Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""
методическая разработка по литературе (7 класс)

Селезнева Ольга Константиновна

Урок,  обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести.  В центре урока проблемный вопрос: "Может ли любовь быть оправданием предательства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_gogolya_taras_bulba.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Истоки героизма и предательства

Цели: 

образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

развивающие: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;

воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Задачи:

  1. придать занятию проблемно-творческий характер;
  2. развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Форма:  урок - размышление

Оборудование: слайдовая презентация; текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» фрагмент видеофильма

-  Ребята, как вы понимаете слова: Становление характера человека.

(ответ: формирование характера)

- А как через что формируется характер?

(Ответ: через поступки)

- Каждый поступок, совершённый человеком, характеризует его, закрепляет какие-то качества. В юности человек может “сделать себя”, проявив силу воли. Происходит становление характера.

- Мы прочитали повесть «Тарас Бульба»,  посмотрели видео фильм режиссера  _______ .

 Как вы думаете, почему книгу “Тарас Бульба” можно назвать   учебником жизни для молодёжи? Чему она учит? ( Ответ совершать нравственный выбор)

_ А какой главный нравственный вопрос решает Гоголь? (Ответ: как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины)

- Случайно ли Гоголь прослеживает жизнь братьев, показывает их дом, жизнь в бурсе?

Не случайно. Один придёт к подвигу, другой – к предательству. И истоки героизма и предательства заложены уже в детстве, юности героев

Это тема нашего урока. Сформулируйте её. (истоки героизма и предательства)  

Гоголь даёт читателям подсказки.  Итак, это наша задача. Найти подсказки Гоголя, определить истоки героизма и предательства.

    Тема беседы:  истоки героизма и предательства  в повети Гоголя «Тарас Бульба»

Пишем тему урока на литсах и на слайде.

Это и есть проблемный вопрос урока.

1.  учебная ситуация Остап и Андрий в бурсе  Ваша задача определить, как поступки характеризуют братьев

Вывод

учебная ситуация 1  

Остап

Андрий

Остап и Андрий в бурсе

Лучший товарищ, никогда не выдавал своих товарищей

Увертывался от наказания

Кипел жаждою подвига

Душа была доступна другим чувствам

2 учебная ситуация

Остап и Андрий  в семье

Как ведут себя братья во время встречи с родителями

 - На самом ли деле Андрий – мазунчик? (нет, но в нем больше сердечности, чувствительности, чем в Остапе) дайте характеристику братьям

Учебная ситуация 2

Остап

Андрий

Остап и Андрий  в семье

Человеческое достоинство – на первом месте

Чувства – на первом месте

О чем думают братья по дороге в Запорожье? (Остап вспоминал мать. Андрий вспоминал полячку. ВЫВОД – что волнует братьев – одного чувства матери, другого – личное счастье.)

Учебная ситуация 2

Остап

Андрий

Остап и Андрий  в семье

Думает о матери

Думает о личном счастье

3. Учебная ситуация

Остап и Андрий - воины

Мы знаем о  ярко выраженном чувстве человеческого достоинства у Остaпа, о его стойкости, преданности товариществу. Теперь перед нами Остап - воин, член запорожского войска. Послушаем, как он ведет себя в бою. Сообщение ученика

Всё то лучшее, что привлекало в характере Остапа – юноши, развивается и углубляется в Остапе-воине, делает его человеком, с которым считаются бывалые запорожцы.

Характеризуя Андрия, автор снова сравнивает братьев.

Сообщение ученика «Андрий в бою»

Какие сравнения использует Гоголь, описывая братье в бою? (как лев, как пьяный)

Учебная ситуация 3

Остап

Андрий

Остап и Андрий - воины

Сражается хладнокровно, обдуманно

Видит в битве упоение, несется как пьяный

В поступках героев мы видим истоки их характера:  предательства и героизма

Значит мы теперь должны рассмотреть, к чему привели героев их поступки.

  1. учебная ситуация.   Предательство Андрия.
  2. Как Андрий узнал, что полячка в  осажденном городе?

Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?

 С одной стороны – личное счастье, а с другой – семья, товарищи, Родина

Что выбрал герой?

Как его  можно охарактеризовать?(Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье. А не судьба близких и Родины)

Как прошел Андрий в  осажденный город? (через подземный ход)

Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою? (Зная, что есть поземный ход и что на выручку осажденным движется помощь, он не предупредил своих товарищей)

Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?

А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг)

Учебная ситуация 4

Андрий

Предательство Андрия.

Андрий -  враг

Речь Тараса Бульбы (видео фрагмент из художественного фильма)

Как понять слова: «Нет уз святее товарищества?»

Тарас объясняет, что такое товарищество. Товарищество – это не любовь. Любить может родитель свое дитя, животное своего дитеныша, но породниться родством по душе, а не по крови может только человек.  И только русский человек способен любить  не только умом , а всем, чем бог дал ему. Если русский совершит предательство, в нем  рано  или поздно проснется крупица русского чувства, и он будет готов муками искупить предательство)

Почему Тарас Бульба убил сына?

  Смерть Андрия (самостоятельно заполнить таблицу)

Сравнения

Эпитеты

Как борзой пес

Красивейший, быстрейший, молодший

Как школьник

Бешенный порыв, бессильная ярость

Как ребенок

Ни жив ни мертв

Как хлебный колос

Подрезанный серпом

Как молодой барашек

Почуявший смертельное железо

Как подлая собака

Бездыханный труп

Что нам подсказал Гоголь этими словами?  (Андрий – предатель, при встрече с отцом он понял, что совершил проступок, Тарас любит сына, но простить предательства не может, Гоголь осуждает поступок Тараса)

5 учебная ситуация. Героизм.

Обратим теперь свое внимание на эпизод казни Остапа.

Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до « Но Тараса уже…не было».

С кем сравнивает Гоголь Остапа?( Как исполин) Почему?

Учебная ситуация 5

Остап

Героизм.

Исполин – великан, богатырь.. 

Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап? ( Чтобы тот поддержал словом его)

Как вы думаете, почему Тарас присутствует во время казни? Грозило ли ему это быть захваченным врагами? (Тарас гордится своим сыном, его слово делает Остапа сильнее, а враги трепещут)

А теперь вернемся к нашему вопросу: мог ли по-другому поступить Тарас?

(Нет,  он должен был наказать предателя и поддержать героя. Ведь здесь, в Запорожской Сечи , это не просто его дети, а прежде всего товарищи, братья по духу.)

Почему гибнет сам Тарас Бульба?( Тарас продолжает борьбу. Велико его презрение к врагу. С помощью эпизода казни Тараса писатель еще раз доказывает читателю, что любовь к родине, товариществу превыше всего. Взгляд героя обращен к реке, сильному Днестру, по которому плывут казаки. Они вернутся весной и продолжат дело Тараса, борьбу за свободу родной земли). Видеофрагмент

Посмотрите на таблицу, которую вы заполняли в течение урока. Можно ли утверждать, что истоки становления характера заложены в детстве и в юности.

Сочиняем синквейн.

Существительное

Два прилагательных

Три глагола

Сравнение

Одно слово или фраза - вывод

Пример:

Андрий.

Красивый, сильный,

Воюет, любит, предает,

Как подлая собака,

Погибает.

Патриоты.

Решительные, смелые,

Сражаются, любят родину, верят,

Как  исполины

Нет уз святее товарищества

.

Д/З Синквейн

 Тарас Бульба


Фамилия имя ученика_________________________

Тема занятия ____________________________________________________

                        ____________________________________________________

Учебные ситуации

Остап

Андрий

учебная ситуация 1  

Остап и Андрий в бурсе

учебная ситуация 2  

Остап и Андрий  в семье

учебная ситуация 3  

Остап и Андрий - воины

учебная ситуация 4  

Предательство Андрия.

учебная ситуация 5

Героизм.

Вывод:              Можно ли утверждать, что истоки становления характера  братьев заложены в детстве и в юности.      

Наш урок подошёл к концу, и

я хочу сказать ...

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Свою работу на уроке оцениваю на «5», если

Понял цель работы на уроке

Правильно выполнил самостоятельную письменную работу

Анализировал, делал выводы

Составил синквейн

Кому бы  из одноклассников сегодня за урок поставил оценку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Урок литературы: Н.В.Гоголь. Эпический герой в повести «Тарас Бульба»

Урок литературы в 8 классе по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" заставляет обучающихся задуматься о сложных нравственных вопросах...

Урок-суд по теме: "Героизм и предательство. В чем корень поступка?"

Урок внеклассного чтения для обучающихся 8 класса, направлен на развитие у учащихся умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков, поведения людей. По типу урок комбин...

Урок литературы в 7 классе "образ степи" в повести "Т.Бульба"

Урок исследование,  позволяющий раскрыт особенности мастерства писателя и развитие творческие способности детей....

Разработка урока литературы в 6 классе "Проблема чести и предательства в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе".

Цель урока:  Познакомить с личностью французского писателя П.Мериме, его новеллой «Маттео Фальконе», художественными особенностями произведения....

Методическая разработка урока литературы "Проблема предательства и героизма в повести В.Быкова "Сотников"

Методическая разработка предназначена для проведения урока литературы на 1 курсе. Цель занятия: рассмотреть и проанализировать проблему нравственного выбора (предательства и героизма) героев повести В...