Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"» представляет собой эвритсическую беседу с учащимися, анализ текста памятника древней Руси, благодаря которым у учащихся формируется представление об авторе. Урок предназначен для учащихся 9 -х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_urok.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Безымянный автор «Слова о полку Игореве»
Цели урока:
- сформировать эмоционально-личностное отношение;
- освоить нравственные ценности через литературу Древней Руси;
- через систему образов выявить авторскую позицию;
- создать на уроке психолого-педагогические условия для личностного роста ученика;
- обогатить филологическую культуру школьника;
- в процессе изучения произведения осуществить интеграционную связь литературы с историей;
- сформировать у учащегося понимание непреходящего значения русской культуры
«Приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить в многоличии и многообразии его произведений тайну его личности, т.е. особенности его духа, которые принадлежат ему одному».
(В.Г.Белинский)
«Полнее сознавая прошлое, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед».
(А.Герцен)
Вступительное слово учителя.
«Слово о полку Игореве» - литературный памятник Древней Руси ХП века. Чем интересна современному читателю литература прошлого и интересна ли? Этим вопросом в свое время задавался еще А.С.Пушкин и дал на него такой ответ: «Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, то поэзия остается на одном месте, не стареет и не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый раз заменяются другими - произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны». Поэтому так понятно обращение к читателю современного поэта Леонида Мартынова:
Ты
Не почитай
Себя стоящим
Только здесь-вот, в сущем,
В настоящем,
А вообрази себя идущим
По границе прошлого с грядущим.
«Слово о полку Игореве» - драгоценный памятник искусства, добытый из глубин веков, пощаженный веками, сохранивший представление о человеческий ценностях, чаяниях людей Древней Руси. Есть такое предположение, что по бренным останкам можно восстановить облик человека, черты его лица. Произведения, чему бы оно ни посвящалось, все-таки одновременно говорят об авторе.
Эвристическая беседа с учащимися.
Что может сказать о поэте ХП века текст, которым мы владеем?
Что мы узнаем из летописных сказаний о походе в Степь - Ипатьевской и Лавреньтьевской?
Каково отношение автора к Вещему Бояну?
В чем оно заключается?
Пушкин в своих филологических заметках написал следующее: «Стихотворцы никогда не любили упреков в подражании, и неизвестный певец «Слова» преминул объявить в начале своей поэмы, что он будет петь по-своему, по-новому, а не тащиться по следам старого Бояна»
Как относится автор «Слова» к походу Игоря?
Легкой дымкой романтики овеяны слова автора о несчастливом походе и его неблаговидных целях. Автор стремится сказать о многом, показывая рыцарские заслуги Игоря, но вместе с тем не оправдывая его.
Кто произносит обвинительные слова?
Чем объяснить неоднозначный характер авторской позиции?
Одержав победу, половцы открыли ворота, брешь в триста километров, и половецкие ханы стремились как можно быстрее ворваться в русские земли. Автору необходимо было выразить мысль о необходимости объединения всех князей для защиты русского государства. Трагедия Игоря перестает быть личной и становится всеобщей.
Что помогает автору простить Игоря?
Любовь к Родине, русским людям помогает автору понять и простить Игоря. Творец был подлинным, истинным патриотом.
Где душа автора?
Искать нужно в слове. В изображении природы, в системе художественных образов, в призыве к защите Руси.
Лингвистическая работа с текстом.
Язык произведения - есть выражение идеи произведения.
(Выявление изобразительно-выразительных средств произведения.)
- Каким вы себе представляете автора, каков род его деятельности, кто он - христианин или язычник?
Необыкновенно чутко сердце автора к народному горю, народным чаяниям.
И неважно, был ли он светским человеком или монахом.
Важно другое. Автор припал пророческим ухом к земле и услышал тупой гул ордынских коней. Предсказал грозную опасность и призвал к единению русских князей. Памятник, память - родственные слова. «Самостоянье человека, залог величия его...» и заключается в памяти, любви к нашим предкам.
Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На памяти держится вся культура человека. «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Само ее настоящее существует в отношении к прошлому и к прогнозам будущего», - писал Ю.М.Лотман.
Домашнее задание: темы творческих работ: «Дальнейшая судьба автора «Слова о полку Игореве», «Каким я представляю автора «Слова о полку Игореве».
».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»
Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне - « L’ aventure des impressionnistes» для уч...
Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"
Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....
Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)
Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....
Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс
Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...
Урок-игра по "Слову о полку Игореве"
Урок-игра по "Слову о полку Игореве" - возможный вариант проведения заключительного урока по произведению. По форме организации возможно деление на 2 или 4 команды. Жюри может быть представлено ученик...
Контрольно-обобщающий урок по произведению "Слово о полку Игореве" в форме игры "Своя игра"
quot;Своя игра" по произведению "Слово о полку Игореве" - это нестандартная форма проведения заключительного урока (после которого последует контрольная работа или контрольное сочинени...
Презентация к циклу уроков литературы по "Слову о полку Игореве"
В презентации представлены материалы к циклу уроков литературы по "Слову" (историческая основа, авторство, композиция, образы, пейзаж)...