Научно-практическая конференция по литературе "Литературные открытия поэтов Серебряного века
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор.
Презентация «Литературные открытия поэтов Серебряного века» стала итоговым продуктом исследовательской деятельности учащихся и была использована на обобщающем уроке по теме «Поэзия Серебряного века».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 19.48 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_multimediynomu_produktu.docx | 14.85 КБ |
ispolzovannaya_literatura.docx | 13.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Стафеева Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ « Вновь-Юрмытская СОШ»,
С.Вновь-Юрмытское, Талицкого района,
Свердловской области
Конспект научно-практической конференции по литературе
"Литературные открытия поэтов Серебряного века"
Научно-практическая конференция
11 класс
25 января 2012 года
Стафеева Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ « Вновь-Юрмытская СОШ»,
С.Вновь-Юрмытское, Талицкого района,
Свердловской области
Конспект научно-практической конференции
Тема конференции: «Литературные открытия поэтов Серебряного века»
Целевая аудитория: учащиеся 11 класса
Задачи конференции: раскрыть особенности основных направлений в поэзии Серебряного века;
заострить внимание на поисках нового языка, новых образов и идеалов в творчестве поэтов 20 века; развивать умение самостоятельно работать над решением проблемы; повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века; воспитывать любовь к поэзии.
Оборудование:
1.Стенд “Поэзия Серебряного века”;
2.Презентации учащихся:
1) Волковой Ольги
«Литературные открытия поэтов Серебряного века»:
1) Новаторство А.А.Блока в использовании выразительных средств(Волковой Ольги)
2) Шиховой Анастасии, «О символизме Андрея Белого».
3). Мурашкина Романа. «Акмеизм в жизни и творчестве Н.С.Гумилёва»;
4)Двинских Вячеслава «Эгофутуризм Игоря Северянина»;
5) Лютина Ивана «Имажинизм в творчестве С.Есенина».
6) Шиховой Анастасии «Особенности поэтики М.Цветаевой».
|
Стафеева Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ « Вновь-Юрмытская СОШ»,
С.Вновь-Юрмытское, Талицкого района,
Свердловской области
Структура конференции
№,№ слайдов | Содержание |
1 | Титульная страница |
2 | Задачи |
3 | Содержание |
4 | Конференция (Вступление) |
5-90 | Презентации учащихся |
90-93 | Заключение |
94 | Информационные источники |
Стафеева Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ « Вновь-Юрмытская СОШ»,
С.Вновь-Юрмытское, Талицкого района,
Свердловской области
Научно-практическая конференция по литературе в 11 классе "Литературные открытия поэтов Серебряного века"
Эпиграфы: Искусство должно преображать жизнь.А. Скрябин
Богов иных померкнут лики, И обнажится всякая беда, Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда. Н. Тихонов
Ход урока
1.Орг. момент
2. Вступительное слово учителя.
Когда столетие клонится к закату, люди невольно оглядываются на его восход, хотят уяснить себе, чем же всё-таки был век “неслыханных перемен, невиданных мятежей”.
Говорят, искусство - лучшее зеркало эпохи. Что не передаст документ и не воспроизведёт историк, доносит до потомков художник: эмоциональный тон эпохи, её настроение. Начало прошлого века - истинная загадка истории.
Некоторые специалисты считают, что искусство начала 20 века мы знаем не больше, чем музыку позапрошлого столетия. Оценки потомков никогда не совпадали с самооценками деятелей эпохи, а трагически прекрасный 20 век, наверно, будет переосмысливаться, пока живо человечество. Приходит пора символического осмысления его начала.
Сегодня мы сделаем для себя новые открытия в области русской литературы. Это станет итогом изучения большой и очень интересной темы “Поэзия Серебряного века”.
Новая культура проявляется, прежде всего, в новом поэтическом слове. Двадцатые годы были высочайшей приливной волной русской поэзии, такого ”девятого вала” 20 век больше не знал. Ни с чем несравнимо это время и по разнообразию творческих индивидуальностей, и по уровню художественных ценностей, созданных в ту пору.
Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Велимир Хлебников, Борис Пастернак,
Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Николай Рерих, Сергей Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры “Человеческим садом”.
Замечательно поистине, что в последние десятилетия возвращены временем незаслуженно забытые или замалчиваемые имена.
Сейчас кажется невероятным, что Демьян Бедный был известнее Сергея Есенина.
Поэзия начала 20 века - это множество литературных школ, групп, течений. В чём же их суть? Давайте попробуем понять это, открыть для себя некоторые тайны. Ведь «Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.
Искусство только там, где дерзновение за грань, где порывание за пределы познаваемого. В. Брюсов
3.Презентации учащихся по творчеству поэтов Серебряного века. Приложение 1.
План презентации «Литературные открытия поэтов Серебряного века»
1 Символизм
а) О символизме Андрея Белого.
(((Чтение наизусть стихотворения «Из окна вагона»
б) Новаторство А.А.Блока в использовании выразительных средств.
Чтение наизусть стихотворения «Незнакомка»
2.Акмеизм
Акмеизм в жизни и творчестве Н.С.Гумилёва.
Чтение наизусть стихотворения «Жираф»
3.Футуризм
Эгофутуризм Игоря Северянина.
Чтение наизусть стихотворения «Игорь Северянин»
4.Имажинизм
Имажинизм в творчестве С.Есенина.
Чтение наизусть стихотворения «Родина»
5.Поэты вне направлений
Особенности поэтики М.Цветаевой.
Исполнение романса «Мне нравится, что вы больны не мной…»
4. Дискуссия по представленным материалам.
Учащимся, представившим свои исследования, задаются вопросы, на которые они отвечают.
5. Итог урока.
Учитель. Литература Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок. Это удивительный пласт в истории русской и мировой художественной культуры. Искусство Серебряного века излучает свою энергию, свой свет и поныне. И мы, сегодняшние, родившиеся в 20, живущие в 21 веке, открываем его для себя, удивляемся, восхищаемся, начинаем понимать и любить. И я вам всем желаю этого - счастья открытия и познания поэзии, музыки, живописи Серебряного века.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к мультимедийному продукту
Автор: Стафеева Валентина Николаевна
Место работы: МОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»
Должность: учитель русского языка и литературы
Название ресурса: Научно-практическая конференция по литературе в 11 классе «Литературные открытия поэтов Серебряного века»
Цель и задачи ресурса: раскрыть особенности основных направлений в поэзии Серебряного века;
заострить внимание на поисках нового языка, новых образов и идеалов в творчестве поэтов 20 века; развивать умение самостоятельно работать над решением проблемы; повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века; воспитывать любовь к поэзии.
Актуальность и ожидаемые результаты: Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор.
Техническое обеспечение конференции:
Материалы конференции изложены в программе MS Power Point 2007. Для использования данного ресурса требуется компьютер, экран, проектор.
Авторские комментарии: Данный ресурс рекомендуется использовать на уроках литературы в 11 классе по любой из учебных программ, на занятиях элективных курсов, факультативов и кружков гуманитарных классов. Переход между слайдами осуществляется щелчком (подробная навигация описана в конспекте).
Минимальные требования к аппаратным ресурсам: ПК
Использованные источники:
Ю.Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Москва,изд. «Республика» 1998 г.
Л.П.Быков, Е.С. Зашихин . Лирика Серебряного века. Екатеринбург, изд. «Сократ» ,2006г.
Ю.А.Лыссый. Русская литература 20 века 11кл.Учебник, хрестоматия. Москва. Мнемозина 2004 г.
Три века русской поэзии. Москва. Просвещение.1980 г.
http://ru.wikipedia.org/ Поэты Серебряного века
http://ru.wikipedia.org/wiki/Серебряный век русской поэзии
http://www.chaskor.ru/Николай Гумилёв
http://otherreferats.allbest.ru/ Творчество поэтов серебряного века…
http://images.yandex.ru/?lr=54 Поэты Серебряного века
http://www.stihi-rus.ru/Игорь Северянин Стихи
http://az.lib.ru/Андрей Белый
http://lib.rus.ec/А.А. Блок
http://nezhna.com/Стихи Серебряного века
http://ru.wikipedia.org/Марина Цветаева
Предварительный просмотр:
Стафеева Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ « Вновь-Юрмытская СОШ»,
С.Вновь-Юрмытское, Талицкого района,
Свердловской области
Использованная литература:
1.Ю.Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Москва, изд. «Республика» 1998 г.
2.Л.П.Быков, Е.С. Зашихин. Лирика Серебряного века. Екатеринбург, изд. «Сократ» ,2006г.
3.Ю.А.Лыссый. Русская литература 20 века 11кл.Учебник, хрестоматия. Москва. Мнемозина 2004 г.
4.Три века русской поэзии. Москва.Просвещение.1980 г.
5.http://ru.wikipedia.org/ Поэты Серебряного века
6.http://ru.wikipedia.org/wiki/Серебряный век русской поэзии
7.http://www.chaskor.ru/Николай Гумилёв
8.http://www.chaskor.ru/А.Блок
9.http://otherreferats.allbest.ru/ Творчество поэтов серебряного века…
10.http://images.yandex.ru/?lr=54 Поэты Серебряного века
11.http://www.stihi-rus.ru/Игорь Северянин Стихи
12.http://az.lib.ru/Андрей Белый
13.http://lib.rus.ec/А.А. Блок
14.http://nezhna.com/Стихи Серебряного века
15.http://ru.wikipedia.org/Марина Цветаева
16.http://www.litera.ru/М.Цветаева
17.http://lib.rin.ru/Золотой фонд мировой литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."
Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...
Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".
Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Поэты Серебряного века.
Данные презентации предназначены для учащихся 11 классов, они содержат информацию по жизни и творческтву А. А. Ахматовой, А. А. Блока, М. И. Цветаевой....
Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.
Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".
Работа о творчестве поэтов "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...