Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».
Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».
Цель урока: освоение учащимися знания о вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.
Задачи. Сформировать у учащихся
- - знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;
- - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;
- - умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы, объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
- - развитие информационно – интеллектуальной компетентности.
Основные понятия: высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, временная связь, центральное торможение, подкрепление и угасание условного рефлекса, растормаживание (восстановление), положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы, закон взаимной индукции возбуждения-торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.
Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.
УМК: "Биология. Человек". 8 класс. Учебник. Авторы: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. ;
"Биология: Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь".Авторы: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vysshaya_nervnaya_deyalelnost.rar | 15.32 КБ |
prezentaciya_vysshaya_nervnaya_deyatelnost.rar | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».
Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».
Цель урока: освоение учащимися знания о вкладе отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.
Задачи. Сформировать у учащихся
- - знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности;
- - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;
- - умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы, объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
- - развитие информационно – интеллектуальной компетентности.
Основные понятия: высшая нервная деятельность, центральное торможение, безусловные и условные рефлексы, временная связь, центральное торможение, подкрепление и угасание условного рефлекса, растормаживание (восстановление), положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы, закон взаимной индукции возбуждения-торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение, доминанта.
Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приёмы и методы. |
Актуализация уже имеющихся знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств», активизация учащихся мотивация для дальнейшей работы. | I. Самоопределение к учебной деятельности. Стадия вызова. Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию, задают уточняющие вопросы. | Выяснение и уточнение известной информации, рассказ – предположение по ключевым терминам, систематизация материала. Индукция (предъявление намёка на предполагаемый результат). Индивидуальная работа и фронтальная. |
Вернуть учащихся к первоначальным исходным данным по изучаемой проблеме, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации. | III. Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Стадия рефлексии. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведётся в парах и в группах. | Установление причинно- следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым терминам, ответы на поставленные вопросы, обобщение и формулирование выводов. Социализация (обсуждение, оценка) |
Тема | Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Урок «Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период». |
Цель изучения темы | Сформировать знания об особенностях постэмбрионального развития. |
Планируемый результат | Сформировать у учащихся: знание этапов постэмбрионального развития; понимание биологического значения и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития; умение устанавливать взаимосвязь эмбрионального и постэмбрионального развития, умение сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы; развитие информационно-интеллектуальной компетентности в процессе изучения темы; воспитание ответственности за состояние личного здоровья (влияющего на здоровье потомства) и поведения, соответствующего нормам права и морали, принятым в обществе. |
Основные понятия | Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое постэмбриональное развитие. |
Методы работы с информацией | «Контекст», «Глосс», «Структур», «Конструкт», «Реконструкт», «Аргумент» |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | УУД |
Биология. География. История. | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах | Учебник А.А.Каменский, Е.А. Крикскунов, В.В.Пасечник. «Общая биология».10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа». Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Презентации учащихся: «Дети-вундеркинды», «Демографическая ситуация в РФ» | I период. Самоопределение к деятельности. Личностные УУД. II период. Учебно-познавательная деятельность. III период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Познавательные УУД, Личностные УУД. IV. Рефлексивная деятельность. |
Технология проведения. |
I. Проверка знаний |
Цель: Проверка знаний о периодизации онтогенеза и событиях, предшествующих постэмбриональному периоду. Метод «Конструкт» (1,2,4) Метод «Структур» (3) | 1. Раскройте смысл термина «эмбриональное развитие». 2. Каким образом и где происходит имплантация зародыша у плацентарных животных? 3. Укажите связи: какие ткани и органы формируются из зародышевых листков? (интерактивное задание) 4. Каким образом происходит взаимное влияние частей развивающегося зародыша? |
I Период. Самоопределение к учебной деятельности. (Стадия вызова) |
Цель: Мотивирование учащихся к учебной деятельности Метод «Реконструкт» (1) Метод «Аргумент» (2) | Проблемная ситуация. «Дети – наше будущее»… Влияют ли особенности эмбрионального развития на дальнейшее развитие организма, т.е. на будущее потомства? Может ли многоклеточный организм быть бессмертным? Задание. В процессе знакомства с проблемой, определите, что для ее решения вы уже знаете, а что вам еще надо узнать. Вопросы §37 учебника: 1. Вспомните формулировку биогенетического закона. 2. Почему дробление оплодотворенной яйцеклетки у курицы и кролика происходит по-разному? |
II Период. Учебно-познавательная деятельность. |
Целеполагание и методы | Обучающие задания каждого этапа | Диагностическое задание каждого этапа |
Цель. Освоить понятия и их характеристики: периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое постэмбриональ- ное развитие. Метод «Контекст». (З-1) Метод «Структур». (З-2) Метод«Конструкт» (П-1,2; У-1) Метод «Аргумент». (П-3, 4, 5, 6; У-2) | Структура содержания этапа. Задания на «знание» (З): 1. Прочитайте статью и найдите (подчеркните) в тексте термины и высказывания, характеризующие понятие «постэмбриональное развитие» 2. На основании статьи назовите периоды постэмбрионального развития. Задания на «понимание» (П): (Демонстрация авторской презентации, созданной в программе Mimio Studio и выполнение учащимися интерактивных заданий). 1. Раскройте смысл терминов: «ювенильный», «пубертатный», «старение». 2. Укажите отличия между прямым и непрямым развитием. 3. Объясните: в чем заключается биологическая роль непрямого развития. 4. Сравните развитие однояйцовых близнецов и разнояйцовых: могут ли однояйцовые близнецы иметь разный пол? Задания на «умения» (У). 1. В рабочей тетради составьте и заполните таблицу: « Этапы постэмбрионального развития»
2. Проанализируйте возможности клонирования. Стоит ли заниматься решением проблемы клонирования человека? Ответ обоснуйте. (Демонстрация авторской презентации, созданной в программе Mimio Studio). | Задание (Д) (Интерактивные задания) «Знание»: З-1. Укажите последовательность этапов развития с полным превращением (с помощью стилуса). «Понимание» П-1. Подберите к этапам постэмбрионального развития соответствующие характеристики (с помощью стилуса). П-3.1. Объясните: на каких стадиях развития колорадского жука и почему человеку следует вести борьбу с этим вредителем? П-3.2. Объясните: почему у насекомых с полным превращением большее число видов, чем у насекомых, которые имеют неполное превращение?(Можно дать учащимся вопросы для ответа одновременно по вариантам - 1 и 2 вариантам). |
III Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цель – формировать способность к самоорганизации в решении проблемной ситуации. Метод «Аргумент» Метод «Пробдемус» | Задание на интеллектуально-преобразовательную деятельность (ИПД). 1) Для репродуктивного варианта. Обоснуйте (аргументируйте) биологический смысл старения и смерти? 2) Для импровизационного варианта. Какое влияние оказывает внешняя среда на развитие организма? Ответ аргументируйте. 3) Для эвристического варианта. Предварительные задания: презентация или сообщение (доклад) 1. «Вундеркинд – врожденно и пожизненно?» 2. «Демографическая ситуация в РФ: причины, проблемы и возможные решения». |
IV период. Рефлексивная деятельность |
Цель – научить соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности | Продолжите предложение. 1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я получил --- 2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками--- 3. На уроках по теме «…» я : - узнал…… - понял…… - научился… 4. Наибольшего успеха я достиг в ….. Наибольшую трудность я испытал в ….. 5. Изменения, которые произошли у меня:- в знаниях…. в понимании… в умении….. 6. В дальнейшем стоит обратить свое внимание на… |
Домашнее задание. | Подготовиться к проверочной работе по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Повторить §28-37: термины и понятия; записи в рабочих тетрадях (таблицы, схемы, тезисы). |
ГОУ СОШ №619 Калининского р-на г. Санкт-Петербурга. Учитель биологии Андрианова И.А.
*Использованы материалы образовательного курса «Инновационная технология: теория и практика».
Проект «Творческая лаборатория». Руководитель службы научно-методического сопровождения ОУ: Панфилова Л.Г.
Конструктор заданий в периоде учебно-познавательной деятельности
(Проект «Творческая лаборатория». Руководитель службы научно-методического сопровождения ОУ: Панфилова Л.Г.)
Задания на «знание» | На «понимание» | На «умение» |
- назови (дай имя, озаглавь) - опиши (изложи) - ознакомься - сообщи (объяви) - расскажи, перескажи - выдели, вырази - укажи, покажи (уточни) - сравни, соотнеси, сопоставь, установи соответствие - найди - определи, установи - рассмотри - отгадай - раскройте особенности | - раскрой смысл термина -объясни, почему термин имеет разное значение - обоснуйте выбранную структуру - обоснуйте основания, лежащие в основе данной структуры текста - ранжируйте... и обоснуйте... - проанализируйте и дополните -укажите связи между… - выделите условия, при которых.. - обоснуйте (аргументируй) свое мнение - сделайте вывод о ... - приведите аргументы, подтверждающие.. - подбери и обоснуй - подбери близкое (противоположное) по смыслу слово и обоснуйте | - разделите текст на части по смыслу и определите их количество - найдите в тексте (модели, схеме и т. п.) подтверждение того….. . - напишите (конспект, ключевые слова тезисы, план) - сформулируй определение понятия, термина на основе выявленной структуры - предложите новую (свою) классификацию... - представьте информацию в другой форме (таблица, график, текст и т.д.) - составьте (распорядок дня, правила, перечень) - постройте классификацию - составьте таблицу, график, кроссворд - напишите реферат, статью - восстановите (недостающие данные, классификацию... - дополните (недостающие данные) - решите (задачу, кроссворд, уравнение) - предложите свой (вариант., способ, возможный сценарий развития)... - разработайте способ решения проблемы - составьте вопрос к тексту, заданию, иллюстрации; - обведите контуры.. - сосчитайте; - нарисуйте, раскрасьте |
- метод «Контекст» используется для определения однозначного смысла полученной информации, выделения его ведущего содержания;
- метод «Глосс» используется для подготовки ученика к восприятию информации посредством определения смысла всех используемых в тексте терминов;
-метод «Структур» направлен на осмысление информации путем выделения главного, установления последовательности и взаимосвязей внутри текста;
- метод «Конструкт» предполагает создание собственной «информационной конструкции» путем отбора, анализа, систематизации информации из различных источников;
- метод «Реконструкт» предполагает восстановление образа чего-либо (события, явления, предмета и т.п.) путем отбора и использования необходимой информации из различных источников;
- метод «Проект» предполагает деятельность по созданию некого продукта по решению обозначенной проблемы на основе заданных критериев;
- метод «Проблемус» предполагает формирование умения ставить вопросы и давать ответы однозначно адекватные друг другу;
- метод «Оптимум» предполагает формирование умения сокращения объема текста с сохранением смысла содержания;
- метод «Планус» предполагает формирование умения составлять план- оглавление;
- метод «Аргумент» предполагает формирование умения обосновывать свою точку зрения, быть убедительным и доказательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
Разработка урока "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
УМК Пасечник В. В....
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
Презентация к уроку...
Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс
Тема: "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"_9класс...
конспект урока биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Конспект урока биологии в 8 классе по теме" Вклад отечественных ученых в разработку теории о высшей нервной деятельности"...
презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"...
Урок по теме: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» 9 класс
В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закрепле...
Комментарии
Проект урока разработан с
Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.». Урок
Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.». Урок
Проект урока разработан с использованием технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Авторская презентация к уроку создана в программе Mimio Studio c применением интерактивной приставки MIMIO и содержит интерактивные задания. Урок рассчитан на 45 минут.