Урок литературы в 7 классе "образ степи" в повести "Т.Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок исследование, позволяющий раскрыт особенности мастерства писателя и развитие творческие способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_uroka.docx | 89.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель:Трофимова Людмила Александровна,
учитель МОБУ СОШ №1 г.Мелеуз
Тема урока литературы в 7 классе:
« Образ степи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Планируемые результаты:
Предметные:
- осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,
- распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,
- объясняют авторскую позицию,
- выразительно воспроизводят текст.
Метапредметные:
- оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; ( регулятивные УУД)
- умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)
- умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)
Личностные:
- соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,
- осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ;
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Форма урока: Исследование
Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба» режиссера В. Бортко, рабочие листы с заданиями для групповой работы.
Ход урока
1.-Предлагаю начать урок с просмотра фрагмента фильма по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
- Почему герои грустные? (Что осталось позади? Куда направляются?)
-Но настроение меняется. Найдите строчки, которые показывают изменение настроения. Что является причиной изменения настроения?
Прочитайте с.183
Степь- именно о ней сегодня пойдет речь.
-Какие ассоциации у вас возникают со словом степь?
Степь-простор,широта,красота,свобода…-этот ассоциативный ряд, вспомним в ходе урока.
-Как можно определить тему урока?
Может быть, вам поможет словарик?(На доске словарик литературных терминов.
Запишите в тетради: «Образ степи в повести «Тарас Бульба».
-Какие вопросы нам следует рассмотреть в связи с названной темой?
-Может быть вам поможет эпиграф к уроку:
Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат
живыми красками действительности. Видишь и слышишь их… В.Г.Белинский
-Как описывает степь автор?
-Какую роль играет описание степи в повести?
-Как степь помогает донести идейный замысел автора?
2.Внимательно прочитаем фрагменты, изображающие степь.
Текст выведен на отдельных листах, пользуемся карандашом.
При чтении заключите в овал ключевые слова. В данном тексте – это в основном существительные ; слова, которые мало понятны обозначьте вопросом (?),подчеркните образные выражения.
Чтение текста.
- Какого типа текст? Докажите.
- Есть слова с вопросами?
- Как правило композиционно первое и последнее предложения играют важную роль, прочитайте и скажите,
- Что они отражают? -Точку зрения автора.
Автор, изображая степь, испытывает любовь, восхищение, изумление, восторг.
Назовите ключевые слова, которые встретились
Все эти предметы можно увидеть. Презентация.
Какой термин подойдет?- зрительные образы
Составим кластер используя зрительные образы.
Обратите внимание на композицию отрывка–Сначала Гоголь дает описание всего степного пространства ( тогда весь юг …,затем образ степи во всем многообразии. Степной пейзаж объединяет в себе все и землю, и птиц и солнце
Прочитаем 2 отрывок о степи
Назовите ключевое слово- переменилось
Что переменялось?
Цвет
Испарения
Музыка
Суслики свистели
Трещание кузнечиков
Крик лебедя
-Озаглавьте отрывок.
Прочитаем 3 отрывок
-Мы здесь больше видим или слышим?
Слышим
-Что слышим ? (бесчисленный мир насекомых-треск, свист, кракание).
Уточним цвет - Цветовые образы(1 группа)
Попытаемся услышать звуки. Звуковые образы -поможет 2 группа
Образы | Степь днем | Степь вечером | Степь ночью |
Цветовые образы | Зелено-золотой океан,белая кашка, | Темно-зеленая степь, изголуба-темному небу, | Степь, усеянная блестящими искрами свтящихся червей;ночное небо,темная-вереница лебедей,темное небо |
Слуховые образы | Тысячи птичьих свистов, крик гусей, | Овражки(суслики) становились на задние лапки и оглашали степь свистом, трещание кузнечиков,крик лебедя | Бесчисленный мир насекоымых, треск, свист, кряканье |
3 группа выписывает художественные средства в таблицу.
Эпитеты | Девственная пустыня, обольстительный ветерок, неизмеримые волны |
Сравнения | Растения, как лес; крик лебедя ,как серебро |
Метафоры | Чайка купалась в синих волнах океана, птица мелькает черною точкой, красные платки лебедей по небу, волны диких растений |
Олицетворе-ния | Дрок выскакивал, звезды глядели, ветер дотрагивался |
Гиперболы | Поверхность земли –океан, миллионы разных цветов брызнули, туча диких гусей. |
Показать таблицу с ответами.
Вывод: Множество звуков и обилие красок характерно для дневной степи.
К вечеру более темные тона, музыка дня сменилась ночной- гораздо больше звуков ,чем днем.
Включаются в наше восприятие и другие органы чувств: запахи,ощущения(осязания)возникающие при прикосновении кожи с чем -либо
Разнообразные художественные средства присутствуют на протяжении всего описания.
-Как вы поняли текст поможет ромашка.
-Отрываете лепесток –продолжаете называть задание: почему, как, когда, какие…
Работая по фрагментам повести, мы отметили зрительные, звуковые, цветовые образы степи, попытались услышать звучание степи, почувствовать запахи и веяние ветерка в вечерней степи.
Мне бы хотелось еще раз повторить задание со словом почему.
Почему так красиво, подробно, с любовью представлен образ степи?
Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца.
Придумай синквейн на тему « Степь» (Для первой группы)
Степь
Безбрежная,необъятная,
Восхищает,удивляет,завораживает,
Степь рождает героев
Родина мать
Поделись впечатлениями о текст, вписав нужные слова.(Для второй группы)
Меня _________________ опис ание степи. Я убедился, что Н.В.Гоголь -____________________________________________________________.
Перечитывая отрывок, я представляю__________________________________________________________________________________________________________________________.
Эти образы писатель ярко показал, используя разнообразные средства выразительности_____________________________________________________________________________________________________________________.
Также можно услышать __________________________________________________. Это еще более усиливает_________________________________________________________.
Образ степи передает красоту окружающего мира и показывает, что только здесь могут жить _____________________________, способные _______________________________________________________________.
Представим, что вы встретились с великим писателем Н.В.Гоголем. Какие вопросы вы бы задали автору по образу степи в повести «Тарас Бульба»(Для третьей группы)
Запишите 5 вопросов.
Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца.
1.Оцени свои успехи на уроке, поставив + и – на ступеньках.
1.SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок:
Отлично, нормально, плохо, крайне скверно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"
Интегрированный урок по литературе и географии в 7 классе....
Презентация к уроку "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"
Презентация к интегрированному уроку по литературе и географии в 7 классе...
Урок кубановедения №2 Тема. Степи.
Урок №2Тема. Степи....
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Урок развития речи "Весенняя степь"
Целью урока по развитию речи "Весенняя степь" является, опираясь на стихи калмыцких поэтов, познакомить обучающихся с красотой калмыцкой степи весной, расширение кругозора, развитие...
«Два градуса любви и красоты…» Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»
Тематическая и проблемная связь существует между географией родного края и литературой, т.е. с теми дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народа. Чтобы изучит...
Урок литературы в 7 классе "Образ степи в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Спецификация преподавания литературы такова, что мы должны использовать на уроке не только текстовый материал, а для большего восприятия обращаться и к визуализации, которая поможет ...