Урок литературы в 7 классе "образ степи" в повести "Т.Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок исследование,  позволяющий раскрыт особенности мастерства писателя и развитие творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_uroka.docx89.84 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:Трофимова Людмила Александровна,

 учитель МОБУ СОШ №1 г.Мелеуз

Тема урока литературы в 7 классе:

 « Образ  степи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,

- распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,

- объясняют авторскую позицию,

- выразительно воспроизводят текст.

Метапредметные:

- оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; ( регулятивные УУД)

- умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)

- умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)

Личностные:

- соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,

- осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ;

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Форма урока: Исследование

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба» режиссера В. Бортко, рабочие листы с заданиями для групповой работы.

Ход урока

1.-Предлагаю начать урок с просмотра фрагмента  фильма по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

- Почему герои грустные? (Что осталось позади? Куда направляются?)

-Но настроение меняется. Найдите строчки, которые показывают изменение настроения. Что является причиной изменения настроения?

Прочитайте с.183

Степь- именно о ней сегодня пойдет речь.

-Какие ассоциации  у вас возникают со словом степь?

Степь-простор,широта,красота,свобода…-этот  ассоциативный  ряд, вспомним в ходе урока.

-Как можно определить тему урока?

Может быть, вам поможет словарик?(На доске словарик литературных терминов.

Запишите в тетради: «Образ степи в повести «Тарас Бульба».

-Какие вопросы нам следует рассмотреть в связи с названной темой?

-Может быть вам поможет эпиграф к уроку:

Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат

 живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…                                                                                                      В.Г.Белинский

-Как описывает степь автор?

-Какую роль играет описание степи  в повести?

-Как степь помогает донести идейный замысел автора?

2.Внимательно прочитаем фрагменты, изображающие степь.

Текст выведен на отдельных листах, пользуемся карандашом.

При  чтении заключите в овал ключевые слова. В данном тексте – это в основном существительные ; слова, которые мало понятны обозначьте вопросом (?),подчеркните образные выражения.

Чтение текста.  

  • Какого типа текст? Докажите.
  • Есть слова с вопросами?
  • Как правило композиционно первое и последнее предложения играют важную роль, прочитайте  и скажите,
  • Что они отражают?  -Точку зрения автора.

Автор, изображая степь, испытывает любовь, восхищение, изумление, восторг.

 Назовите ключевые слова, которые встретились

Все эти предметы можно увидеть. Презентация.

Какой термин подойдет?- зрительные образы

Составим кластер используя зрительные образы.

Обратите внимание  на композицию отрывка–Сначала Гоголь дает описание всего  степного пространства ( тогда весь юг …,затем образ степи во всем многообразии. Степной пейзаж объединяет в себе все и землю, и птиц и солнце

Прочитаем 2 отрывок о степи

Назовите ключевое слово- переменилось

Что переменялось?

Цвет

Испарения

Музыка

Суслики свистели

Трещание кузнечиков

Крик лебедя

-Озаглавьте отрывок.

 Прочитаем 3 отрывок


-Мы здесь больше видим или слышим?

Слышим  

-Что слышим ? (бесчисленный мир насекомых-треск, свист, кракание).

Уточним цвет - Цветовые образы(1 группа)  

Попытаемся услышать звуки. Звуковые образы -поможет 2 группа

Образы

Степь днем

Степь вечером

Степь ночью

Цветовые  образы

Зелено-золотой океан,белая кашка,

Темно-зеленая степь, изголуба-темному небу,

Степь,  усеянная блестящими искрами свтящихся червей;ночное небо,темная-вереница лебедей,темное небо

Слуховые образы

Тысячи птичьих  свистов, крик гусей,

Овражки(суслики) становились на  задние лапки и оглашали степь свистом, трещание кузнечиков,крик лебедя

Бесчисленный мир насекоымых, треск,

свист, кряканье

3 группа выписывает  художественные средства в таблицу.

Эпитеты

Девственная пустыня, обольстительный ветерок, неизмеримые волны

Сравнения

Растения, как лес;  крик лебедя ,как серебро

Метафоры  

Чайка купалась  в синих волнах океана, птица мелькает черною точкой, красные платки лебедей  по небу, волны диких растений

Олицетворе-ния

 Дрок выскакивал, звезды глядели, ветер дотрагивался

Гиперболы

Поверхность земли –океан, миллионы разных цветов брызнули, туча диких  гусей.

Показать таблицу  с ответами.

 Вывод: Множество звуков и  обилие красок характерно для дневной степи.

К вечеру более  темные тона, музыка дня сменилась ночной- гораздо больше звуков ,чем днем.

Включаются  в наше восприятие и другие органы чувств: запахи,ощущения(осязания)возникающие при прикосновении кожи с чем -либо
Разнообразные художественные средства присутствуют на протяжении всего описания.

        -Как вы поняли текст поможет ромашка.

-Отрываете лепесток –продолжаете  называть задание: почему, как, когда, какие…

Работая по фрагментам повести, мы отметили зрительные, звуковые, цветовые образы степи, попытались услышать звучание степи, почувствовать запахи  и веяние ветерка в вечерней степи.

Мне бы хотелось еще раз повторить задание со словом почему.

Почему так красиво, подробно, с любовью представлен  образ степи?

Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца.

Придумай  синквейн на тему « Степь» (Для первой группы)

Степь

Безбрежная,необъятная,

Восхищает,удивляет,завораживает,
Степь рождает героев
Родина мать

Поделись впечатлениями о текст, вписав нужные слова.(Для второй группы)

         Меня  _________________ опис ание степи. Я убедился, что Н.В.Гоголь -____________________________________________________________.

             Перечитывая отрывок, я представляю__________________________________________________________________________________________________________________________.

Эти образы  писатель  ярко показал, используя разнообразные средства выразительности_____________________________________________________________________________________________________________________.

Также можно услышать __________________________________________________. Это еще более усиливает_________________________________________________________.

               Образ степи передает красоту  окружающего мира  и показывает, что только здесь  могут жить  _____________________________, способные _______________________________________________________________.

   Представим, что вы встретились с великим писателем  Н.В.Гоголем.  Какие вопросы вы бы задали автору  по образу степи в повести «Тарас Бульба»(Для третьей группы)

Запишите 5 вопросов.

Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца.

1.Оцени  свои успехи на уроке, поставив  + и – на ступеньках.

        Похожее изображение

1.SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок:

Отлично, нормально, плохо, крайне скверно.

C:\Users\Родители\Pictures\документ.png

                               

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"

Интегрированный урок по литературе и географии в 7 классе....

Презентация к уроку "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"

Презентация к интегрированному уроку по литературе и географии в 7 классе...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...

Урок развития речи "Весенняя степь"

Целью урока по развитию речи "Весенняя степь" является, опираясь на стихи калмыцких поэтов, познакомить обучающихся с красотой калмыцкой степи весной,  расширение кругозора, развитие...

«Два градуса любви и красоты…» Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»

Тематическая и проблемная связь существует между географией родного края и литературой, т.е. с теми дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народа. Чтобы изучит...

Урок литературы в 7 классе "Образ степи в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Спецификация преподавания литературы такова, что мы должны использовать на уроке не только текстовый материал, а  для большего восприятия  обращаться  и к визуализации, которая поможет ...