Рабочая программа по литературе к учебнику Г.В.Москвина 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе
v Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
v Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Программа составлена на 70 часов 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rl_5_fgos.docx | 106.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
- Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Программа составлена на 70 часов 2 часа в неделю.
В программе определены основные цели и задачи литературного образования:
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
- развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.
Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.
Программа 5 класса строится не по хронологическому принципу, в основу ее положен деятельностный принцип.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучение литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, самостоятельный анализ явлений. Поэтому в названии каждого раздела содержится вопрос или познавательное противоречие.
Цели и задачи формирования познавательной компетенции в 5 классе достигаются при осознании и усвоении актуального для данного класса понятийного аппарата. При этом понятия, вводимые в 5 классе, поддерживаются и углубляются на последующем.
Понятийный аппарат включает в себя:
- искусство, литература, слово, художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, а от нее к русской литературе XVIII , XIX и XX веков.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении,юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения: драма как род литературы (начальные представлении); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления);
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слон в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки:
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монолог и диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ):
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений:
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения-миниатюры по картине.
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература»
в основной школе (к окончанию 5 класса)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;
- итоговый (за полугодие/ учебный год): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
На уроке литературы рекомендуется проверять следующие виды деятельности:
- восприятие;
- истолкование;
- оценку литературных произведений;
- различные типы речевых высказываний
Содержание
Литература как искусство слова — 1 час
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.
Реальность и вымысел. Фольклор.
Малые жанры фольклора — 1 час
Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
Русские народные сказки — 6 часов. Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
- «Хрустальная гора...». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
- «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
- «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
Внеклассное чтение. «Пойди туда, не знаю куда...» — 1 часа
Авторская и литературная сказка
Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки.
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — 2 часа. Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.
Е.Л. Шварц. Сказка «Два клена» — 2 часа. Слово о писателе. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.
Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» — 1 час. Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» — 3 часа. Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор.
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» —2 часа. Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.
П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» — 2 часа
В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» — 1 час. Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
Внеклассное чтение. В. Гауф. Сказка «Холодное сердце» — 1 час
Басня
И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок» — 2 часа. Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
Внеклассное чтение. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья и Дуб» — 1 час
Этот необычный мир...
Легенда
А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар» — 1 час Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» — 1 час. Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», «Из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге», «Создание славянской азбуки») — 2 часа. Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема авторства. Фольклорные элементы.
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» — 2 часа. Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
Внеклассное чтение. «Легенда о Томасе Лермонте» —1 час
Лирическое стихотворение. Мир чувств. Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.
А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И. Пущину» — 2 часа. Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — 2 часа. Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
Мир природы
А.А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Мотылек», «Мальчику» — 2 часа. Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров...», «Летний вечер» — 2 часа. Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» —2 часа. Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...» — 1 час. Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
С.А. Есенин. Стихотворение «Береза» — 1 час. Слово о писателе. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком...» (пер. М.Ю. Лермонтова). И.-В. Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) — 1 час
Роман, повесть, рассказ
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) – 2 часа. Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» — 2 часа. Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» — 2 часа. Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» — 2 часа. Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога» — 1 час. Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише» — 1 час. Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» — 2 часа. Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
Внеклассное чтение. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) — 1 час.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Литература для учителя:
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В.,
Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москви Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,
2012
Интернет-ресурсы:
Литература для учащихся:
1. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,
2012
2. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ сост. Москвина Г.В.,
Пуряевой Н.Н. – М.: Вентана- Граф, 2012
3. Электронная библиотека lib.ru
Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Развитие речи | Внеклассное чтение |
1 четверть – 18 часов | ||||
1. | Литература как искусство слова | 1 | ||
2. | Фольклор | 4 | ||
2.1 | Малые жанры фольклора | 1 | ||
2.2 | Русские народные сказки | 3 | 1 | 1 |
3. | Авторская и литературная сказка. | 10 | ||
3.1 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне» | 2 | ||
3.2 | Е. Шварц. Сказка «Два клена» | 2 | ||
3.3 | Гофман. Сказка «Щелкунчик» | 1 | ||
3.4 | Н.В. Гоголь Повесть «Ночь перед Рождеством» | 3 | 1 | |
3.5 | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | 2 | ||
15 | 2 | 1 | ||
2 четверть – 14 часов | ||||
1. | Авторская и литературная сказка. | 1 | 1 | |
1.1 | В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» | 1 | ||
2. | Итоговый урок по теме «Сказки» | 1 | ||
3. | Легенды | 6 | 1 | |
3.1 | А.С. Пушкин. «Анчар» | 1 | ||
3.2 | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы» | 1 | ||
3.3 | «Повесть временных лет» | 2 | ||
3.4 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | 2 | 1 | |
4. | Басни | 2 | 1 | |
4.1 | И.А. Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська». | |||
10 | 1 | 3 | ||
3 четверть – 22 часа | ||||
1. | Мир чувств | 4 | ||
1.1 | А.С. Пушкин. «Няне», «И.И. Пущину» | 2 | ||
1.2 | М.Ю. Лермонтов. «Листок», «Молитва» | 2 | ||
2. | Мир природы | 8 | 1 | 1 |
2.1 | А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек», «Мальчику». | 2 | ||
2.2 | Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» | 2 | ||
2.3 | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» | 2 | ||
2.4 | И.А. Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги» | 1 | ||
2.5 | С.А. Есенин. «Береза» | 1 | ||
3. | Роман, повесть, рассказ | 8 | ||
3.1 | Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» | 2 | ||
3.2 | А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» | 2 | ||
3.3 | А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» | 2 | ||
3.4 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 2 | 1 | |
19 | 2 | 1 | ||
4 четверть – 16 часов | ||||
1. | Роман, повесть, рассказ | 9 | 1 | 1 |
1.1 | Ю.П. Казаков. Рассказ «Олень рога» | 1 | ||
1.2 | Дж Лондон. Повесть «Сказание о Кише» | 1 | ||
1.3 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 4 | 1 | |
1.4 | О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих» | 1 | ||
1.5 | М.М. Зощенко. Рассказы. | 2 | ||
2. | Итоговый урок | 1 | ||
3. | Резерв | 3 | ||
13 | 2 | 1 | ||
ИТОГО | 57 | 7 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | вид учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | |||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||||||
1 четверть 18 часов | |||||||||||||||
1 | Литература как искусство слова | 1 | Урок изучения нового материала | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный | Иметь представление о связи литературы и жизни, о литературе как искусстве слова. Иметь понятие о вымысле. Иметь представление о литературе как учебном предмете. | Совершенствовать духовно-нравственные качества личности | Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию а также самостоятельно находить ее в материалах учебника | |||||||
«Реальность и вымысел». Фольклор. Авторская и литературная сказка. Басня. | |||||||||||||||
2 | Малые жанры фольклора | 1 | Комбинированный урок | Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок. | Коллективный, индивидуальный | Знать, что загадки, пословицы и поговорки – это основные малые жанры фольклора, выражающие народное миропонимание. Понимать роль средств художественной изобразительности. Иметь представление о роли фольклора в национальной культуре, современном языке и речи. | Воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов | определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог | |||||||
3 | Русские народные сказки. «Хрустальная гора…». Волшебная сказка. | 1 | Комбинированный урок | Выявлять признаки сказки как жанра фольклора. Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Сжимать полученную информацию и представлять результаты в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. | Коллективный, групповой, индивидуальный | Иметь представление о сказке как о выражении народного миропонимания и мироотношения, о сказке как явлении фольклора. Понимать художественный мир сказок. Знать виды сказок. Знать признаки волшебных сказок, их нравственно-философские основы. Иметь представление о чудесном как об условии достижения идеала. Знать структуру волшебной сказки и её героев. | сформировать потребность в чтении УНТ как средстве познания народных идеалов, понять природу возникновения и исполнения произведений | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | |||||||
4 | Как строится сказка | 1 | Комбинированный урок | Коллективный, групповой | |||||||||||
5 | «Как старик домовничал». Бытовая сказка. | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, групповой, индивидуальный | Знать признаки бытовой сказки. Понимать своеобразие содержания. Иметь представление об отражении народного уклада жизни и нравов. Уметь характеризовать поучительность бытовой сказки. | понимание особенностей сюжета сказки; умение видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию | сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план | |||||||
6 | «Лиса и тетерев». Сказка о животных. | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | Коллективный, групповой, индивидуальный | Знать признаки сказки о животных. Иметь представление об иносказательности. Знать своеобразие сюжета. Уметь характеризовать мораль сказки о животных. | оценивать поступки с морально-этической точки зрения | умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения | |||||||
7 | Р/р. Пересказ сказок (от лица одного из героев, для разной аудитории) | 1 | Урок развития речи | Характеризовать героев сказки. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы | Групповой, индивидуальный | Уметь характеризовать героя и сюжетную ситуацию. Знать особенности повествования (от лица одного из героев, для разной аудитории). Понимать роль детали. | совершенствовать навыки пересказа и речи | ||||||||
8 | Вн/чт. «Пойди туда, не знаю куда…» | 1 | Урок внеклассного чтения | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный | Иметь представление о сказке как о выражении народного миропонимания и мироотношения, о сказке как явлении фольклора. Понимать художественный мир сказок. Знать виды сказок. | умение формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ. | умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения | |||||||
9-10 | Литературная (авторская) сказка и фольклорная сказка. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 2 | Комбинированный урок | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. | Коллективный, групповой, индивидуальный | Иметь представление о народности литературной сказки. Уметь видеть нравственную проблематику: проблема добра и зла, истинного и ложного. Знать сюжет сказки. Уметь характеризовать образы героев. Иметь представление о поэтическом мастерстве Пушкина. | формировать нравственные ценности, отношение к жизни | ставить учебную задачу под руковод ством учителя, отработка умения выразительно читать стихотворение | |||||||
11-12 | Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна» | 2 | Комбинированный урок | Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. | Коллективный, групповой | Знать специфику драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Иметь представление о сказке-пьесе. Знать, кто такой читатель и зритель. Знать фольклорную основу сюжета. Уметь характеризовать образы героев. Уметь видеть нравственную проблематику сказки (торжество добра и справедливости). | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; | развивать навыки выразительного чтения , анализа текста; работать над ролью | |||||||
13 | Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев | Коллективный, групповой, индивидуальный | Иметь представление о реальном и чудесном в сказке. Понимать значение мечты в реальной жизни. Уметь описать характер героини. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией | |||||||
14-16 | Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | 3 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Создавать письменный текст на заданную тему. | Коллективный, групповой, индивидуальный | Иметь представление о фантастической повести. Знать волшебные и фольклорные основы повести. Уметь выявлять художественные средства. Иметь представление о юморе. | знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», | ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи | |||||||
17-18 | М.М.Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца» | 2 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный | Знать специфику сказки-были. Уметь находить сказочные элементы в произведениях. Уметь характеризовать образы героев. Уметь видеть нравственную проблематику. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. | |||||||
2 четверть 14 часов | |||||||||||||||
19-20 | П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» | 2 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки сказа в тексте произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения. | Коллективный, групповой, индивидуальный | Знать понятия «предание», «сказ», «сказка». Уметь находить реальное и чудесное. Уметь характеризовать образ главного героя, аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Понимать роль рассказчика. | формировать нравственные ценности, отношение к жизни | ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал, отрабатывать умения пересказа текста | |||||||
21 | В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было» | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, групповой | Знать специфику сказки-притчи. Иметь представление об иносказательности произведений. | формировать нравственные ценности, отношение к жизни | планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого | |||||||
22 | Р/р. Сочинение «Сказка – ложь, да в ней намёк…» | 1 | Урок развития речи | Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение. | Индивидуальный | Уметь аргументированно выбирать тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой вариант своего сочинения | |||||||||
23-24 | И.А.Крылов. Басни. | 2 | Комбинированный урок | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни. | Коллективный, индивидуальный, групповой | Знать специфику басни. Уметь различать басню и сказки о животных. Знать основные образы и сюжеты. Уметь находить аллегорию и формулировать мораль. | владеть навыком объяснения смысла морали; использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи | уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр | |||||||
25 | Вн/чт. Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга | 1 | Урок внеклассного чтения | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный, групповой | Знать специфику басни. Уметь различать басню и сказки о животных. Знать основные образы и сюжеты. Выявлять характерные для басен художественные приёмы (аллегория и мораль). Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений | |||||||||
26 | Контрольное тестирование (по разделу «Реальность и вымысел») | 1 | Урок контроля | Выполнять тест, давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. | Индивидуальный | Уметь применять полученные ранее знания на практике, выполнять тестовую работу (части А, В,С) | знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий; | умение отвечать на поставленный вопрос | |||||||
«Этот необычный мир…» Легенда. Лирическое стихотворение. Роман, повесть, рассказ. | |||||||||||||||
27 | Легенда. А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. | Коллективный, индивидуальный | Знать специфику легенды, её отличие от сказки. Иметь представление об исторической и поэтической легенде. Уметь видеть добро и зло в человеке и мире. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения. | уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт | умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос | |||||||
28 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника | Коллективный, индивидуальный | Иметь представление о поэтической философской легенде. Уметь видеть проблему жизненного выбора. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения. | формировать бережное отношение к природе | умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос | |||||||
29-30 | «Повесть временных лет» | 2 | Комбинированный урок | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный, групповой | Иметь представление о летописи как об одном из истоков древнерусской литературы. Уметь различать историю и предание. Иметь представление о проблеме автора. Уметь находить фольклорные элементы. | усвоить нравственные аспекты летописи | ||||||||
31-32 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | 2 | Комбинированный урок | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный, групповой | Иметь представление о легендарном и художественном. Знать летописную основу произведения. Иметь представление о проблеме человека и судьбы. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения. | |||||||||
33 | Вн/чт. «Легенда о Томасе Лермонте» | 1 | Урок внеклассного чтения | Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный | Знать специфику легенды, её отличие от сказки. | |||||||||
34 | Р/р. Сочинение «Моя легенда» | 1 | Урок развития речи | Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение | Индивидуальный | Уметь аргументированно выбирать тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой вариант своего сочинения | |||||||||
3 четверть 22 часа | |||||||||||||||
35-36 | Лирическое стихотворение. А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину». | 2 | Комбинированный урок | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы | Коллективный, индивидуальный, групповой | Иметь первоначальное понятие о лирике. Иметь представление о мире души и чувств, о жизненной основе душевных переживаний. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения. | уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт | выработать умение выразительно читать стихи, анализировать | |||||||
37-38 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» | 2 | Комбинированный урок | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Определять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный, групповой | Иметь представление о стремлении человека к гармонии с миром. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения. | уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт | выработать умение выразительно читать стихи, анализировать | |||||||
39-40 | А.А.Фет. Стихотворения. | 2 | Комбинированный урок | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный | Иметь представление о лирических переживаниях человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения. | знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения | планировать свою деятельность под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос | |||||||
41-42 | Ф.И.Тютчев. Стихотворения. | 2 | Комбинированный урок | Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный | Иметь представление об образах природы в лирическом произведении. Иметь представление о связи мира человека и жизни природы. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения. | уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт, | выработать умение выразительно читать стихи, анализировать | |||||||
43-44 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» | 2 | Комбинированный урок | Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выявлять художественные особенности произведения. Давать письменный аргументированный ответ на вопрос. | Коллективный, индивидуальный, групповой | Иметь представление об отображении реальной жизни в лирике, о сюжетности в лирике. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения. | соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории | ставить учебную задачу под руковод ством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | |||||||
45 | И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. | Коллективный, индивидуальный | Иметь представление об отношениях человека и природы. Уметь определять ведущее настроение стихотворения. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения. | формировать бережное отношение к природе | ||||||||
46 | С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза» | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. | Коллективный, индивидуальный | Иметь представление о самобытности поэта. Уметь характеризовать особенность создания картин природы, поэтический мир стихотворения. | уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт, | выработать умение выразительно читать стихи, анализировать | |||||||
47 | Вн/чт. Г. Гейне. «На севере диком...». И.-В. Гёте. «Ночная песня странника», «Мальчик с сурком» | 1 | Урок внеклассного чтения | Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный, групповой | Иметь первоначальное понятие о лирике. Иметь представление о мире души и чувств, о жизненной основе душевных переживаний. Уметь характеризовать поэтический мир стихотворения. | уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт | ||||||||
48-49 | Эпические жанры литературы. Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы) | 2 | Комбинированный урок | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать сюжет и проблематику произведения. | Коллективный, индивидуальный | Знать роль события в эпическом произведении. Иметь представление о случае и судьбе, о воле и труде в жизни человека. Уметь характеризовать образ главного героя. | уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста | умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтения текста, ответа на вопросы, уме-ние комментировать текст, установление ассоциативных связей с произведением живописи | |||||||
50-51 | А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». | 2 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы | Коллективный, индивидуальный | Уметь видеть нравственную проблематику: человек в необычной ситуации, проблема испытания и преодоления. | уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) | ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментировать текст | |||||||
52-53 | А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». | 2 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный | Уметь видеть нравственную проблематику: человек в экстремальной ситуации, проблема испытания силы духа. Уметь характеризовать образ главного героя. | ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ, отвечать на вопросы | ||||||||
54-55 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 2 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопросы. | Коллективный, индивидуальный | Уметь видеть проблематику: таинственное и реальное в жизни, природа как тайна. Уметь характеризовать тему человека и природу в рассказе, образы главных героев. | уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) | ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ, отвечать на вопросы | |||||||
56 | Р/р. Рассказ – описание понравившегося героя | 1 | Урок развития речи | Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение. | Индивидуальный | Уметь аргументированно выбирать тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой вариант своего сочинения | |||||||||
4 четверть 16 часов | |||||||||||||||
57 | Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героиню произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. | Коллективный, индивидуальный | Уметь характеризовать внутренний мир человека, раскрывать характер главной героини. Понимать роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека. | |||||||||
58 | Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику повести. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять произведения. | Коллективный, индивидуальный | Уметь характеризовать тему человека и природы. Уметь видеть особенности характера главного героя. | знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования на рода, показанные писателем; умение объяснять, почему Д. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой | ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментировать текст | |||||||
59-61 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | 3 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Письменно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении. Сопоставлять произведения. | Коллективный, групповой, индивидуальный | Уметь видеть проблематику: человек в чрезвычайных обстоятельствах, преодоление себя. Уметь характеризовать образ главного героя. | понимать роль природы в жизни человека; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей | умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтения текста, ответа на вопросы, уме-ние комментировать текст, установление ассоциативных связей с произведением живописи | |||||||
62 | Р/р. Рассказ – описание состояния человека, осознавшего сложность своего положения | 1 | Урок развития речи | Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение. | Индивидуальный | Уметь аргументированно выбирать тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой вариант своего сочинения | работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал | готовить пересказ умение составлять сложный план; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию | |||||||
64-64 | М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька» | 2 | Комбинированный урок | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. | Коллективный, групповой, индивидуальный | Уметь видеть проблему: столкновение мира взрослых и мира детей. Иметь представление о комическом. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | ||||||||
65-66 | Вн/чт. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) | 1 | Урок внеклассного чтения | Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения. | Коллективный, групповой, индивидуальный | Знать роль события в эпическом произведении. Иметь представление о случае и судьбе, о воле и труде в жизни человека. Уметь характеризовать образ главного героя. | |||||||||
67 | Р/р. Сочинение – аннотация на прочитанное произведение | 1 | Урок развития речи | Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. Писать сочинение. | Индивидуальный | Уметь аргументированно выбирать тему сочинения; составлять план к выбранной теме; формулировать идею, аргументируя свою точку зрения; редактировать черновой вариант своего сочинения | |||||||||
68 | Контрольное тестирование (по итогам года). | 1 | Урок контроля | Выполнять тест, давать развёрнутый письменный ответ на вопрос. | Индивидуальный | Уметь применять полученные ранее знания на практике, выполнять тестовую работу (части А, В,С) | знать изученные литературоведческие понятия, уметь применять их на практике; знать биографию поэтов и писателей | планировать свою деятельность под руковод ством учителя, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал | |||||||
69-70 | Резерв | 2 | |||||||||||||
Итого | 70 |
Приложение № 1
к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
с использованием этнокультурного компонента
№ урока | Тема урока | Элементы содержания этнокультурного компонента | Виды учебной деятельности |
1 | Литература как искусство слова | Репродукция картины Н.Н.Ге «А.С.Пушкин в Михайловском», И.И.Фирсов «Юный живописец» | Беседа |
2 | Фольклор | Репродукции картин В.М.Васнецова «Баян», И.Я.Билибина «Иван-царевич и Жар-птица», иллюстрация к сказке «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», В.М.Васнецова «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером Волке» | Подбор языковых средств |
3 | Авторская сказка | Иллюстрация И.Я.Билибина к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», иллюстрация В.А.Цепиловой «Сказка о мертвой царевне», фрагменты жизни и творчества А.С.Пушкина, | Лекция |
4 | Авторская сказка | Музыка П.Чайковского «Вальс цветов» к балету «Щелкунчик» | Беседа |
5 | Авторская сказка | Иллюстрация М.П.Федотова к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» | Составление собственного речевого высказывания |
6 | Басня | Иллюстрации к басням И.А.Крылова | Заучивание наизусть |
7 | Легенда | Портрет А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова | Анализ текстов |
8 | Легенда. Повесть временных лет | Фрагмент рукописи. Возникновение славянской письменности | Работа с иллюстрациями |
9 | Легенда. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | В.М.Васнецов «Встреча Олега с кудесником» | Выдвижение гипотез, аргументированный ответ |
10 | Лирическое стихотворение | Картины М.Ю.Лермонтова, И.И.Левитана «Березовая роща», «Весна-большая вода», «Вечерний звон»; А.С.Степанова «Журавли летят», В.А.Серов «Мужичок с ноготок», К.Е.Маковский «Дети, бегущие от грозы» | Работа с иллюстрациями |
11 | Роман, повесть, рассказ | Репродукция картины - В.Е.Маковский «Ночное», "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей"; музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт” | Анализ текста, пересказ, |
12 | Мы помним | Песни военных лет; документальный фильм о ВОВ; Аудиозапись Бернес Марк «Журавли»; картина Б. Неменский "Земля опаленная" | Сопоставление произведений разных видов искусства, беседа |
РАССМОТРЕНО: | СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДЕНО: |
Руководитель ШМО | Заместитель директора по УВР | Директор «Школа №143» |
____________/ ________________/ | МБОУ «Школа №143» | ____________/ С. П. Евдокимова / |
Протокол №___________ от | _____________/ _________________/ | Приказ № ________ от |
«_____» _________ 2015 г. | «_______» ____________ 201__ г. | «______» __________ 201____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
учебного предмета литература класс 5 |
учитель Арбузова Ольга Олеговна категория первая |
Учебники и учебные пособия: |
Москвин Г.В. Литература; 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч. /Г.В.Москвин, Н.Н. Пуряев, Е.Л.Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2013 |
Программа рассмотрена на заседании |
Педагогического совета |
протокол № «______» |
от «______» ________________ 201_______ г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....
Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 5 класс (102 часа). ФГОС
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литерату...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по литературе к учебнику Курдюмовой ФГОС
Рабочая программа + ктп 5-9 класс5 класс - 105 часов (3 часа в неделю)6 класс - 105 часов (3 часа в неделю)7 класс - 70 часов (2 часа в неделю)8 класс - 70 часов (2 часа в неделю)9 класс - 102 часа (3...
Рабочая программа по литературе к учебнику Д.Ланина 7 класс
Программа рассчитана на 68 часов...