Методическая разработка урока
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Урок может быть использован на уроках литературы в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                 Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Цели урока:

1)Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

2)Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения, развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов.                                                                                    

3)Воспитывать  интерес к  литературе,  к  творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.

Тип урока:  повторительно-обобщающий с элементами новых знаний.

Оборудование урока:

на уроке используется презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, портрет Л.Н. Толстого, эпиграфы к уроку);

на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа, справочными материалами о славянофилах и западниках.

Основные приемы и методы:

урок построен с использованием приемов технологии личностно-ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.

                                                Ход урока .                                                                                                                                         На доске слайд с портретом  писателя и названием изучаемого произведения. (Смотри слайд Приложение №1).

1. Организационный момент. Слово учителя с элементами беседы.

- Продолжим разговор о романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. На предыдущих уроках мы говорили о двух главных героях великой эпопеи: о Пьере Безухове и Андрее Болконском, - обсуждали трудный путь их духовных, нравственных исканий. Как относится Лев Толстой к своим героям? Почему именно так? Почему так подробно писатель говорит об их судьбе в своем романе?

( И Пьер, и Андрей проходят на страницах романа сложный путь самосовершенствования, обретения себя, путь к пониманию своего предназначения в жизни. В человеке, по мнению Л.Н. Толстого, не должна прекращаться внутренняя работа, и результат ее - обретение истины. Лучшие герои писателя повторяют его нравственный кодекс).

- Но так ли все просто у Толстого-философа, мыслителя? Только ли о предназначении человека размышляет он в своем романе?

Вторая половина 19 века. Писателей, общественных деятелей волнует и судьба России, пути ее развития. Назовите, пожалуйста, писателей второй половины 19 века, на страницах произведений которых встает этот вопрос?

(И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский и др.)

- А что думает Л.Н. Толстой? Каким видит путь развития России? Как представляет его в своем романе? Пожалуйста, предположите. (Учащиеся высказываю свои мнения).

- Эти вопросы - главные на нашем уроке сегодня. Как они могут быть связаны с вопросом о нравственных исканиях главных героев романа “Война и мир”?

На доске слайд с тмой урока: Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

( Слайд .Приложение №2).

Ребята высказывают свои предположения.

- Таким образом, на основании изученного материала, проследив еще раз жизненный путь героев, мы попытаемся понять, что думал великий мыслитель, патриот своей страны о ее судьбе. Попробуйте придумать название нашего урока.

На доске слайд с названием урока: “Две дороги – два пути развития России”. На слайде эпиграфы к уроку. (Смотри слайд Приложение)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

- Два эпиграфа – две части в названии нашего урока. Соотнесите эпиграфы с частями названия урока. Как вы понимаете смысл слов “дорога” и “путь” в этом контексте?

На слайде представлен проблемный вопрос урока.( Слайд . Приложения№4).

Как понимание нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова ведет к представлению о путях развития России во второй половине 19 века?

2. Стадия осмысления.

2.. Чтобы ответить в дальнейшем на наш проблемный вопрос, вспомним, что мы знаем о героях романа Л.Н. Толстого?

Предлагается работа с таблицей, которая составлена  учащимися на предыдущих уроках во время разговора об образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Таблица у каждого ученика.

Первая встреча читателя с героем.         Салон Анны Шерер.

Надменный, сдержанный, равнодушный к свету, радуется только тогда, когда увидел Пьера.        Веселый, наивный, защищает Наполеона как гаранта идей равенства и братства.

Отношение героев к войне 1805-1807 годов.        Идет на войну, т.к. бежит от света, скрывает истинную цель.        Против войны.

Какой первый эпизод в романе говорит о переоценке ценностей в жизни?        Аустерлицкое сражение: слава – ничто; покой, мир, жизнь. Оставляет военную службу. Государственная служба.        Женитьба на Элен, разочарование в семейной жизни, вступление в масонский орден, хозяйственные начинания.

Наташа Ростова в судьбе героев романа.        Любовь к Наташе, сватовство, роман Наташи с Курагиным.        Разочарование в масонстве, поддержка Наташи после разрыва с Болконским в период ее выздоровления.

Война 1812 года в судьбе героев романа        Возвращение в армию, участие в Бородинском сражении, смертельное ранение.        Остается в Москве, чтобы убить Наполеона; плен, сближение с народом

Итог нравственных исканий героев романа …

Работа с таблицей предполагает беседу с учащимися по вопросам таблицы. Беседа систематизирует знания учащихся об образах главных героев романа. Предполагается обращение к тексту романа, цитирование эпизодов.

Итоги нравственных исканий подводятся после работы учащихся с цитатами из романа.

- Эпилог, часть 1, глава 14. Со слов: “Пьер улыбнулся, Наташа засмеялась, но Николай еще более сдвинул брови…” до слов: “…Разговор снова возобновился и уже не в том неприятно враждебном тоне, в котором сказаны были последние слова Николая”.

- Том 3, часть 2, глава 37. Со слов: “В несчастном, рыдающем, обессиленном человеке, которому только что отняли ногу, он увидел Анатоля Курагина” до слов: “Но теперь уже поздно. Я знаю это!”.

- Том 4, часть 1, глава 15. Со слов: “Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца…” до слов: “ …И он замолчал”.

- Том 4, часть1, глава 16. Со слов: “Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь” до слов: “Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор оставляла его”.

2.Итог нравственных исканий героев романа Л.Н. Толстого.

 Вопросы классу:

- Андрей Болконский. С какими мыслями о смысле жизни умер герой романа? (Понимание братства, всеобщей любви, вера в Бога, нравственное совершенство человека). Пьер Безухов. В чем смысл его жизни в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).

2.3. Возвращаемся к теме урока, к проблемному вопросу.

- Во второй половине 19 века в обществе имел место плюрализм (предполагается словарная работа: объяснить значение слова “плюрализм”) мнений о путях развития России.

Наиболее популярными были такие идейные течения, как западничество и славянофильство. Что вы знаете об этих течениях?

В помощь учащимся предлагается таблица.

Славянофилы        

Западники

нравственное совершенствование личности;

христианская вера;

патриархальность.        противостояние правительству;

широкая социальная деятельность;

ориентир на западный путь развития.

Стадия рефлексии

3. Вопросы классу:

 Мы говорим о двух героях Л.Н. Толстого. К какому идейному направлению мог бы принадлежать Андрей Болконский? Какие идеи близки Пьеру Безухову?

Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос урока.

Два   пути преобразования России: князь Андрей, символизирующий восточное направление, неучастие в политике, нравственное самосовершенствование, веру; и Пьер, допускающий противостояние правительству, широкую социальную деятельность в этом направлении).

. - Толстой думал о преобразования России в свое тревожное и неоднозначное время. В не менее сложную эпоху живем мы сейчас. И каждый настоящий патриот своей страны думает о ее будущем.

3.2. Учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: “Каким я вижу будущее России и что могу сделать для ее процветания?”.

Сочинения зачитываются и обсуждаются.

3.3. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека.

(Классическая литература заставляет задуматься над многими современными проблемами, помогает ответить на вопросы, волнующие сегодня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...