Методическая разработка урока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Методическая разработка
урока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_o_polku_v_9_klasse.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока по литературе для 9 класса по теме «Слово о полку Игореве»
Автор: Кислова Римма Григорьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 22» г. Чебоксары
Цель:
- дать представление о поэме русского Средневековья;
- развить интерес к исследованию поэмы;
- способствовать воспитанию чувства гордости за свою страну и литературу;
- научить понимать мировоззрение автора.
Форма урока: беседа с элементами концертной программы.
Ход урока.
1.Слово учителя.
-обратите внимание на эпиграф к уроку: «Слово о полку Игореве» содержит горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности»
-Как вы думаете, когда было создано произведение, призывающее Русь к единству?
Ученик:
Известен исторический факт, что Русь подвергалась набегам половцев в 12 веке .Только единение русских княжеств могло спасти Русь от разорения. Мы знаем, что князь Игорь, не участвовавший в битве объединенных дружин в 1184году, искал возможность доказать свою верность Святославу Киевскому. Его дружина подошла к Северному Донцу 1 мая 1185 года. Воины увидели «солнце стояше яко месяц». Это считалось недобрым предзнаменованием, но Игорь решил продолжить поход. Это решение стало трагическим для его войска.
Учитель:
Делаем вывод, что поэма создавалась в это время. Обратимся к тексту: «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты…» Что же здесь трагического?
Ученик:
Десятого мая произошла первая битва с половцами .Русские дружины одержали победу и захватили богатую добычу. Но за ночь половцы соединились , и утром русичи увидели, что их окружила несметная сила. Они бились 2 дня, хотя половцев было в 10 раз больше. Дружина Игоря потерпела сокрушительное поражение у берегов реки , с тех пор её зовут Каялой( рекой печали, проклятой рекой). Игорь, раненый в руку, как и все остальные князья, впервые за долгую историю борьбы с половцами, был взят в плен. Дружинники погибли. Спаслось около 15 человек.
Учитель:
-Летопись сообщает нам: «Взяша гордость велику» половцы ринулись на Русь.
-Читаем сцену боя (гл.14-15 из 1 части)
-Интересно вам узнать, что чувствует человек,виноватый в такой трагедии? Найдём в тексте. «Недостойно ми бяшет жить»,- каялся Игорь. Только в плену он понял, какую беду он навёл на Русь своим желанием прославиться единолично. Половецкие ханы стремились привлечь князя лучшим обхождением. Но Игорь бежал, чтобы вместе с другими князьями защитить Землю Русскую. Сначала- на коне по степям, потом пешком , убеждаясь в том, какие страшные муки принёс его поход.
- «Уныли цветы от жалости, и дерево с тоской к земле приклонилось».
Чудом 12 века называют «Слово о полку Игореве»-этот великолепный памятник как национальной, так и мировой культуры. В нём отражены мужество и доблесть защитников Родины .Призыв к единению перед нашествием врага на все времена.Поэма обращена к будущему, к нам.
-Что можете сказать об истории этого памятника?
Ученик:
-В 1795 году московским любителем старины графом А,И.Мусиным-Пушкиным была найдена рукопись-сборник 16 века с поэмой о походе князя Игоря . В1800 году он издал древний текст и его перевод «Слово о пълку Игореве Игоря сына Святъслава внука Ольгова». С конца 18 века «С лово» пережило второе рождение и до наших дней оно множество раз становилось источником всё новых произведений искусства.
Учитель:
-Слушаем арию Ярославны из оперы Бородина «Князь Игорь».
В «Слове» немного сказано о Ярославне, жене князя .Что же выяснили историки?
Ученик:
Есть сведения, что Ярославна- дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого, мудрого, красноречивого и храброго. Имя, предположительно-Ефросиняя. Остальные сведения резко противоречивы. Возможно, она была ровесницей мужа или на 2-3 года моложе.
Учитель:
Что вы услышали в этой арии?
Беседа с учащимися о впечатлении от музыки.
- В музыке Бородина соединились любовь и тоска, нежность и сила, печаль и радость. Есть сходство с плачем - древнейшая форма народной поэзии. Плакать - значило не только лить слёзы, но и передать раздумья о жизни и стремление преодолеть несправедливость судьбы.
Героиня названа по отчеству, уважительно и с любовью. В отношении к Ярославне мы чувствуем преклонение перед её печалью и всех женщин, переживающих своё и народное горе.
Рефлексия.
-Что вы узнали нового?
-Появилось ли у вас какое-то новое чувство к древней литературе?
Домашнее задание:
- читать выразительно древнерусский текст;
- подобрать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
Презентация поможет учащимя при изучении "Слова о полку Игореве" как иллюстративный материал. В ней даны иллюстрации к "Слову" и выдержки из текста, соответствующие фрагменту, что послужит образному в...
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.
Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.
Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....
Урок литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве"-величайший памятник древнерусской литературы.
Урок расширяет знания,полученные на уроках истории,о обытиях, нашедших отражение в "Слове...",воспитывает любовь к Родине....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"
Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....