Урок-конференция по литературе в 9 классе «Мои открытия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
План-конспект урока по изучению творчества М.Ю. Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-конференция по литературе в 9 классе
«Мои открытия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
Цель урока: представление исследовательских работ по творчеству М.Ю. Лермонтова
Задачи урока:
- выявить влияние природы родных мест и Кавказа на лирику поэта;
- выявить основной мотив творчества поэта;
- прививать интерес к русской классической литературе;
- развивать умения выразительного чтения, исследовательских навыков.
Оформление:
- иллюстрации к произведениям Лермонтова.
- компьютерные презентации учеников.
- критерии оценки исследовательских работ учащихся
Организационный момент
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, обязательно открыть для себя что-то новое.
Сообщение темы урока
У нас сегодня урок-конференция.
Словарь Ожегова дает такое толкование слову «конференция» - собрание, совещание представителей каких-нибудь организаций для обсуждения какого-либо вопроса.
Так вот тема нашей встречи, собрания «Мои открытия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
Начну нашу встречу замечательными словами русского поэта Сергея Наровчатого: «Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом… Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многогранен, что эти открытия будут продолжаться без конца»
Сегодня мы подводим итоги ваших исследований, наблюдений над произведениями Лермонтова, надеюсь, что открытия, которые вы сделали, будут удивительны и интересны всем: и гостям, и участникам конференции.
Темы исследований представлены на доске:
- «Влияние природы родной земли Тархан на лирику Лермонтова».
- «Мотив одиночества в лирике Лермонтова»
- «Роль природы Кавказа в творчестве Лермонтова».
- «Образ коня в творчестве Лермонтова».
- «Диалог художественных миров».
Оценивать ваши исследования, то, как вы презентуете их, будет компетентное жюри. Критерии раздаются жюри.
Сейчас я предоставляю слово участникам конференции.
- Исследование «Мотив одиночества в лирике Лермонтова»
Выступление по плану
- Сообщение цели, задач
- Список произведений, для анализа
- Анализ стихотворений
- Чтение стихотворения «Листок» наизусть
- Вывод
Слово учителя:
Стихи Лермонтова, полны грусти, тем не менее, очень музыкальны. Пример этому - известный романс “Выхожу один я на дорогу…” Предлагаю вам его послушать.
- Исследование «Влияние природы родной земли Тархан на лирику Лермонтова».
Выступление по плану
- Сообщение цели, задач
- Список произведений, для анализа
- Анализ стихотворений
- Чтение стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен …» наизусть
- Вывод
Слово учителя:
На одном поэтическом вечере дагестанский поэт Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!» Следующая исследовательская работа поможет раскрыть все грани художественного таланта поэта в произведениях, посвящённых Кавказу. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу».
- Исследование: «Роль природы Кавказа в творчестве Лермонтова»
Выступление по плану (музыкальное сопровождение)
Сообщение цели, задач
Список произведений, для анализа
Анализ стихотворений
Чтение наизусть «Синие горы Кавказа, приветствую вас».
Чтение наизусть «Люблю я цепи синих гор».
Вывод
Слово учителя:
Образ лошади, которая играла важную роль в жизни человека, довольно часто возникает на страницах литературы. Многие поэты и писатели воспевали верного друга. Давайте послушаем, какой образ этого животного создал М.Ю. Лермонтов в своих произведениях.
4. Представление исследования «Образ коня в лирике Лермонтова »
Выступление по плану
Сообщение цели, гипотезы, задач
Список произведений, для анализа
Анализ произведений
Вывод
Слово учителя:
Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он был великолепно образован, начитан, легко решал сложные математические задачи, слыл сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками. Он обладал редкой музыкальностью – виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. А ещё Лермонтов прекрасно рисовал и писал картины маслом. Давайте посмотрим, как взаимодействовали в одном человеке художник слова и живописец.
5. Исследовательская работа «Диалог художественных миров»
Выступление по плану
Сообщение цели, задач
Список произведений, для анализа
Анализ стихотворений
Прослушивание актерского чтения стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»
Вывод
Слово учителя:
Благодарю всех участников конференции за интересные, содержательные работы. Хочу пожелать вам, чтобы творчество Лермонтова продолжало вас пленять своей силой пламенных страстей, необычайной прямотой и честностью, пусть в ваших сердцах отзывается благородный голос поэта, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга, чести и, конечно же, любви к Родине.
Жюри подводит итоги исследований и оценивает выступления учеников:
- Какие открытия сделали сегодня в своих исследованиях ребята?
- У кого это лучше получилось?
Дома написать сочинение (на выбор)
1. «Над какими сторонами жизни заставил меня задуматься Лермонтов?».
2. «Какие тайны открылись мне в поэзии Лермонтова?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Брейн-ринг по творчеству М.Ю. Лермонтова"
Материал представляет собой конспект обобщающего урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова в 7 классе и включает в себя методические рекомендации по использованию интерактивной доски....
План-конспект открытого урока-конференции по географии в 8 классе Тема: «Жемчужина Сибири - Байкал»
Урок-конференция «Жемчужина Сибири- Байкал»Цель урока: изучение особенностей Байкала и его окрестностей, показать значимость Байкала в природе...
Викторина для учащихся 9- классов. Тема: "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова".
Презентация для учащихся 9-классов. Тема: "Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова."...
Творческая работа учащегося 11 класса (сочинение) на тему "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Анализ стихов, раскрывающих тему назначения поэта и поэзии....
Тестовый материал к интегрированному уроку по искусству и литературе "Высочайший юноша Вселенной: жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"
Тестовый материал "Искусство в жизни Лермонтова"....
Конспект урока по литературе на тему: «Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…» - 7...
Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе "Экологические проблемы большого города и пути их разрешения"
Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе "Экологические проблемы большого города и пути их разрешения"...