Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Архангельская Светлана Александровна

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе  авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,  2011. Программа рассчитана  на 102 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

п/п

Тема

К-во

час.

По

кал-рю

По факту

Примечание

102

Введение. Литература –история-судьба. Личностный характер художественного творчества

1

02.09-07.09

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

3

Идейно-художественное значение «Слова…»


Художественные особенности «Слова…»

09.09-14.09

Классическая литература  XIX века.                                А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество писателя

42

8+2

Повторение. Классицизм как литературное направление. Просветительский реализм. Романтизм. Драма как род литературы. Трагедия. Комедия классицизма

«Горе от ума». Традиции просветительства и черты классицизма. Сюжет и композиция. Двойной конфликт комедии

16.09-21.09

Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»

Чацкий в системе образов комедии. Судьба личности в русском обществе.

Художественные средства создания характеров.  Анализ ключевых сцен

23.09-28.09

Язык комедии. Сатира в комедии

Комедия в русской критике. Подготовка к написанию эссе

Р/Р  Эссе по комедии «Горе от ума»

30.09-05.10

Вн/чт.  Ю.М.Поляков «Работа над ошибками»

Дж.Г.Н.Байрон. Из биографии. «Паломничество Чайльд-Гарольда»

2

«Мировая скорбь». Байронический тип героя

07.10-12.10

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество

11+1

Роман «Евгений Онегин». История создания. Композиция. Сюжет. Жанр. Онегинская строфа

Изображение высшего света и поместного дворянства

14.10-19.10

Евгений Онегин

Онегин и Лениский

 Татьяна

21.10-26.10

Сравнительный анализ писем: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне  

Автор романа и лирический герой

  1.  

Роль лирических отступлений в романе

28.10-01-11

Особенности стиля романа

Споры об Онегине в русской критике

Р/Р  Творческая работа по роману «Евгений Онегин»

11.11-16.11

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество

10+2

«Герой нашего времени» . История создания романа. Своеобразие сюжета и композиции. Сюжет и фабула. Жанр романа

Печорин и другие

18.11-23.11

Любовь в жизни Печорина

«История души» Печорина

Печорин и Онегин

25.11-30.11

Судьба и случайность (гл. «Фаталист»)

Художественное описание природы Кавказа. Поэтичность языка романа

Споры вокруг романа М.Ю.Лермонтова в русской критике

02.12-07-12

Печорин и лирический герой Лермонтова

Р/Р  Творческое задание

Вн/чт.  К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой»

09.12-14.12

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя

10+1

«Мертвые души». История создания. Замысел и композиция. Жанр.

Чичиков как герой нового времени

16.12-21.12

Тема пошлости в произведении: образы помещиков

Групповой портрет чиновников

Средства создания портрета. Особенности стиля

23.12-27.12

Лирические отступления в «Мертвых душах»

Обучение анализу эпизода

Образ автора в поэме.Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мертвых душ»

13.01-18.01

Поэма Гоголя в русской критике

Р/Р  Творческое задание

Повторение. Романтизм и реализм

20.01-25.01

Вечные образы в литературе.                                                         М. де Севантес Сааведра. Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Конфликт мечты и реальности в романе

8

2

Дон Кихот и Санчо Панса. Роль двойничества в композиции романа

У.Шекспир. Из биографии

4

27.01-01.02

Трагедия «Гамлет» как трагедия личности

Напряженная духовная жизнь героя-мыслителя

Одиночество Гамлета. Сравнительный анализ переводов «Гамлета»

03.02-08.02

И.С.Тургенев. Речь «Гамлет и Дон Кихот»

2

Рассказ «Гамлет Щигровского уезда»

Литература конца XIX века – начала  XX века.  А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя

16

4

10.02-15.02

Образы «футлярных людей»

Рассказ «Крыжовник»

Рассказ «О любви»

17.02-22.02

М.Горький. Жизнь и творчество

4+1

Рассказы о босяках. «Челкаш».

Челкаш и Гаврила

24.02-01.03

Символический образ моря в рассказе

Р/Р Творческая работа

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Понятие о символизме.

3

03.03-08.03

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». «Вхожу я в темные храмы…», «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…»

«Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с тобою встречаться…» и др. Теория «Вечной Женственности»

С.А.Есенин. Жизнь и творчество

3+2

10.03-15.03

Лирический герой и мир природы. «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Запели тесаные дроги…», «Зеленая прическа…» и др.

Особенности поэтики Сергея Есенина

Вн/чт.  В.М.Маяковский «Сергею Есенину»

17.03-22.03

Р/Р  Эссе-рассуждение

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. «Пощечина общественному вкусу». Эстетика футуризма

2

Противопоставление лирического героя толпе обывателей. «Нате!», «Кофта фата», «Дешевая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» и др.

01.04-05.04

Р/Р Устное сообщение о модернистских течениях в русской литературе

Из русской и зарубежной литературы XX века. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя

15

4+1

«Собачье сердце». Идея переделки человеческой природы

07.04-12.04

Шариков и Швондер. Образ «грядущего хама»                    ( Д.С.Мережковский)

Сатирическое изображение действительности

Р/Р Аналитическое сочинение

14.04-19.04

Г.Н.Айги. Из биографии. Лирика разных жанров

1

А.И.Солженицын. Из биографии

4+1

«Матренин двор». Тема праведничества в рассказе

21.04-26.04

Образ Матрены

Образ рассказчика. Особенности сказа. Язык и стиль рассказа

Р/Р  Эссе «Литературные корни образа Матрены»

А.Камю. Из биографии. Цитаты и афоризмы Камю

3

28.04-03.05

Роман «Посторонний». История создания и проблематика романа. Понятие об экзистенциализме

Суд над Мерсо. Загадка Мерсо

Дж. Оруэл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла

3

05.05-10.05

Роман «1984». Понятие о жанре антиутопии. Проблематика романа

Государство Океания. Судьбы главных героев

Вн/чт.  Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол»

1

12.05-17.05

Повторение и обрбщение изученного

1

Р/Р Контрольное сочинение

1

Анализ сочинений

1

19.05-24.05

Итоговый урок. Задания для летнего чтения

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

п/п

Тема

Количество часов

102

Введение

1

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» 

3

Классическая литература  XIX века.                                А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

8

Дж.Г.Н.Байрон. «Паломничество Чайльд-Горольда»

3

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

12

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»

10

Н.В.Гоголь. «Мертвые души»

12

Вечные образы в литературе.  М. де Севантес Сааведра.  «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

3

У.Шекспир. «Гамлет, принц Датский»

4

И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот», «Гамлет Щигровского уезда»

3

Литература конца XIX века – начала  XX века.          А.П.Чехов. «Крыжовник», «О любви»

4

М.Горький. «Челкаш»

4

А.А.Блок

4

С.А.Есенин

4

В.В.Маяковский

3

Из русской и зарубежной литературы XX века.   М.А.Булгаков. «Собачье сердце»

4

А.Камю. «Посторонний»

3

Дж. Оруэл. «1984»

3

Г.Н.Айги

2

А.И.Солженицын. «Матренин двор»

5

Итоговый урок. Задания для летнего чтения

1

Уроки внеклассного чтения

4

Урок контроля

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта (основного  общего образования) по  литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089., Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32), учебного плана МОУ «Гимназия № 7» на 2013-2014 учебный год, авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,  2011.

Программа рассчитана  на 102 часа. По учебному плану выделено 102 часа.

Уроков развития речи – 10 (1 контрольное сочинение), уроков внеклассного чтения - 4

В программу внесены небольшие изменения: изучение зарубежной литературы изучается в конце учебного года.

Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.

Задачи  - закладывать основы систематического изучения историко-литературного курса, продолжать развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные  знания обучающихся.                                                

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

Содержание программы и календарно-тематическое планирование прилагаются.

Литература

1. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф»,  2011.

2.  Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,  2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс

Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе  авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по литературе к УМК Б.А. Ланина.11 класс.

                                                      ...

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. Б.А. Ланина "Литература. 10 класс"

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов н...