Урок-читательская конференция по литературе в 11 классе
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
Вербич Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ №535 г.Санкт-Петербурга
Урока-читательская конференция
( литература 11 класс)
Тема урока: «У войны не женское лицо…» (по одноименной книге С.Алексиевич).
Цели урока:
-познакомить с историей создания книги,
-развивать устную речь учащихся, выделяя главное, делая выводы,
-воспитывать уважение к памяти, пробуждать чувство гордости за народную победу.
Этапы подготовительной работы:
1.Знакомство с произведениями В.Закруткина «Матерь человеческая», Б.Васильева «А зори здесь тихие…», со стихотворениями Ю.Друниной, О.Берггольц.
2. Подготовка рассказа об истории создания книги С.Алексиевич.
3. Оформление фотовыставки, фотоальбома с записями воспоминаний о войне женщин-фронтовичек.
4.Подготовка вопросов для обсуждения на уроке.
Оформление урока:
- выставка книг по теме, альбом отзывов о книге С.Алексиевич, альбом воспоминаний о войне женщин-фронтовичек, материалы о творчестве Ю.Друниной, О.Берггольц.
Музыкальное сопровождение:
песни военных лет.
Ход урока.
Слово учителя.
Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома, жён, матерей, сестёр: поднимать детей, беречь домашний очаг – ждать их. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастёрки и сапоги.
-
«Женщина на войне…»
-
– Какие произведения о войне на эту тему вы читали?
-
- Чем отличаются они от книги С.Алексиевич?
-
(Называются и обсуждаются произведения В.Закруткина «Матерь человеческая», Б.Васильева «А зори здесь тихие», стихотворения Ю.Друниной, О.Берггольц, делаются выводы о том, что книга С.Алексиевич отличается документальностью повествования, основана на письмах и рассказах самих участниц событий).
-
Слово учителя.
-
Понять любое произведение помогает нам история его создания. Итак, как же создавалась книга Светланы Алексиевич?
-
-
Сообщение учащегося.
Светлана Алексиевич рассказывала: «Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин – фронтовичек: медиков, связисток, сапёров, стрелков, зенитчиц, шофёров, регулировщиц, партизанок, рядовых, подпольщиц». Автор узнавала адреса бывших фронтовичек. Приезжала к ним. Но в каждом доме её встречали по-разному. Иные отказывались, говорили: « Нет, нет, с сердцем и так плохо». Но через некоторое время рассказывали, понимая, что всё равно будет «плохо». Так получилась книга рассказов – исповедей.
Свою книгу С.Алексиевич написала в документально-публицистическом стиле. И поэтому с самого начала работы над книгой её одолевали сомнения в правильности выбранного направления. И эти сомнения сопутствовали автору до последней точки. Хотя вряд ли она будет поставлена в такой работе. Ведь эта тема бессмертна.
3.Обсуждение книги.
- Какие проблемы, важные для нашего времени, подняты в книге?
- Как они раскрываются в книге?
- Какие воспоминания на вас произвели наиболее сильные впечатления?
- О чём помогает задуматься эта книга?
А) Отношение к войне, к женщине. Воспитание чувств, отношений между людьми, проблема памяти и ответственности за будущее.
Б) Война раскрывается через чувства женщины, ведь мужчины и женщины по-разному воспринимают смерть, боль, утрату, жестокость.
В) Книга заканчивается призывом «Поклонимся ей, до самой земли. Её великому Милосердию». Это призыв к молодым, к новым поколениям.
Г) Проблема отношения к женщине поднимается во многих произведениях. Работая над своим характером, мы должны воспитывать лучшие человеческие качества, особенно чувство уважения к женщине.)
У Расула Гамзатова есть стихотворение именно об этом «Отношение к женщине». (Подготовленный ученик читает стихотворение).
Наверное, эти слова можно взять за основу.
- Как же относились к женщине на войне и после войны?
Об этом рассказывают белорусская писательница и её героини. Перед нами встают женщины военных лет: санитарка, подпольщица, труженица тыла. Каждая в своём рассказе о тех грозных годах упоминает об отношении к ним солдат. Мы видим, что на войне и после победы солдаты, огрубевшие от военной жизни, не утратили уважения и любви к женщине. Молодые девчонки, прибывшие на фронт, вызывали жалость и тяжёлые раздумья у солдат: « Неужто мужиков не хватало, что дитэй таких побрали…, дивчаток…».
Чем же стали эти молодые девчата для солдата? Ветеран Ольга Васильевна Корж вспоминает: «Если мужчины видели женщину на передовой, у них лица другими становились, даже звук женского голоса их преображал…». «Сестрёнки»,- так ласково называли их солдаты. Они берегли их, жертвуя своей жизнью, прикрывая от немецкой пули. Многие из воинов были обязаны им жизнью. «У войны неженское лицо…» - это призыв к современному поколению, которому так не хватает внимания и заботы друг о друге.
(Звучат мелодии песен военных лет).
«Война – дело мужское», - говорит один из героев книги.
- Согласны ли вы с этим? Почему и как женщины шли на войну?
- Каковы были их военные профессии?
(Обратимся к пониманию смысла заглавия книги. Собранные вместе рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Они звучат как свидетельства – обвинения фашизму, вчерашнему, сегодняшнему. Фашизм обвиняют матери, сестры, жёны. Женщина даёт жизнь, женщина и жизнь – синонимы).
- Не кажется ли жестокостью по отношению к нам, читателям, то, что писательница собрала и опубликовала эту книгу, буквально перевёртывающую душу?
(Мысль автора: «С горечью и виной перед старшим поколением читаешь строки «Она была больна, но всё равно встала с постели, - какой другой раз? Наше поколение уже уходит. Хотела дать вам адрес своей подруги у Винницы, воевали вместе, а вчера позвонили – умерла она. Война нам всем век укоротила. Уже не раз улавливаю в разговорах этот упрёк – опоздали!»).
(Звучит одна из популярных лирических песен военных лет).
Подведение итогов урока.
Всё меньше людей остаётся, которые пережили войну. Наш долг – хранить память о них, перенимать их опыт. О книге С.Алексиевич можно сказать словами писателя В.Астафьева: « Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую правду, но необходимую, правду, для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней».
Нынче место не злобе, не фразам, Ради счастья и жизни на свете,
Что нацелились в наши сердца. Ради воинов, павших тогда,
Люди верят в хорошее. В разум. Да не будет войны на планете
А не в злое лукавство свинца. Никогда! Никогда! Никогда!
Рефлексия.
Предлагаю поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке, используя опорные фразы:
Я чувствую, что……….
Я думаю, что………….
Я хочу предложить (пожелать)……….
Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение на тему: «Нужны ли нам сегодня книги о войне?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок пресс - конференция по литературе в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского " Телеграмма"
урок закрепления материала в 8 классе в форме пресс - конференции...
Научно-практическая конференция по литературе "Литературные открытия поэтов Серебряного века
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятел...
Урок-конференция по литературе в 9 классе «Мои открытия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
План-конспект урока по изучению творчества М.Ю. Лермонтова...
Урок-конференция по литературе в 11 классе по творчеству В. С. Высоцкого " Такую жизнь нельзя назвать короткой"
Урок-конференция по творчеству В. Высоцкого. Учащиеся знакомятся с человеком, поэтом, певцом и артистом. Цель: вызвать интерес к творчеству В. Высоцкого, совершенствовать мастерство поэтич...
Урок-конференция по литературе в 9 классе. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя
Урок на тему "Жизнь и творчество Н.В. Гоголя" в 9 классе разработан в форме конференции. Учащиеся выступают в роли исследователей. Класс делится на 5 групп: биографы, мемуаристы, литературов...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...