Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_petre_i_fevronii.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока литературы: «Святые земли русской»
(по «Повести о Петре и Февронии Муромских»)
7 класс – 2 урока
«Идешь в дорогу жизни – возьми идеал вместо посоха»
(народная мудрость)
«Идеал высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью»
(толковый словарь русского языка по ред. А.П. Евгеньевой)
«В любви человек забывает себя, он живет с другими, он живет в других. А это и есть счастье».
(И.А. Ильин)
Вступительное слово учителя:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - литературный памятник Древней Руси XVI столетия, и сегодня мы продолжаем разговор о произведении, которое Д.С. Лихачев назвал «жемчужиной древнерусской литературы». Почему повесть была так любима читателями на Руси? Чем интересна современному читателю литература прошлого и интересна ли? Этим вопросом в свое время задавался еще Пушкин и дал на него такой ответ: «Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, то поэзия (художественная литература - прим. Н.В.) остается на одном месте, не стареет и не изменяется. Произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны». Литература прошлых эпох имеет для нас безусловное познавательное значение, продолжает доставлять эстетическое наслаждение, особое эмоциональное состояние, которое испытывает человек, прикоснувшийся к миру искусства.
В основе настоящего произведения искусства лежит представление о прекрасном, а в основе прекрасного – представление об идеале - наиболее значимом и ценном для человека.
В Древней Руси существовало особое представление об идеале, которое, по словам Д.С. Лихачева, родилось отнюдь не в литературе, а имело конкретно-жизненное происхождение. Сегодня нам предстоит найти ответы на важные вопросы:
Почему Ермолай Еразм посвятил свою повесть князьям Муромским?
За какие качества характера и поступки Муромские чудотворцы были причислены к лику святых?
В чем смысл жизни человека-христианина?
Чтобы осмыслить произведение, получше познакомиться с автором повести, Ермолаем-Еразмом, узнать интересные сведения о Муроме, мы предлагаем вам послушать выступление наших исследователей.
Слово краеведу.
(Заранее предлагаем ученику тему исследования «Муром – святой город Руси». Презентация должна быть небольшой – 6, 7 слайдов. Конечно, акцент нужно сделать на тех местах Мурома, которые связаны с историей жизни Святых.)
О Ермолае-Еразме, авторе «Повести…», эпохе ее создания расскажет юный историк.
(Тема презентации: «Автор «Повести…» и эпоха ее создания». Необходимо отметить, что Ермолай-Еразм – талантливый публицист, писатель XVI века. Автор «Моления царю», «Книги о святой Троице», «Поучения к своей душе». Основная идея его произведений – следование идеалу милосердия и христианской любви. Говорим о митрополите Макарии и его просьбе, высказанной Ермолаю-Еразму, о создании жития Петра и Февронии Муромских, а также о личности Ивана Грозного, его поездке в Муром перед походом на Казань.)
Слово предоставляется искусствоведам.
(Тема презентации: «Святые Петр и Феврония Муромские в древнерусской иконописи». Во время выступления необходимо разъяснить важные стороны древнерусской живописи и ответить на вопрос:
Как удалось древним иконописцам передать образы Петра и Февронии?
Ни в житии, ни в древней легенде нет описания их внешности. Дело в том, что и древнерусский книжник, и древнерусский живописец не стремились запечатлеть внешность святых, а ставили перед собой задачу передать их внутренний облик, их духовное единство, молитвенное устремление к духовному, горнему миру. Так, Д.С. Лихачев писал, что искусство того времени отвергало «суету мира сего», мишуру украшений, декоративность и развлекательность. Ученый сравнивал «Повесть …» с «Троицей» Андрея Рублева, а Февронию с ангелами, изображенными на иконе.)
Работа с текстом
Известно, что заглавие в свернутом виде концентрирует, обобщает основное содержание текста, выражает его суть, «расшифровывает идею произведения». Заголовок дает дополнительную информацию о стиле, жанре, композиции, тональности произведения.
Прочитайте полное название произведения.
(«Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного в иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Евфросинией»)
Разберемся в смысле слов: «святой» - духовно и нравственно
непорочный, чистый, совершенный
«благоверный» - благой веры христианской
«преподобный» - подобный Богу
«достохвальный» - достойный похвалы
«чудотворец» - сотворивший чудо
Не правда ли, Ермолай Еразм уже в заглавии дал всеобъемлющую характеристику Муромских князей – Петра и Февронии.
- Как в заглавии обозначен жанр произведения?
(Обращаем внимание на то, что повесть в Древней Руси – это общая жанровая форма, она могла сочетать в себе произведения различных жанров)
- Какие жанры сочетает «Повесть…»?
(сказка, житие, бытовая и историческая повесть, легенда)
Повесть начинается со вступления, которое отсутствует в учебнике литературы.
(Текст вступления:
«Благослови,отче
Слава Богу Отцу и Единосущному Сыну, Слову Божию и Пресвятому и Животворящему Духу, Единому Божьему Естеству безначальному, вместе в Троице воспеваемому, прославляемому, почитаемому, превозносимому, исповедуемому, в которого веруем и которого благодарим. Слава Создателю и Творцу невидимому и неописанному, искони самосильно премудростью Своей все совершающему и все созидающему, просвещающему и прославляющему, все, что Он хочет, Своим самовластьем.
Сначала создал Бог на небе ангелов, духов и слуг своих, огнем палящих, умные чины, бестелесное воинство, их же величество неисповедимо. Также сотворил Бог все невидимое, что непостижимо уму человеческому. Сотворил Он видимые небесные стихии: солнце, и луну, и звезды. И на земле же давно создал Он человека по своему образу и от Своего трисолнечного Божества подобие тричисленное даровал ему: ум, и слово, и дух живой. И пребывает в людях ум - отец слову, слово же исходит от него, как сын посылаемый, на нем же почиет дух, ибо у каждого человека из уст слово без духа исходить не может, но дух вместе со словом исходит, а ум начальствует. Но не будем продолжать слова о сотворенном человеке, а вернемся к своему повествованию.
Безначальный Бог, создав человека, почтил его, и над всеми земными тварями царем поставил, и любил в человеческом роде всех праведников, грешников же миловал, желая всех спасти и в разум истинный привести.
Когда же отцовским благоволением и своим хотением, споспешествуемый Святым Духом, Один от Троицы, Сын Божий, не иной какой, а тот же Бог-Слово, Сын Отчий, благоволил родиться на земле плотью от Пречистой Девы Марии, и был человеком, не изменив Божества, и хотя ходил Он по земле, но от отцовских недр не отлучался. И в страстях Его божественное Существо бесстрастно пребывало. Бесстрастие же Его неизреченно и Его невозможно никакой притчею передать, невозможно ни с чем сопоставить, поскольку все - твари Его, в твари же Его узнаем бесстрастие, ибо если какое-либо дерево, стоящее на земле, будет срублено тогда, когда сияет на него солнце с небес, то оно будет страдать, а эфир солнечный от этого дерева не отступит и будет срублен вместе с ним, не страдая.
Говорим же о солнце и дереве, поскольку они твари Божии, Зиждитель же и Создатель неизречен. Он пострадал за нас плотью, грехи наши на кресте пригвоздил, искупил нас от миродержца льстеца дьявола ценою крови Своей честной. Об этом говорит сосуд избранный Павел: «Не будьте рабами людей купленных». После распятия же Господь наш Иисус Христос на третий день воскрес, а в сороковой день вознесся на небеса и сел справа от Отца, а в пятидесятый день от Отца послан был Дух Святой на святых учеников и апостолов. Они же всю Вселенную просветили верою, святым Крещением.
И сколько во Христа крестились, во Христа облеклись. Если же во Христа облеклись, то пусть не отступают от заповедей Его, не так, как льстецы и соблазнители, которые после крещения оставляют заповеди Божии, прельщенные красотами мира сего, а так, как святые пророки и мученики и все святые, Христа ради страдавшие от скорбей, от бед, тесноты, ран, в темницах, нестроениях, в трудах, бдении, постах, очищении, разуме, долготерпении, благости, в Духе Святом, в любви нелицемерной, в словах истинных, в силе Божией, - что ведомо Единому, знающему тайны сердечные, - ими же Он землю просветил, как небо звездами украсил, и почтил их чудотворениями, одних - молитв ради, и покаяния, и трудов, других - мужества ради и смирения, как этих святых прославил, о них же и наша речь пойдет».)
Попробуем разделить текст на смысловые части:
В начале Ермолай Еразм славит Троицу: Бога Отца, Сына и Животворящего Духа. Славословие - это не только древнерусская литературная традиция, но и глубокое религиозное мироощущение автора, для которого жизнеописание святого человека – важное духовное дело.
- Славословие
Стиль вступления напоминает Библию, ее размеренное неторопливое повествование. И это тоже не случайно – автор талантливый религиозный писатель и публицист, знаток Священного Писания.
Далее Ермолай Еразм вспоминает библейскую историю о сотворении мира и о пришествии на землю сына Божия – Иисуса Христа, о крещении людей.
- История о сотворении мира и о пришествии Иисуса Христа.
И завершает свое повествование важной мыслью: те, кто во Христа облеклись, не должны отступать от его заповедей, так как не отступили пророки, мученики и все святые.
Для автора святые – это звездочки, которыми украсил Господь землю, наградив их даром чудотворения.
- Святые – последователи Иисуса Христа, хранители его заповедей, звездочки, которые озаряют землю. Прославил их Господь за покаяние, молитву, труды и смирение.
Как вы думаете, каким образом вступление связано с основным повествованием?
В чем, по мнению автора, заключается смысл жизни человека-христианина?
Не правда ли, первая глава повести напоминает сказку?
Какие черты сказки мы можем назвать?
Каковы особенности композиции повести?
Соответствует ли повесть канонической композиции жанра жития?
Почему нет рассказа о детстве героев?
Игра в командах
(четыре команды)
Предлагаю вам немного поиграть
В этой коробочке разные предметы (ладан, золотая нить и иголка, деревянные прутики, меч-кладенец)
(по одному предмету на команду)
Какова роль этих предметов в повести?
Каждой команде предстоит ответить на три вопроса разного уровня сложности, в этих вопросах будет указан и предмет, роль которого в повести необходимо прокомментировать.
(раздаем листочки с вопросами)
1 команда:
А. В чем заключался смысл слов, сказанных Февронией: «Не хорошо быть дому без ушей, а горнице без очей»?
В. Какую роль играет в словесной ткани произведения нить с иглой?
С. Что означают слова Февронии: «Если не стану его женой, то нет смысла мне лечить его». В этих словах угадывается корыстный интерес Февронии или мудрая прозорливость? В какой момент сказаны были эти слова? Какое еще условие было высказано Февронией слуге Петра?
2 команда:
А. В чем заключается смысл слов, сказанных Февронией: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать»?
В. Какую символическую роль в тексте играет данное вещество?
С. «Радуйтесь, честные головы, ибо в воздержании, в смирении, и молитвах, и милостыне без гордости пожили». Кому принадлежат данные слова, как вы понимаете их смысл? Кто из авторов древнерусской литературы считает эти добродетели главными в жизни человека? Кого, по мнению, древнего книжника, можно победить этими добродетелями?
3 команда:
А. Как вы понимаете слова: «Брат мой ушел через ноги в глаза смерти смотреть»?
В. Какую роль играет данный предмет в «Повести о Петре и Февронии»?
С. Как вы понимаете слова: «Богатство тленных не берегли, но от Бога богатели»?
4 команда:
А. Что отвечает Феврония на слова Петра: «Если она мудра, то пусть из этого льну сделает мне рубашку, штаны и полотенце за то время, которое я буду находиться в бане»?
В. Какие чудеса совершались после смерти Петра и Февронии?
С. Какую символическую роль играет данный предмет в «Повести о Петре и Февронии»? Рассуждая о чудотворениях Февронии, можем ли мы провести параллель с картиной Рублева «Троица», на котором этот символ изображен?
Вывод
Проблемные вопросы:
За что причислены к лику святых Петр и Феврония?
Как вы понимаете слова: «Богатство тленных не берегли, но от Бога богатели»?
И.А. Ильин писал: «Люди — это цветы, а цветы в букете не могут быть одинокими. И если только цветок распустится как следует и начнет благоухать, садовник и возьмет его в букет.
Так и с нами, людьми. Кто любит, у того сердце цветет и благоухает; и он дарит свою любовь совсем так, как цветок свой запах. Но тогда он и не одинок, потому что сердце его у того, кого он любит: он думает о нем, заботится о нем, радуется его радостью и страдает его страданиями. У него и времени нет, чтобы почувствовать себя одиноким или размышлять о том, одинок он или нет. В любви человек забывает себя; он живет с другими, он живет в других. А это и есть счастье».
В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила любви Петра и Февронии?
Что больше всего ценит в человеке древнерусский писатель?
Домашнее задание: написать сочинение
- Чему научила меня «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
- Святые земли русской (образы Петра и Февронии в повести Древней Руси).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"
Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....
Разработка урока на тему "Сын Земли Русской - Святой благоверный князь Дмитрий Донской"
Урок помогает ребятам лучше узнать историю своего Отечества, познакомиться с лучшими примерами патриотизма....
Разработка урока литературы в 7 классе по повести о Петре и Февронии Муромских
Представлен урок литературы в 7 классе по известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Форма урока - урок закрепления и обобщения знаний по изученной повести....
Методическая разработка урока музыки "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора" для учащихся 5 класса
Открытый урок музыки по программе Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская (5 класс)...
Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»
Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные: 1.способствовать выявлению учащимися особ...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
"Повесть о Петре и Февронии Муромских" 7 класс. Современные интерактивные платформы на уроке литературы
Применение современных интерактивных платформ на уроке при изучении произведения "Повесть о Петре и Февронии Муромских" в 7 классе...