Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Сизикова Наталья Владимировна

Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе

6 класс

Пояснительная записка

  Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной / В.Я.Коровина,  В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина/ – М. Просвещение, 2008.
  • Рабочие программы по литературе. 5-9 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2013.
  • Рабочая программа по литературе. 6 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.

 

Согласно федеральному базисному учебному плану 2004г. на изучение литературы в 6 классе отводится 70 часов, т.е. 2 часа в неделю

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение – 1 час.

Устное народное творчество – 3 часа.

Древнерусская литература – 3 часа.

Произведения русских писателей 18 века – 3 часа.

Произведения русских писателей 19 века – 30 часов.

Произведения русских писателей 20 века – 16 часов.

Литература народов России – 3 часа.

Из зарубежной литературы – 8 часов.

Итоговые уроки – 3 часа.

При составлении рабочей программы было увеличено количество часов на контрольные работы, в состав которых входит написание сочинений. Это поможет ученикам лучше писать сочинения, более правильно и чётко излагать свои мысли, а также развивать их творческие способности.

  Виды контроля:

  - промежуточный пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя;

  -   итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющий начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных текстов;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

-  выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

-  сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-  сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-   перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

-   видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

-   определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

-  сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников кК одному произведению, разные киноверсии одной книги);

-  сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

-  использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

-  создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

-  отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Тематическое планирование

Раздел

Темы раздела

Коли-чество часов

Коли-чество сочине-ний

Коли-чество конт-роль-ных

1.

Введение

«В дорогу зовущие». Писатели – создатели, хранители и любители книги. Знакомство  с  учебником.

1

2.

УНТ

Обрядовый  фольклор. Календарно-обрядовые песни. Пословицы  и  поговорки  как  малый  жанр  фольклора. Сочинение на тему  «Прямой и переносный смысл пословиц».

3

1

3.

Древнерусская литература

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Контрольный тест по теме «УНТ. Древнерусская литература»

3

1

4.

Произведения русских   писателей ХVІІІ века

Русская  басня. Басни И.И. Дмитриева. И.А. Крылов. Детство и юность.  Басни «Осёл  и  соловей», «Листы  и  корни», «Ларчик».

3

5.

Произведения русских  писателей

ХІХ века

А.С. Пушкин. Стихотворения «И.И. Пущину», «Узник» и «Зимнее утро».  Антитеза.

Двусложные размеры стиха. Роман «Дубровский». Понятие о композиции. Цикл «Повести Белкина». «Барышня- крестьянка». Сочинение.

9

1

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Листок», «Утёс». Баллада «Три  пальмы». Аллитерация. Творческая работа.

4

1

И.С. Тургенева. Рассказ «Бежин луг».

2

Ф.И Тютчев. Стихотворения  «Неохотно  и  несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья».

2

А.А.Фет. Стихотворения «Ель  рукавом  мне  тропинку  завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись  у  них - у дуба  у  берёзы…».

2

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Поэма «Дедушка». Трёхсложные размеры стиха. Контрольная  работа  по  творчеству  Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.А. Фета.

5

1

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Контрольный урок по сказу Н.С.Лескова  «Левша».

3

1

А.П.Чехов. Рассказы «Толстый  и  тонкий», «Лошадиная фамилия», «Пересолил»

1

Родная  природа  в  стихотворениях  русских  поэтов ХІХ века.

2

6.

Произведения русских писателей ХХ века

А.С.Грин. Феерия  «Алые  паруса»

1

А.П.Платонов. Сказка-быль  «Неизвестный цветок»

1

М.М.Пришвин. Сказка-быль  «Кладовая  солнца»

Сочинение.

3

1

Произведения о Великой Отечественной войне. Сочинение.

2

1

В.П.Астафьева «Конь с розовой  гривой»

2

Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Сочинение по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

3

1

Родная природа в стихотворениях поэтов  XX века.

2

Ф.А. Искандер. Рассказ  «Тринадцатый  подвиг  Геракла»

1

В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал»

1

Из литературы народов России

Контрольная работа по русской литературе

2

1

7.

Литература народов России

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1

8.

Зарубежная литература

Легенда об Арионе

1

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

2

М. Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

1

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»

1

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»  

1

А. де Сент Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц»

1

Итоговая контрольная работа. Итоговый урок.

2

1

Итого

70

5

6

Контроль полученных знаний

Вид контроля

Дата

1.

Р.р. Сочинение на тему  «Прямой и переносный смысл пословиц»

2.

Контрольный тест по теме «УНТ. Древнерусская литература»

3.

 Подготовка к сочинению по роману «Дубровский»

4.

Творческая работа по поэзии М.Ю. Лермонтова.

5.

Контрольная  работа  по  творчеству  Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.А. Фета

6.

Контрольный урок по сказу Н.С.Лескова  «Левша»

7.

Р.р. Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая  солнца»

8.

Р.р. Сочинение на тему   «Великая  Отечественная  война в творчестве поэтов и писателей"

9.

Р.р. Сочинение по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

10.

Контрольная работа по русской литературе

11.

Итоговая контрольная работа


№ урока

Дата

Тема  урока

Коли-чество уроков

Тип урока

Вид контроля и обратной связи

ЗУНы

ООУНы

Раздел 1. Введение (1ч)

1

«В дорогу зовущие». Писатели – создатели, хранители и любители книги. Знакомство  с  учебником.

1

Урок-беседа

Викторина, вопросы и задания в конце темы.

Знать основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор), содержание и героев произведений, изученных в 5 классе; понимать роль книги в жизни человека и общества, значения изучения литературы; уметь строить собственные высказывания о книгах и чтении.

Совершенствование навыка  чтения.  Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

Раздел 2. Устное народное творчество (3ч)

2

Обрядовый  фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, выразительное исполнение песен,  вопросы и задания в конце темы.

Знать виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого; понимать роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение; уметь исполнять календарно-обрядовые песни, отмечать художественные особенности обрядового фольклора, рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках.

Развитие речи, выразительного чтения.

3

Пословицы  и  поговорки, загадки  как  малые  жанры  фольклора

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания в конце темы, работа со словарем В. Даля, сборниками пословиц и поговорок.

Знать отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды; понимать значение пословиц и поговорок в жизни народа; уметь использовать пословицы и поговорки в речи.

Уметь  объяснить смысл пословицы, поговорки

4

Р.р. Сочинение на тему  «Прямой и переносный смысл пословиц»

1

Урок развития речи

Тематический контроль, устные сочинения

Знать  малые  жанры  фольклора; понимать  прямой  и  переносный  смысл  пословиц; уметь составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Развитие творческих способностей учащихся.

Раздел 3. Древнерусская литература(3ч)

5

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ статьи, вопросы и задания в конце темы.

Знать черты древнерусской литературы; понимать значение летописи в развитии литературы; уметь составлять план и пересказывать текст статьи.

Уметь читать и понимать смысл древнерусских текстов.

Развитие интереса к родной истории.

6

 «Сказание о белгородском киселе».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ, вопросы и задания в конце темы.

Знать черты древнерусской литературы, понятие летописи;  понимать значение летописи в развитии литературы; уметь выразительно читать текст сказания, оценивать актёрское чтение, определять связь между летописным и фольклорным произведением, выяснять значение незнакомых слов, сопоставлять произведения литературы и живописи.

Развитие речи, выразительного чтения.

7

Контрольный тест по теме «УНТ. Древнерусская литература»

1

Урок контроля знаний

Тематический контроль, тест, задания с развернутым ответом

Знать обрядовый фольклор, древнерусскую литературу; уметь отвечать на заданные вопросы.

Развитие творческих способностей учащихся.

Раздел 4. Произведения русских писателей XVIII века (3ч)

8

Русская  басня. Басни И.И. Дмитриева. Слово о баснописце.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ статьи, вопросы и задания в конце темы

Знать, что  такое  басня, мораль басни; сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко), содержание басни «Муха», происхождение крылатого выражения «Мы пахали!»; понимать аллегорический смысл басни; уметь выразительно читать басни, оценивать актерское чтение.

Уметь  выразительно  читать. Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

9

И.А. Крылов. Детство и юность.  Басня «Осёл  и  соловей»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, выразительное чтение, вопросы и задания в конце темы

Знать сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко), историю создания и содержание басни «Осёл и Соловей»; понимать аллегорический смысл басни; уметь выразительно читать басни, вести беседу по прочитанному произведению, оценивать актёрское чтение.  

Развитие речи, выразительного чтения, чтения наизусть.

10

А.И. Крылов. Басни «Листы  и  корни», «Ларчик»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций, вопросы и задания в конце темы

Знать одну из басен И.А. Крылова наизусть, истории создания басен; понимать аллегорический смысл басен; уметь выразительно читать басни, выяснять значение незнакомых слов, оценивать актерское чтение.

Чтение  наизусть, развитие навыков анализа поэтического текста.

Раздел 5. Произведения русских писателей XIX века (30ч)

11

Лицейские годы жизни А.С. Пушкин. Стихотворения «И.И. Пущину», «Зимняя дорога»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, выразительное чтение, вопросы и задания в конце темы.

Знать сведения  о лицейских годах А.С. Пушкина, особенности жанра послания; понимать лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину»; уметь выразительно читать стихотворение, прослеживать изменение настроения в стихотворении, находить в поэтическом тексте изобразительно выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения.

Совершенствование навыка  чтения. Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

12

Лирика А.С. Пушкин. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро».  Антитеза.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания в конце темы

Знать историю создания стихотворения «Узник», текст стихотворения наизусть; стихотворение «Зимнее утро», теоретико-литературное понятие антитеза; понимать роль пейзажа в стихотворении, вольнолюбивый и оптимистический пафос стихотворений; уметь выразительно читать стихотворение, прослеживать изменение настроения в стихотворении, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль, оценивать выразительность чтения.

Совершенствование навыка  чтение  наизусть, развитие навыков анализа стихотворения.

13

Двусложные размеры стиха. Анализ лирического произведения (на примере стихотворения «Зимний вечер»).

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, вопросы и задания в конце темы

Знать двусложные размены стиха, текст стихотворения «Зимний вечер»; понимать роль пейзажа в стихотворении, смысл стихотворения; уметь анализировать лирическое стихотворение, определять виды двусложных размеров стихов.

Совершенствование навыка чтения наизусть, развитие навыков анализа стихотворения.

14

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания

Знать историю создания романа, содержание глав 1-2; понимать причины конфликта между героями, обличительный характер изображения суда, чиновничества; уметь выразительно читать и пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки, выяснят значение незнакомых слов, оценивать выразительность чтения.

Совершенствовать навыки выразительного  чтения, умение  отвечать на  заданные  вопросы.

15

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Эпизод «Пожар в Кистеневке», его роль.

1

Урок-беседа

Вопросы к главам

Знать содержание глав 3-7; понимать роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя, роль эпизода в раскрытии замысла произведения; уметь выразительно читать и пересказывать текст, давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанному произведению, характеризовать героев и их поступки, выяснять значение незнакомых слов.

Уметь работать в форме дискуссии. Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

16

Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

1

Урок-практикум

Пересказ эпизода, вопросы и задания к главам

Знать содержание глав 8-12; понимать мотивы поступков героев, отношения автора к героям; уметь выразительно пересказывать текст от лица разных героев,  давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанному произведению, характеризовать героев и их поступки

Совершенствование навыка выразительного чтения, умение отвечать на заданные вопросы.

17

Анализ эпизодов романа А.С. Пушкина «Дубровский».

1

Комбиниро-ванный урок

Составление плана, выборочный пересказ, вопросы и задания к главам

Знать содержание глав 13-19, сюжет и содержание романа «Дубровский»;  уметь выразительно читать и пересказывать текст, давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанному произведению, характеризовать героев и их поступки, давать сравнительную характеристику героев, сопоставлять произведения литературы и живописи.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

18

Понятие о композиции. Подготовка к сочинению по роману «Дубровский».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания, устные сочинения

Знать сюжет и содержание романа, теоретико-литературные понятия композиция, сюжет, роман; уметь составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Развитие устной и письменной речи.

19

А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка», «Выстрел»

1

Урок внеклассного чтения

Инсценирование эпизодов повести, словесное рисование, вопросы и задания

Знать сюжет и содержание повести «Барышня-крестьянка»; понимать роль иронии, антитезы в композиции повести, отношение автора к героям; уметь выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести, характеризовать героев и их поступки.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

20

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Тучи».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Элементы анализа текста, вопросы и задания, выразительное чтение

Знать сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова, историю создания стихотворения «Тучи», текст стихотворения наизусть; понимать драматический пафос стихотворения; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать выразительность чтения, описывать репродукции картин, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Уметь анализировать поэтический текст, выразительное чтение.

21

Баллада М.Ю. Лермонтова «Три  пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация.

1

Урок-практикум

Элементы анализа текста, составление плана, вопросы и задания

Знать сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы», понятие аллитерация, баллада; понимать философский смысл стихотворения; уметь определять жанр стихотворения, выразительно читать и анализировать стихотворение, оценивать выразительность чтения, составлять сюжетный план произведения,  находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

22

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Анализ стихотворений, описание иллюстраций и рисунков, вопросы и задания, выразительное чтение наизусть

Знать содержание стихотворений; понимать драматический пафос стихотворений, символический характер образов; уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, оценивать выразительность чтения, описывать иллюстрации к стихотворениям, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

23

Творческая работа по поэзии М.Ю. Лермонтова.

1

Урок контроля знаний

Тематический контроль, вопросы с развернутым и кратким ответом

Знать главные эпизоды жизни и творчества поэта; уметь отвечать на заданные вопросы, определять размеры стиха.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

       24

Очерк жизни И.С. Тургенева. Рассказ «Бежин луг». Характеристика мальчиков.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы  и задания

Знать сведения об отроческих и юношеских годах писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и содержание рассказа «Бежин луг»; понимать роль портрета в создании характеров, сочувственное отношение автора к крестьянским детям; уметь выступать с сообщениями на литературную тему, составлять план рассказа, характеризовать героев и их поступки, объяснять значение диалектных и просторечных слов.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

25

Картины природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин  луг».

1

Урок-практикум

Выборочный пересказ, вопросы и задания

Знать сюжет и содержание рассказа, способы создания образов героев; понимать отношение автора к природе, к людям, гуманистический пафос произведения, роль пейзажа в рассказе; уметь выразительно пе5ресказывать текст, оценивать выразительность чтения, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять литературные произведения и с иллюстрациями к ним.

Уметь  строить  устные  высказывания

26

Ф.И Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения  «Неохотно  и  несмело…», «С поляны коршун поднялся…»

1

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать биографические сведения о Ф.И. Тютчева, содержание стихотворений; понимать роль изобразительно-выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта, основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала);  уметь выразительно читать стихотворение, оценивать выразительность чтения, обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений, определять способы создания образов,  находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять произведения литературы и живописи.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

27

Ф.И Тютчев. Анализ стихотворения «Листья»

1

Урок-практикум

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать содержание стихотворений, одно стихотворение наизусть; понимать настроения, чувства поэта, главную мысль и скрытый мысль стихотворений;  уметь выразительно читать стихотворение, оценивать выразительность чтения, сопоставлять поэтические произведения друг с другом, выяснять значение незнакомых слов,  находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

28

А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Ель  рукавом  мне  тропинку  завесила…»

1

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста

Знать сведения об отроческих и юношеских годах А.А. Фета; понимать скрытый смысл стихотворения, эстетическую роль детали в создании образов, настроения, чувства поэта;  уметь выразительно читать стихотворение, оценивать выразительность чтения, сопоставлять поэтические произведения друг с другом, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Развивать  монологическую речь. Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

29

Стихотворения А.А Фета «Ещё майская ночь», «Учись  у  них - у дуба  у  берёзы…»

1

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать содержание стихотворений А.А. Фета, одно стихотворение наизусть; понимать настроения, чувства поэта, главную мысль и скрытый мысль стихотворений;  уметь выразительно читать стихотворение, оценивать выразительность чтения, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

30

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Сообщения, вопрос к статье о поэте, выразительное чтение,

Знать сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова, сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога»; понимать роль контрастных образов в стихотворении, обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения; уметь выразительно читать стихотворение, видеть контрастные образы, сопоставлять произведения литературы и живописи.

Уметь  участвовать  в  диалоге по  прочитанному произведению, понимать  чужую  точку  зрения  и  аргументировано  отстаивать  свою.

31

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасов «Железная  дорога»

1

Урок-практикум

Вопросы и задания

Знать сюжет и содержание стихотворения, теоретико-литературные понятия композиция, диалог, эпиграф, пейзаж, риторический вопрос, поэтическая интонация; понимать роль пейзажа в стихотворении, значение риторических вопросов, широту и глубину взгляда поэта, эмоциональный накал, нравственную проблематику произведения;  уметь выразительно читать стихотворение, оценивать выразительность чтения, словесно рисовать образы, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

32

Декабристская  тема  в  творчестве  Н.А. Некрасова. Поэма «Дедушка»

1

Урок изучения нового материала

Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа текста, вопросы и задания

Знать историческую основу, сюжет и содержание поэмы; понимать обличающий, свободолюбивый, патриотический пафос поэмы; уметь выразительно читать поэму, выяснять значение незнакомых слов, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

33

Трёхсложные размеры стиха

1

Урок изучения нового материала, урок-практикум

Задания, игра буриме

Знать теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, опоясывающая, парная), ритм, стопа, двусложные, трехсложные размеры стиха; понимать разницу между прозаической и стихотворной речью; уметь создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме).

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

34

Контрольная  работа  по  творчеству  Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова,  И.С. Тургенева,  А.А. Фета

1

Урок контроля знаний

Тематический контроль, тест, вопросы с развернутым и кратким ответом

Знать содержание и героев произведений  Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.А. Фета; понимать проблематику произведений, отношение авторов к изображаемому, роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; уметь анализировать поэтические и прозаические тексты, определять их темы и идеи, писать небольшие сочинения-рассуждения.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

35

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать сведения о семье, юности и начале литературной деятельности писателя, сюжет и содержание сказа, способы создания образов; понимать гуманистический пафос произведения, отношение автора к героям; уметь объяснять особенности сказа, выразительно читать и пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

36

Особенности языка сказа  Н.С. Лескова «Левша»

1

Урок развития речи

Вопросы и задания

Знать сюжет и содержание сказа ; понимать иронию автора, отношение автора к героям, гуманистический пафос произведения; уметь пересказывать эпизоды сказа, характеризовать героев и их поступки, выяснять значение незнакомых слов, видеть комический эффект игры слов,  находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

37

Контрольный урок по сказу Н.С. Лескова  «Левша»

1

Урок контроля знаний

Тематический контроль, вопросы с развернутым и кратким ответом

Знать сюжет и содержание сказа ; уметь составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

38

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказы «Толстый  и  тонкий», «Лошадиная фамилия», «Пересолил»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания, выразительное чтение, пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать сведения о молодости и начале литературной деятельности писателя, сюжет и содержание рассказов, теоретико-литературные понятия юмор и сатира; понимать сатирический и юмористический пафос произведений, позицию автора и его отношение к героям, роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов и ситуаций; уметь пересказывать рассказы, выявлять особенности стиля чеховских рассказов, характеризовать героев и их поступки, доказывать свою точку зрения.  

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

39-40

Родная  природа  в  стихотворениях  русских  поэтов ХІХ века.

2

Уроки-практикумы

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать содержание стихотворений, одно наизусть; уметь выразительно читать стихотворения наизусть, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, оценивать актерское чтение, сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

Раздел 6. Произведения русских писателей XX века (16ч)

41

А.С. Грин. Рассказ о писателе. Феерия  «Алые  паруса»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, особенности жанра феерия, сюжет и содержание произведения; понимать позицию автора и его отношение к героям и их поступкам, романтический, оптимистический и жизнеутверждающий пафос произведения; уметь пересказывать сюжет феерии, строить развернутые высказывания на основе прочитанного, характеризовать героев и их поступки, оценивать выразительность чтения,  находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

42

А.П. Платонов.  Слово о писателе. Сказка-быль  «Неизвестный цветок»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, особенности жанра сказки-были, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок»; понимать смысл названия произведения, позицию автора и его отношение к героям; уметь сопоставлять сказку с другими произведениями литературы, характеризовать героев и их поступки, строить развернутые высказывания на основе прочитанного, аргументировать свою точку зрения, оценивать выразительность чтения.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

 43

М.М. Пришвин.  Слово о писателе. Сказка-быль  «Кладовая  солнца»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были «Кладовая солнца»; понимать в чем своеобразие творчества Пришвина, смысл названия произведения, отношение автора к героям; уметь выразительно читать сказку и сопоставлять её с другими произведениями литературы и фольклора, пересказывать сюжет сказки-были, строить развернутые высказывания на основе прочитанного, аргументировать свою точку зрения, выяснять значение незнакомых слов.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

44

Образ  природы  в  сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая  солнца»

1

Урок-практикум

Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать содержание и сюжет сказки-были; понимать роль природы в произведении, отношение автора к героям и их поступкам, к природе; уметь пересказывать сюжет сказки-были, характеризовать героев и их поступки, сопоставлять произведения литературы и живописи, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

45

Р.р. Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая  солнца»

1

Урок развития речи

Тематический контроль, устные сочинения

Знать этапы и приемы работы над сочинением; понимать позицию автора, его отношение к природе, к людям, стремление к гармонии, гуманистическую направленность произведения; уметь составлять план и подбирать материалы по теме сочинения, составлять текст устного сочинения по плану, соотносить реалистическое и фантастическое в произведении, определять их переплетение.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

46

Произведения о Великой Отечественной войне.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать факты военной и творческой биографии К. Симонова и Д.С. Самойлова, содержание стихотворений поэтов, одно стихотворение наизусть; понимать чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях, высокий, патриотический пафос стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, оценивать актерское чтение

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

47

Р.р. Сочинение на тему   «Великая  Отечественная  война в творчестве поэтов и писателей"

1

Урок развития речи

Тематический контроль, устные сочинения

Знать произведения о ВОВ; уметь анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи, писать небольшие сочинения.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

48

В.П. Астафьева. Слово о писателе.  Жизнь сибирской деревни в рассказе «Конь с розовой  гривой»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать сведения о начале литературной деятельности писателя, теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение, сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой»

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

49

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь  с  розовой  гривой».

1

Урок-практикум, урок-беседа

Аналитический пересказ, вопросы и задания

Знать сюжет и содержание рассказа, теоретико-литературные понятия эпизод, фабула; понимать, как формировался характер героя, нравственную проблематику рассказа; уметь ориентироваться в тексте, объяснять значение диалектных слов, анализировать текст, характеризовать героев и поступки, сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним, создавать устные картины.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

50

В.Г. Распутин. Слово о писателе.  «Уроки  французского». Герой рассказа и его сверстники.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Аналитический пересказ, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина, теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет, историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского»; понимать позицию автора и его отношения к героям; уметь пересказывать и анализировать эпизоды рассказа, характеризовать героев и их поступки, объяснять значение просторечных слов, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

51

Смысл названия рассказа  «Уроки  французского». Нравственные проблемы рассказа.

1

Комбиниро-ванный урок

Аналитический пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания

Знать сюжет и содержание рассказа; понимать смысл названия произведения, отношения автора к героям, нравственную проблематику произведения; уметь рассказывать и анализировать эпизоды рассказа, характеризовать героев и их поступки, при обсуждении доказывать свою точку зрения, оценивать актерское чтение, сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

52

Р.р. Сочинение по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

1

Урок развития речи

Тематический контроль, устные сочинения

Знать этапы и приемы работы над сочинением; понимать нравственную проблематику произведений, отношение авторов к изображаемому; уметь логично и последовательно излагать свою точку зрения, сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом, давать сравнительную характеристику героев.

Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание.

53

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы  «Срезал» и «Критики».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и содержание рассказа; понимать смысл названия произведения, особенности авторской иронии, отношение автора к героям; уметь пересказывать и анализировать текст, характеризовать героев и их поступки, выяснять значение незнакомых слов, оценивать актёрское чтение.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

54

Ф.А. Искандер.  Слово о писателе. Рассказ  «Тринадцатый  подвиг  Геракла»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый  подвиг  Геракла»; понимать смысл названия произведения, особенности иронии автора, соотношение автора к героям, главную идею рассказа об очистительной роли смеха; уметь выразительно читать рассказ по ролям, пересказывать и анализировать текст, характеризовать героев и их поступки.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

55-56

Родная природа в стихотворениях поэтов  XX века.

2

Уроки-практикумы

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать содержание стихотворений поэтов 20 века о родной природе, одно стихотворение наизусть; понимать характер изменений поэтического языка, лирический пафос стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения наизусть, использовать теоретико-литературные понятия в речи, оценивать актёрское чтение, сопоставлять произведения литературы и музыки,  находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

Раздел 7. Литература народов России (3ч)

57-58

Из литературы народов России. Габдулла Тукай и Кайсын Кулиев.

2

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве Г.Тукая и К.Ш. Кулиева, содержание стихотворений поэтов; понимать патриотический просветительский пафос стихотворений, важность изучения многонациональной российской литературы; уметь выразительно читать стихотворения,  находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

59

Контрольная работа по русской литературе

1

Урок контроля знаний

Тематический контроль, вопросы с кратким и развернутым ответом

Знать писателей и их произведения; понимать смысл произведений, их идею и тему; уметь отвечать на заданные вопросы, пользоваться теоретико-литературными понятиями.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

Раздел 8. Зарубежная литература (11ч)

60

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ, вопросы и задания

Знать теоретико-литературные понятия миф, мифология, сюжеты и содержание мифов, фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии; понимать величие подвигов Геракла, важность изучения мировой культуры; уметь отличать миф от сказки, сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

61

Геродот. Слово о писателе и историке. Легенда об Арионе

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ, вопросы и задания

Знать теоретико-литературное понятие легенда, сюжет и содержание легенды об Арионе; понимать величие образа Ариона, представление древних о спасительной силе искусств; уметь отличать миф от легенды, сопоставлять легенду со стихотворением Пушкина.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

62

Гомер. Героическая поэма «Илиада»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, вопросы и задания

Знать сведения о творчестве Гомера, сюжет и героев поэмы «Илиада»; понимать значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой художественной культуры; уметь выразительно читать текст поэмы, описывать иллюстрации к поэме.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

63

Героическая поэма Гомера «Одиссея»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, вопросы и задания

Знать сведения о творчестве Гомера, сюжет и героев поэмы «Одиссея»; понимать роль повторов в поэме, значение образа Одиссея, нарицательное значение его имени; уметь выразительно читать текст поэмы, описывать иллюстрации к поэме, характеризовать героев и их поступки.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

64

М. Сервантес Сааведра.  Слово о писателе. Роман «Дон Кихот»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и героев романа; понимать суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительностью, гуманистический пафос романа; уметь выразительно читать текст, характеризовать героев и их поступки, сопоставлять произведения литературы и искусства.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

65

Ф. Шиллер.  Слово о писателе. Баллада «Перчатка»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве Ф.Шиллера; особенности жанра баллады, сюжет и содержание баллады «Перчатка» понимать суть конфликта самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством; уметь выразительно читать текст, характеризовать герое и их поступки, сопоставлять поэтические переводы разных авторов, оценивать актерское чтение, описывать иллюстрации к балладе.

Выразительное чтение, развитие

монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

66

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»  

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве П. Мериме, сюжет и содержание новеллы; понимать суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом; уметь выразительно читать текст, объяснять понятие героического характера в литературе, характеризовать героев и их поступки, выяснять значение незнакомых слов, описывать иллюстрации к новелле.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

67

Марк Твен. «Приключение Гекльберри Финна»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве писателя. Уметь выполнять сопоставительную характеристику Тома и Гека в экстренных ситуациях.

Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму.

68

А. де Сент Экзюпери.  Слово о писателе. Сказка-притча «Маленький принц»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Выразительное чтение, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и содержание сказки-притчи, теоретико-литературное понятие притча; понимать позицию автора и его отношение к героям, философский смысл и гуманистический пафос произведения; уметь выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, оценивать актёрское чтение.

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей

69

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля знаний

Итоговый контроль, вопросы с развернутыми и краткими ответами

Знать содержание и героев произведений, прочитанных в 6 классе; понимать роль изобразительно выразительных средств в произведениях, отношение авторов к изображаемому; уметь анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи, писать небольшие сочинения-рассуждения.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.

70

Читательская конференция.

1

Урок развития речи, урок-беседа

Пересказ, анализ текста

Знать содержание и героев прочитанных произведений; понимать нравственную проблематику произведений, отношение авторов к изображаемому; уметь пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений, анализировать прозаические и поэтические тексты, строить высказывания на литературную тему, характеризовать героев и их поступки.

Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание.


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-программные материалы

  1.    Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной / В.Я. Коровина,  В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина/ – М. Просвещение, 2008.
  2. Рабочие программы по литературе. 5-9 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2013.
  3. Рабочая программа по литературе. 6 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.

Учебно-теоретические материалы

  1. В.П. Полухина, В.Я. Коровина и др. Литература 6 кл. Учеб. для образоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Обучение сочинениям. Развитие речи: 5-11 классы. Издательство «Учитель», 2008.
  4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  5. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009.

Учебно-практические материалы

  1. Мозженко Н.В. Рабочая тетрадь по литературе и культуре речи. 6 класс, в 2-х частях. – СПб.: «Паритет», 2001.
  2. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Учебно-справочные материалы

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов. / под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2005.
  2. Словарь литературоведческих терминов.

Учебно-наглядные материалы

  1. Раздаточный материал по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...

рабочая программа по литературе к учебнику Я.В.Коровиной

Рабоая программа по литературе 5 класс к учебнику Я.В.Коровиной...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс

Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...