациями

11

Роман, повесть, рассказ

Репродукция картины - В.Е.Маковский «Ночное», "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей"; музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”

Анализ текста, пересказ,

12

Мы помним

Песни военных лет; документальный фильм о ВОВ; Аудиозапись Бернес Марк «Журавли»; картина Б. Неменский "Земля опаленная"

Сопоставление произведений разных видов искусства, беседа


                                                                                                                                        

РАССМОТРЕНО:        

СОГЛАСОВАНО:        

УТВЕРЖДЕНО:

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор «Школа №143»

____________/ ________________/

МБОУ «Школа №143»

____________/ С. П. Евдокимова /

Протокол №___________ от

_____________/ _________________/

Приказ № ________ от

«_____»    _________ 2015 г.

«_______» ____________ 201__ г.

«______»  __________ 201____ г.

                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета         литература     класс 5

учитель       Арбузова Ольга Олеговна          категория   первая  

Учебники и учебные пособия:

Москвин Г.В. Литература; 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч. /Г.В.Москвин, Н.Н. Пуряев, Е.Л.Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2013

Программа рассмотрена на заседании

Педагогического совета

протокол № «______»  

от «______» ________________ 201_______ г

2015/16 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 5 класс (102 часа). ФГОС

Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литерату...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по литературе к учебнику Курдюмовой ФГОС

Рабочая программа + ктп 5-9 класс5 класс - 105 часов (3 часа в неделю)6 класс - 105 часов (3 часа в неделю)7 класс - 70 часов (2 часа в неделю)8 класс - 70 часов (2 часа в неделю)9 класс - 102 часа (3...