Методическая разработка урока литературы "Проблема предательства и героизма в повести В.Быкова "Сотников"
методическая разработка по литературе

Демина Людмила Васильевна

Методическая разработка предназначена для проведения урока литературы на 1 курсе. Цель занятия: рассмотреть и проанализировать проблему нравственного выбора (предательства и героизма) героев повести В.Быкова "Сотников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Чеховский техникум» (СП-1)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тема: Проблема предательства и героизма в повести Василя Быкова «Сотников»

Преподаватель: Демина Людмила Васильевна

с.Новый Быт, 2021

Тема: Проблема предательства и героизма в повести Василя Быкова «Сотников»

Цель: рассмотреть и проанализировать проблему нравственного выбора (предательства и героизма) героев повести В.Быкова «Сотников»

Задачи:

1) Образовательная – выявить позицию героев повести в ситуации непростого нравственного выбора, побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сотникова и Рыбака; показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях человека;

2) Развивающая – формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; продолжать формирование навыков анализа художественного произведения;

3) Воспитательная – помочь обучающимся осознать огромную актуальность произведений о Великой Отечественной войне; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и свой народ

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, текст повести В.Быкова «Сотников», видеоматериалы – фрагменты из кинофильма «Восхождение», презентация «Жизнь и творчество В.Быкова»

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: история

Продолжительность занятия 90 мин.

Основные этапы урока:

I. Организация начала занятия (2 мин.)

II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока (3 мин.)

III. Усвоение новых знаний (60 мин.)

IV. Систематизация и обобщение знаний (10 мин.)

V. Подведение итогов (10 мин.)

VI. Домашнее задание. Выставление оценок (5 мин.)

2

«Нравственный человек много делает ради своих друзей

 и ради отечества, даже если бы ему при этом

пришлось потерять жизнь».

(Аристотель)

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, или же отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало, потому что жизнь – это самое ценное что есть у каждого.

В повести Василя Быкова «Сотников», как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы, а соответственно  проблемы предательства и героизма  мы  посвящаем сегодняшнее занятие, и поможет нам в этом сопоставительная характеристика главных героев повести – Сотникова и Рыбака.  А эпиграфом к нашему уроку станут слова Аристотеля: «Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь».

-Как вы понимаете данное высказывание?

-Прежде чем мы с вами перейдем к нашему разговору по повести «Сотников», давайте познакомимся с жизнью и творчеством ее автора - Василя Быкова.

III. Работа по теме урока.

1.Показ презентации «Жизнь и творчество В.В.Быкова», подготовленной одним из студентов группы.

Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так: «Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно

артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины — от начальства, всех тех

карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше».

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

2. История создания повести «Сотников» (индивидуальное сообщение студента)

Это произошло в августе 44-го, в самый разгар Ясско-Кишиневской операции, когда наши войска успешно прорвали оборону противника, окружили кишиневскую группировку гитлеровцев, взяли большое количество пленных. Как-то во время наступления за Прутом начальник артиллерии полка, в котором я служил командиром взвода, послал меня за несколько километров в тыл, чтобы встретить и завернуть на другую дорогу заплутавший где-то транспорт с боеприпасами. Вдвоем с разведчиком мы прискакали на лошадях в какое-то румынское село западнее станции Унгены. Здесь в большом, обнесенном изгородью дворе располагался сборный пункт для военнопленных, и в огромном загоне стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын и немцев. Проезжая мимо, я рассеянным взглядом скользил по их постным лицам, на которых уже не было и тени воинственности, а было тупое выражение отвоевавшихся, усталых, разморенных жарой людей. И вдруг загорелое небритое лицо одного из тех, что безучастно сидели в канаве у самой изгороди, показалось мне знакомым. Пленный тоже задержал на мне свой отрешенный взгляд, и в следующее мгновение я узнал в нем когдатошнего моего сослуживца, который с осени 43-го считался погибшим. Более того, за стойкость, проявленную в тяжелом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окруженным батальоном, в котором он был начальником штаба, этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. О нем рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводили беседы, на его опыте учились воевать. А он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе с трехцветным шевроном на рукаве. Я придержал лошадь, слез на обочину возле нескольких ржавых нитей колючей проволоки и долго не мог сказать ни слова. Я смотрел на него, а он также молча смотрел на меня, но в отличие от меня не удивлялся. Он уже перестал удивляться, но, видно, поняв, что молчанием не обойтись, сказал после тяжелого вздоха:

- Вот так оно получается!

- Как же это случилось?

В его печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.

- Что делать! Такова судьба.

Потом мы поговорили немного. Он попросил закурить и кратко поведал печальную и одновременно страшную в своей уничтожающей простоте историю. Оказывается, в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обмануть немцев, записался во власовскую армию с надеждой улучить момент и перебежать к своим. Но, как назло, удобного момента все не было, фронт находился в жесткой обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы. С начала нашего наступления ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх: разве он враг своим? – утешал он себя. В конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам, иначе бы тут не сидел… Я слушал его и верил ему: он говорил правду. Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское мастерство были засвидетельствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. И вот плачевный результат этой хитрости…Такой не очень сложный, хотя и не прямой путь привел меня к осознанию той нравственной идеи, которая послужила основой повести «Сотников».

-Первоначальное название повести – «Ликвидация» (1969г.), в 1970г. была опубликована в журнале «Новый мир» под названием «Сотников», а в 1976г. режиссер Лариса Шепитько сняла по повести фильм под названием «Восхождение»

3. Викторина по повести

1) Где, в каких местах разворачивается действие повести? (В лесах и хуторах Белоруссии)

2) В какое время года? (Зимой)

3) Как зовут главных героев повести? Кто они? (Сотников и Рыбак – партизаны)

4) На какое задание они отправляются? (В ближайший хутор раздобыть провизию для партизанского отряда)

5) Определите героя по описанию внешности: «Устало плетется в своих неуклюжих, стоптанных бурках,.. опустив голову  в глубоко  надвинутой  на уши  красноармейской  пилотке» (Сотников)

6) Что мучает Сотникова всю дорогу? (Кашель)

7) Почему сильно простуженный Сотников все же пошел на задание, не отказался (Потому что другие отказались)

8) Определите героя по описанию внешности: «…был незлой человек, обладал неплохим здоровьем, относился к больным без излишнего сочувствия, не понимая иногда, как это возможно простудиться, занемочь, расхвораться…» (Рыбак)

9) Кем был Сотников до войны? (Учителем)

10) Определите героя по описанию: «Пожилой, с коротко подстриженной бородой,.. в тулупчике,  наброшенном на плечи  ( Староста)

11) Как партизаны оказываются у старосты? Как его зовут? (Хутор, в который они направлялись, сожгли немцы, поэтому Рыбак и Сотников решили идти дальше, чтобы добыть пищу)

12) Чем удалось партизанам «разжиться» у старосты? (Овцой)

13) Донес ли старосты немцам о том, что у него были партизаны? (Нет)

14) Что произошло с партизанами после того, как они покинули старосту? («Напоролись» на полицаев, началась перестрелка)

15) Куда был ранен Сотников во время перестрелки?

16) Как Рыбак и Сотников оказались в доме Демчихи?

17) Как их обнаружили полицаи? (Сотников закашлял)

18)  Почему женщину заточили в подвал? (за пособничество партизанам)

19) Как вел себя на допросе Сотников? (Мужественно, ничего не сказал полицаям)

20) На что согласился Рыбак ради спасения своей жизни? (На сотрудничество с немцами)

21) За что арестовали старосту? (За пособничество партизанам)

22) Определите героя по описанию внешности: «Маленькая фигурка приткнулась у двери и молчала» (еврейская девочка Бася)

23) Какова судьба всех арестованных? (Их всех, кроме Рыбака, повесили)

24) О ком речь в цитате: «…возврата к прежнему теперь уже не   было…Теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже.» (Рыбак)

- Мы с вами видим, что описываемые автором события охватывают совсем небольшой период времени -  двое суток. Для нас, живущих сегодня, это небольшой срок, но там, на войне, это огромный путь, который сделал одного предателем, а другого героем. Для автора важны не временные рамки событий, а нечто другое, как вы думаете, что именно? (Ответы обучающихся. Далее на доске открывается текст)

Работа со словами В.Быкова (на доске)

 «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

4. Анализ произведения

-Для того, чтобы разобраться в поведении героев и дать оценку каждому из них, нужно было внимательно вчитаться в текст. Каковы же были ваши первые впечатления о партизанах? (Вначале герои предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники, которые выполняют одно задание, Рыбак даже вызывает симпатию читателя своей физической силой, удачливостью, жизненной энергией, он не бросает все время отстающего товарища, ждет его, справляется о его самочувствии, дает ему свое полотенце вместо шарфа, делится едой, 3 года он был старшиной). Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью

-Зачем автор подчеркивает немощь Сотникова, противопоставляя ей ловкость и физическую силу Рыбака? (В экстремальной ситуации больной Сотников остается верен своим товарищам, Родине, а Рыбак становится предателем).

-Как же так случилось, что неплохой по своей природе человек, искренне ненавидящий фашистов, вроде бы не трус, попав в руки к врагам, становится предателем? В какой момент по отношению к нему появляется настороженность? (Рыбак не любил слабых, больных, тех, кто не умел того, что умел он. Он удивляется, как это больной Сотников решил идти в разведку: «разве других нет?», удивляется, что товарищ зимой в пилотке: «шапку можно взять у любого крестьянина, ведь мы же его защищаем!», он тащит на себе раненого Сотникова, но ведь и была мысль бросить его, но что тогда скажут в отряде».

- Обратите внимание: В. Быков использует интересный композиционный прием – мы можем оценивать одно и то же событие глазами то Сотникова, то Рыбака. И мы видим, как постепенно расходятся их дороги.

-Какие основные события, произошедшие с товарищами за 2 дня, мы можем  с вами выделить? (4 основных события: встреча со старостой, перестрелка с полицаями, в хате у Демчихи, в плену у полицаев)

1) У старосты (гл.3-4)

- Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

  

Сотников

Рыбак

К компромиссам не склонен вообще.

Прекрасно понимает законы войны:

если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жестокие условия.

Сотников уже знает, что такое предательство. Пожалев предателя Петра, партизаны подставляют под удар самих себя.

Готов идти на компромисс с врагом.

Он терпимее относится к старосте Петру, служащему немцам.

Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

2) Перестрелка с полицаями. Отношение к товарищу (гл.5-6)

- Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями? (Сотников стреляет, задерживая врага и давая возможность товарищу уйти; он не боится смерти в бою, а боится стать для кого-то обузой. Рыбак, боясь смерти, хочет уйти)

- Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

3)В хате у Дёмчихи (гл.9-10)

-Что чувствует Сотников в том момент, когда их обнаружили полицаи? (Винит себя, понимая, что из-за него пострадали другие)

- Как ведёт себя Рыбак? (В своих неудачах и аресте винит Сотникова, из-за которого он вынужден был вернуться и попал в плен к фашистам).

- Как ведет себя Демчиха? (Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами. Винит в своей беде палачей-фашистов. Даже страх за детей не способен пересилить в ней ненависть к полицаям.)

- Сравните поведение женщины и Рыбака.

4) В плену (гл.11-17)

-Вспомните сцену допроса Сотникова. Какие черты характера проявляет он во время допроса, как ведет себя?

- Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников? Давайте найдем отрывок в тексте и прочтем его (гл.8),

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

- Как вы понимаете слова Сотникова о жизни: «Жизнь – вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Когда-нибудь в современном человеческом обществе она станет категорией – абсолютом, мерой и ценой всего»

- Но здесь ещё одна важная мысль – жизнь это мера и цена всего. И порой именно жизнью приходится заплатить за свой выбор.

Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

Почему Рыбака не пытали? (Рыбак хитрит, отвечает на все вопросы следователя, подставляя под удар свой партизанский отряд, говорит, что одного из полицаев подстрелил Сотников, пытается «припутать» и старосту, т.о. готов подставить кого угодно, лишь спасти собственную шкуру. )

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

- Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

 (Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами, как звери; Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!», «Фрава»)

-Среди арестантов, в подвале, оказалась и 13-летняя девочка-еврейка Бася. Автор достаточно подробно рассказывает ее историю. Как вы думаете, зачем? (Эта девочка оказалась сильнее духом, чем Рыбак. Даже под пытками этот ребенок не предал тех, кто ей помогал и прятал ее)

Анализ гл.16 (сон Сотникова)

-Какой сон видит Сотников накануне казни? (Накануне казни Сотников видит сон, связанный с его детством, когда он без разрешения взял отцовский маузер и нечаянно выстрелил. Как бы ни боялся он в детстве отца, но мать уговорила сына самого признаться в содеянном. Отец сердился, но не наказал его. Герой честен перед собой, непреклонен. Сон - это своеобразное объяснение читателям, откуда в этом больном и тщедушном человеке кроется сила, которая помогает бойцу не сломаться, выстоять, погибнуть, но остаться человеком, не изменить себе и своим принципам).

Нравственный выбор

- Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак? (Сотников: не идет ни на какие компромиссы с полицаями за возможность выжить; Рыбак: ради жизни способен пойти на предательство, но свой поступок он не осознает до конца, он думает: «…он не изменник. Во всяком случае становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить момент…, и только они его увидят…)

Анализ сцены казни

-Как ведет себя каждый в этот момент?

– Что видит Сотников в последние минуты жизни? Что это символизирует?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст. Мальчик в буденовке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям. Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь. Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.)

- Церковь. Опишите ее. Найдите в тексте гл.18 («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

- Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

- Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души.

-Осознаёт ли Рыбак, что натворил? (Он пытается повеситься).

-Почему автор не даёт Рыбаку такой возможности? (Это было бы очень лёгким освобождением от мук совести)

-Но как вы думаете, как сам автор относится к своему герою. Прочтите, пожалуйста, предпоследний абзац повести. (Может быть, жалеет «коварная судьба заплутавшего на войне человека»)

Сам Быков говорил о том, что мы не имеем права судить, судить будут те, кто был там.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

  • Что же лежит в основе сюжета повести В.Быкова? (Ситуация нравственного выбора является основой сюжета. Быков исследует моральные основы человеческого поведения.
  • Какие особенности характера Сотникова проявляются в повести с наибольшей силой?
  • В чем вы видите значимость поступков Сотникова?
  • В чем причины предательства Рыбака?
  • Каковы мотивы Рыбака и Сотникова в плену, чем каждый руководствуется?
  • В чем причина предательства Рыбака?
  • Что помогло выстоять тихому, скромному Сотникову? Что сделало его героем?
  • Можно ли, хоть сколько-нибудь, оправдать Рыбака?
  • Как звучит в повести тема преемственности высоких нравственных начал?
  •  Какие нравственные ценности утверждает автор?
  • Как вы понимаете финал повести? (Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

V. Итоги и выводы (запись в тетрадь)

Главным в характере Сотникова является высоко развитое, осознанное чувство гражданского, воинского и нравственного долга. Это определяет все его поведение. Он идет на задание, хотя мог бы отказаться, т. к. болен и сделал все, что было в его силах, во время жестоких испытаний, которые выпали на его долю. Достойно, не унижаясь и не страшась смерти, ведет себя во время допроса и в последние минуты перед казнью. В поединке с фашистами он остается морально не сломленным. Твердая нравственная убежденность – одна из самых характерных особенностей личности Сотникова. За  суровой, на первый взгляд, внешностью скрываются глубокий гуманизм, умение сострадать, способность к самопожертвованию.

Анализируя причины предательства Рыбака,  уместно сослаться на высказывание автора: «Природа предательства во всех видах отталкивающа и предосудительна… Только в конце он с непоправимым опозданием обнаруживает, что в иных случаях выжить не лучше, чем умереть…В итоге – духовная гибель, которая оказывается горше и позорнее физической гибели». В мирное время Рыбак не всегда мог выявить свою сущность. Она проявилась в экстремальных ситуациях войны. Нравственный компромисс приводит к предательству. Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за других, во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

 VI.Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопрос:

 «В чём заключается суть подвига Сотникова?»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению зна...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...