Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
МОУ «Солигаличская СОШ» Солигаличского муниципального района Костромской области
Методическая разработка урока литературы с применением ЭОР
г.Солигалич
2012 год
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой первый урок по поэме древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Она предназначена для учителей-словесников, работающих в общеобразовательных школах. В основу разработки положен практический опыт изучения в 8 классе поэмы «Слово о полку Игореве».
Составитель: Куприянова Светлана Владимировна.
Место работы: МОУ «Солигаличская СОШ» Солигаличского муниципального района Костромской области.
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: литература.
Класс: 8
Учебник: «В мире литературы. 8 класс» под ред. А.Г.Кутузова, Дрофа, 2011 год.
План урока.
Тема: Древнерусская литература. Поэма «Слово о полку Игореве».
История создания, сюжет и композиция.
Цели урока:
Методическая: поделиться с коллегами опытом проведения урока с применением ЭОР.
Образовательная: изучить историю создания «Слова о полку Игореве»,
показать историческую основу, рассмотреть сюжет, составить композиционный план поэмы.
Задачи урока: на примере древнерусской поэмы раскрыть особенности её сюжета и композиции;
воспитывать чувство патриотизма, человеческого достоинства, гордости за свой народ, любовь к слову, а также чувство ответственности за результат в работе по группам.
развивать образное мышление, языковое чутье.
Тип урока: изложение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методические приёмы: слово учителя; комментированное чтение; индивидуальное задание; групповая самостоятельная работа по составлению композиционного плана; выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы; словарная работа, тестирование.
Оборудование: мультимедийная доска с проектором,
компьютерная презентация;
музыкальное сопровождение;
текст поэмы «Слово о полку Игореве».
Методическое обоснование:
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии. Тем более это обусловлено и компетентностным подходом в образовании.
Цели эффективного осуществления информатизации образовательного процесса в школе можно определить так:
- развитие личности школьника посредством формирования творческого мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности;
- формирование информационной культуры ученика;
- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, использование различных возможностей информационных технологий для повышения мотивации познания, инициативности познавательной деятельности;
- создание открытой информационной образовательной среды в школе.
Эти цели достигаются в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционным преподаванием.
По Интернет данным мультимедиа-презентация оказывает воздействие как на слуховой, так и на зрительный канал поступления информации, а исследования показали, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, а также более 50% информации, если он видит и слышит одновременно и обрабатывает информацию на практике.
Цели применения информационных технологий на уроках:
- Повышение эффективности процесса обучения;
- Получение информации об изучаемом явлении;
- Ускорение передачи информации;
- Помощь учителю в интенсификации процесса обучения (сокращение времени);
- Повышение наглядности обучения;
- Расширение дидактического инструментария учителя;
- Усиление информативности обучения;
- Повышение интереса к обучению.
Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для ученика, если ему интересно. Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видео- или фоторяд. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа объяснения нового материала и проверки домашнего задания можно использовать
мультимедиа технологии:
презентация-контроль — для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);презентация-тест с анимацией — содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
презентация-тест с гиперссылками — содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
В данном уроке представлены слайды с порталов ФЦИОР и Единой образовательной коллекции ЦОР. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Важно учесть общие рекомендации психологов при разработке способа визуализации информации на экране:
- информация на экране структурирована;
- визуальная информация периодически меняется на аудиоинформацию;
- темп работы варьируется;
На уроках с использованием ЭОР даже пассивные ученики с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Во время любой презентации дети очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны, так как, во-первых, им необходимо четко запомнить интересно представленный материал, во-вторых, даже небольшой шум может помешать ответить на вопросы по данной теме. Дети с большим интересом ожидают такие уроки, помогают готовить необходимое оборудование. Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
Структура и ход урока.
Таблица №1.
(Оргмомент – 1мин.)
Этап урока | Описание | Время |
Слово учителя. Индивидуальное задание учащегося Слово учителя (продолжение). | Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с величайшим произведением древнерусской литературы – поэмой «Слово о полку Игореве». Оно рассказывает о походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году. ( Слово «половцы» выписывается на доске и комментируется). Заранее подготовившийся ученик даёт историческую справку о походе Игоря Новгород-Северского на половцев, привлекая карту похода (слайд №1). Это произведение имеет сложную и загадочную историю. Написано оно примерно в тот же 1185 год и в последующем неоднократно переписывалось. Автор поэмы неизвестен, и мы вряд ли когда-нибудь узнаем его имя. Древнерусские авторы редко подписывали свои произведения. Можно только догадываться, что это был хорошо образованный человек, который разбирался в политике и очень любил свою родину. Через четыре века один из писцов составил сборник, который позже стал известен как Спасо-Ярославский хронограф, в состав которого входило и «Слово…» Впоследствии следы произведения теряются. Лишь в конце 18 века известный собиратель русских древностей Мусин-Пушкин купил рукописный хронограф у архимандрита Спасского монастыря Ярославля (слайд №2). В этом рукописном сборнике Мусин-Пушкин и обнаружил редкое по красоте художественное произведение. Прежде чем представить его читателям, необходимо было расшифровать поэму. Текст был написан на древнерусском языке. Не был разделён на слова. Три года учёные переводили и комментировали «Слово…». Уже тогда они понимали значение поэмы, и один из экземпляров был даже представлен Екатерине Великой. В начале 19 века поэма «Слово о полку Игореве» вышла отдельным изданием (слайд №3). Произведение было столь совершенным, что многие сомневались в его подлинности. Этому способствовала также судьба поэмы. Во время французского нашествия в сентябре 1812 года тот самый рукописный хронограф, найденный Мусиным-Пушкиным, сгорел во время Московского пожара. Сохранились только переписанные с него копии (слайд №4). Дальнейшие исследования учёных, в частности Д.С.Лихачёва, доказали подлинность поэмы. Оказалось, что поэма таит в себе ещё много загадок. О некоторых из них вы сможете узнать из статей Д.С.Лихачёва. Вы прочитали текст именно в его переводе. | 6 мин. 4 мин. |
Предварительная беседа по тексту «Слова…» | - Каков сюжет этой поэмы? (В поэме говорится о неудачном походе князя Игоря на половцев, описываются две битвы князя, его пленение, а также бегство из плена и возвращение на родину.) - Как вы поняли, почему автор выбрал для описания не победный поход русичей на половцев во главе с князем Святославом, а позорное поражение князя Игоря? ( Автор хотел показать на примере этого бесславного похода причину поражения и донести до читателя мысль о необходимости объединения в борьбе против общего врага.) Действительно, это так. Послушайте начало поэмы и подумайте, чему посвящено вступление. | 5 мин. |
Выразительное чтение наизусть вступления « Слова…» | Читает заранее подготовленный ученик со слов «Не пристало ли нам, братья…» до слов «…за землю русскую». | 3 мин. |
Составление композиционного плана поэмы. | - О чём говорится во вступлении? Как вы поняли, кто такой Боян (Баян)? Почему автор так подробно останавливается на его поэтической манере? (Во вступлении автор упоминает некоего Бояна, который, очевидно, был тоже певцом. Он говорит: « Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.» -Действительно, Боян – это легендарный певец и сказитель ( слайд № 5). Посмотрите, каким видит Бояна художник? ( Учащиеся делятся своими впечатлениями от образа Бояна, созданного Васнецовым. Они отмечают колоритную внешность, а также богатство его внутреннего мира.) | 4 мин. |
Словарная работа. | Учитель комментирует выражение «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками» ( в сильном классе можно поручить комментарий учащимся в качестве индивидуального задания-исследования) ( Глагол «растекался» создаёт ощущение простора, протяжённости, широты образа; «выражение «растекаться мыслию по древу» - это метафора, которая обозначает «говорить пространно, излишне подробно, а в некоторых русских говорах «мысь» значит «белка», поэтому выражение можно понимать и как « белкой по дереву, сизым орлом под облаками, серым волком по земле…») | 1 мин. |
Промежуточный вывод. | Мы убедились, насколько красив язык этого произведения, поэтому композиционный план пусть будет цитатным. (Вспомнить, чем цитатный план отличается от простого). | 1 мин. |
Составление композиционного цитатного плана поэмы. | Итак, какую цитату вы предлагаете в качестве первого пункта плана, отражающего вступление? ( 1. «Пусть начнётся же песнь эта по былям нашего времени…») | 1 мин. |
Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой. | Учащиеся предлагают свои варианты цитатного плана поэмы. В группах отбираются наиболее удачные варианты, которые затем озвучиваются как итог групповой работы. Вместе с учителем ребята обсуждают достоинства и недостатки предложенных вариантов. Выбирается наиболее удачный план. В ходе работы на доске появляется иллюстративный материал, который помогает учащимся зрительно представить события, изображённые в поэме. Пример цитатного плана: (первый пункт составлен вместе и записан в тетради). 2. «Страсть князю ум охватила и желание отведать Дону великого заслонило ему предзнаменование» (слайд №6). 3 «Седлай же, брат, своих борзых коней. А мои готовы уже, осёдланы у Курска…» (слайд №7). 4. «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие…» (слайд №8). 5. «Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…» 6. «…в княжеских крамолах жизни людские сокращались». 7. « И на третий день к полудню пали стяги Игоревы…» ( слайд №9). 8. «Тоска разлилась по русской земле…» 9. «Святослав смутный сон видел в Киеве на горах» 10. «…великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное». 11. «На Дунае Ярославнин голос слышится…» (слайд №10). 12. «Игорю-князю Бог путь указывает из земли половецкой в землю русскую…» (слайд №11). 13. «Игорь-князь на русской земле…» 14. «Князьям слава и дружине». | 10 мин. |
Комментарий учителя, а также подведение итогов урока и выставление оценок. | Этот цитатный план поможет нам на следующем уроке разобраться, каким видит неизвестный древнерусский автор образ русского князя, какой он представляет русскую женщину, жену. | 3 мин. |
Контрольный тест | Вариант 1 – для слабых учащихся (№12) Вариант2 – для сильных учащихся №13) | 7 мин. |
Домашнее задание. |
| 2 мин. |
Приложение.
Таблица №2.
Перечень ЭОР, используемых на данном уроке
№ название слайда | ЭОР | Обоснование |
| Наглядное пособие в помощь ученику, который готовил индивидуальное задание | |
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/135d6dc1-23c9-4e04-ace9-70c0b2227659/25_38.JPG | Наглядность |
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1289fbc4-385a-4764-afa7-a5762e9344c2/10_02.jpg | Наглядность |
| Иллюстративный материал | |
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/de1c5568-5ebb-4be7-9c7f-5971adf5d713/Vasnetsov.Bayan.jpg | Иллюстративный материал, позволяющий применить приём устного словесного рисования |
| Иллюстративный материал | |
| Иллюстративный материал | |
| Иллюстративный материал | |
| Иллюстративный материал | |
| Иллюстративный материал | |
| Звуковое оформление урока | |
| http://cor.edu.27.ru/dlrstore/ab069d93-c086-55ea-44f9-a864c30ce976/test_igor.doc | Контроль |
| Контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"»
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"» представляет собой эвритсическую беседу с учащимися, анализ текста памятника древней Руси, благодаря которым ...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»
Методическая разработкаурока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»...
Методическая разработка урока (внеурочного занятия) по технологии на тему применения фокального метода на уроках технологии « Создание настенной полки»
Данная методическая разработка может быть полезна учителям технологии, работающим по учебнику под редакцией В.М. Казакевича. Разработка выполнена в соответствии с ФГОС НОО. Использование фокального ме...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: Система образов "Слова о полку Игореве"
Данная методическая разработка адресована учителям-словесникам, работающим в 9-х классах, а также для подготовке к ЕГЭ по литературе...