Урок-суд по теме: "Героизм и предательство. В чем корень поступка?"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Урок внеклассного чтения для обучающихся 8 класса, направлен на развитие у учащихся умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков, поведения людей. По типу урок комбинированный, обсуждается проблемный вопрос и используются элементы ролевой игры "Урока-суда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу В. Астафьева "Солдат и мать". | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-суд над матерью предателя
(по рассказу В.Астафьева «Солдат и мать»)
Цель урока: развитие у учащихся умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков, поведения людей.
Задачи урока: 1. Образовательные: научить анализировать произведение, опираясь на жизненный и читательский опыт;
2. Развивающие: развитие творческого мышления; развитие умений сравнивать, обобщать; научить школьников понимать мир, поступки посредством художественного произведения; развитие умений видеть достоинства и недостатки в характере человека, их диалектическую взаимосвязь, определить мотивы поведения; развитие умений аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов
3. Воспитательные: формирование нравственных качеств: доброты, отзывчивости, сострадания; обсуждение сложных жизненных ситуаций; пробуждение способности к самооценке.
4. Общедидактические: создать условия для раскрытия индивидуальности ребенка.
Тип урока комбинированный: обсуждение проблемного вопроса и ролевая игра «Урок-суд».
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный.
Средства обучения: • художественный текст, • иллюстрации к произведению, • презентация.
Ход урока
Актуализация знаний. Мотивация к уроку.
Сила и слабость человека, честь и бесчестие, предательство и подвиг во имя Родины. Этих проблем мы неоднократно касались на уроках литературы.
Давайте вспомним, в каких произведениях русской и зарубежной литературы поднимаются эти вопросы. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», П.Мериме «Маттео Фальконе», рассказ В.Астафьева «Солдат и мать», рассказ М.Горького «Мать изменника»).
Наверное, наиболее подробно на проблеме предательства и героизма мы с вами остановились в 7 классе, когда изучали повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Одни и те же родители родили и воспитали двух сыновей. Один из них становится героем, а второй – предателем. Вам напоминаю те нравственные ценности, на которые опирались два сына.
| Остап | Андрий |
1 | Любовь к Отечеству, к дому, к матери | На первое место ставит любовь к женщине – чувство личное. |
2 | Преодолевает нежелание учиться, лень Сила воли, терпение, умение преодолевать трудности | Учится без напряжения, легко Не преодолевает трудности |
3 | Никогда не выдаёт товарищей | Умение увёртываться, уклониться от ответственности, значит подводить кого-то из товарищей |
4 | Прямодушие | Скрытность |
5 | Считался одним из лучших товарищей | Отдаляется от товарищей |
6 | Хладнокровие | Безрассудство. Горячность, запальчивость, вспыльчивость. |
Что явилось результатом этих нравственных ценностей?
Остап – герой, он умеет любить Родину, свой народ, высоко несет в себе чувство собственного достоинства, чести, страдание, муки при жизни, вечная память после смерти, память несет гордость за Остапа, родителям за сына.
Андрий – предатель - бесчестье для родителей, неуважение, осуждение со стороны земляков, товарищей не только предателя, но и родителей, позор, память приносит страдание живым.
Проверка домашнего задания. Цель и задачи урока.
? Почему мы вспомнили повесть Н.В.Гоголя? Какое отношение имеет это произведение к сегодняшнему нашему уроку? Что вы должны были сделать к сегодняшнему уроку?
- Прочитать два рассказа: рассказ В.Астафьева «Солдат и мать», рассказ М.Горького «Мать изменника»;
?: Как вы думаете, почему я объединила эти два рассказа?
- Одна тема.
? Какая?
- Тема предательства.
Тема нашего урока – Истоки предательства. В чем корень зла? Кто виноват?
? Тему урока мы определили. Что еще вы должны были сделать к сегодняшнему уроку?
- подготовиться к уроку-суду, распределить роли.
Итак, приглашается обвиняемый – мать предателя.(Эргубайкина К.)
Адвокат – Чекурова Яна.
Прокурор – Ямбашева Ю.
Свидетели защиты – Петрова Ю., Кузьмина Ю., Иванова А., Соловьев Ев.
Свидетели обвинения – Дмитриев Д., Михайлов Кир., Дерябина А., Рыбакова Ел.
Секретари – наши гости;
Остальные – присяжные заседатели.
Я буду судьей. (Одеваю мантию и колпак).
Цель нашего урока: осудить или оправдать мать предателя Родины.
Итак, встать! Суд идет.
Сегодня слушается дело матери предателя Родины.
Садитесь.
Первый вопрос присяжным заседателям.
? Какой мы видим мать в рассказе В.Астафьева? Назовите элементы её портрета.
- «Женщина с высцветшими глазами, в глубине которых еще угадывался васильковый цвет», это женщина, «которую тяжелое железное колесо войны переехало по самому сердцу». «На вид ей можно было дать под 50…Казалось, будто она что-то потеряла и все время силилась припомнить что и когда».
? Когда видим мать впервые в рассказе М.Горького «Мать изменника?»
- В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой за- кутанная в чѐрный плащ. Люди, увидав еѐ, спрашивали друг друга: Это она? Она! – и прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробега- ли мимо неѐ, а начальники патрулей сурово предупреждали еѐ: “Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом...”. Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на неѐ; вооружѐнные люди обходили еѐ, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, из улицы в улицу, немая и чѐрная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя еѐ, жалобно ползли печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на по- беду.
- Как относились соседи к матери предателя в рассказе Астафьева? Обвинение.
- «У меня ночевать не останавливаются. Не то место»… «Навстречу моей хозяйке ковыляла старуха. Она остановилась, приложила к глазам руку козырьком, затем неожиданно плюнула и перешла на другую сторону улицы»… « Она заученным движением человека, которому никто ничего не подает, нащупала на столе кружку, отпила глоток и продолжала почти неслышно».
- Эта женщина тоже как труп, как тень.
? Но хотелось бы выслушать обвиняемую. Мать, встаньте. Считаете ли вы себя виноватой в том, что ваш сын стал предателем?
- Мир понапрасну не судит! Говорят. Гадюка, когда родит, то пожирает гадят, если они не расползутся. А я вот вроде бы не змея, но тоже…Одно дитя – свет в оконце…Только уж когда он товарищей в черные дни спокинул, когда он чужеземцу в услужение нанялся, я очнулась и вижу: ничего-то он не любит – ни родную деревню, ни мать… Э-эх, кабы прежние годы вернуть, кабы сызнова все начать…»
? Так, вы признаете свою вину в том, что ваш сын стал предателем?
- Да, признаю.
- Прокурор. Ваша честь, разрешите мне.
В воспитании детей в первую очередь виноваты родители. Говоря словами Стародума, это «злонравия достойный плод». «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...» - пишет в рассказе «Мать изменника» М.Горький. Почему у одних матерей рождаются сыны-герои? Я хочу привести в доказательство мать Зои Козьмодемьянской. Она вырастила двух детей – хрупкую девушку, Зою, которую зверски убили фашисты, и Александра, Героя Советского Союза. (Кратко о подвиге Зои Козьмодемьянской). Я считаю, в том, что сын стал предателем Родины, в первую очередь, конечно-же виноват он сам. Но виноваты здесь и родители.
? Что скажет адвокат?
Адвокат. Моя подзащитная не отрицает свою вину. Наказать больше, чем она сама себя наказывает, никто уже не может. В. Астафьев пишет: «… лампа осветила далеко упрятанное, затвердевшее, как алмазное зернышко, горе. Этакое не вянущее, но и не прорастающее зернышко». Мы знаем, что глаза – это зеркало души. А душа нашей матери превратилось в не прорастающее зернышко¸ душа мертва, мать превратилась в тень. Нелегко пережить горе, узнав о смерти сына, вдвойне тяжелей, слышать слова «будь он проклят, будь проклято чрево, носившее его!..» ( из рассказа М.Горького «Мать изменника»). Моя подзащитная сказала, что ничего уже вернуть нельзя, и светлое пятно в стене от портрета единственного сына, будет вечным укором совести матери. Я прошу её простить.
Выслушиваются свидетели защиты, свидетели обвинения.
Выводы по уроку:
“Героизм – это особая форма человеческого поведения, когда человек берёт на себя решение какой-то большой задачи, берёт на себя и большую, чем в обычных условиях, ответственность, когда ему приходится действовать в особо трудных условиях. Героизм всегда приводит к подвигам, то есть к поступкам, которые требуют от человека предельного напряжения воли и силы” (Т.В.Зверс) Подвиг – это, на 90%, готовность к нему. А готовят детей к жизни, к испытаниям, конечно же, родители.
? Прежде чем вынести вердикт, я хочу, чтобы вы ответили на вопрос: «Прощает ли мать Виктор Астафьев?»
- Да. Отношение В.Астафьева в словах солдата: «Ничего, мать, все перемелется. Перемелется. Отойдут наши люди сердцем и простят тех, кто прощения заслуживает: незлопамятные…»
? А простили соседи?
- Во время войны, когда солдат встречается с матерью, она говорит, что с колхоза вышла. «Бабы проходу не дают». Закончилась война. Солдат снова встречается с матерью, видимо, на ВДНХ ( «на выставку вот с курями попала»). Это птичница. А значит, снова колхозница. Простили, Перемололось.
? Как удалось матери добиться прощения? Это было легко?
- Нет. Такие литературные детали «… женщина в больших годах. Рука у нее будто высечена из гранита, и высечена столь тщательно, что видна каждая жилка и жилочка» намекают на то, что добилась она прощения своим трудом.
«И было в её коротком ответе столько спокойствия, что за этими скупыми словами угадывался другой, более глубокий смысл: а иначен, мол, и быть не могло. Столько войн, пожаров полыхало на Руси, а она трудами народными стояла и стоит». («Солдат и мать» В.Астафьева)
? Каким будет наш приговор?
- Простить. Мы прощаем с вами мать, потому что она поняла свою вину в воспитании сына. Своим трудом откупилась за его грехи, но не прощаем предательство.
– «Учись прощать» Б.Пастернак
Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.
Рефлексия урока.
? Понравился вам урок? Чем? Нужно ли говорить о подвиге, о предательстве?
Актуально ли это сегодня? Как ты оцениваешь работу класса? Товарища? Свою работу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по алгебре в 8 классе по теме "Квадратный корень из произведения и частного"
Обоснование:1. Почему я выбрала игровую форму проведения урока?Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься, как поддержать у учащихся интерес к математике, их активность ...
Проект урока математики в 8 классе по теме «Арифметический квадратный корень из степени и его свойства» с учетом ФГОС 2 поколения (2012 г.)
Самоанализ урока математики На протяжении своей педагогической деятельности я работаю в сельской школе, условия которой позволяют детально изучить уровень развития, познавательные...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему "Корень слова-значимая часть"
МБОУ «Андреевская ООШ»...
Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"
В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно...
Урок-практикум в 8 классе по теме «Арифметический квадратный корень»
Сегодня на уроке по теме: «Квадратные корни» мы с вами повторим, обобщим и приведём в систему изученный материал.И наш урок будет проходить под девизом: «вперед к вершинам!» Ваша задача: п...
Сценарий проблемно-эвристического урока-конкурса по ОРКиСЭ для 6-9 класса "Праздность- корень всех грехов"
сценарий урока-конкурса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" для 6-9 классов "Праздность-корень всех грехов" на материале Притчи "О талантах", высказываний Святых Отцов, молитвы Ефре...